Обновится яко орля юность твоя

Детально: обновится яко орля юность твоя - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]
Не знаю, как для вас, а для меня эти слова были непонятны :)  Псалом Давиду, 102. 1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.2. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его,3. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,4. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами,5. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Псалом принадлежит Давиду.
По содержанию настоящий псалом — хвалебный; здесь пророк Давид излагает свою благодарственную молитву к Богу за полученные от Него благодеяния и перечисляет сами благодеяния.1–2. Обращаясь к душе своей, иначе — к самому себе, пророк Давид говорит: Прославляй, благослови, душа моя, Господа, и "и вся внутрeнняя моя" — все мои душевные силы прославляйте Его святое имя. Прославляй, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний ("воздаяний") Его.Пророк возбуждает себя, а вместе и каждого из нас к прославлению Бога за Его благодеяния всем существом, всеми силами, т. е. сердцем (ср.: Пс. 110, 1), устами (ср.: Пс. 108, 30) и делами (ср.: Мф. 5, 16).3–5. Далее пророк исчисляет и сами эти воздаяния, или благодеяния Божии.Прославляй, душа моя, Господа, прощающего ("очищающаго") все твои согрешения и исцеляющего все твои недуги (т. е. душевные и телесные немощи).Избавляющего тебя или жизнь твою от тления ("от истления", русск. перевод — от могилы) и окружающего ("венчающаго") тебя Своими милостями и щедротами, исполняющего во благо, или ко благу, твои желания, так что как бы юность твоя возвратится к тебе, как у орла возобновляется с нарастанием новых перьев сила, утраченная с выпадением старых. 6. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.7. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.8. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.9. Не до конца прогневается, ниже во век враждует,10. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.11. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. 6–7. И все это совершает Господь единственно по Своей безмерной милости, которую Он обнаруживает особенно к тем, кого обижают:Господь творит Свою милость и праведный суд ("судьбу") всем обижаемым ("обидимым").Таковыми обижаемыми были некогда израильтяне, и вот Господь указал ("сказа") Моисею пути Свои, т. е. спасительные пути Своего благого промышления об израильском народе, и всем израильтянам (через Моисея) открыл волю Свою ("хотения Своя"), разумеется, в заповедях, которыми устроялась жизнь народа.8–9. Продолжая исчисление благодеяний Божиих, за которые должно прославлять Бога, Псалмопевец говорит: Господь щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив. Он не до конца гневается ("не до конца прогневается") и не вовек негодует ("ниже в век враждует").10–11. Вообще Господь неизреченно милостив.Он поступал с нами ("сотворил нaм") не по беззакониям нашим и не по грехам нашим воздал нам (а, разумеется, по Своей милости), ибо как высоко небо над землею, так поставил Он ("утвердил eсть") милость Свою на боящихся Его, т. е. милость Божия неизменна и неизмерима. 12. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.13. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.14. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. 12–14. Такая великая милость Божия к нам выражается, между прочим, в том, что: Он удаляет от нас наши беззакония так же далеко, как далеко ("eлико") отстоит восток от запада (значит — совершенно очищает нас от грехов). Как отец милует ("якоже oтец щедрит") своих детей, так Господь милует боящихся Его (ср.: ст. 11), потому что Он знает наше создание, т. е. как и из чего мы созданы, помнит, что мы прах, т. е. созданы из праха земного. Иначе — Господь знает, что люди, как созданные из праха, слабы и немощны и после грехопадения своего прародителя уже слишком склонны падать и грешить (Иов. 14, 4; Пс. 50, 7). Зная это, Господь снисходит к их немощам, как отец к своим детям, и прощает им согрешения их. 15. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет,16. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.17. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его,18. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. 15–16. Человек, в самом деле, крайне слаб и немощен: человек — как трава дни его жизни — как цветок полевой ("сельный"), так скоро отцветает он: как только — "яко дух пройде в нем" и его уже более не будет, то он уже более не знает ("ктому не познает") места своего, т. е. покидает место свое.17–18. Но если с разлучением души от тела прекращается наша здешняя жизнь, зато милости Божии к нам не прекратятся и после этого. Милость же Господня к боящимся Его (ср.: ст. 11 и 13) продолжается навсегда ("от века и до века"). Праведное за добродетельную жизнь воздаяние ("правда") Его простирается даже на внуков ("на сынех сынов") тех, которые хранят завет Его и (не нарушают) помнят заповеди Его, чтобы исполнять их (ср.: Исх. 20, 6). 19. Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает.20. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.21. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.22. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа. 19. Милости Божии к людям не прекращаются с окончанием земной жизни потому, что Господь приготовил Себе престол на небе (т. е. в мире духовном, куда переселяются души умерших), и Его царство, следовательно, обладает всеми, так что и небо и земля (подножие Его, Ис. 66, 1) в Его обладании; живущие на земле и отходящие с земли – все в Его власти и все могут получать от Его щедрот.20–22. В заключение пророк Давид призывает к прославлению Бога Ангелов (ст. 20–21) и всех вообще тварей (ст. 22) и, наконец, побуждает к тому же себя самого (ст. 22).Прославляйте Господа все Ангелы Его, сильные по крепости своей настолько, чтобы слышать голос слов Его, т. е. сильные или способные выслушивать и понимать волю Его, и исполняющие Его веление ("творящии слово Его"). Прославляйте Господа, все силы Его, т. е. все силы небесные или все чины ангельские, Его слуги, исполняющие Его волю.Призвав Ангелов к прославлению Бога, пророк побуждает к тому же и все вообще создания Божии: прославляйте Господа все и на всяком месте владычества Его находящиеся создания Его, т. е. все творения Божии, не только бессловесные, но и предметы неодушевленные (вся вселенная действительно прославляет Бога, свидетельствуя своим мудрым устройством о высочайших совершенствах Творца (ср.: Пс. 18, 2).Призывает пророк все создания к прославлению Бога с той целью, чтобы этим сильнее побудить людей к славословию Бога. Если должны хвалить Творца бессловесные и неразумные твари, то не тем ли более должны славословить Его люди, получившие от Него несравненно большие и величайшие блага.Вот почему в заключение пророк, обращаясь к себе самому, и говорит: благослови, душе моя, Господа. Так учит нас пророк Давид прославлять Бога за Его благодеяния!

