Протяжное песнопение восхваляющее и прославляющее чествуемого святого

Детально: протяжное песнопение восхваляющее и прославляющее чествуемого святого - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

икос

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.

Синонимы :

Смотреть что такое “икос” в других словарях:

  • икос — икос, а …   Русский орфографический словарь

  • ИКОС — (греч. дом). Церковная песнь, содержащая восхваление и прославление чествуемого святою или празднуемого церковного события. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОС ново греч. oikos. Протяжная песнь в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИКОС — ИКОС, муж., церк. протяжная песнь в каноне, после кондака. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ИКОС — (греч. Oikos, букв. дом, восходит, вероятно, к сирийскому baitha дом; строфа стихотворения), в ранневизантийских гимнах, именуемых Кондаками (см. КОНДАК), строфа особого рода, содержащая подробное развитие (часто с нравоучительной целью) его темы …   Энциклопедический словарь

  • икос — сущ., кол во синонимов: 1 • песнь (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ИКОС — «Индустриальные компьютерные системы» комп., организация …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Икос — В Викисловаре есть статья «икос» Икос церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего …   Википедия

  • икос — церк. пение по 6 му канону (уже в Мин. 1095 г.). Из ср. греч. οἶκος дом , строфа под влиянием др. еврейск., где дом употребляется тоже в знач. песнь (см. Крумбахер 696); ср. Фасмер, Гр. сл. эт. 67 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Икос — богослужебные песни, содержание которых составляет восхваление и прославление чествуемого святого или празднуемого церковного события. Он образует составную часть утреннего канона (см.), в котором помещается после 6 й песни, а также акафиста… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • икос — икос, икосы, икоса, икосов, икосу, икосам, икос, икосы, икосом, икосами, икосе, икосах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

  • тропари;
  • величания;
  • стихиры;
  • литургии;
  • всенощные;
  • кондаки.

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Эпифонный и ипофонный вид

Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

  1. Стихи псалмодируются одним исполнителем, остальные представители хора подпевают.
  2. Стих и припев исполняются всем хором (либо хор делится на две части).

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

Оценка 3.5 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here