Псалом 117 с толкованием

Детально: псалом 117 с толкованием - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 117

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 117

Этим псалмом завершается группа псалмов галлел (или аллилуйных псалмов): Пс. 112-117. Возможно, Пс. 117 был написан к празднику кущей, может быть, даже к первому его празднованию после возвращения народа из вавилонского плена. Содержание его дает, во всяком случае, серьезные основания полагать, что Бог прославляется в нем за восстановление Своего народа вопреки сопротивлению языческих народов и их злокозненным планам.

С уверенностью можно, по крайней мере, судить о том, что в Пс. 117 “присутствует” праздничная процессия, направляющаяся к святилищу, чтобы принести жертвы Господу и воздать Ему хвалу (стих 19 и далее). Не случайно слова и выражения из этого песнопения, воспевавшегося в дни праздников, – на устах людей, приветствовавших въезд в Иерусалим Иисуса Христа в начале Пасхальной недели (117:25-26; Матф. 21:9). Предполагают также, что именно этот псалом пели вместе с Господом Его ученики в горнице после своей последней вечери (Матф. 26:30).

В контексте Ветхого Завета Пс. 117 звучал, однако, как славословие милости Господней. Автор его говорит о победах

Господа над враждебными Израилю народами, окружавшими его. В последней части псалма он с ликованием возвещает о том, что спасение народа (скорее всего, подразумевалось освобождение его из чужеземного плена) явилось актом чудодейственной воли Божией, он уподобляет еврейский народ (или его царя как представителя народа; об этом в толкованиях ниже) камню, отвергнутому строителями, которому, однако, в Божием деле на земле отведена была основополагающая роль.

А. Восхваление Божией милости (117:1-4)

Пс. 117:1-4. Эти стихи, очевидно, произносились антифонно, т. е. псалмопевец призывал народ воздать славу и хвалу Господу, повторяя: ибо вовек милость Его, – и народ отвечал: “Ибо вовек милость Его”. К этому призывался весь Израиль (стих 2), дом Ааронов (т. е. священники) и все почитатели Иеговы (боящиеся Господа); стихи 3-4.

Б. Господь мне помощник и спасение (117:5-21)

Пс. 117:5-9. От имени народа провозглашается, что Господь… вывел его из тесноты, т. е. из крайне тягостных обстоятельств, на пространное место (из плена на свободу). Народу, на стороне которого Сам Господь, что страшиться людей? Господь ему помощник, поэтому на врагов своих он будет смотреть бесстрашно. Народу этому есть на кого уповать – с уверенностью, что упования его не будут обмануты, ибо они не на людей и не на вождей их (князей) обращены, а на Господа.

Пс. 117:10-13. Здесь речь, возможно, идет о строительстве второго храма, которое происходило, как известно, в крайне тяжелых условиях, при усиленном противодействии “окружающих народов”, в частности, самарян (книга Ездры), но, в конце концов, было успешно завершено. Обращает на себя внимание троекратно повторенное псалмопевцем: именем Господним я низложил их и заключительное (стих 13): Господь поддержал меня. В стихе 12 – образ быстро сгорающего терна (сравните Ис. 9:18).

Пс. 117:14-21. Здесь радостные славословия Господа, картина повсеместного ликования по поводу Господнего спасения. Глас радости… в жилищах праведников (тут подразумеваются возвратившиеся из плена евреи), которые сознают, как высока и сильна десница (правая рука) Господа, символизирующая Его могущество (стихи 14-16). Народ, которому Он покровительствует, не погибнет, выражает уверенность псалмопевец; хотя этот народ и был строго наказан Им (поражение от врагов, изгнание в чужие земли), смерти он не был Им предан, а, значит, будет жить, чтобы возвещать дела Господни и впредь (стихи 17-18).

Далее возникает картина ликующей праздничной процессии, направляющейся к святилищу, в которое ведут врата правды, отворяющиеся для праведников, желающих прославить Господа (стихи 19-21).

