Преподобномученик корнилий псково печерский

Детально: преподобномученик корнилий псково печерский - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

преподобномученик корнилий псково печерский

Кондак 1

Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Корнилие преподобномучениче, ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, моли о спасении нас, поющих ти: Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Икос 1

Ангелов подражатель явился еси, преподобномучениче и богоносне отче наш Корнилие, ангельски поживый на земли и нам оставивый образ совершенства духовнаго. Сего ради прослави тя чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во свете невечернем Царствия Небеснаго; от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое: Радуйся, яко любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставил еси; Радуйся, яко благая мира сего презрел еси. Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси; Радуйся, яко иго Христово благое и удобоносимое возлюбил еси. Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси; Радуйся, яко боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси. Радуйся, яко узкими враты в Царствие Небесное вошел еси; Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси. Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа приял еси; Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 2

Видя суету жития мирскаго и слыша глас Пастыря Христа: “Иже аще хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой”, и ты, преподобномучениче, мир и вся благая его оставил еси, да Единому Богу поживеши, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом свыше просвещенный, наставил еси духовная чада твоя ко благоугождению истинному и любезно приял еси вся возжелавшия подвизатися купно с тобою во спасение, отче Корнилие, спасительнаго пути наставниче предобрый; приими убо и нас под твой отчий покров и молитвами твоими помози нам спасение вечное унаследовати, да тя восхвалим сице: Радуйся, алчущим и жаждущим правды глаголов живота вечнаго возвестителю; Радуйся, ищущим Царствия Божия пути спасительнаго указателю. Радуйся, взыскующих горняго Царствия мудрый водителю; Радуйся, обуреваемых страстьми добрый кормчий. Радуйся, во благочестии труждающихся великий помощниче; Радуйся, немудрых благоискусный учителю. Радуйся, теплый о всем мире предстателю; Радуйся, усердный и благоприятный о душах наших ходатаю. Радуйся, надежный корабль в житейском плавании обретший; Радуйся, и нам тихую пристань указавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 3

Силою Господа умудренный ко благоустроению святыя обители оградити ю от нашествия вражия стеною, паче же святыми молитвами твоими препоручивый ю честному покрову Пресвятыя Богородицы, умоли дати и нам покров и защиту, да сподобимся купно с тобою пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тя, отче Корнилие, скораго в бедах помощника, благовернии людие, в напастех и скорбех тя на помощь молитвенно призывающе и дары благости Божия молитвами твоими от Щедродавца Бога обильно приемлюще, тебе от любве теплыя хвалебно воспевают: Радуйся, многажды прощения наша исполнением предваривый; Радуйся, болящим врачу благоискусный. Радуйся, скорбящим благоприятное утешение; Радуйся, унывающим благодатное укрепление. Радуйся, душетленных страстей прогонителю; Радуйся, безпомощным скоропредстательный помощниче. Радуйся, иноков богомудрый руководителю; Радуйся, радость истинную во Христе нам показавый. Радуйся, воеводо изрядный духовных воинов; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 4

Бурею страстей и треволненьми во многомятежном мире непоколебимый в тихое пристанище спасения душу твою управил еси, вся благая и красная мира презрев, призывая и всех быти причастницы горняго Царствия, идеже ныне пребываеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше пастырие Христовы Церкве о твоих подвизех и яко земнаго тя Ангела помышляя, избраша тя во игумена обители, достойную почесть трудом твоим воздавше и тем подвизающе нас благохвалити тя сице: Радуйся, Агнца и Пастыря верный служителю; Радуйся, алтаря Господня достойный предстоятелю. Радуйся, богомудрый иноков начальниче; Радуйся, истиннаго смирения наставниче. Радуйся, богомудрый иноков начальниче; Радуйся, истиннаго смирения наставниче. Радуйся, совершеннаго терпения подвижниче; Радуйся, даров Святаго Духа честное вместилище. Радуйся, слезнаго умиления преисполненный; Радуйся, Пресвятыя Троицы сосуде избранный. Радуйся, благочестия утверждение; Радуйся, православия столпе и похвало. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 5

