О поклонах и крестном знамении

Детально: о поклонах и крестном знамении - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Церковная службы совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т.е. не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным уставом, а не от своего грешного самоволия. «Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя». (Мф. 6, 6) (свт. Филарет, митр. Московский)

Креститься без поклонов следует:

1.​ В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.

2.​ В начале пения или чтения «Верую».

3.​ На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».

4.​ В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

1.​ При входе в храм и при выходе из него — три раза.

2.​ При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй»,     «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

3.​ При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4.​ При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».

5.​ При словах «Честнейшую Херувим…».

6.​ При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

7.​ Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и     «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.

8.​ Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

9.​ При окончании пения или чтения каждой стихиры.

10.​ На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

1.​ В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.

2.​ В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».

3.​ На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».

4.​ По окончании пения «Тебе поем…».

5.​ После «Достойно есть…» или задостойника.

6.​ При возгласе «Святая святым».

7.​ При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».

8.​ При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».

9.​ В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на      каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

10.​ В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».

11.​ В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

1.​ При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».

2.​ При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

— в дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения;

— при словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Крестное знамение – не просто один из религиозных обрядов; прежде всего, это – великое оружие: патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах, 35).

В «Лавсаике» (книге, написанной на рубеже IV-V веков, повествующей о жизни египетских подвижников) рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543 гг.) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Вскоре некоторые люди, которым преподобный пришелся не по нраву, решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою Святого Креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886–1968 гг.) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: “Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: “Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – “Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: “Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: “Ну, что, тяжелый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, Иисус Христос, по воплощении Своем, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы — Божественную и Человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон. (Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земными, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли). Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по своей груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Краткое наставление.

Единообразие в молитве есть главная цель составления этого устава. Единообразие необходимо главным образом за тем, что бы мы не превозносились своим усердием и рвением, и других не осуждали, но все были едины, как члены одного Тела – Церкви, глава которого Христос. Поэтому более уместно особые подвиги благочестия в молитве, выраженные в увеличении числа поклонов как поясных, так и земных, оставить тайными, и совершать их келейно (дома), потому что Бог видяй в тайне, воздаст яве (Мф. 6:18). А в церкви совершать поклоны и знаменоваться крестом следует согласно правилам устава церковного. При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: “Вся же благообразно и по чину да бывают” (1 Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми» и пример молитвы мытаря (Лк. 18:13), который встал вдали и не смел даже поднять глаз на небо.

I. Креститься без поклонов полагается:

1. В начале и конце чтения Св. Писания.
2. В середине шестопсалмия при словах “аллилуиа”.
3. При чтении и пении Символа веры при словах: “Верую…”, “И во единаго Господа Иисуса Христа…”, “И в Духа Святаго…”. сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
4. На отпусте при словах: “Христос истинный Бог наш…”, при поминовении празднуемых святых.
5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах “Силою Честнаго и Животворящаго Креста” и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии “Спаси Боже…”.
6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. При каждом прошении ектеньи.
3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: “Слава Тебе, показавшему нам свет”.
4. На литургии при возгласах: “Станем добре, станем со страхом…”, “Победную песнь поюще…”, “Приимите, ядите…”, “Пийте от нея вси…”, “Твоя от Твоих…”.
5. При окончании Символа веры на слове: “Аминь”.
6. При чтении и пении слов “Приидите, поклонимся…”, “Святый Боже…”, “Аллилуиа”.
7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве “Спаси, Боже…”.
9. На каноне на каждом припеве.
10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах “Честнейшую…” и по “…величаем”.
11. При произнесении возгласа “Слава Тебе, Христе Боже…” и последнего перед отпустом.
12. При окончании отпуста.
13. При возгласах: “Господу помолимся” или “Ко святому… помолимся”.
14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Креститься с земным поклоном всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:

1. При входе и выходе из алтаря трижды.
2. На литургии при возгласе “Благодарим Господа”, при окончании песни “Тебе поем…”, после возгласа “И сподоби нас, Владыко…”.
3. При первом и втором явлении Святых Даров.
4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе “Святая Святым”.

