Откуда начну плакати окаянного моего жития

Детально: откуда начну плакати окаянного моего жития - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
ГОРОДА СМОЛЕНСКА

19 февраля 2007г.

«Откуду начну плаката окаяннаго моего жития деяний»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Откуда начну оплакивать окаянного моего жития деяния, какое положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но Ты, как милосердный, даруй мне прегрешений оставление».

Такими замечательными словами начинается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Это духовное творение было создано преподобным для того, чтобы именно во дни Святой Четыредесятницы люди могли постигнуть смысл покаяния, чтобы на примерах из Ветхого и Нового Заветов могли понять, как страшен грех, как опасно отчуждение от Бога, как велико милосердие Божие к падшему человеку и как сильна любовь Господа, простирающего Свою спасающую десницу каждому грешнику.

Но почему такие странные слова положены в начало канона? — «Откуда начну оплакивать окаянного моего жития деяния?» Этот вопрос не случаен, он свидетельствует о том, что сам преподобный не знает (а вместе с ним не знаем и все мы), откуда, с какого момента надлежит начинать плач о своих грехах. Когда мы стали творить дела нечестия? Какое место в нашей жизни занимает грех? С одной стороны, мы совершаем грехи каждый день — большие или малые, в мыслях, словах, поступках; с другой стороны — мы не можем точно определить пределы таинственного и страшного пространства, занятого грехом в нашей жизни.

Почему так происходит? — Да потому, что грех опознается совестью, и если с ней у нас не все обстоит благополучно, то мы не видим своего греха, неправедные деяния легко уходят из поля нашего духовного зрения, ускользают от внимания, скрываются в перипетиях жизненных обстоятельств, теряются среди обилия слов и дел.

212

Нам трудно увидеть истинное место греха в нашей жизни еще и потому, что очень часто, согрешая в мыслях, словах или делах, мы стремимся всячески оправдать себя, находя для этого множество способов. Самое распространенное оправдание греха — это сравнение своей жизни с жизнью других людей. Конечно, совесть подсказывает нам, что мы порой совершаем нечто неправильное и греховное. Но, сравнивая себя с другими людьми, обычно рассуждаем так: «Ну разве я хуже других? Они — скажем, мои соседи, коллеги по работе, родственники или знакомые — и не то еще творят…»

Часто, когда мы совершаем грех, то ищем (и, как правило, находим) себе оправдания в осуждении наших ближних. Но осуждение опасно не только тем, что оно идет вразрез с Божией заповедью: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7,1), не только потому, что право суда над ближними дано не нам — оно принадлежит грядущему со славой Сыну Божию. Осуждение опасно еще и потому, что мешает нам видеть наши собственные грехи и пороки, заслоняя их от нас. Ибо всякое осуждение — это подспудное, а иногда и прямое самооправдание. Не потому ли нам становится иногда так приятно и даже весело на душе, когда мы осуждаем кого-либо в разговорах с другими людьми или наедине с самими собой? Осуждение ближнего дает ощущение некоего самоуспокоения; оно как некий духовный наркотик, который усыпляет внимание, убаюкивает совесть, препятствуя опознаванию собственных грехов.

Невозможно удержать в памяти все прегрешения, совершенные на протяжении жизни. Конечно, мы помним наиболее скверные и постыдные наши поступки, особо злые мысли и несправедливые слова. Но очень многое из того, что является грехом, предается забвению, вытесняется из памяти. Ведь мы начинаем грешить не в зрелом возрасте, а еще в детстве и юности. И много грехов по глупости, по безрассудству или по неопытности совершаем именно в молодые годы. Но со временем эти грехи как бы отодвигаются на задний план, заслоняются более поздними, которые, в свою очередь, также уходят из памяти, перекрываясь совсем недавними грехами. Этот процесс представляет собой бесконечную цепь грешных деяний, которые и составляют греховное пространство нашей жизни.

«Откуда начну оплакивать окаянного моего жития деяния?..» Мы не помним этого момента. Своих первых грехов не помнил, наверное, и преподобный Андрей. Но, понимая те чувства, которые испытывает грешник, он выразил этими замечательными словами самую суть покаянного настроения: можно забыть первый грех, можно забыть множество других грехов, но если у человека сохраняется сознание того, что он проводит жизнь греховную, окаянную, что он нуждается в очищении, что без Божией помощи

213

нет никакой возможности сбросить с себя греховное бремя, то одно это уже является важным шагом на пути к исцелению. Ибо, по замечанию святителя Тихона Задонского, «лучше уязвленное тело иметь, нежели грехами уязвленную совесть; лучше терпеть биение тела, нежели биение совести; лучше всякие внешние беды принимать, нежели иметь эту одну внутреннюю беду».