Боготечную мысль соломонову имея, образ Успения Пресвятыя Богородицы написа благочестивый Алексий, последи же ради молитв преподобнаго Корнилия неизреченные чудеса икона являти начаше: исцеляше бесных, отверзаше очи слепым многим, о сем радующеся, иноцы пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Созда преподобный Корнилий во игуменство свое над Святыми вратами храм Святителю Николаю Чудотворцу, аки защитнику всех обидимых и ревнителю православия, уповая быти ему хранителю обители от врагов православия; темже и ныне с ним предстоя Престолу Господа Славы, помолися, отче Корнилие, Творцу о спасении всех потрудившихся ради святыя обители и о всех славящих тя пеньми сицевыми: Радуйся, правило веры и благочестия; Радуйся, образе целомудрия и воздержания. Радуйся, постническаго лика украшение; Радуйся, звездо, сияющая в сонме преподобных. Радуйся, иноков пастырю и учителю; Радуйся, и в мире живущих заступниче и покровителю. Радуйся, тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбивый; Радуйся, учителю мужественнаго подвижничества. Радуйся, стено, невидимо ограждающая паче стен каменных; Радуйся, жертва вечерняя Богу приятная. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 6

Проповедуя слово Божие братии твоей, всех поучал еси словом и житием безмолвию, смирению, посту и молитве, в нейже деннонощно пребывая, воспевал еси выну Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светильник веры, отче Корнилие, обители твоей такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, устроил еси видимый храм Пречистыя Богородицы Одигитрии и новопросвещенней чуди храмы основал еси, такожде и клирики устроил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни: Радуйся, Евангелия Христова благовестителю; Радуйся, веры православныя проповедниче. Радуйся, благодатию Божиею насыщенный; Радуйся, от источника Божественнаго напоенный. Радуйся, потоком слез спасительных орошенный; Радуйся, в ризу спасения облеченный. Радуйся, одеждою нетления одеянный; Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый. Радуйся, питие приснотекущее Христа проповедавый; Радуйся, манной слова Божия люди питавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 7

Агнцу Божию, вземшему грехи мира, подражая, кротость и смирение Его себе усвоил еси, отче Корнилие, и веяния скорби и обиды безропотно претерпел еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивныя и доблестныя подвиги твоя восхваляюще, добропобедне воине Христов Корнилие, ублажаем тя, от тленнаго сего жития земным царем к Небесному Царю в вечное жилище предпосланнаго, славим мученическую кончину твою и молитвенно празднуем святую память твою, тебе усердно воспевающе: Радуйся, яко невинною кровию твоею чистое житие запечатлел еси; Радуйся, яко в час смертный к лику Мучеников причислен еси. Радуйся, яко отверзошася ти врата райская, да внидеши в радость Господа твоего; Радуйся, яко душу твою Жизнодавец Христос в селения небесныя приял еси. Радуйся, яко мощи твоя на земли прославишася; Радуйся, яко со безплотными силами трисвятую песнь Богу немолчно воспеваеши. Радуйся, яко с Пророки и Апостолы светло торжествуеши; Радуйся, со святыми Мученики купно увенчанный. Радуйся, с Преподобными и праведниками прославленный; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя и горняго Иерусалима взыскуя, течение временныя жизни во святей обители Божия Матере скончал еси, Ейже и ныне предстоиши о сем моляся, да вси купно с тобою поют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Победив вся враги оружием правды Божия, яко истинный воин Христов увенчен венцем победным в Царстве славы, идеже пребывая с преподобными Марком и Ионою, и ныне ограждаеши от врагов обитель твою, призывая и нас подражати ти в духовней брани, да и мы в радости духовней вопием ти: Радуйся, смирением святым гордыню в себе победивый; Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень угасивый. Радуйся, молитвами усердными уныние духа прогнавый; Радуйся, радования о Господе достигнувый. Радуйся, воздержанием и целомудрием чистоту души и тела соблюдший; Радуйся, неленостно всяку добродетель в себе возрастивый. Радуйся, венец победный от Христа приявый; Радуйся, от Господа даром чудес обогащенный. Радуйся, в лик добропобедных Мученик приятый; Радуйся, аки добрый воин к воином небесным сопричтенный. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидев, Корнилие преблаженне, единаго Бога всем сердцем возлюбил еси яко источника всякия благости, темже и Господь тя возлюби и обильно щедроты Своя на тя и обитель твою излия, да вси к мощем твоим прибегающии и скорую помощь от тебе приемлющи благодарственно вопиют: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не довлеют глаголати вся подвиги твоя, богомудре отче Корнилие, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую, обаче мы любовию к тебе побуждаеми, дерзаем смиренно хвалити тя пением таковым: Радуйся, святыя Церкве светильниче немеркнущий; Радуйся, всемощным заступлением твоим от меча иноплеменных нас избавляющий. Радуйся, страны нашея благодатное украшение; Радуйся, града нашего покрове благодатный. Радуйся, обители твоея утверждение и похвало; Радуйся, монашествующих пречудная красото. Радуйся, роду христианскому присное утешение; Радуйся, любящих и чтущих тя пред Богом ходатаю. Радуйся, грешником ко спасению пути указателю; Радуйся, пред Престолом Божиим миру грешному предстателю. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 10