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:

1. При входе и выходе из храма.
2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
3. На каждом припеве Песни Богородицы.
4. На “Достойно есть…”.
5. На великом повечерии при возглашениях “Пресвятая Владычице Богородице…” и других.
6. На вечерне и часах при пении тропаря.
7. На Изобразительных при пении “Помяни нас, Владыко…” — три поклона.
8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой “Боже, очисти мя грешного” (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Поклонение головы:

1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
2. На Великом входе.
3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения:

1. При словах “Мир всем”.
2. При словах ” Благословение Господне на вас…”
3. При словах “Благодать Господа нашего… буди со всеми вами”.
4. При словах ” И да будут милости Великого Бога… со всеми вами”.
5. При словах диакона “и во веки веков” (после “Яко свят еси…”).
6. При словах священника “вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…” кланяемся и отвечаем: “Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… “.
7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения:

1. Великим постом при возгласах “Свет Христов…”.
2. При перенесении Святых Даров во время пения “Ныне силы Небесные”.

IX. Стояние на коленях

1. Положено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом “преклонше колена… помолимся”.
2. Великим постом при пении “Да исправится…”.
3. На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
Здесь нужно отметить, что стояние на коленях не свойственно православным христианам и совершается только в указанных случаях. Совершив земной поклон, положено сразу встать, но по немощи, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исклучая поклоны перед Плащаницей).
3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
4. В дни причащения Святых Тайн.
5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до “Сподоби, Господи” на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

st-spiridon.ru/ustav_o_poklonah_i_krestnom_znameni

К разделу СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

о поклонах и крестном знамении

Каждый верующий приходящий в церковь крестится и совершает поклоны.Казалось бы всё понятно и просто. Однако, как говорил Василий Великий «В Церкви все благообразно и по чину да бывает».
Крестное знамение ( т.е. изображение знака креста), является видимым свидетельством и подтверждением нашей православной веры. Внешне молитвенное состояние проявляется в том, что человек креститься и совершает поклоны – малые (поясные) и великие (земные, касаясь земли коленями, руками и головой пола храма, земли).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два других — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами (пальцами) прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов (пальцев) означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутые перста (пальца) означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа. Соединения таким образом персты(пальцы) мы свидетельствуем, что Иисус Христос имеет два естества: Он — есть Бог и человек.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается обычно при словах (словословии) :
— «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы ,
— словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
— Когда священник благословляет верующих, произнося слова «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения.

О ПОКЛОНАХ.

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны не спеша и не замирая ( например, с рукой, воздетой ко лбу), одновременно со всеми молящимися в храме.Перед совершением поклона нужно перекреститься и только потом делать поклон.При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего своеволия и желания.
Свт. Филарет, митр. Московский пишет:«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)»

Пред началом всякого Богослужения нужно совершить по 3 поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком словословии ; «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на троекратном «Аллилуиа» и на «Буди Имя Господне» совершаются по 3 поясных поклона, только на «Аллилуиа» при чтении псалмов, поклоны не совершаются, но совершается крестное знамение. На словах «Сподоби, Господи» как на вечерни, так и на утрени совершаются по 3 поясных поклона

КРЕСТЯТСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ:

— При входе в храм и при выходе из него — три раза.
— При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
— На всех ектениях церковных служб (при прошениях) при возглашениях: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», совершается поясной поклон.
— При пении и а чтении молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся»
— При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
— При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
— При словах «Честнейшую Херувим».
— При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
— Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (окончанием службы)— по три раза.
— При взывании к Господу, Божией Матери или святым.
— На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

КРЕСТЯТСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ:

— В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.
— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
— В начале пения «Достойно и праведно есть».
— После слов «Тебе поем».
— После слов «Достойно есть»
—При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
—При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
— В Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне совершаются три поклона.
— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
— В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Совершается 3 земных поклона.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ совершается:

При словах священника
— «Мир всем»
— «Благословение Господне на вас»,
— «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
— «И да будут милости Великаго Бога» 
— При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

КРЕСТЯТСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ:

— В середине шестопсалмия на словах «аллилуиа» 3 раза.
— В начале Символа Веры «Верую».
— На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
— В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

КРЕСТИТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО:

— Во время псалмов.
— Вообще во время пения.
— Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ:

В воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в этот день совершается 3 земных поклона Кресту).

Источник:

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here