Псалом 67 на русском языке

Детально: псалом 67 на русском языке - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

В конец, псалом песни Давиду

К исполнению, псалом-песнь Давида.

1 Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

1 Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

2 Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия,

2 Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня – так да погибнут грешники от лица Божия.

3 а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

3 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии!

4 Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним.

4 Воспойте Богу, пойте имени Его; готовьте путь Восшедшему на западе – Господь имя Ему, – и возрадуйтесь пред Ним.

5 Да смятутся от лица Его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем Своем.

5 Да смятутся они от лица Его, отца сирот и судьи вдов: Бог в месте Своём святом.

6 Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех.

6 Бог вселяет одиноких в дом, выводя окованных с мужеством, так же, как и оскорбителей, обитающих в гробницах.

7 Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни,

7 Боже, когда выходил Ты пред народом Твоим, когда проходил Ты по пустыне,

8 земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.

8 земля поколебалась и небеса растаяли от лица Бога Синая, от лица Бога Израилева.

9 Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е.

9 Дождь щедро уделишь Ты, Боже, наследию Твоему, – и обессилело оно, но Ты укрепил его.

10 Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже.

10 Животные Твои обитают в нём, – Ты приготовил это в благости Твоей для нищего, Боже.

11 Господь даст глагол благовествующым силою многою.

11 Господь даст благовествующим слово с силою многою, –

12 Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти.

12 Он, Царь воинств Возлюбленного, – чтобы ради красоты дома разделили добычу.

13 Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата.

13 Если вы упокоитесь посреди уделов ваших, это – как крылья голубки посеребрённые, и спинка её – с отливом золота.

14 Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.

14 Когда рассеет Бог Небесный царей по этой земле, они станут, как снег на Селмоне.

15 Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная.

15 Гора Божия – гора тучная, гора плодородная, гора тучная!

16 Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца.

16 Для чего подозреваете вы, горы плодородные, ту гору, на которой благоволил поселиться Бог? Ведь здесь Господь и будет обитать вовек!

17 Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем.

17 Колесницы Божии несметны множеством; тысячи благоденствующих; Господь среди них на Синае во святилище.

18 Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися.

18 Ты взошёл на высоту, пленил взятых в плен, получил дары среди людей, и даже непокорных, чтобы поселиться среди них.

19 Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших.

19 Господь Бог благословен, благословен Господь на всякий день, даст успех нам Бог спасения нашего.

20 Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная.

20 Бог наш – Бог во спасение, и Господни, Господни врата смерти.

21 Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.

21 Но Бог сокрушит головы врагов Своих, волосатое темя ходящих в согрешениях своих.

22 Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских.

22 Сказал Господь: из Васана возвращу, возвращу из глубин морских,

23 Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него.

23 чтобы погрузилась нога твоя в кровь, язык псов твоих – в кровь врагов Его.

24 Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем,

24 Взору открылись шествия Твои, Боже, – шествия Бога моего, Царя, Который во святилище.

25 предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц.

25 Впереди шли князья рядом с поющими посреди девиц с тимпанами:

26 В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

26 “В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля”.

27 Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

27 Там Вениамин-младший в восхищении, князья Иудины – вожди их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.

28 Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас.

28 Заповедуй, Боже, силою Твоею, утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

29 От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары.

29 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.

30 Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем.

30 Пригрози зверям в тростнике, сонмищу быков среди телиц народов, – чтобы не заключили испытанных, как серебро. Рассей племена, желающие войн.

31 Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу.

31 Придут посланцы из Египта, Эфиопия первой прострёт руку свою к Богу.

32 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви,

32 Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу,

33 возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы.

33 восшедшему на небо небес к востоку; вот, издаст Он гласом Своим звук сильный.

34 Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.

34 Воздайте славу Богу; на Израиле – великолепие Его и сила Его – на облаках.

35 Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.

35 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев Сам даст силу и мощь народу Своему. Благословен Бог.

Слава:

Слава:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии. Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е. Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. Господь даст глагол благовествующым силою многою. Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем. Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. Яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него. Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем, предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, книзи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.

