От тайных моих очисти мя

Детально: от тайных моих очисти мя - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

В конец, псалом Давиду

К исполнению. Псалом Давида.

1 Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

1 Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь.

2 День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.

2 День дню изливает речь, и ночь ночи возвещает знание.

3 Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их.

3 Нет ни наречий, ни языков, на которых не слышатся их голоса.

4 Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. В солнце положи селение Свое,

4 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. В солнце Он устроил обитель Свою,

5 и Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь.

5 и оно, как жених, выходящий из брачного чертога своего, возрадуется, как исполин, пробежать путь.

6 От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты Его.

6 От края небес восход его, и нисхождение его – до края небес, и никто не укроется от теплоты его.

7 Закон Господень непорочен, обращаяй душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы.

7 Закон Господень непорочен, обращающий души, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцев;

8 Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи.

8 повеления Господни правы, веселящие сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи;

9 Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе,

9 страх Господень чист, пребывающий во век века, суды Господни истинны, праведны все вместе,

10 вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота.

10 вожделеннее золота и многих камней драгоценных, и слаще мёда и сота.

11 Ибо раб Твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много.

11 И вот, раб Твой хранит их; в соблюдении их – воздаяние многое.

12 Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя,

12 Согрешения кто поймёт? От тайных дел моих очисти меня

13 и от чуждих пощади раба Твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду и очищуся от греха велика.

13 и от чуждых сбереги раба Твоего. Если они не овладеют мною, тогда непорочен буду и очищен от греха великого.

14 И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой.

14 И будут во благоволение слова уст моих, и попечение сердца моего пред Тобою всегда, Господи, помощник мой и избавитель мой.

Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. В солнце положи селение Свое, и Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь. От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты Его. Закон Господень непорочен, обращая душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждшия паче меда и сота. Ибо раб Твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой.

1-02-2017, 00:11

Оглавление [Показать]

От тайных моих очисти мя

от тайных моих очисти мя

1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовию, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преуспеяния не одною Божественною силою и благодатью без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностию и силою без содействия свыше Божией руки; потому что аще не

Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий, а равно всуе – трудящийся и зиждущий

(Пс. 126:1).

2. Вопрос. Что такое воля Божия, к познанию которой восходить Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12:2)?

Ответ. Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть, очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8); и: будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть. И еще сказано: буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс. 118:80); и еще: тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. И еще вопрошающему: кто взыдет на гору Господню? – дан ответ: неповинен рукама и чист сердцем (Пс. 23:3-4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию.

3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что они как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: от тайных моих очисти мя (Пс. 18, 13), то есть с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие нами; если притом напрягаем к этому силы, и всяким хранением блюдем сердце свое.

4. И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например, тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Втор. 22:10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною. На одном участке земли не возделывай двух плодов. Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев. 19:19). Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами – с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128).

5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе – деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Сказано: разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5:7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Пс. 27:3); и также: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Пс. 57:2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да просветится свет ваш пред человеки (Мф. 5:16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5:44)?

Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (1 Кор. 10:31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством, говорит: ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3:15).

6. Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13:7-8). Словами: николиже отпадает означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, – не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарования исцелений в сравнении с любовью ничто.

7. Сим Апостол указал цель совершенства, чтобы каждый, сознавая себя обнищавшим от толикого богатства, с горящим и напряженным духом поспешал к сему последнему пределу, и таким образом, протекал духовное поприще, пока не достигнет оного, по сказанному: тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9:24).

8. Разумей, что отречься себя значит во всем предать себя братству, не водиться ни в чем своею волею, и не быть господином чего бы то ни было, кроме единой ризы, чтобы человек, соделавшись вполне независимым, с радостью мог держаться только предписываемого ему, и подобно невольнику вести себя со всеми, а тем паче с настоятелями, повинуясь рекшему Христу: иже аще хощет в вас быти первый и вящший, пусть будет слугою всем, и последним, и рабом (Мф. 20:26-27), не домогаясь ни чести, ни славы, ни похвалы, не пред очима точию работая, аки человекоугодник, но почитая себя обязанным во всем услуживать братии в любви и простоте (Кол. 3:22).

