Оком благоутробным господи ноты

Детально: оком благоутробным господи ноты - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Трисвятое по Отче наш:

Трисвятое по Отче наш:

Таже тропари, глас 8: Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение, яко помале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Сего ради молюся: оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя.

Тропари, глас 8: Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение: ибо понемногу жизнь моя сокращается, и от дел нет мне спасения. Потому молюсь: “Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение и спаси меня!”

Слава: Яко Судии предстоящу, попецыся, душе, и страшнаго дне час помышляй, суд бо немилостив есть не сотворшым милости. Возопий убо Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши, помилуй мя.

Слава: Как бы стоя пред Судиёй, позаботься, душа, и о наступлении страшного дня помышляй, ибо суд без милости не оказавшим милости. Воззови же Христу Богу: “Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!”

И ныне: Страшнаго Твоего и грознаго, и неумытнаго суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имеяй лютая, яже един аз содеях прилежно. Темже страхом припадаю Тебе, вопия болезненно: молитвами рождшия Тя, Многомилостиве, спаси мя.

И ныне: Страшного Твоего и грозного и неподкупного суда, Христе, во уме представив день и час, трепещу, как злодей, собравший постыдные дела и поступки злые: их я один творил усердно. Потому со страхом повергаюсь пред Тобою, взывая в сокрушении: “По молитвам Родившей Тебя, Многомилостивый, спаси меня!”

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святый, Иже в вышних живый, и всевидяшим Твоим оком призираяй на всю тварь. Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и аще что к Тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Святой, на высотах живущий и всевидящим Твоим оком зрящий всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом, и Тебе молимся, Святой святых: простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего, и благослови всех нас, и, если мы чем пред Тобою согрешили вольно и невольно, Ты, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам и отмирные и неотмирные блага Твои. Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Таже тропари, глас 8: Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение, яко помале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Сего ради молюся: оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя.

Слава: Яко Судии предстоящу, попецыся, душе, и страшнаго дне час помышляй, суд бо немилостив есть не сотворшым милости. Возопий убо Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши, помилуй мя.

И ныне: Страшнаго Твоего и грознаго, и неумытнаго суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имеяй лютая, яже един аз содеях прилежно. Темже страхом припадаю Тебе, вопия болезненно: молитвами Рождшия Тя, Многомилостиве, спаси мя.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святый, Иже в вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь. Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и аще что к Тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Всенощное бдение