Спасти хотя град Псков и люди православныя от нашествия иноплеменных, явился еси старцу Дорофею купно с Антонием Киевским, сопутствующе Пресвятей Богородице, поспешившей на помощь людем Своим; егда же Богоматерь укоряюще люди за скверну жития их, умолял еси со слезами, глаголюще: “О Госпоже Владычице Богородице, согрешиша живуще беззаконно, но не остави их заступлением Твоим, паче же молися Сыну Твоему за люди недостойныя”, — и тако отвратил еси праведный гнев, да зовут во умилении Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену заступления и молитвенника богоприятна имуще тя, отче Корнилие, благодарение Отцу Небесному усердно возсылая за вся благодеяния Его, тобою нам обильно являемыя, тебе же, предстателю нашему, сицевое приносим пение: Радуйся, предивный угодниче Господень; Радуйся, неутомимый в подвизех избранниче Христов. Радуйся, слуго добропослушливый Всевышняго Владыки; Радуйся, благий и верный рабе Царя царствующих. Радуйся, обидимых добрый заступниче; Радуйся, странных благонадежное пристанище. Радуйся, недугов душевных и телесных благий целителю; Радуйся, грешников пред Богом ходатаю. Радуйся, кающихся со Христом примирителю; Радуйся, небесный наш покровителю. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет ко прославлению величествия твоего, отче преподобне, твоими бо молитвами дивно явися сила Божия: молился бо еси пред пречистым образом Владычицы и тем обитель от разорения сохранил еси. Ныне и мы молим тя, не тщу сотвори надежду нашу и избави нас от враг наших, да во умилении зовем Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник добрых дел был еси при жизни, отче преподобне, и светильник Божия благодати явился еси по смерти, сияя чудесы и исцеления источая; и по ста двудесяти летех, аки сокровище драгоценное, мощи твоя из недр земных явлены быша, да тебе от Господа прославленному умильно взываем: Радуйся, нетления цвете прекрасный; Радуйся, крине рая небеснаго процветший. Радуйся, светлостию твоею мрак душ наших озаряяй; Радуйся, от болезней многоразличных благодатно исцеляяй. Радуйся, ран греховных врачу благоискусный; Радуйся, сердец скорбящих утешителю. Радуйся, обители твоея страже неусыпный; Радуйся, спящих во гресех возбудителю. Радуйся, бдящих в молитве укрепителю; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 12