Наш разговор,надеюсь, близится к завершению. Мы подошли к предпоследнему псалму Шестопсалмия – сто второму.

Начнем как всегда с текста на церковно-славянском языке.

Псалом 102.

Благослови,душе моя, Господа, и вся внутрeнняямоя, имя святое eго; благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний eго; очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющагоот истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое; обновится яко oрля юность твоя. Творяй милостыниГосподь и судбу всем обидимым. Сказа пути своя моисеови, сыновом Израилeвым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует; не по беззакониeм нашым сотворил eстьнам, ниже по грехом нашым воздал eстьнам. Яко по высоте небесней от земли,утвердил eсть Господь милость свою на боящихся eго; eлико отстоят востоцы от запад, удалил eсть от нас беззакония наша. Якоже щедрит oтец сыны, ущедри Господь боящихся eго. Яко той познасоздание наше, помяну, яко перстьeсмы. Человек, яко трава дние eго, яко цвет селный, тако оцветет; яко дух пройдев нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся eго, и правда eго на сынех сынов, хранящих завет eго и помнящих заповеди eго творити я.Господь на небеси уготова престол свой,и царство eго всеми обладает. Благословите Господа, вси ангели eго, сильнии крепостию,творящии слово eго, услышати глас словес eго. Благословите Господа, вся силыeго, слуги eго, творящии волю eго.Благословите Господа, вся дела eго на всяком месте владычества eго; благослови, душе моя, Господа.