  • Благослови душе моя Господа(Греческий роспев обр.А.Львова) на церк.-славянском
  • Благослови душе моя Господа(Греческий роспев) на церк.-славянском
  • Благослови душе моя Господа(Д.Аллеманов для 3-х гол.)
  • Благослови душе моя Господа(Д.Аллеманов)
  • Блажен муж (Киевский роспев, гарм.Д.Соловьева)
  • Блажен муж (Рижское) на церк.-славянском
  • Блажен муж(Киевский роспев) на церк.-славянском
  • Богородице Дево радуйся (Роспев КПЛ)
  • Богородице Дево радуйся (Роспев КПЛ, для муж.хора)
  • Богородице Дево,радуйся(Воскресенского м-ря)на церк.-славянском
  • Великое Славословие (Болгарский роспев на 8-й глас)
  • Великое Славословие (двухголосье,И.Сахно) на церк.-славянском
  • Великое Славословие (К.Стеценко) на церк.-славянском
  • Великое Славословие (Роспев Киево-Печерской Лавры)на церк.-славянском
  • Великое Славословие (Роспев КПЛ для муж.хора пер.Л.Д.Малашкина)
  • Великое Славословие (Роспев КПЛ для муж.хора) на церк.-славянском
  • Великое Славословие(Роспев КПЛ, пер.Л.Д.Малашкина)
  • Величит душа моя Господа(Знаменный роспев гарм.И.Смирнова для муж.хора)на церк.-славянском
  • Величит душа моя Господа(Знаменный роспев гарм.И.Смирнова)на церк.-славянском
  • Величит душа моя Господа(К.Стеценко)
  • Взбранной Воеводе(муз.свящ.Д.Аллеманова для муж.хора) на церк.-славянском
  • Взбранной Воеводе(муз.свящ.Д.Аллеманова) на церк.-славянском
  • Воскресение Христово видевше (Киевский роспев, 1892)
  • Воскресение Христово видевше(Киевский роспев)на церк.-славянском
  • Днесь спасение миру бысть(гарм.Т.Мельниченко) на церк.-славянском
  • Запевы на Слава,и ныне 1-8 гласы ( Киевский роспев)
  • Запевы на Слава,и ныне 1-8 гласы (Сокращенный киевский роспев) ИСПРАВЛЕНО
  • Малое славословие (Виноградов) на церк.-славянском
  • Малое славословие (Знаменный роспев)
  • Малое славословие(муз.К.Пастернака для 3-х гол.)
  • Ныне отпущаеши (Роспев КПЛ)
  • Ныне отпущаеши(К.Стеценко)
  • Ныне отпущаеши(Киевский роспев)
  • Ныне отпущаеши(Киевский роспев,гарм.А.Рожнова для 3-х гол)
  • Ныне отпущаеши(Роспев КПЛ,обр.иером.Нафанаила,ред.для 3-х гол)
  • Ныне отпущаеши(свящ.Д.Аллеманов для муж.хора)
  • Ныне отпущаеши(свящ.Д.Аллеманов)
  • Преблагословенна еси,Богородице Дево, глас 6(Киевский роспев) на церк.-славянском
  • Прокимны воскресны на утрени гл.3(Знаменный роспев)на церк.-славянском
  • Прокимны воскресны на утрени гл.4(Знаменный роспев)на церк.-славянском
  • Свете тихий
  • Свете тихий (Роспев КПЛ для муж.хора) на церк.-славянском
  • Свете тихий (Роспев КПЛ) на церк.-славянском
  • Свете тихий (Роспев КПЛ, пер.Л.Д.Малашкина)
  • Свете тихий(для3-х гол) на церк.-славянском
  • Свете тихий(Знаменный роспев И.Смирнова для муж.хора) на церк.-славянском
  • Свете тихий(Знаменный роспев И.Смирнова) на церк.-славянском
  • Свете тихий(Киевский роспев) на церк.-славянском
  • Свете тихий(муз.А.Архангельского)
  • Свете тихий(сокр.киевский роспев,гарм.Н.Кедрова-сына)
  • Свети тихий (Роспев КПЛ, пер.Л.Д.Малашкина для муж.хора)
  • Свят Господь Бог 1-8 гласы(Знаменный роспев) на церк.-славянском
  • Сподоби Господи (напев Оптиной пустыни для муж.хора) на церк.-славянском
  • Сподоби Господи (напев Оптиной пустыни) на церк.-славянском
  • Степенна гл.1(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.2(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.3(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.4(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.5(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.7(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.8(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии в недели 2,4,6,8 гласов(Знаменный роспев)на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии(Греческий роспев)на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии(Знаменный роспев гарм.П.Турчанинова)на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии(П.Турчанинов ред.для 3-х гол)
  • Тропари по непорочнах (Киевский роспев) ИСПРАВЛЕНО
  • Тропари по непорочнах(Малый знаменный роспев гарм.П.Чесноков изл.архим.Матфей) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне (Роспев КПЛ,гарм.Л.Д.Малашкина для муж.хора)
  • Хвалите имя Господне (Роспев КПЛ,гарм.Л.Д.Малашкина)
  • Хвалите имя Господне(Валаам.напева гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне(Знаменный роспев гарм.И.Смирнова) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне(муз.А.Горошко) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне(муз.Т.Мельниченко)

оком благоутробным господи ноты

Подобны, как часть исконно церковного пения, обладают удивительным свойством. Они не подчиняются законам музыки (мажор/минор). То есть если напев минорный, то он должен сопровождать исключительно печальный текст и наоборот, если мажор, то звучит весело. Одна и та же мелодия подобна используется как для радостного праздника (например, подобен “Радуйся Живоносный Кресте” в службе Воздвижения Креста Господня), так и в период Великого поста, когда радость сменяется покаянием, и Кресту мы поклоняемся (тот же подобен на Крестопоклонной неделе Великого поста).