Благодать от Господа приял еси, преподобномучениче, ко просвещению иноков и мирских людей светом истинныя веры, темже и ученицы твои, в земном житии тобою просвещеннии, ныне с тобою на небеси прославляют Вседержителя Светодавца и нас научают славословию, да и мы Творцу и святых Святейшему Слову поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивныя твоя чудеса, умиленно припадаем пред пречистыми мощами твоими, преподобне отче наш, благодарственно воспоминаем труды твоя и твое заступление, и якоже древле услышал еси мольбы рабов твоих, такожде и ныне услыши скорбныя молитвы чтущих тя и сподоби ныне прияти скорое свобождение от врагов спасения нашего, да невозбранно поем тебе песнь сию: Радуйся, всесильными молитвами твоими от врагов видимых и невидимых избавляяй; Радуйся, светом истины сущих во тьме и сени смертней озаряяй. Радуйся, разслабленных утверждение и сило; Радуйся, неверных прославляти Бога научаяй. Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращаяй; Радуйся, помощь сирым и вдовицам подаваяй. Радуйся, скорбных утешаяй; Радуйся, в посте и молитвах ослабевающих укрепляяй. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 13

О преподобномучениче отче Корнилие, тебе молимся и тебе просим, вонми похвальному пению сему, тебе от усердия нашего приносимому, не остави нас святыми твоими молитвами, не престани просити премногих грехов наших прощения, да в смертный час сподобимся прияти кончину жизни мирну и внити в Царствие Небесное, да и мы тамо с тобою прославим безмерное милосердие Божие, воспевающе Владыке живота: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси. Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Корнилий

.

Корни́лий Пско́во-Пече́рский (Корнилий Псковский; 1501, Псков — 1570) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570). Канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников, память совершается 20 февраля (4 марта) в високосный год, 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы, в 4-ю неделю (воскресение) по Пятидесятнице в составе Собора Псково-Печерских святых и в Соборе Псковских святых.

Жизнеописание

Согласно житию, Корнилий родился в боярской семье в городе Пскове. Обучался в Мирожском монастыре, где приобрёл склонность к духовной жизни и монашеству, однако после обучения он вернулся домой. Окончательное решение о монашеском постриге Корнилий принял после поездки в недавно образованный Псково-Печерский монастырь.

Игуменство

преподобномученик корнилий псково печерский

«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи» (К. В. Лебедев) преподобномученик корнилий псково печерский Псково-Печерский монастырь

Приняв не ранее 1523 годапострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет в 1529 году он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.

Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. Для пополнения библиотеки использовались не только русские рукописи, так, в 1561 году с Афона в монастырь было доставлено «Уложение о ектеньях».

Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения. Предание гласит, что в 1560 году после богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы Корнилий послал русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду, и в ту же ночь город загорелся и был взят.

При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря: прокопаны далее монастырские пещеры, перенесена за монастырскую ограду на приезжий монастырский двор в Печерском посаде деревянная церковь Сорока мучеников Севастийских, а в 1541 году на её месте построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1558—1565 годах Корнилий по указанию царя Ивана Грозного окружил монастырь мощной каменной стеной с девятью башнями и тремя воротами (над главными воротами была построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца). Кроме построек в самом монастыре Корнилием была построена церковь Одигитрии на Печорском подворье в Пскове (1538 год), а также Троицкая церковь и церковь Рождества Христова в окрестных монастырских сёлах.

Литературная деятельность

Начитанность и образованность Корнилия отмечали уже его современники. Новгородский архиепископ Феодосий писал о нём: «зане же, сыну, сам Божественное писание в конец веси». К литературному наследию преподобного Корнилия относят:

  • Повесть о Псково-Печерском монастыре. Причиной написания Повести послужили ложные слухи о происхождении монастыря. Сам Корнилий писал об этом в предисловии к своему труду:

По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священника Дорофея и Герасима, иже быша в та лета, яже строился новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелено бысть мне худому и грешному написати сиа, помысливши о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек — он сице и инже инако.

В Повести Корнилий рассказывает об истории открытия пещер и основании монастыря, о первом иноке Ионе, о постройке «ветхого» монастыря при игумене Мисаиле, а также подробности монастырского быта того времени. Составление Повести относится к 1531 году;

  • III Псковская летопись. Работа была начата после прекращения в середине XVI века традиционного летописания в Пскове. Корнилий внёс в летопись описание не только событий, происходивших в Пскове, но и общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий;
  • Описание чудес Печерской иконы Божией Матери.