Чтение псалмов — очень душеполезное занятие. Об этом уверенно скажет любой священник. Довольно известен среди православных христиан и текст 67 псалма. Из этой статьи вы узнаете его толкование, для чего читают и при каких обстоятельствах.

Оглавление [Показать]

Историческое содержание

псалом 67 на русском языкеКогда открываешь Библию всегда стоит помнить о том, что она писалась на протяжении многих столетий. Каждая книга, из которой состоит Священное Писание, рождалась при определенных обстоятельствах, в совершенно разных реалиях. Также и предназначалась для различного круга читателей.

Если с понимаем Нового Завета все более или менее нормально, то с книгами Ветхого Завета современному читателю бывает не так легко. Тексты несут в себе огромный пласт информации, которую не каждому дано понять и осмыслить без труда.

Текст псалома 67 на русском языке

1 Начальнику хора. Давидов Псалом. Песнь.

2 Восстанет Бог: рассыплются враги Его, и побегут от лица Его ненавидящие Его.

3 Ты рассеешь их, как рассевается дым; как воск тает от огня: так нечестивые погибнут от лица Божия.

4 А праведники возвеселятся, взыграют пред Богом, и восторжествуют в радости.

5 Пойте Богу, бряцайте имени Его, равняйте путь шествующему пустынею; имя его Иаг, взыграйте пред лицем Его.

6 Отец сирот и Судия вдовиц Бог во святом Своем жилище.

7 Бог одиноким дает семейство, узников выводит на места обильные, а непокорные живут в знойных.

8 Боже! когда предшествовал Ты народу Твоему, когда шел пустынею, (Села.)

9 Земля тряслась, и небо таяло от лица Бога, и сей Синай от лица Бога, Бога Израилева.

10 Благотворный дождь проливал Ты, Боже, и когда изнемогало наследие Твое, Ты подкреплял его.

11 Стадо Твое жило там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил пищу бедному.

12 Господь дает слово: провозвестниц великое множество.

13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.

14 Успокоясь в своих пределах, вы подобны голубице, коей крылья покрыты серебром и перья блестят золотом.

15 Когда Всемогущий рассыпал царей на сей земле, она блистала, как снег на Селмоне.

16 Гора Васанская, гора Божия; гора Васанская, гора холмистая.

17 Что вы завистливо смотрите, горы холмистые? Вот гора, на которой Бог благоволил обитать, и на которой Господь будет жить вечно!

18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч. Среди их Господь, Синай во святилище.

19 Ты восшел на высоту, привел пленных, принял дары для человеков, даже и для противящихся тому, дабы обитал Ты здесь, Иаг Боже!

20 Благословен Господь всякий день! Обременяет ли кто нас, Бог спасает нас. (Села.)

21 Сей Бог, есть наш Бог Спаситель, во власти Иеговы Господа врата смерти.

22 Бог сокрушает голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.

23 Господь сказал: от Васана приведу, приведу из глубины морской,

24 Чтоб ты погрузил ногу твою в крови врагов, и язык псов твоих лизал ее.

25 Видели шествие Твое, Боже, священное шествие Бога моего, Царя моего.

26 Впереди шли поющие, за ними играющие на музыкальных орудиях среди дев с тимпанами:

27 «В собрании благословите Господа Бога, вы, происшедшие от источника Израилева!»

28 Там младший Вениамин, владыка их; князи Иудины, порфироносцы их; князи Завулоновы, князи Нефалимовы.

29 Бог Твой даровал Тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

30 Во храме Твоем, во Иерусалиме, цари вознесут Тебе дары.

31 Укроти зверя, живущего в тростнике, стадо волов с тельцами народов, чтобы они поверглись пред Тобою с слитками серебра; рассыпь народы, желающие битв.

32 Придут вельможи из Египта, Ефиопия прострет руки свои к Богу.

33 Царства земные, пойте Богу, бряцайте Господу, (Села.)

34 Восседающему на небесах небес вековых. Се, гремит Он гласом крепким.

35 Воздайте славу Богу; величие Его над Израилем и могущество Его на облаках.

36 Дивен Ты, Боже, во святилище Твоем! Бог Израилев дает силу и крепость народу, Благословен Бог!