Или подобен “Тридневен” изначально является текстом воскресной стихиры, но часто на него положено петь тексты, связанные с распятием Господа.

При пении на мелодии подобнов певчии словно сами проникаются смыслом соответствующего текста и пение будет звучать в соответствии с настроением текста, конкретной службы. Это некое незримое действие Святого Духа, душа сама проникается нужным настроением. Я это ощущала на себе, что в самом деле удивительно.

И это ещё раз подтверждает тот факт, что не нужно откладывать подобны в долгий ящик, надо обязательно учить и петь эти мелодии. Уже за нас давно было продумано, что музыкально хорошо подойдет к тому или иному тексту и именно при соблюдении этого правила (своего рода тоже послушание) эффект будет максимальный, в том смысле, что пение будет настраивать молящихся на нужную волну.

Поэтому теперь рассмотрим каждый из наиболее распространенных подобнов по отдельности с нотными и аудио примерами и правилами их распева. Представленные ниже ноты охватывают лишь один вариант распева подобнов. Для многих из них существует несколько вариантов напевов, ноты которых будут представлены в третьей части.

ГЛАС 1

Самоподобен «Небесных чинов»Небѐсных чино̀в ра̀дование,/ на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство,/ Пречѝстая Дѐво,/ спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия,/ я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе,// Богоро̀дице, возложѝхом.Напев этого самоподобна очень простой и состоит всего из двух колен (мелодий). Оригинал (самоподобен) по сути является богородичном и находится как в приложении отпустительных богородичнов, которые поются в будничные службы в понедельник на «И ныне», если святому полагалась стихира на «Слава», так и в службе понедельника 1-го гласа на стиховне.

В богослужебных книгах указание о пении на «Небесных чинов» встречается достаточно часто. При пении стихиры на данный самоподобен разделить её нужно так, чтобы заключительный текст распевался на мелодию 2-го колена. Еще раз обращаю внимание, что в Минее часто стихиры разделены неверно, следует проверять.

Самоподобен начинается с безударного слога «не» (минорный квартсекстаккорд). Но стихиры, которые начинаются с ударного слога, соответственно должны распеваться с ударного слога «бе» самоподобна (минорное трезвучие).

Пример пения (Оптина Пустынь):Самоподобен «О, дивное чудо»О, дѝвное чу̀до!/ Исто̀чник Жѝзни/ во гро̀бе полага̀ется,/ и лѐствица к небесѝ гро̀б быва̀ет:/ веселѝся Гефсима̀ние,/ Богоро̀дичен святы̀й до̀ме./ Возопиѐм вѐрнии,/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:/ Благода̀тная, ра̀дуйся,/ с Тобо̀ю Госпо̀дь,/ подая̀й мѝрови// Тобо̀ю вѐлию мѝлость.Указание на пение на этот самоподобен реже встречается в богослужебных книгах. Он также сложнее по структуре, поэтому распеть его без нот будет не просто.

Самоподобен находится в службе Успения Пресвятой Богородицы, 1-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни.

Пример пения:
из службы Субботы Акафиста ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)

ГЛАС 2

Самоподобен «Егда от древа»Егда̀ от дрѐва Тя̀ мѐртва,/ Аримафѐй сня̀т всех Живота̀,/ смѝрною и плащанѝцею Тя̀, Христѐ, обвѝв,/ и любо̀вию подвиза̀шеся,/ сѐрдцем и устна̀ми/ Тѐло нетлѐнное Твоѐ облобыза̀ти./ Оба̀че одержѝмь стра̀хом,/ ра̀дуяся, вопия̀ше Тѝ:// сла̀ва снизхождѐнию Твоему̀, Человеколю̀бче.Самоподобен является стихирой на стиховне службы Великой Пятницы.

Состоит из 5-ти колен. Распевается он строго на 9 строк, из которых с 1-й по 4-й повторяются дважды друг за другом, а 9-я является заключительной. На это следует обращать внимание при разделении стихиры (в Минее бывают ошибки). Встречается достаточно часто. Несмотря на большое количество строк, запоминается легко. На него часто поют «Достойно есть» на литургии.