В память о преподобном Корнилии ежегодно в Печорах проводятся Корнилиевские православные образовательные чтения.

Смерть

Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников, и большинство историковсчитают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи, Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооружённые на свой счёт Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим

преподобномученик корнилий псково печерский

К более ранним источникам, сообщающим об убийстве Корнилия Иваном Грозным, относятся:

  • Сочинение Андрея Курбского «История о великим князе Московском»: «Тогда же убит был по его приказу Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж святой, известный своей службой».
  • Повесть о Псково-Печерском монастыре (конец XVI века): «в год зимы, в лето 7078-е, февраля в 20-й день» Корнилий был казнён «земным царем», «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».
  • Царский «синодик опальных», в котором с имени Корнилия начинается перечень казнённых Иваном IV псковичей.

Причиной убийства Корнилия считают его предполагаемую поддержку опального князя Курбского, с которым Псково-Печерский монастырь состоял в переписке (сохранились три послания Курбского в монастырь, написанные в 1563—1564 годах, до и после его побега в Литву). В любом случае, письма Курбского (адресованные скорее хранителю монастырской библиотеки Васьяну Муромцеву, целью которых для Курбского было получить литературу, необходимую ему для полемики с Иваном Грозным) могли послужить поводом для навета на Корнилия и Васьяна.

Согласно летописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, сразу после убийства царь раскаялся и на своих руках перенёс тело Корнилия в монастырь. Монастырская дорожка к церкви Успения, на которую капала кровь преподобного, получила название «Кровавый путь».

Некоторые исследователи, например, А. Б. Постников, и церковные историки (митрополит Иоанн (Снычёв), игумен Алексий (Просвирин)) толкуют запись в повести о Псково-Печерском монастыре «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» скорее как свидетельство того, что Иван Грозный проводил Корнилия в последний путь, таким образом отдав ему дань уважения и оказав (посмертную) царскую почесть. Это, а также то, что эта версия получила широкое распространения лишь в 1820-х годах с подачи архиепископа Евгения (Болховитинова) и уже во второй половине XX века обросла дополнительными легендарными подробностями, лишает уверенности в её достоверности. Поскольку сообщение об убийстве Андрея Курбского в его тенденциозном сочинении выглядит сомнительным, авторы выдвигают версию, что смерть Корнилия просто совпала по времени с визитом Грозного в Псков. В любом случае, как при жизни игумена Корнилия, так и после его смерти царь Иван Грозный оставался главным жертвователем Псково-Печерского монастыря.

Мощи

Тело Корнилия было погребено в монастырских пещерах. В 1690 году по указанию митрополита Псковского и Изборского Маркелла мощи, ставшие почитаться целебоносными, были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма. Ко дню открытия мощей преподобного относят составление ему церковной службы. Рака для мощей преподобного неоднократно обновлялась: 17 декабря 1872 года мощи были переложены в медно-посеребрённую раку, а в 1892 году переложены в более богато украшенную раку.

Памятник

Скульптурное изображение святого установлено в городе Печоры Псковской области, на площади перед Успенской Псково-Печерской обителью. 4 октября 2012 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение памятника.

Примечания

  1. Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря
  2. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский
  3. ↑ Игумен Корнилий
  4. Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский // Журнал Московской Патриархии. 1970 г., № 2,3 (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 4 марта 2008. Архивировано 5 января 2009 года.
  5. ↑ Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
  6. ↑ ДАИ, т. 1, № 35, с. 36
  7. ↑ Повесть о Псково-Печерском монастыре
  8. ↑ Летописи Псковские
  9. Костомаров Н. И. Царь Иван Васильевич Грозный.
  10. ↑ Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и её святых. / сост. Ю. Г. Малков. — М., 1993.
  11. ↑ Флоря Б. H. Иван Грозный. — М.: Молодая гвардия, 1999.
  12. ↑ Володихин Д. М. Иван IV Грозный. — М.: Вече, 2010. — 320 с. — (Великие исторические персоны). — Тираж 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-4484-5
  13. ↑ Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. — 427 с. — (Тирания). — ISBN 5-88590-529-0.
  14. Андрей Курбский. История о великим князе Московском
  15. ↑ ЦГАДА, собр. МГАМИД, № 399, л. 16 об.
  16. Скрынников Р. Г. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Вопр. истории СССР XVI—XVIII вв. — Л., 1965. — (Учён. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 278). — С. 53, 79.
  17. Постников А. Б. Судьба старых библиотек псковских церквей и монастырей // Псков : науч.-практ. ист.-краев. журн. — 2009. — № 31.
  18. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Сайт Псково-Печерского монастыря
  19. Митрополит Иоанн (Снычёв). Самодержавие духа. — СПб.: Царское дело, 1995.
  20. Игумен Алексий (Просвирин). Кровавый тиран или «Державный игумен»? // Русь Православная. — № 61—62. — Июль — август 2002.
  21. ↑ В городе Печоры поставлен памятник преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерского монастыря