В. Благословен грядущий во имя Господне (117:22-29)

Пс. 117:22-24. Образ камня здесь, в ветхозаветном контексте, толкуют неоднозначно. Сам по себе он мог быть взят из опыта строительства второго храма иудеями, возвратившимися с чужбины. Они строили его из малопригодного строительного материала (“камня”), и тем, что строительство было все-таки завершено, обязаны были Богу. Символика же здесь такова: Господь взял этот камень, “отвергнутый строителями”, и положил его во главу угла при восстановлении Своего народа (второй храм сделался не только религиозным, но и политическим центром объединения евреев).

Сей день наступил по воле Господа – как же народу не радоваться и не веселиться в оный! (стих 22-23) В продолжение раскрытия символики следует заметить, что “камнем” для Господа мог быть сам Израиль, попранный и отвергнутый другими народами (разрушавшими и созидавшими царства и империи – “строителями”). Этот-то камень Он и поставил во главу угла Своего будущего правления на земле. Известно, что в притче о злых виноградарях (Матф. 21:33-44) Иисус Христос применяет образ краеугольного камня к Себе Самому. И это обстоятельство тоже понималось разными богословами в разное время неодинаково.

Достаточно обоснованной представляется такая трактовка: под “строителями” Иисус понимал вождей еврейского народа, отвергнувших Его, Которого, однако, “краеугольным камнем” Своего домостроительства сделал Бог Отец. Применяя образ из Пс. 117:22 к Себе, Господь выразил ту мысль, что Царство будет отобрано у иудеев и отдано другим (Матф. 21:43), которые уверуют в Него. Обращение Иисуса к Пс. 117 исполняется особого значения в свете того, что псалом этот был, по всей вероятности, одним из популярных пасхальных псалмов.

Пс. 117:25-29. Прообразовательно-мессианскнй характер псалма следует как из предыдущих, так и из этих стихов. В стихе 25 псалмопевец обращается к Господу с молитвой о спасении и процветании народа. Слова спаси же (стих 25) и первая фраза из стиха 26: Благословен грядущий во имя Господне! – провозглашались народом при торжественном въезде Иисуса в Иерусалим (Матф. 21:9, где слово “осанна” означает “спасение”).

Народ верил, что Иисус и есть грядущий Мессия, и знал, что Он не скрывает этого, как чувствовал и то, что к Мессии, Которого все ожидали, применим псалом, словами которого они приветствовали Христа теперь. Отсюда ясно, почему Иисус Христос отождествил Себя с “камнем”, от которого предстояло прийти спасению для тех, кто взывали к Нему: “спаси же!”

Может быть, в Пс. 117 содержится предвиденье того времени, когда Камень, Иисус, обратится ко всем тем людям и народам, которые захотят принять Его (Иоан. 1:12). Но сам псалмопевец создавал и воспринимал его в контексте своего времени. В стихах 26-29 он говорил о процессии людей, направлявшихся к храму для совершения богопоклонения, и для него “грядущим во имя Господне” был каждый из этих людей. Преобразовательное значение Псалма 117 полностью, конечно же, раскрывалось в устах современников Иисуса Христа, когда они, тоже шествуя в праздничной процессии к храму, приветствовали словами древнего псалмопевца Того, Кто действительно явился во имя Господне.

Содержание 117 псалма в православной Библии прямо указывает на время и причины его написания: это был период после выхода еврейского народа из плена вавилонян и построения второго храма. 117 псалом представляет собой торжественный, возвышенный гимн, в котором анонимный автор выражает ликование по случаю возвращения в родные земли, и приглашает присоединиться к нему всех сограждан. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117, 9) – этой фразой псалмопевец говорит о том, что многочисленные попытки Израиля договориться с окружающими его языческими народами не дали результата, и что лишь надежда на Бога всегда оправдывалась. Толкование 117 псалма поясняет, что под помощью Божией в нем подразумевается построение храма.

Христианский псалом 117 как молитва от нападения врагов

В тексте 117 псалма автор пишет о трудностях, постигших израильтян во время возведения храма: как все народы (имеются в виду, конечно, соседствующие с Израилем племена) смеялись над евреями, не веря, что стройка будет окончена. В псалме упоминаются проблемы со строительным материалом и огорчение народа из-за небольших размеров храма, по окончанию же строительства в нем описывается повсеместная радость. Слушать онлайн и читать 117 псалом в православии принято для защиты от вражеских нашествий.

Слушать на видео молитву псалом 117 на русском языке

Читать текст православной молитвы псалом 117 на русском языке

Аллилуия.