Пример пения (Псково-Печерский монастырь):Самоподобен «Доме Евфрафов»До̀ме Евфра̀фов,/ гра̀де святы̀й,/ проро̀ков сла̀во,/ украсѝ дом,/ в нѐмже Божѐственный ражда̀ется.Самоподобен находится в службе недели святых отцов (1-я стихира на стиховне).

Подобен ему – это стихира в службе русских святых – стихира на «Слава» на стиховне:

Но̀вый до̀ме Евфра̀фов,/ удѐле избра̀нный,/ Ру̀сь свята̀я,/ хранѝ вѐру правосла̀вную,// в нѐйже тебѐ утверждѐние.

Стихиры распеваются на 5 строк, обычно они такие же короткие по тексту, как и подобен, и повторять мелодии колен заново не приходится, если только при пении на него неизменяемых песнопений (к примеру, “Достойно есть”).

Пример пения (Троице-Сергиева Лавра):

ГЛАС 3

Самоподобен «Дева днесь»Достаточно известный тропарный самоподобен, является кондаком праздника Рождества Христова.

Дѐва днѐсь Пресу̀щественнаго ражда̀ет, и земля̀ вертѐп Непристу̀пному прино̀сит, А̀нгели с па̀стырьми славосло̀вят, волсвѝ же со звездо̀ю путешѐствуют, нас бо ра̀ди родѝся Отроча̀ Мла̀до, Превѐчный Бог.Помимо прямых указаний богослужбных книг для случаев пения на этот подобен (к примеру, для кондака Покрова Борогорицы) его прекрасно можно применить в службе в период Великого поста – Суббота Акафиста, где кондак Взбранной Воеводе должен исполняться 8 раз. Поэтому часто для этих целей используют 8 напевов разных подобнов на 8 гласов.

Пример пения (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):

ГЛАС 4

Самоподобен «Дал еси знамение»Да̀л есѝ зна̀мение/ боя̀щимся Тебѐ Го̀споди,/ Крѐст Тво̀й честны̀й,/ ѝмже посрамѝл есѝ/ нача̀ла тьмы̀ и вла̀сти,/ и возвѐл есѝ нас/ на пѐрвое блажѐнство,/ тѐмже Твоѐ человеколю̀бие сла̀вим,/ Иису̀се Всесѝльне,// Спа̀се душ на̀ших.Самоподобен является стихирой Октоиха на стиховне утрени в среду.

Состоит из 4-х колен и заключительного, но после 4-го перед заключительным снова следует 1-е. Стихиру следует разделять так, чтобы перед заключительной петь 1-ю мелодию.

Стихиры на этот самоподобен встречаются достаточно редко. Чаще у 4-го гласа можно увидеть подобны «Яко добля» и «Званный свыше». Но они по структуре сложнее и поются обычно по нотам.

Пример пения ( Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):

Самоподобен «Яко добля»Самоподобен «Яко добля» находится в службе Георгию Победоносцу (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне).

Я̀ко до̀бля в му̀ченицех,/ страстотѐрпче Гео̀ргие,/ сошѐдшеся днѐсь восхва̀лим тя,/ я̀ко течѐние совершѝв, вѐру соблю̀л есѝ,/ и прия̀т от Бо̀га побѐды твоея̀ венѐц:/ Его̀же молѝ, от тли и бед изба̀витися,/ вѐрою соверша̀ющим// всечестну̀ю па̀мять твою.Пример пения (Хор ПСТГУ – Течение совершил еси, Филиппе святителю)Самоподобен «Званный свыше»Самоподобен «Званный свыше» – стихира на “Хвалитех” из службы апостолам Петру и Павлу (29 июня).

