На реках вавилонских тамо седохом и плакахом

Детально: на реках вавилонских тамо седохом и плакахом - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сiона; на вербiих посреде eго обесихом oрганы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшiи нас о словесех песней, и ведшiи нас о пенiи; воспойте нам от песней Сiонских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Iерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебe, аще не предложу Iерусалима, яко в начале веселiя моего. Помяни, Господи, сыны eдомскiя в день Iерусалимль глаголющыя; истощайте, истощайте до основанiй eго. Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаянiе твое, eже воздала eси нам; блажен, иже имет и разбiет младенцы твоя о камень.

Перевод

При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: “пропойте нам из песней Сионских”. Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Давиду Иеремием

Давида, через Иеремию.

1 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.

1 У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе.

2 На вербиих посреде eго обесихом органы наша.

2 На ивах посреди него повесили мы органы наши,

3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.

3 ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении: “Пропойте нам из песен Сионских”.

4 Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?

4 Как споём мы песнь Господню на земле чужой?

5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

5 Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя!

6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

6 Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего.

7 Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго.

7 Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: “Разоряйте, разоряйте до оснований его”.

8 Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.

8 Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам;

9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

9 блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень!

Слава:

Слава:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.

Слава:

Великий пост еще впереди, но церковная служба уже готовит нас к нему. За три недели до поста, начиная с “Недели о мытаре и фарисее” на Всенощной поется “Покаяния отверзи ми двери”.Неделю спустя субботняя служба дополняется также псалмом 136 “На реках Вавилонских”. Этот псалом повествует о страданиях евреев в семидесятилетнем вавилонском плену и о их стремлении вернуться к разрушенному Иерусалиму.Этот псалом изображает наше удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления. Он возбуждает мужество бежать из этого плена трудной дорогой поста, в конце которой нас зовет свет Пасхи, свет горнего Иерусалима. Настоятель псковского Никольского храма в Любятове, митрофорный протоиерей Владимир Попов:“В эти дни в Церкви будет петься Псалом 136 “На реках Вавилонских”. Он написан в 500 годы до Рождества Христова, когда евреи были выселены вавилонским царем Навухудоносором в Вавилон, и поселены в Месопотамии, на берегах Ефрата и Тигра. Пленники евреев просили спеть песен Сионских, песен родины, но, “как нам петь песнь Господню на земле чужой? Пусть отсохнет рука моя, если забуду Иерусалим”.

Но я вспоминаю Ивана Алексеевича Бунина. Русский писатель, проживший большую часть своей жизни в эмиграции, он часто цитировал этот псалом: “Аще забуду тебя, Иерусалиме, забвена будет десница моя”. Бунин скорбит о родине: “аще забуду тебя, Россия, забвена будет десница моя” – то есть будет тело мое похоронено.

В XX веке произошло несколько удивительных событий, когда образ нашей страны не один раз совершенно менялся. Представьте себе, человек заснул в 1913 году, а проснулся через двадцать лет – в 1933 году. Он увидил чужую страну. Или заснет в 1980 – м году, а проснулся, скажем, сегодня. Он проснулся в чужой стране. Что происходит? Грех все более и более овладевает нашей страной, он ее разрушает, Россия разрушается на глазах, внешне быстро и ощутимо меняется.

Противиться этому нечем, кроме как, придя в себя, вновь и вновь возвращаться к Спасителю нашему Богу. Только этот поток настоящей жизни с Господом, поток любви, который течет через Церковь к русскому народу, может сохранить народ от исчезновения, которое нам всем грозит. Дорогие братия и сестры, держитесь за ризу Христову! Нам всем надо уцепиться за ризу Христову и руками, и зубами. Будем держаться – спасемся, не будем держаться – погибнем – и это святая правда!”

1.На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. 2.На вербиих посреде его обесихом органы нашя. 3.Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведши нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. 4.Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? 5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. 6.Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. 7.Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до основания его. 8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. 9. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень. Перевод:
В плену вавилонском на берегу рек сидели и плакали, замолкли наши песни, и арфы висели на вербах. Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да изсохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране, и если забуду тебя, Иерусалим! Господи, отомсти Едому за злобу его к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень детей твоих, дочь Вавилона, опустошительница!

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2671

Наступает второе воскресение подготовки к Великому посту, в которое читается Евангелие о блудном сыне. В это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 “На реках Вавилонских“. Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 (“Хвалите Имя Господне”) и 135 (“Исповедуйтеся Господеви яко Благ”). Псалом “На реках Вавилонских” является следующим по порядку в Псалтири. Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух.

Этот псалом – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев.

на реках вавилонских тамо седохом и плакахом

Ли Портер. Реки Вавилонские

Текст псалма переносит нас в VI век до Р.Х. Это было время неисчислимых бедствий иудейского народа. Вавилоняне вторглись на территорию иудейского царства, разграбили и уничтожили до основания Иерусалим. Так же был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где поклонялись Истинному Богу.

Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии.

“Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц” (Плач Иер. 2.7, 11). Казалось, что надежды на сохранение единства народа и возвращение домой уже нет. Никто не мог знать, что через 50 лет Вавилонское царство падет, а персидский царь Кир Великий милостиво разрешит иудеям вернуться домой и начать отстраивать город и Храм.