Для чего читать 67 псалом?

псалом 67 на русском языкеСуществует условное деление Псалтири, сделанное святыми — они предлагают несколько жизненных ситуаций и номера различных псалмов, которые необходимо читать. Например, псалом 67 рекомендуется при тяжелых родах (для этого читать его рекомендует один из святых отцов). Подобным образом поступали уже иудеи, ведь книга является частью Торы.

Но насколько обоснованно подобное применение? Слово Божие универсально. Любой текст из Библии, прочитанный внимательно, сможет принести духовную пользу. Стоит опасаться лишь магического отношения к этому действию. Чтобы его избежать, надо сделать произнесение святых текстов обычным для себя занятием. При этом неважно, на каком языке они читаются — на русском или церковном.

Толкование

Псалом 67 посвящен тому, как иудеи переносили Ковчег в свой святой город Иерусалим. При этом они упоминают все хорошее, что даровал им Бог.

  • Победы над многочисленными врагами.
  • Дарование обещанной Аврааму земли (Палестины).
  • Заключение Моисеем договора с Господом.

В стихах как раз прославляется один успешный воинский поход, который принес иудеям славу и богатую добычу. Многие, впервые пытаясь найти толкование 67 псалма, поначалу оказываются в тупике. Ведь он очень насыщен образами, в том числе богословы находят здесь завуалированные предсказания крестной жертвы Спасителя.

По смыслу текст можно разделить на несколько основных частей:

  • псалом 67 на русском языкеХвала Господу.
  • Описание того, как Ковчег несут по пустыне.
  • Вступление во вражескую землю, ее покорение.
  • Давид завоевывает Иерусалим.
  • Восхваление Бога, даровавшего победу своему народу.
  • Перенос святыни в иерусалимское святилище.
  • Пророческие стихи о будущем окончательном торжества добра над злом.

Некоторые интересные детали совершенно теряются в переводе. Например, здесь Давид упоминает семь различных имен Творца — Элохим, Адонай, Господь, Господь Элохим, Эль Шаддай, Иегова, Господь.

Чтение Псалтыри

Читая непонятный перевод, человек может расстроиться, начать нервничать. Поэтому, если перевод не очень хорошо знаком, лучше взять вариант на родном языке. Затем можно будет перейти на тот, что принят за православными богослужениями.

Если в доме нет книги с делением на кафизмы, можно прочитывать в день по несколько псалом, дойдет очередь и до 67-го. Между главами обычно принято произносить особые молитвы и «Господи, помилуй» в количестве 40 раз. Это благочестивая традиция, которая обязательна лишь во время храмовых богослужений. Дома, особенно если человек недавно ходит в храм, делать это вовсе не обязательно.

Изучение Библии — дело трудное, требующее усердия, настойчивости. При возникновении сложностей, следует обратиться к более опытным верующим, почитать дополнительную литературу. Главное, не оставлять молитвы, они в любом случае принесут огромную пользу душе.

Псалом 67 — текст на русском, толкование, зачем читают was last modified: Сентябрь 22nd, 2017 by Bogolub

Да воскреснет Бог — псалом, в котором пророк Давид изображает пришествие Господне, в котором Он воскрешает всех мертвых. С этим периодом связано окончание духовного плена, освобождение от мысленных врагов. Всем, кто принял проповедь обещано дарование Святого Духа, Апостолам — избавление от всякой беды, постигшей их за проповедь. Разбирая в отдельности каждый стих псалма 67, можно усмотреть как царь Давид благовествует веру в Господа всех язычников.

Псалом Да воскреснет Бог говорит о побуждении Бога произвести суд над нечистыми демонами, так как пришествием Господа демоны лишены возможности властвовать над людьми, обрекая их на муки. Молитва псалма 67 призывает верующих уготовить себя к тому, чтобы выбирать главный праведный путь на долгие времена «явившегося во плоти живущим на земле».