Ссылки

  • День памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
  • Житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Из «Житий святых» архиепископа Филарета (Гумилевского)
  • Акафист преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский.1529-1570

Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженнике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году.

Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми.

О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми. И так как Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, они поместили его на учебу в Мирожский монастырь.

Закончив ученье, вернулся Корнилий в дом к своей матери. Как и прежде, был он далек от мирской суеты. Пребывание в Мирожском монастыре еще более утвердило его призвание к духовной жизни. Чувство влечения к иноческой жизни пробуждалось в нем со всей полнотой и ждало лишь удобного случая для своего проявления, который и не замедлил представиться.

Государев дьяк Мисюрь Мунехин в то время стал часто ездить в маленькую Печерскую обитель, затерянную среди лесов, которая была беднее любого псковского погоста, и всячески помогал ей. Зная о возникшем у Корнилия сильном желании посетить Псково-Печерскую обитель, Мисюрь Мунехин собирался захватить Корнилия с матерью при своей ближайшей поездке в монастырь.

Это первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия. Он навсегда ушел из родного дома в Пскове и принял иноческий образ в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.

В 1529 году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря.

Игумен Корнилий строго осуществлял монашеское общежитие. Он сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени — так называемых “вкладчиков”, т.е. мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказом от их исполнения. Бывали случаи, что лица, внесшие богатый вклад в монастырь и принявшие монашество, считали для себя необязательным выполнение монашеских правил.

Полный христианской любви к ближним и к братии обители, Корнилий подавал им пример истинного подвижничества не только словом, но и делом. Число братии при Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников монастыря не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Свои заботы о благочестии и спасении преподобный Корнилий не ограничивал стенами обители, но распространял их далеко за ее пределы.

С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, современных нам сету. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сету, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов.

Стараясь помочь всем обездоленным, блаженный Корнилий хлопотал в Москве о закреплении за монастырем свободных земель и заселял эту землю бедняками. И местное население — сету, темные язычники, были обращены в христианство в этой славной обители ее мудрым игуменом (В. Синайский. Псково-Печерский монастырь. Рига, 1929).

С 1558 года поле деятельности блаженного Корнилия расширилось в связи с тем, что Иван Грозный начал войну с ливонскими немцами, образовавшими после своего утверждения в Лифляндии Ливонский рыцарский орден — полудуховное, полувоенное общество, стремившееся низложить Православие. Настоятель Псково-Печерского монастыря не остался в стороне от текущих событий. Он принял самое деятельное участие в оказании помощи Отчизне. В качестве миссионера преподобный Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы.

Ревностный распространитель Православия доходил даже до Нового городка (Нейгаузена), лежавшего уже за пределами Русской земли, обращал к православной вере и крестил многих лифляндских туземцев этого городка. Пришедшие русские мирно уживались с эстами, ливами и другими финскими племенами. Народы эти, не видя притеснений со стороны пришельцев, мало-помалу перенимали их образ жизни, обычаи и нравы. Они не могли не видеть превосходства Православия над своими темными языческими верованиями. Этому немало способствовала миссионерская деятельность преподобного Корнилия и благоустроенная его неусыпными трудами Печерская обитель с ее святынями.