Невозможно человеку вспомнить, откуда начались его греховные деяния, но ему достаточно пред Богом и пред своей совестью свидетельствовать о том, что вся его жизнь исполнена нечестия, что нет в ней ничего, кроме грехов, больших и малых, что нет и никаких заслуг — все они перечеркиваются нашими слабостями и пороками. И потому самая искренняя, самая великая молитва к Богу содержит одну единственную просьбу: «Господи, помилуй меня, грешного!».

Наверное, многие из вас видели замечательный фильм «Остров», который буквально потряс воображение многих наших современников и помог им понять, что есть святость. Святость — это преодоление греха. Не может быть святости без раскаяния. Что было бы с тем святым старцем, о котором повествует фильм, если бы он всю свою жизнь не раскаивался в том смертном грехе, которого, как оказалось, он вовсе и не совершил? Но если бы не его раскаяние, то не было бы и его святости.

Главное дело нашей жизни — это покаяние, это молитва к Богу о прощении тех грехов, которые мы помним, и тех, которые нами забыты; тех, которые ранят нашу совесть, и тех, о которых мы не можем с точностью сказать — грех это или нет, ибо совесть наша притуплена, наше нравственное чувство ослаблено.

Почему нам нужно оплакивать «окаянного нашего жития деяния»? Почему нужно «полагать начало нынешнему рыданию»? — Только для того, чтобы милосердный Бог простил нам все наши согрешения. Покаяние — это деяние, совершаемое человеком, с сокрушенным сердцем осознающим окаянство своей жизни и греховность своего бытия. Но вместе с тем покаяние есть и Божественное действие, потому что в ответ на нашу молитву, наше раскаяние, при видимом разрешении нас священником Сам Бог дарует нам прощение и оставление грехов. Сами себя мы не можем простить — здесь не помогут никакие духовные подвиги, никакой пост, никакой аскетизм, никакое молитвенное стояние, — наши грехи прощает только Бог. Его Божественное действие вплетается в наш покаянный подвиг, а потому освобождение от греха — это деяние и человеческое, и Божественное.

Вот почему заблуждаются те, кто говорит, что им не нужно молиться, не нужно раскаиваться, что своей любовью, своей волей, своими прин-

214

ципами они способны сами откорректировать свою жизнь, воспитать себя в добре, жить по совести. Это глубочайшее заблуждение и самообольщение, ибо только Бог освобождает нас от наших грехов. Святитель Феофан Затворник остерегает таких людей: «Даром ничто не приходит. Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся, и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства… и полным сердцем начнут взывать: “Господи, помоги!”. А пока остается хоть малое чаяние чего-либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда, как бы говоря: “Чаешь сам достигнуть? Ну и жди…” Но сколько ни будешь ждать, ничего не будет».

Великий пост есть прежде всего время покаяния, время осознания своего греха и памятования о своей окаянной жизни. Великий пост есть время молитвы к Богу любящему и прощающему, — той молитвы, которая содержит в себе всю полноту религиозной жизни человека: Господи, помилуй меня, грешного!

Аминь.

откуда начну плакати окаянного моего жития

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского.

Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1). Или другой пример: «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2: «Видите, видите»). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в «Амбигвах» (вопрос 49): «И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его».

откуда начну плакати окаянного моего жития

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.

откуда начну плакати окаянного моего жития

Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне.

Иногда в околоцерковных кругах можно услышать мнение, что якобы святитель Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убедительностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения! Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на деле; посещения Божественной благодати делают самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него, и самые малые свои проступки он оплакивает как великие грехопадения. А приведенное выше околоцерковное мнение – это своеобразное отражение пошленькой житейской псевдо-мудрости: «Надо все испытать самому, чтобы понять». Отнюдь не обязательно…

То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.

откуда начну плакати окаянного моего жития

откуда начну плакати окаянного моего жития

Когда мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника… Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Пост – время покаяния, и именно к покаянию в это время ведут человека богослужения. На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой недели Великого поста поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицы того же поста звучит в полном составе Великий покаянный или, как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. Слова церковно-библейских чтений, молитв, песнопений то оживляют требования совести человека, то успокаивают боли человеческого сердца. Великий канон состоит из 250 тропарей (в обычных канонах их около 30), и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по высоте мыслей и силе их выражения.