9. Настоятели братства, как приставленные к делу великому, должны поборать козни противоухищряющейся злобы, чтобы, по страсти гордыни властвуя над братьями, как над подчиненными, вместо великой пользы не сделать себе вреда. Напротив того, как сердобольные отцы, ради Бога посвятив себя на служение братству и телесное и духовное, пусть заботятся о братьях, и во всякое время прилагают попечение, их, как чад Божиих, где нужно, обличать и, в чем должно, утешать, чтобы, под предлогом смирения и кротости, монастыри не пришли в неустройство, не соблюдая надлежащего чина между настоятелями и подначальными. В тайне же ума настоятели да почитают себя недостойными рабами всех братьев, и как пестуны, которым вверены духовные чада, со всяким благодушием и со страхом Божиим да стараются направлять каждого ко всему доброму, но не зная, что соблюдается для них великая, неотъемлемая и всякий труд превышающая награда.

10. Как взявшие на себя обязанность быть пестунами юных, даже иногда и собственных своих господ, для образования и благочиния нравов не затрудняются со всею свободою наносить им удары: так и настоятели, не по страсти гнева и высокоумия, не за себя отмщая, должны наказывать братьев, имеющих нужду в каком-либо вразумлении, но со всем добросердечием, с целью духовной пользы доводить их до исправления.

11. Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За сею же заповедью не трудным делается исполнить и вторую, – разумею заповедь о любви к ближнему. Первое предпочитай всему прочему, и о сем старайся больше, нежели об ином; в таком случае за первым последует и второе. Если же кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди, разумею заповедь о любви к Богу, которая составляется в нас внутренним нашим расположением, благою совестью, здравыми понятиями о Боге, при содействии вместе и Божией помощи, – вознамерится только посвятить себя второй заповеди, попечению о внешнем служении; то невозможно ему будет исполнять сию заповедь здраво и чисто. Ибо коварная злоба, как скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге, любви и стремления к Нему, или представляет повеления Божия неудобоисполнимыми и трудными, и возбуждает в душе ропот, печаль и жалобы на служение братьям, или обольщает человека самомнением о своей праведности, и убеждает почитать себя досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди.

12. Когда человек почитает сам себя рачителем заповедей; тогда явно он погрешает, и не хранит верно заповеди; потому что сам о себе произносит суд, и не ожидает Дающего истинный суд. Когда Дух Божий спослушествует духови нашему, по изречению Павлову (Рим. 8, 16): тогда только бываем неложно достойными Христа и чадами Божиими, а не когда будем оправдывать себя в собственном своем самомнении. Ибо сказано: не хваляй себе, сей искусен, но егоже Господь восхваляет (2 Кор. 10:18). Когда оказывается, что нет в человеке ни памятования о Боге, ни страха Божия, тогда великая настоит ему нужда, любить славу и уловлять похвалы тех, кому услуживает. А такового Господь наименовал неверным, как было уже сие объяснено; ибо сказано: како вы можете веровать, славу друг от друга приемлюще и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5:44)?

13. В любви к Богу можно преуспевать, как сказано, при великом борении и груде ума посредством святых размышлений и непрестанного попечения о всем прекрасном; потому что противник препятствует нашему уму, и не дозволяет ему удерживаться в божественной любви памятованием о всем прекрасном, но обольщает чувство земными пожеланиями. Смерть и, так сказать, удавление лукавому, когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памятовании о Боге. Отсюда могут проистекать искренняя любовь к брату, истинная простота; а также кротость, смирение, искренность, благость, самая молитва, и весь преукрашенный венец добродетелей чрез одну и единственную первую заповедь о любви к Богу приемлют совершенство. Посему, потребны великое борение, тайный и сокровенный труд, испытание помыслов, и обучение изнемогших чувствий души нашей к рассуждению добра же и зла, укрепление утомленных членов души, и оживление их тщательным устремлением ума к Богу. Ибо ум наш, таким образом прилепленный всегда к Богу, по изречению Павлову, бывает в един дух с Господом.

14. Сие же тайное борение и труд, и размышление надобно непрерывно иметь любителям добродетели, приступая к исполнению всякой заповеди, молятся ли они, или услуживают, едят ли, или пьют, чтобы все, что ни делается доброго, совершалось во славу Божию, а не к нашей славе. Всякое же исполнение заповедей будет для нас удобно и легко, когда любовь Божия облегчает их и разрешает всю их трудность.