Ключ к пониманию псалма в том, что рассказ ведется в прошедшем времени. Пленение закончилось. Люди возвращаются домой. Можно себе представить, как у костра старец, переживший все тяготы вавилонского плена, поет своим детям и внукам:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом,
внегда помянути нам Сиона.
На вербиих посреде его обесихом органы наша…

Место действия – “реки Вавилонские” – реки Тигр и Евфрат с тысячами притоков и прорытых за многие века каналов. Кучка изможденных и очень бедно одетых людей скрывается от чужих глаз в зарослях ивняка на берегу небольшой речки или канала. У них отобрали абсолютно все, оставив им только тряпки, чтобы прикрыть наготу. Единственной памятью о Родине у них остались музыкальные инструменты, которые для завоевателей не имели никакой ценности. Бережно сохраняя от влаги и повреждений свои кинноры (простейшая арфа с несколькими струнами из жил животных, традиционная у евреев), они не положили их на землю, а аккуратно повесили на ветки деревьев. Все они расстроены, многие плачут. Причиной тому недавний случай:

Яко тамо вопросиша ны
пленшии нас о словесех песней
и ведшии нас о пении:
воспойте нам от песней Сионских.

Вавилонские конвоиры, сопровождая иудеев, видимо, на какие-то работы, обратились к ним с, в общем-то, безобидной просьбой: спеть что-то из их народных песен, чтобы веселее было идти. Они не могли предположить, какую бурю эмоций вызовет у пленников это предложение. Но народные песни иудеев были тесно связаны с верой в Бога и Богослужением. Поэтому петь их не на святом месте было бы кощунственным:

Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
Прильпни язык мой гортани моему,
аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима,
яко в начале веселия моего.

Вероятно, за отказ петь, люди понесли какое-то телесное наказание, но оно их не смутило. Они дают клятву, что примут и бОльшие беды (паралич правой руки, отсыхание языка), в случае если им случится забыть Родину. В основе любой радости (а пение – это радость) должна быть мысль о Боге. Для евреев же мысль о Боге была прочно связана с мыслью о родном городе Иерусалиме. Воспоминания о несчастной Родине приводят иудеев к гневу и воплю об отмщении врагам:

Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия
истощайте, истощайте до оснований его.
Дщи Вавилоня окаянная,
блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.

Почему первый вопль не о вавилонянах, как о непосредственных врагах, а об идумеях (“сынах Едомских”)? Идумеи – ближайшие родственники израильтян. Они были потомками Исава, родного брата Иакова-Израиля. Благополучие израильтян всегда было предметом зависти для идумеев. Они всегда старались принять активное участие в любых вражеских нападениях на Иудейское и Израильское царства. Библия сохранила для нас свидетельства, что во время захвата Иерусалима вавилонянами именно идумеи сожгли Храм (2Ездр., 4.45).

Церковь рассказывает эту историю нам именно сейчас, в период подготовки к Великому Посту не просто как урок древней истории. Вавилон был могущественным и развитым городом, в котором было все лучшее, что мог предложить Древний мир. С точки зрения многих народов жить в Вавилоне было привилегией. Но из Библии мы знаем, что причиной этого могущества и развитости вавилонской цивилизации было постоянное противодействие Богу Истинному. Именно поэтому в Библии Вавилон символизирует чрезмерную и избыточную привязанность к мирским благам, которая удаляет нас от Бога. Большинство современных людей оказывается как бы в вавилонском плену, порабощенные материальными достижениями цивилизации. Нас, христиан, Спаситель освободил из этого “вавилонского пленения”. Мы уподобляемся древним иудеям, вернувшимся на развалины родного города, который им только предстоит отстроить в течение долгих лет тяжелого труда. Так же и нам предстоит кропотливая работа по восстановлению Иерусалима и Храма наших души и тела, разрушенных грехом.

Один из важных уроков псалма в том, что нельзя молиться (т.е. “воспеть песнь Гоподню”), находясь “на земли чуждей” (т.е. будучи поглощенными привязанностями к благам цивилизации). Именно поэтому пост, как воздержание, настолько тесно связан с молитвой.

Еще один важный урок заключен в последней строке псалма. Она является как бы итогом всему. В своем буквальном, историческом смысле эта строка ужасна и жестока. Она описывает варварские методы ведения войны, которые практиковались в древнем мире (4Цар., 8.12; Ос., 10.14; Наум., 3.10). Но для нас, христиан, важен духовный смысл этой строки: с грехом надо бороться в самом зародыше, когда он проявляется еще только в помыслах и подспудных желаниях. Именно они являются “младенцами” “дщери вавилонской”. Поэтому счастлив тот, кто сможет поймать их в себе и разбить о камень, т.е. покаяться в них, прежде чем помыслы-младенцы разгорятся и возрастут до уровня греховных поступков и страстей. А Камень этот есть Святая Церковь и Господь наш Иисус Христос (Мф., 16.18; 1Петр 2.6-8; Рим., 9.33; 1Кор., 10.4).

Оценка 3.5 проголосовавших: 20
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here