Толкование псалма 67

Пришествие Господа знаменуется «смятением от лица Его»полчищ демонов. Он заступник беззащитных и немощных, который подобно каждому не имеет помощи от других. Кто же этот Заступник и каков Он повествует в своей молитве христианского псалма 67 пророк Давид, который назвал Его «восшедшим на запады», что означает снизошедший до глубин адовых. Псалмопевец в псалме 67 говорит о том, что Господь, «восшедший на небеса», стал на Своем месте, несмотря на то, что никогда не отступал от него Своим Божеским естеством. Только единомышленникам Бог обещает вселение в своем доме, небесном граде. Это те люди, которые Ему одному посвятили свою жизнь и сделали ее чуждой всякому двоедушию и мирскому желанию.

В стихах псалма 67 царь Давид говорит о том, что Израиль есть «ум, зрящий Бога». Господь сам укажет святым Апостолам, чтобы они могли проповедовать Евангелие. Давид говорит о Господе как о царе возлюбленного народа, силой которого Он является.

Заповедь народу Господа в псалме 67

Сам Господь в стихах псалма 67 дает глагол, то есть напутствует уверовавших во Христа, святых учеников и Апостолов привлечь язычников к вере — «красотою дому разделити корысти». Очень пламенной и красноречивой описана речь Господа к святым Апостолам, которых он сделал правителями Его достояния. Всем, кто примет святых Апостолов, Господь обещает в награду очищение грехов. В молитве псалма 67 Да воскреснет Бог говорится о том, что главным и всепомогающим для каждого христианина является Христос в ком Божия сила и Божия премудрость.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять…

Текст на русском языке псалом 67 – Да воскреснет Бог

Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне. Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева. Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его. Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного. Господь даст слово: провозвестниц великое множество. Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу. Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне. Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище. Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях. Господь сказал: от Васана возвращу, выведу из глубины морской, чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов. Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!» Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу. Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках. Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!

Детальное описание из нескольких источников: «молитва псалом 67 на русском языке» – в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Толкование для верующих христианского текста псалом 67

Христианский псалом 67 имеет возвышенно-торжественный тон, свойственный песням, написанным в честь какого-либо значимого исторического события. В данном псалме, по мнению исследователей и толкователей, речь идет об отвоевании Иерусалима у иевуссеев – важнейшем шаге на пути объединения Израильского царства. Событие это произошло в царствование пророка Давида, которому и приписывается авторство псалма. Текст православного псалма 67, кроме того, вспоминает ряд ветхозаветных событий, а также разнообразные милости, на протяжении тысячелетий подаваемые Богом еврейскому народу.

Текст 67 псалма: помощь роженицам

Подробное толкование 67 псалма очень затруднено в связи с большим количеством употребляемых в нем образных выражений, лаконичностью текста, и частым перескакиванием с одной темы на другую. Однако, несмотря на то, что 67 псалом считается одним из труднейших для пояснения, это не приуменьшает его исторической и духовной ценности, поскольку до завоевания Давидом считался неприступной твердыней, и это лишний раз придало еврейскому народу уверенности в том, что Бог на их стороне. В православии читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 67 псалма рекомендуется в случаях трудных родов, чтобы облегчить страдания роженицы.

Слушать на видео православную молитву псалом 67 на русском языке

Читать церковный текст молитвы псалом 67 на русском языке

Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.

Православный Псалтырь, текст псалма 67 на церковно славянском языке

Псалом 67

В конец, псалом песни Давиду

К исполнению, псалом-песнь Давида.

1 Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

1 Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

2 Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия,

2 Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня – так да погибнут грешники от лица Божия.

3 а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

3 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии!

4 Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним.

4 Воспойте Богу, пойте имени Его; готовьте путь Восшедшему на западе – Господь имя Ему, – и возрадуйтесь пред Ним.

5 Да смятутся от лица Его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем Своем.

5 Да смятутся они от лица Его, отца сирот и судьи вдов: Бог в месте Своём святом.

6 Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех.

6 Бог вселяет одиноких в дом, выводя окованных с мужеством, так же, как и оскорбителей, обитающих в гробницах.

7 Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни,

7 Боже, когда выходил Ты пред народом Твоим, когда проходил Ты по пустыне,

8 земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.

8 земля поколебалась и небеса растаяли от лица Бога Синая, от лица Бога Израилева.