откуда начну плакати окаянного моего жития

Начало покаянного пути

“Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний”, – слышим мы первые слова канона. Далее в нем чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остается раскаяние и надежда на прощение.

Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.

Святой Андрей Критский не только изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства: “Приближается, душа, конец, приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей”. Из Канона можно заключить, что к покаянию нас движут тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

Во всех песнях Канона, начиная с самой первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и мотивов Нового Завета становится все больше, укрепляется надежда на милость Бога. Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее приносит Богу как приятную жертву.

откуда начну плакати окаянного моего жития

 Учитель покаяния

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через весь канон проходит одна мысль: “Согрешил больше всех людей, один согрешил Тебе, Господи, но смилуйся и будь милосерден ко мне”. Чем ближе человек к Богу, тем яснее видит свои грехи. С одной стороны, Великий канон святого Андрея Критского является его покаянной автобиографией, с другой стороны, его автор – пастырь и епископ – думал и о душах человеческих, располагая верующих к спасительному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.

Святитель Андрей Критский первым стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники. Великопостное богослужение, кроме Великого канона, украшено и другими творениями этого святого.

откуда начну плакати окаянного моего жития

Преподобный Андрей Критский. Фреска XVII в. Москва

В творениях преподобного Андрея отмечают естественный ход мысли, свободу выражения сложных внутренних состояний. В славянском переводе эта своеобразность слова и слога передается и сохраняется особенно полно, и канон понятен даже на слух.

При завершении формирования Постной Триоди Канон был несколько дополнен. Ирмосы в их современном звучании присоединил преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами. Тропари к святой Марии Египетской читаются в среду и четверг, а обращениями к самому преподобному Андрею канон завершается.

Александра Сопова

Источник

Великий покаянный канон Андрея Критского. Фильм студии документальных фильмов Киево-Печерской Лавры

Иеромонах Роман (Матюшин): Пост с молитвой сердце отогреет

Душе моя востани что спиши

откуда начну плакати окаянного моего жития

Find more like this: АНАЛИТИКА

Первая седмица Великого поста в Скорбященском монастыре. Расписание богослужений.

откуда начну плакати окаянного моего жития

Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее,  насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы.

Великий пост — это то время, когда мы можем стряхнуть с себя оковы сна, время, когда мы можем духовно воспрять, услышав снова кондак Великого канона: «Душе моя, восстани, что спиши, конец приближается…». Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце, понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он, не умолкая, зовет нас…

откуда начну плакати окаянного моего жития

Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Приглашаем всех христиан на богослужения

первой седмицы (недели) Великого поста

откуда начну плакати окаянного моего жития

27 февраля

понедельник

Понедельник 1-й седмицы. Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста.

Полунощница. Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Лития.

Великое повечерие с чтением  покаянного канона преп. Андрея Критского.

6.00

17.00

28 февраля

вторник

Вторник 1-й седмицы. Ап. от 70-ти Они́сима.

Полунощница. Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Лития.

Великое повечерие с чтением  покаянного канона преп. Андрея Критского.

6.00

17.00

1 марта

среда

Среда 1-й седмицы. Мчч. Памфи́ла и и́же с ним..

Полунощница. Утреня. 1 час. Лития.

Часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных даров.

Великое повечерие с чтением  покаянного канона преп. Андрея Критского.

6.00

17.00

2 марта

четверг

Четверг 1-й седмицы.

Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

Полунощница. Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Лития.

Великое повечерие с чтением  покаянного канона преп. Андрея Критского.

00.00

17.00

3 марта

пятница

Пятница 1-й седмицы. Свт. Льва, папы Римского.

Полунощница. Утреня. 1 час. Лития.

Часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных даров.

Чин молебного пения великомученику Феодору Тирону (освящение колива).

Повечерие (совершается сестрами).

6.00

18.00

4 марта

суббота

Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона.

Полунощница.Утреня.

Часы. Божественная литургия.

Всенощное бдение.

7.00

8.30

16.00

5 марта

воскресенье

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

Молебен.

Часы. Божественная Литургия.

Последование Торжества Православия.

7.30

8.00

(74)

Оценка 3.5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here