Очень много способствовали обращению в Православие и чудеса, источаемые главной святыней обители — иконой Успения Божией Матери.

В 1560 году игумен стал орудием дивного дела Божия на радость Православию и на посрамление его врагов. Царские воеводы осаждали город Феллин. В праздник Успения Божией Матери Корнилий послал им просфору и святую воду. Лишь только прибыл в русское войско посланный от преподобного с его благословением, как от русских ядер вспыхнул пожар в осажденном городе.

Снаряды и весь запас хлеба у неприятеля были истреблены этим пожаром. Это заставило немцев сдать город русским воеводам, которые в благодарность за чудесную помощь прислали в обитель взятый в Феллине колокол (“Преподобный Корнилий Печерский”. – М., 1909, с.20-21).

Преподобный Корнилий щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов. Искалеченных мечами и пушечным свинцом иноки лечили и кормили из благочестия. С полей они несли тяжелые дубовые гробы-колоды, копали последние убежища, вмуровывали гробовые камни в стены и вписывали в синодик имена…

Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря…” Непосредственным поводом к написанию “Повести…” послужило распространение ложных слухов о происхождении монастыря. В связи с этим выявилась необходимость дать точное описание начальных событий печерской жизни, на что и указывает сам игумен Корнилий: “По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священноинока Дорофея и Герасима, иже быща в та лета, яже строися новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелело бысть мне худому и грешному написати сиа, помыслившим о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек, — ов сице и инже инако”.

Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников. Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных.

Игумен Корнилий и старец Вассиан были для 16-го столетия удивительно культурными людьми, большими знатоками и любителями книг. В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся.

Уже к первой половине XVI века в нем была создана настоящая книжно-литературная школа, задачами которой являлись сбор рукописей богослужебного, светского и житейского характера, розыск разного рода богослужебных книг, уставов и т. п.

В задачи этой школы входили также сбор старинных актов, касающихся истории Пскова и его обители, переписка их в особые сборники, составление и переделка монастырских новостей, посланий, поучений и главное — ведение летописи.

Кроме того, известно, что игумен Корнилий завел большой монастырский “Синодик” для поминовения усопших братий, а также усопших благотворителей обители, что свидетельствует о понимании им долга признательности за все, сделанное для обители. Он начал вести “Кормовую книгу” с 1558 года, “Описание монастыря”, а также составил “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.

Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери “Одигитрия”. При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам. Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город.

Затем игумен Корнилий занялся строительством в самом монастыре. Он перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских, построенную при игумене Дорофее, за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор в Печерском посаде, где она стоит и ныне. На этом же дворе находилась часовня во имя великомученицы Варвары, а также помещение для остановки царя на случай его приезда.

На освободившемся месте в обители преподобный Корнилий в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расширил и украсил монастырь и главный храм его — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры, как свидетельствует надпись на его гробе.

Для обращенных им в христианскую веру многих жителей — “чуди” соседнего города Нейгаузена он принял на себя труд по постройке православного храма в этом городке. Кроме того, преподобный Корнилий построил еще две церкви в Эстонии для вновь обращенных: Троицкую церковь в Агареве у озера Ахеро в Валгском уезде и церковь Рождества Христова в Топине Нейгаузенского прихода, а также некоторые другие. Построенные церкви блаженный Корнилий снабдил причтом, а также обеспечил церковной утварью и содержанием. Но вскоре после неудачного окончания для России Ливонской войны и окатоличения поляками Лифляндии храмы эти были разрушены немецкими рыцарями.

Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных — жителей этого края.

“Будучи строгим монахом, преподобный Корнилий был и великим патриотом Русской земли и искренним сторонником общественно-политических интересов Московского государства” (Архимандрит Августин. Псково-Печерский монастырь. “ЖМП”, 1956, № 12, с. 30).

Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители, игумен Корнилий решил построить вокруг монастыря большую каменную ограду. И вот во время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558-1565) преподобный Корнилий воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит) высотой в 5 арш., длиной в 380 сажен, а шириной более 2 аршин.

В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. Его могучие стены строились при непосредственном участии царского военачальника Павла Петровича Заболоцкого (впоследствии инока Пафнутия).