9 Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему и изнеможе, Ты же совершил еси е.

9 Дождь щедро уделишь Ты, Боже, наследию Твоему, – и обессилело оно, но Ты укрепил его.

10 Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже.

10 Животные Твои обитают в нём, – Ты приготовил это в благости Твоей для нищего, Боже.

11 Господь даст глагол благовествующым силою многою.

11 Господь даст благовествующим слово с силою многою, –

12 Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти.

12 Он, Царь воинств Возлюбленного, – чтобы ради красоты дома разделили добычу.

13 Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата.

13 Если вы упокоитесь посреди уделов ваших, это – как крылья голубки посеребрённые, и спинка её – с отливом золота.

14 Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.

14 Когда рассеет Бог Небесный царей по этой земле, они станут, как снег на Селмоне.

15 Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная.

15 Гора Божия – гора тучная, гора плодородная, гора тучная!

16 Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца.

16 Для чего подозреваете вы, горы плодородные, ту гору, на которой благоволил поселиться Бог? Ведь здесь Господь и будет обитать вовек!

17 Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем.

17 Колесницы Божии несметны множеством; тысячи благоденствующих; Господь среди них на Синае во святилище.

18 Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися.

18 Ты взошёл на высоту, пленил взятых в плен, получил дары среди людей, и даже непокорных, чтобы поселиться среди них.

19 Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших.

19 Господь Бог благословен, благословен Господь на всякий день, даст успех нам Бог спасения нашего.

20 Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная.

20 Бог наш – Бог во спасение, и Господни, Господни врата смерти.

21 Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.

21 Но Бог сокрушит головы врагов Своих, волосатое темя ходящих в согрешениях своих.

22 Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских.

22 Сказал Господь: из Васана возвращу, возвращу из глубин морских,

23 Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих, от враг от него.

23 чтобы погрузилась нога твоя в кровь, язык псов твоих – в кровь врагов Его.

24 Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем,

24 Взору открылись шествия Твои, Боже, – шествия Бога моего, Царя, Который во святилище.

25 предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц.

25 Впереди шли князья рядом с поющими посреди девиц с тимпанами:

26 В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

26 “В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля”.

27 Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

27 Там Вениамин-младший в восхищении, князья Иудины – вожди их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.

28 Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас.

28 Заповедуй, Боже, силою Твоею, утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

29 От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары.

29 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.

30 Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем.

30 Пригрози зверям в тростнике, сонмищу быков среди телиц народов, – чтобы не заключили испытанных, как серебро. Рассей племена, желающие войн.

31 Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу.

31 Придут посланцы из Египта, Эфиопия первой прострёт руку свою к Богу.

32 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви,

32 Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу,

33 возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы.

33 восшедшему на небо небес к востоку; вот, издаст Он гласом Своим звук сильный.

34 Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.

34 Воздайте славу Богу; на Израиле – великолепие Его и сила Его – на облаках.

35 Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.

35 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев Сам даст силу и мощь народу Своему. Благословен Бог.

Библия. Псалтирь

1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.

2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.

5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.

6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.

7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.

8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,

9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева.

10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.

11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.

12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.

13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.

14 Расположившись в уделах , вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:

15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле,она забелела, как снег на Селмоне.

16 Гора Божия – гора Васанская! гора высокая – гора Васанская!

17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?

18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.

19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.

20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.

21 Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.

22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.

23 Господь сказал: “от Васана возвращу, выведу из глубины морской,

24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов”.

25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:

26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:

27 “в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!”

28 Там Вениамин младший – князь их; князья Иудины – владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.

29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.

31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.

32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.

33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,

34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.

35 Воздайте славу Богу! величие Его – над Израилем, и могущество Его – на облаках.

36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу . Благословен Бог!

Объяснение священной книги псалмов

Псалом этот имеет краткое надписание: В конец, псалом песни Давиду. Оно имеет то же значение, как и в предыдущем Пс.66 , т.е. значит такую песнь, составленную Давидом, при исполнении которой соединяются музыка и пение, и притом так, что каждая строфа песни, начинаясь исполнением на музыкальных инструментах, сопровождается потом хоровым пением. Такому соединению соответствует так называемая в музыке мелодия (соединение греч. слов – «музыка» и – «пение»).