Зва̀нный свы̀ше,/ а не от человѐк,/ егда̀ земна̀я тьма̀/ помрачѝ о̀чи телѐсныя,/ нечѐстия облича̀я сетова̀ние,/ тогда̀ небѐсный свет облиста̀/ мы̀сленныя о̀чи,/ благочѐстия открыва̀я красоту̀./ Тѐмже позна̀л есѝ изводя̀щаго свет из тьмы̀/ Христа̀ Бо̀га на̀шего:/ Его̀же молѝ,// спастѝ и просветѝти ду̀ши на̀ша.Пример пения (Хор ПСТГУ – Егда прежде рождества твоего): Стихиры 4 гласа. Подобен ‘Званный свыше’

ГЛАС 5

Самоподобен «Радуйся Живоносный Кресте»Ра̀дуйся Живоно̀сный Крѐсте,/ благочѐстия непобедѝмая побѐда,/ двѐрь ра̀йская,/ вѐрных утверждѐние,/ Цѐркве ограждѐние,/ ѝмже тля разорѝся и упразднѝся,/ и попра̀ся смѐртная держа̀ва,/ и вознесо̀хомся от землѝ к небѐсным:/ ору̀жие непобедѝмое,/ бесо̀в сопротивобо̀рче,/ сла̀ва му̀чеников,/ преподо̀бных я̀ко воѝстину удобрѐние,/ приста̀нище спасѐния,// да̀руяй мѝру вѐлию мѝлость.Самоподобен является стихирой на «Слава» на стиховне службы Крестовоздвижения (14 сентября).

Эта же стихира есть также в службе Крестопоклонной недели Великого поста.

Напев подобна «Радуйся…» состоит из 4-х колен и заключительного. Стихиру распределять лучше так, чтобы заключительная мелодия была после 4-го, 1-го либо 2-го колен.

Существуют разные варианты распева для 1-го, 3-го и 4-го колен (см. ноты).

Пример пения –
Из службы Живоносного Источника в Светлую Пятницу ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):

ГЛАС 6

Самоподобен «Тридневен»Самоподобен «Тридневен» – воскресная стихира Октоиха на «Хвалитех».

Триднѐвен воскрѐсл есѝ, Христѐ, от гро̀ба/ я̀коже пѝсано ѐсть,/ совоздвѝгнувый праотца̀ на̀шего./ Тѐмже Тя и сла̀вит/ ро̀д человѐческий,// и воспева̀ет Твоѐ воскресѐние.Очень проста его структура, всего 2 колена, заканчивается 2-м либо его хорошо заканчивать мелодией заключительного колена напева ирмологического 6-го гласа, называемого в обиходе «Волною морскою» (ноты). При выборе мелодии заключительного колена хорошо сопоставить мелодию с текстом стихиры. Мы можем встретить указания петь на данный подобен как радостные праздничные стихиры (как воскресная, они повествуют о воскресении Господа), так и стихиры, связанные со скорбью о распятии Христа.

Сравните текст воскресной стихиры со следующим текстом Крестобогородична из службы в пятницу на стиховне утрени 3-й седмицы Великого поста, который по указаниям Триоди поётся на данный подобен:

Всечѝстая, я̀ко вѝде Тебѐ/ на крестѐ повѐшена,/ пла̀чущи вопия̀ше ма̀терски:/ Сы̀не Мо̀й, и Бо̀же Мо̀й,/ сладча̀йшее Моѐ Ча̀до,/ ка̀ко терпѝши// стра̀сть поно̀сную.Заканчивать напевом на «Волною морскою» лучше при радостном тексте стихиры, не делая музыкального ударения на новую мелодию, тем самым не отвлекая от самого текста мелодическим подъёмом. В случае воскресных стихир и иных радостных текстов хорошо музыкально приукрасить и сделать акцент на заключительном тексте, спев его на «Волною морскою».

На эту мелодию также часто поют 3-й антифон «Во Царствии Твоем».

Пример пения (Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):Подобен «Все отложше»Стихира на литии службы всем русским святым. Интересен тот факт, что на литии этой службы поются стихиры на все восемь гласов на различные подобны.