Преподобный Корнилий хорошо знал, что одних башен и стен недостаточно для защиты от врага. Поэтому, когда была закончена постройка каменной стены, над Святыми воротами игумен Корнилий по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1565 год) и тем самым поручил этому истинному защитнику чистоты веры христианской охранять православную обитель на границе с враждебными Православию народами.

Под каменное крыльцо храма было сложено оружие для защиты Николы “Ратного”, выполненного в виде прекрасной деревянной статуи. В правой руке святой Никола держал меч, а в левой — детинец (кремль) с храмом.

Последующие события показали мудрую прозорливость преподобного Корнилия. Через десять лет после его кончины выстроенные им стены увидели врага. Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял.

Более 150 лет со времени своего основания служили стены монастыря — до заключения Ништадтского мира в 1721 году, положившего конец воинской деятельности обители. По заключенному тогда договору к России навсегда отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, Выборгский округ и некоторые острова. Псково-Печерский монастырь оказался вдали от границ, вдали от опасности, не стало необходимости вооружать эту крепость.

За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников.

Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: “Сей достоблаженный игумен Корнилий I на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению, но и люди Нова града Ливонского (Нейгаузена), “чудь” называемая, христианской вере научи и святым крещением просвети и клирики устроя, во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего”.

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. — СПб., 1842; “Синодик”, с. 422; Описание… с. 53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа “Кровавым путем”.

Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников.

Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь. Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике.

В монастырской повести о причинах мученической кончины преподобного Корнилия ничего не сообщается. В народе распространено предание о том, что это произошло за самовольное построение вокруг монастыря каменной ограды. Но вряд ли игумен Корнилий строил ее без ведома царя. Вероятно, что Грозный велел ему соорудить небольшую стену, а увидев надежную каменную крепость, разгневался и заподозрил измену.

Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене “Богом зданной пещеры”, вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором, мощи преподобного Корнилия, “аки сокровище драгоценное”, были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посеребренную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия.

Подводя итог обширной деятельности самого выдающегося игумена в истории Псково-Печерской обители, можно в заключение сказать, что Корнилий был поистине для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба были подлинными основателями своих монастырей и первыми основателями их как монастырей деятельных.

Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Его управление возвысило значение монастыря и как оплота славянства перед тевтонской силой, и как рассадника христианского просвещения. О памяти игумена Корнилия “из рода в род” поет “Корнилиевский” колокол, который “делаша мастеры псковичи”.

Память св. преподобномученика Корнилия чтится 20 февраля/5 марта.

Святость его не замедляет проявляться по отношению ко всем скорбящим, прибегающим к раке его мощей с верою и любовию. Всем им он приносит утешение.

Святый преподобномучениче Корнилие! Моли Бога о нас!

Тропарь преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

Акафист преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 года во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших.

Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.

В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности. Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг – в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря”. В середине ХVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести “Кормовую книгу” с 1558 года, составил “Описание монастыря” и “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.

Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1559 году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.

В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ “Николы Ратного”.

О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: “Сей достоблаженный игумен Корнилий… на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению… во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69 году от рождения своего”. (Эта же дата стоит и на керамической пластине – керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.)

В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа “Кровавым путем”. Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене “Богом зданной пещеры”, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году – в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году.

Иконописный подлинник

преподобномученик корнилий псково печерский
преподобномученик корнилий псково печерский

Россия. 1981.

Прп. Корнилий. Игумен (ныне архим.) Зинон. Икона. Россия. 1981 г.

преподобномученик корнилий псково печерский

Печеры. 1987.

Прп. Корнилий Псково – Печерский. Архимандрит Зинон (Теодор). Икона. Псков (Печеры). 1987 г.

преподобномученик корнилий псково печерский

Печеры. 1990-е.

Прп. Корнилий Псково – Печерский. Круг архимандрита Зинона. Икона иконостаса церкви Псково – Печерских святых. Псков (Печеры). 1990-е годы.

Москва. 2005.

Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Оценка 3.5 проголосовавших: 8
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here