И самым содержанием этого псалма подтверждается то указание в надписании его, что псалом этот составлен Давидом. Псалмопевец, под видом торжественного перенесения ковчега Завета в Иерусалим, изображает в этом псалме прославление победоносного и спасительного Царства Божия, частию исторически, частию пророчественно о лице Иисуса Христа, Царя неба и земли. К какому же именно перенесению ковчега Завета относится этот псалом, – нужно заметить, самый трудный для объяснения между другими псалмами, – к перенесению ли его Давидом из дома Аведдара на Сион, в новоустроенную скинию ( 2Цар.6:12,17 ), или же – к возвращению ковчега на сию гору после какой-либо одержанной Давидом победы (ср. 2Цар.11:11 )? Есть основания для того и другого мнения, но для последнего (характерные выражения победной песни) их больше. Во всяком случае, псалом относится к процессии (ст. 25–27) с ковчегом Завета (ст. 2), подвигавшейся к месту, назначенному для богослужения. О содержании этого псалма блж. Феодорит говорит следующее: «Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущего; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческого рода, о погибели врагов, кратко сказать – о необычайном изменении дел» .

Пс.67:2 Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица его ненавидящии Его.

Когда подымали евреи ковчег Завета для путешествия по пустыне, Моисей всякий раз говорил: «Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящии Тебе» ( Чис.10:34 ). Повторяя почти буквально те же слова пророка Божия, псалмопевец – не кто иной, как царь Давид, – вероятно, при начале процессии, когда поднят был ковчег Завета, молился, чтобы Господь Бог и впредь так же действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамляя врагов Своих и Своего народа. Он как бы так говорит здесь: Бог не имеет нужды в великом приготовлении для поражения врагов; потому что они состоят в Его власти, и что довольно для Него поднять перст, и все они рассыплются. Враги же, о которых говорит здесь псалмопевец, суть те нечестивые противники Церкви Божией, которые «собирались вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс.2:2 ), чтобы разрушить Их царство; они разделятся и в намерениях их и в силах, и ненавидящие истину Божию не возмогут терпеть Его света, их обличающего, и они побегут от лица Его.

Пс.67:3–4 Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия: а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

Продолжая Моисеево изображение победоносного присутствия Божия при Святыне кивота Божия, Давид новыми выражениями к врагам и ненавидящим Бога присовокупляет третий род людей, низлагаемых Его присутствием: грешников, которые, хотя и не восстают на Царство Иисуса Христа силою и не отметают мыслью Его учения, но и не последуют Ему своею деятельностью, надмеваются гордостью житейскою и всеми мыслями, всем сердцем последуют «преходящему образу мира сего» ( 1Кор.7:31 ). Подобием дыма и воска пророк изображает и свойства и участь их. Дым чем выше возносится, тем быстрее рассеивается, исчезает. Так враги и ненавистники Царства Христова – Церкви Его, и все нечестивые последователи грехолюбивого и суетного мира исчезнут и рассеются как дым. Воск от приближения к огню растаивает и уничтожается: так все грешники и нечестивые не могут приблизиться к Святейшему святых Богу и, навлекая на себя праведный гнев Божий, погибают от присутствия лица Его. Далее участи врагов Божиих и грешников псалмопевец противопоставляет участь праведников, которые по вере в Бога имеют в сердце «мир Божий, превосходящий всяк ум» ( Флп.4:7 ), и в надежде на милость Божию и «уготованное Им Царствие Божие» ( Мф.25:34 ) возрадуются пред Богом и насладятся в веселии. Изречения 2, 3 и 4 стихов этого псалма пророчески указывают на славное воскресение Иисуса Христа, поразившее и рассеявшее врагов и ненавидящих Христа, а праведным душам доставившее неизреченную радость и веселие. Потому-то в пасхальные дни в церковном христианском богослужении так часто поются слова этих стихов: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его и проч. Так объясняет эти стихи и блж. Феодорит: «Восстанием, – говорит он, – называет (здесь Давид) не только прекращение долготерпения, но и воскресение Спасителя мира чрез три дня после принятия за нас добровольной смерти» .