Давайте, как и в предыдущей теме, для начала составим список малопонятных слов и выражений и поговорим о них. Итак…

Внутренняя моя. Вот первый камень преткновения.Даже если сразу, не попадаясь в сети ложных размышлений о том, какой анатомический орган имел в виду царьДавид, сообразить, что внутренняя моя– это нутро, чрево, к правильному пониманию смысла стиха не придешь. Ибо для нас чрево – это хранилище, простите за прозу, кишок. А речь идет о хранилище души. Кстати сказать, знаете ли вы, как писалось старославянское слово сердце?СРЬДЦЕ! Ь обозначал звук, близкий к е,только более короткий. И слово означало буквально середину человека. То есть,то же самое, что и внутренняя.

От истления – от тления, порчи, гниения.

Исполняющаго во благих желание твое. Здесь самое время вспомнить, что желания наши и молитвы бывают порой не на пользу нам самим. Исполняющаго во благих – исполняющего на благо, во благо нам.

Обновится, яко орля, юность твоя. Совершенно непонятное выражение. Орляя – орлиная. Но это мало что прибавляет к пониманию.Разве у орла юность обновляется?.. Самое время заглянуть вТолковую Библию Лопухинаhttp://www.lopbible.narod.ru/psa/_psa086.htmи прочитать комментарий к стихам 1-5. Да,действительно, если верить древним сказаниям, обновляется… Есть и другая версия: обновится юность твоя, как(оперение) у орла. Она прозвучит в переводе Левинова.

Яко по высоте небесней от земли, утвердил eсть Господь милость свою на боящихся eго. Это место тоже малопонятно. А ведь это самый, пожалуй, радостный момент Шестопсалмия. Суть стиха – милость Господня так велика, что ее можно сравнить разве что с расстоянием от неба до земли.«Вот такой вышины» – сказали бы маленькие дети. А далее будет и «Вот такой ширины»:

Елико отстоят востоцы от запад, удалил eсть от нас беззакония наша. (Так далеко, как далеко отстоит восток от запада, удалил Господь от нас беззакония наша)

Персть– прах, пыль. (Не путать со словом перст – палец).

И не познает ктому места своего. О наречии ктому мы говорили в прошлый раз, когда речь шла о 87 псалме. Ктому – более, впредь, уже. И не познает более места своего…

Благословите Господа, вся силы eго, – здесь все понятно, если помнить, что силами называется один из ангельских чинов.

Немногоо грамматики. В 102 псалме нам довольно часто встречается такая форма прошедшего времени глагола, как перфект. Перфект состоит из так называемого «причастия на «л»(сегодняшнего глагола прошедшего времени) и глагола бытии в настоящем времени:сотворил есть, воздал есть, утвердилесть, удалил есть.

Своеобразиеэтой формы глагола заключается в том,что она обозначает действие, произошедшеев прошлом, результат которого важен для сего момента: сотворил есть – значит, важен не только факт действия в прошлом, но и результат в настоящем. Сотворил – и она (милость) есть, удалил беззакония – и их теперь нет. Конечно, мое объяснение морфологии грешит излишней примитивизацией. Но… время«Интернет-урока» ограничено, поэтому отсылаю вас к учебнику «Грамматикацерковно-славянского языка» иеромонахаАлипия Гамановича.

Ссылки на толкование псалма приведены ниже. Сегодня к Афанасию Великомуhttp://mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/psalms/102.htm присоединил свой несравненный голос Иоанн Златоуст:http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z05_2/Z05_2_88.htm

В конце, как обычно, переводы псалма на русский язык.