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Израилев: Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Ааронов: Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его. Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы сот, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением. Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя, буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Псалтырь, текст псалма 117 на церковнославянском языке

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом Израилев; яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом ааронь; яко благ, яко в век милость eго. Да рекут убо вси боящiися Господа; яко благ, яко в век милость eго. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне помощник, и не убоюся; что сотворит мне человек? Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо eсть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека; благо eсть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко oгнь в тернiи; и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прiят мя. Крепость моя и пенiе мое Господь, и бысть ми во спасенiе. Глас радости и спасенiя в селенiих праведных; десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды; вшед в ня, исповемся Господеви. Сiя врата Господня; праведнiи внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Камень, eгоже небрегоша зиждущiи, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей, и eсть дивен во oчесех наших. Сей день, eгоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в oнь. О, Господи, спаси же, О Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне; благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам; составите праздник во учащающих до рог oлтаревых. Бог мой eси ты, и исповемся тебе; Бог мой eси ты, и вознесу тя; исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго.

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Да скажет ныне Израилев: ибо вовек милость Его.

Да скажет ныне дом Ааронов: ибо вовек милость Его.

Да скажут ныне боящиеся Господа: ибо вовек милость Его.

Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.

Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек?

Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.

Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.

Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;

обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;

окружили меня, как пчелы , и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.

Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.

Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.

Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!

Десница Господня высока, десница Господня творит силу!

Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.

Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.

Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.

Вот врата Господа; праведные войдут в них.

Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.

Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:

это – от Господа, и есть дивно в очах наших.

Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!

О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!

Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.

Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.

Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя, .

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!

2 Да речет убо дом Израилев: яко Благ, яко в век милость Его.

2 Пусть же скажет дом Израилев, что Он благ, что вовек милость Его;

3 Да речет убо дом Ааронь: яко Благ, яко в век милость Его.

3 пусть же скажет дом Ааронов, что Он благ, что вовек милость Его;

4 Да рекут убо вси боящиися Господа: яко Благ, яко в век милость Его.

4 пусть же скажут все боящиеся Господа, что Он благ, что вовек милость Его.

5 От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство.

5 От скорби я призвал Господа, и Он услышал меня и вывел на простор.

6 Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек.

6 Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

7 Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя.

7 Господь мне помощник, и я посмотрю на врагов моих.

8 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека.

8 Лучше надеяться на Господа, чем надеяться на человека;

9 Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи.

9 лучше уповать на Господа, чем уповать на князей.

10 Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им,

10 Все народы окружили меня, но я именем Господним воспротивился им;

11 обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им,

11 обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им;

12 обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им.

12 окружили меня, как пчёлы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но я именем Господним воспротивился им;

13 Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя.

13 толкнули меня, и я готов был упасть, но Господь поддержал меня.

14 Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение.

14 Крепость моя и пение моё Господь, и сделался Он мне спасением.

15 Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу.

15 Глас радости и спасения в жилищах праведных: десница Господня явила силу!

16 Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу.

16 Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу!

17 Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.

17 Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни.

18 Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.

18 Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня.

19 Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви.

19 Отворите мне врата правды, войдя в них, я прославлю Господа.

20 Сия врата Господня, праведнии внидут в ня.

20 Это – врата Господни, праведные войдут в них.

21 Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение.

21 Я прославлю Тебя, ибо Ты услышал меня и сделался моим спасением.

22 Камень, eгоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла:

22 Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла:

23 от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших.

23 от Господа это было, и дивно в очах наших.

24 Сей день, eгоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

24 Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный!

25 О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же.

25 О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши же!

26 Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня.

26 Благословен Грядущий во имя Господне, благословили мы вас из дома Господня;

27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых.

27 Бог – Господь, и Он явился нам! Устройте праздник среди толпящихся до рогов жертвенника!

28 Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе, Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение.

28 Бог мой Ты, и я прославлю Тебя, Бог мой Ты, и превознесу Тебя: я прославлю Тебя, ибо Ты услышал меня и сделался моим спасением.

29 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

29 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Слава:

Слава:

Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Израилев: яко Благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Ааронь: яко Благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко Благ, яко в век милость Его. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек. Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им, обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им, обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же. Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе, Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Оценка 4 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here