Все отложѝвше/ житѐйское томлѐние/ и сла̀дость теку̀щую презрѐвше,/ крест взя̀сте, я̀ко ѝго Божѐственное,/ и Христу̀ послѐдовасте,/ и к Небѐсному поко̀ю чу̀дно вселѝстеся./ О дру̀зи Христо̀ви, сосу̀ди честнѝи,/ святѝи вси, в России просия̀вшии,/ приидѝте посредѐ нас невѝдимо,/ предначина̀юще торжество̀ и пѐние/ и сподобля̀юще даро̀в невещѐственных// ваш пра̀здник соверша̀ющих светолѐпно.Подобен состоит из 5-ти колен и заключительного, при этом мелодии повторяются после 5-го начиная с 3-го, т.е. 1-е и 2-е поются только один раз. Заканчивать необходимо после мелодии 5-го, в крайнем случае – после 3-го колена.

У этого подобна может быть два окончания, первое – как указано в нотах и второе – на заключительную мелодию «Волною морскою» (как «Тридневен»).

Также существует 2 варианта теноровой партии в 4-м колене – один из тех случаев, когда тенору в единственном лице принадлежит мелодическая партия, а все остальные голоса смиренно ждут, когда тенор её споет 🙂

Пример пения (Хор Нижегородской Духовной Семинарии):

Подобен «Волною морскою»Не является подобном как таковым. Это ирмологический напев 6-го гласа, но я решила включить его в список вместе с подобнами, поскольку он не употребляется в обиходе постоянно для пения ирмосов в отличие от остальных ирмологических гласов.

Волно̀ю морско̀ю/ Скры̀вшаго дрѐвле,/ гонѝтеля мучѝтеля,/ под землѐю скры̀ша спасѐнных о̀троцы;/ но мы, я̀ко отроковѝцы,/ Го̀сподеви поѝм,// сла̀вно бо просла̀вися.Воскресные ирмосы на него обычно не поются. Этот напев используется в Великий пост для пения ирмосов канонов Страстной седмицы. Также на него иногда поют ирмосы Великого покаянного канона Андрея Критского, и неизменяемые песнопения «Достойно есть» или песнь Богородицы «Величит душа моя Господа».

Напев не сложный, состоит из 3-х колен и заключительного, после 3-го следует 2-е, т.е. 1-е поётся только один раз. Начинаться может с типичного для 6-го гласа минорного квартсекстаккорда либо, если на начало приходится ударный слог, существует два других варианта начала (см. ноты).

Существует иной более умилительный вариант напева с измененным 3-м коленом для тенора и баса (соответственно используется как минимум для трио). Пример см. на «Достойно есть».

ГЛАС 8

Самоподобен «О, преславного чудесе!»Самоподобен «О, преславного чудесе!» является стихирой на «Хвалитех» службы Крестовоздвижения.

О, пресла̀вного чудесѐ,/ живоно̀сный сад,/ Крѐст пресвяты̀й,/ на высоту̀ возно̀сим явля̀ется днѐсь./ Славосло̀вят вси концы̀ земнѝи,/ устраша̀ются дѐмонские полкѝ,/ о каковы̀й дар земны̀м дарова̀ся,/ ѝмже Христѐ, спасѝ ду̀ши на̀ша,// я̀ко Едѝн Благоутро̀бен.Самоподобен содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1-я и 2-я повторяются дважды в начале стихиры, затем следуют 3-я и 4-я, снова 1-я, 2-я единожды и заключительная 5-я. Разбивать стихиры необходимо строго по этой схеме. Бывает, правда, что заканчивать приходится после 1-го колена. Встречается достаточно часто для пения стихир на глас 8.

Пример пения – Из службы блаж. Ксении Петербургской (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)

Самоподобен «Се Жених»Се Женѝх грядѐт в полу̀нощи,/ и блажѐн раб, его̀же обря̀щет бдя̀ща:/ недосто̀ин же па̀ки, его̀же обря̀щет уныва̀юща./ Блюдѝ у̀бо душѐ моя̀,/ не сно̀м отяготѝся,/ да не смѐрти предана̀ бу̀деши,/ и Ца̀рствия вне затворѝшися,/ но воспрянѝ зову̀щи:/ Свят, Свят, Свят есѝ Бо̀же,// Богоро̀дицею помѝлуй нас.Этот подобен является напевом для тропарей, а не стихир и используется в период Великого поста. Напев очень простой, двухстрочный, заканчивается 2-й строкой.