Псалом 102

Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего все беззакония твои,исцеляющего все недуги твои, избавляющего от тления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами, исполняющего ко благу желания твои, обновится, как у орла, юность твоя. Господь – творящий милостыни и судьбу всем обижаемым. Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не доконца будет гневаться и не во век негодовать. Не по беззакониям нашим Он сотворил с нами и не по грехам нашим Он воздал нам. Ибо сколь высоко небо над землею, – милость Свою утвердил Господь на боящихся Его. Насколько отстоит восток от запада, – Он удалил от нас беззакония наши. Как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его. Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах. Человек – как трава, дни его; как полевой цветок – так и он отцветет. Как только дух прошел в нем, не будет, и не узнает он больше места своего. Милость же Господня от века идо века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небе приготовил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все Ангелы Его, сильные крепостью,творящие слово Его, чтобы слышать глас слов Его. Благословите Господа, все силы Его, слуги Его, творящие волю Его. Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Пер. П. Юнгерова.

103 псалом.

Давида. Благослови, душа моя, Господа; все существо мое – благослови имя святое Его!

2. Благослови, душа моя, Господа, не забудь ни одного из Его благодеяний!

3. Он прощает все грехи твои, лечит все недуги твои,

4. Спасает от могилы жизнь твою, ограждает тебя покровительством и милосердием,

5. Насыщает тебя пищей; как орлу, возвращает юность твою!

6. Господь возвращает справедливость, дает правосудие всем угнетенным.

7. Он поведал Моше пути Свои, сынам Израиля – деяния Свои:

8. Милосердный и милостивый Господь, долготерпеливый и великий в покровительстве.

9. Не навек гнев Его, не навсегда запоминает обиду.

10. Не по грехам нашим Он поступает с нами, и не по преступлениям воздает нам.

11. Ибо, как небеса высятся над землею, так велико Его покровительство над боящимися Его.

12. Он отдалит от нас наши преступления, как далек восток от запада.

13. Как отец жалеет детей, так Господь жалеет боящихся Его.

14. Знает Он природу нашу, помнит, что мы – прах.

15. Человек, как трава; дни его, как дни цветка полевого;

16. Пролетел над ним ветер – и не стало, не найдешь, где был он.

17. Покровительство Господне страшащимся Его – во веки вечные. Он воздает за заслуги сыновьям и внукам

18. Хранящим союз Его, и помнящим повеления Его, чтобы исполнять их.

19. Господь утвердил на небесах престол Свой, и царство Его над всем простирается.

20. Благословите Господа, посланники Его, могучие витязи, исполнители слова Его, послушные слову Его!

21. Благословите Господа, все воинство Его, служители, исполняющие волю Его!

22. Благословите Господа, все создания Его, во всех местах владычества Его. Благослови Господа, душа моя!..

Меир Левинов.(Обратите внимание: переводы Левинова сделаны с Масоретского текста, иногда встречаются разночтения с Септуагинтой).

Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с 

правилами обновится яко орля юность твоя Пс.102:5. Обновится яко óрля юность твоя,

потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние. В возрасте 40 лет когти орла становятся слишком длинными и гибкими и он не может схватить ими добычу.
Его клюв становится слишком длинным и изогнутым и не позволяет ему есть.
Перья на крыльях и груди становятся слишком густыми и тяжелыми и мешают летать.
Теперь орел стоит перед выбором….либо смерть, либо длительный и болезненный период изменения, длящийся 150 дней….
Он летит в свое гнездо, находящееся на вершине горы и там долго бьется клювом о скалу, пока клюв не разобьется и слезет….потом он ждет, пока не отрастет новый клюв, которым он вырывает свои когти…когда отрастают новые когти, орел ими выдергивает свое слишком тяжелое оперение на груди и крыльях….
И тогда, после 5 месяцев боли и мучений, с новыми клювом, когтями и оперением орел снова возрождается и может жить еще 30 лет…..
Очень часто для того, чтобы жить, мы должны измениться, иногда этот процесс сопровождают боль, страх, сомнения….Мы избавляемся от воспоминаний, привычек и традиций прошлого…. Только освобождение от груза прошлого позволяет нам жить и наслаждаться настоящим и подготовить себя к будущему….

Интересные личности

  • Протоиерей

  • Митрофорный протоиерей

  • Священник

  • Протоиерей

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here