15. Все усилие, как было объяснено, и рачение у противника о том, чтобы прийти ему в возможность, отвлечь ум от памятования о Боге, от страха Божия и от любви Божией, земными обольщениями и приманками, отвращая его от истинно доброго к мнимо хорошему.

16. Добродетели одна с другою связаны и одна на другой держатся, подобно какой-то священной цепи, в которой одно звено висит на другом. Так например, молитва держится на любви, любовь на радости, радость на кротости, кротость на смиренномудрии, смиренномудрие на служении, служение на надежде, надежда на вере, вера на послушании, послушание на простоте; как и противные им пороки один с другим связаны, например, ненависть с раздражительностью, раздражительность с гордостью, гордость с тщеславием, тщеславие с неверием, неверие с жестокосердием, жестокосердие с нерадением, нерадение с разленением, разленение с небрежностью, небрежность с унынием, уныние с нетерпеливостью, нетерпеливость с сластолюбием; а таким же образом и прочие члены порока держатся один на другом.

17. Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы призре Бог, а на дары Каиновы не внят (Быт. 4:3-5). Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу.

Макарий Великий. 

Слово второе. О совершенстве духовном

1121. Как приучить себя к послушанию? В житейских делах надо выработать в себе такую привычку: ближнего предпочитать всякому делу. Например, если мы заняты каким-либо делом, а услышим просьбу ближнего помочь ему в чем-либо, то надо тотчас же прервать свое занятие и исполнить просьбу ближнего, чтобы успокоить его.

1122. Как принимать к себе посетителей?Приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, должно принимать с лаской и веселым видом, а внутренно смиряться и считать себя ниже его. Хорошо отпустить от себя посетителя с подарком, с гостинцем, нужным для ближнего, со сладостями (для детей), хорошо снабдить ближнего божественной книгой (сообразуясь с духовными запросами его и степенью его развития). От посетителей же, которые приходят к нам с целью развлечения, чтобы отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем духовный вред и разорение через их болтовню.

1123. Почему так важно скрывать свои хорошие дела?Потому что открытие их людям уничтожает их. Святитель Феофан Затворник пишет: “Сколько можно, скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их”.

1124. Можно ли солгать?Ко лжи надо прибегать лишь в крайних случаях (при искушениях), и очень редко, как к опасному лекарству, и делать это со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и необходимость, и тогда человек будет прощен.

1125. Что делать, когда приходят помыслы зависти?Тогда надо молиться: “От тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего” (преп. Амвросий Оптинский).

1126. Должно ли рассказывать другим то, что я говорил духовнику, и поверять свои искушения им?Никому не рассказывай, о чем ты говорил со старцем, и своих искушений никому не поверяй, кроме духовного отца: от рассказов облегчения не получишь, а другому можешь принести вред; тебя выслушают из любопытства, а потом соблазнятся, да и тебя же осудят. В монашестве пишут: келлия старца-духовника должна быть для обоих могилой.

1127. Как правильно целовать иконы? 

Лобызая святую икону Спасителя, следует целовать ноги; Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власы.

1128. Важно ли освящать пищу, питие и помещение свое?Воздух освящается кроплением святой воды и молитвой, пища — кроплением и благословением; все освящается крестом. Очень важно освящать пищу. Пища имеет большое влияние на состояние нашего как тела, так и духа. Принеся с базара провизию, прежде чем обмыть ее водой, хозяйка должна Омыть ее крестным знамением — очистить от духовных микробов и бацилл. Крестное знамение может уничтожить даже силу яда. Важно также освящение не только пищи, но и жилища своего, постели, хозяйства.

1129. Что должно делать против гордости?Против гордости должно чаще себя пред Господом укорять и боримому нужно из глубины взывать: “Господи, Владыко и Боже мой! Дух тщеславия и гордыни отжени от меня, дух же смирения даруй ми, рабу Твоему”.

1130. Что делать, когда во мне возбуждается греховное желание от людей или предметов?Не должно входить в общение с теми предметами, которые возбуждают в нас брань, и не приражаться ко всему тому, что свободу нашу подвергает искушению (нужно удаляться).

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here