Пример пения (Оптина Пустынь):

Возможно, что приведённые примеры пения подобнов (особенно в монастырском исполнении) растрогают Ваши души и привьют любовь в этим умилительнейшим мелодиям, которые сами заставляют душу молиться и возноситься к Господу.

Ни одно авторское песнопение не обладает таким свойством, потому что в нём присутствует отголосок личности конкретного человека. В церковном пении личность должна преобладать лишь одна – Триединый Господь и всё остальное вокруг Него.

оком благоутробным господи ноты

Соборная молитва по соглашению “Доброуст”. Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!

Это часть моего нотного сборника содержит ноты песнопений Божественной литургии св. Иоанна Злагоустаго древних роспевов в моей редакции, моих сочинений в духе древних напевов и примеры современных греческих напевов.

оком благоутробным господи ноты

Часть III-я:
Литургия древних распевов
Саранск 2005

Содержание

«Исонная литургия» — сочинения и переложения
в духе древних роспевов Православной Церкви

Мирная ектения (Византийский роспев)
Мирная ектения (Обиходный напев)
Мирная ектения (Сербский напев)
Мирная ектения (Сербский напев, второй вариант)
Мирная ектения (Старо-Болгарский напев)
Мирная ектения ИС № 2
Мирная ектения ИС № 3
Первый антифон и малая ектения
Первый антифон (Обиходный напев 1-го гласа)
Второй антифон
Второй антифон (Обиходный напев 1-го гласа)
Единородный Сыне
Малая ектения (Старо-Болгарская, Обиходная, Греческая)
Третий антифон
Третий антифон (трехголосный)
Приидите поклонимся
Трисвятое
Аллилуия
Ектении до Херувимской песни
Сугубая ектения (трехголосная)
Херувимская песнь ИС № 20
Херувимская песнь (Болгарский напев гл. 5-й)
Херувимская песнь (Путевой роспев — ИС № 25)
Ектении после Херувимской песни и «Отца и Сына»
Ектении после Херувимской песни и «Отца и Сына» (трехголосное)

Милость мира (глас 1-й, изложение старо-болгарского напева) Милость мира (знаменного роспева, ИС)

Милость мира (ИС, № 8)
Достойно есть и ектения (к Милости мира № 8)
Достойно есть и ектения (напев «царя Феодора» и знам. роспев)
Ектении после «Достойно» и после «Отче наш» (старо-болгарская, знаменная, «ин роспев»)
Ектении после «Достойно» и после «Отче наш»
Просительная ектения (Византийская и ИС № 4)
«Един Свят» и «Чашу спасения» (изл. старо-болгарского роспева)
Причастен «Хвалите Господа» (изл. древнеримского напева)
Причащение мирян (изл. древнеримского напева, византийское)
Окончание литургии (изл. древнеримского напева)
Причащение мирян и окончание литургии (трехголосное)

Ноты песнопений Божественной литургии на греческом языке, совершавшейся в Московской Духовной Академии в 1993 — 1994 гг. (исправлены и дополнены в соответствии с оригиналом напевов греческого Преображенского монастыря (Бруклин, Массачусетс) в 2005 году)

Мирная ектения и антифоны
Единородный Сыне (первый вариант)
Единородный Сыне (второй вариант)
Приидите поклонимся (первый и второй варианты)
Трисвятое
Трисвятое (обиходный напев)
Аллилуия по гласам
Опевание Евангелия и ектении
Херувимская песнь
Ектения и «Отца и Сына»
Милость мира
Достойно есть 1-го гласа
«Ангел вопияше»
Ектении, «Един Свят» и причастен
Окончание литургии

Ноты византийских песнопений Божественной литургии
на славянском языке по обиходу греческого франкофонного прихода Константинопольского патриархата г. Лозанна (Швейцария)

Великая ектения
Антифоны и «Единородный Сыне»
«Приидите поклонимся»
Трисвятое
Аллилуия
Сугубая ектения
Херувимская песнь (Л. Петридис — ИС)
Евхаристический канон (Г. Канеллидис — ИС)
Достойно есть (И. Навплиотис — ИС)
После «Отче наш»
После причащения мирян
«Буди имя» и «Благословляющего»

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here