Пс.67:5 Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним.

Для лучшего уразумения смысла изречений этого стиха нужно принять во внимание новейший перевод его с еврейского на русский (издан в 1892 г.), по которому первая половина его читается так: «пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите шествующего на небесах». Этими словами псалмопевец приглашает верующих к песенному прославлению Бога за ту беспредельную и неограниченную силу Его, по которой Он, шествуя на облаках небесных, мгновенно переносится от востока до запада, чем и показывает, что Господь Бог превыше всего мира, что с Ним ни в какое сравнение не могут идти все те божества языческие, которым поклонялись разные народы; что ни земля, ни небо не могут вместить величества славы Его. Далее, желая показать, что Един есть Бог, Который управляет всем миром и владычествует над ним, как полновластный господин или хозяин в своем доме, говорит, что имя Ему Господь. И этот-то Господь Бог Израилев не таков, как другие мнимые боги, которые своих поклонников устрашают и угрожают казнями, и потому верные должны относиться к Нему не с рабским страхом, а приступать к Нему с радостию и веселием: и радуйтеся пред Ним.

Пс.67:6–7 Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех.

Желая далее собственною песнею прославить величие и славу Божию, псалмопевец опять обращается к тем врагам Божиим и ненавидящим Церковь Его грешникам, о которых выше говорил: да бежат от лица Его, да исчезнут, да погибнут, – и снова говорит с Ним: да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц – воспевая тем благость Божию, по которой Он не гнушается быть защитником сирот и праведным Судиею беззащитных и обижаемых вдовиц. «И чтобы никто не мог подумать, – говорит блж Феодорит, – будто Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место, присовокупил и сие: Бог в месте святем Своем. Подобно этому сказанное Господом: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси» ( Ин.3:13 ). Ибо сим Господь как показал неописуемость Божественного естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и, пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца» . Единомысленными пророк называет здесь праведников, которые не имеют никакой двойной мысли и решились иметь попечение об одной только добродетели, имеют одну мысль и одну цель – служение Богу: таковых Бог вселяет в дом Свой, т.е. на небо, в тот дом нерукотворенный и вечный на небесах, о котором говорит св. апостол Павел ( 2Кор.5:1 ). «Окованными же, – по объяснению того же блж Феодорита, – пророк именует обложенных узами греха и говорит о них, что, будучи разрешены от уз, сделаются мужественными. Таков был Матфей, таковы Иаков Алфеев, Закхей; они, освободившись от уз неправды, весьма мужественно вступили в брань с оковавшими их. Но пророк говорит, что не только окованных делает мужественными, но и тех, которые дошли до крайней степени злочестия (такожде преогорчевающыя – см. в объяснении Пс.65:7 ), и, как в смрадных гробах, вселяются в телах своих, вместе с первыми сподобит спасения» . Но если Бог, по благости и милосердию Своему, спасает единомысленных и освобождает от уз греха и страстей связанных ими, т.е. язычников, и не только их, но даже и тех, которые противлением истине огорчали Его (преогорчевающыя), и в наказание за то подпали смерти (живущыя во гробех), т.е. иудеев, Он спасает такожде, если они обращаются; то что ожидает противников и возмутителей Его Царства? (см. Ис.8:21–22 ).

Пс.67:8–9 Боже, внегда исходити тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.

В этих стихах псалмопевец прославляет чудеса Божии, которые совершены были при изведении евреев из Египта, во время их путешествия по Аравийской пустыне и при даровании Закона на Синае, почти теми же словами, которыми изображены эти чудеса в песне Деворы и Варака ( Суд.4:4, 6 ). Боже, говорит он, когда Ты выходил пред народом Твоим (в столпе огненном и облачном), когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса источили дождь от лица Бога Синаина, т.е. явившегося на Синае, от лица Бога Израилева. Хотя в историческом сказании Моисея не говорится о физическом землетрясении и падении дождя с неба во время путешествия евреев и дарования им Закона ( Исх.19 ), но писатель книги Судей, а за ним и псалмопевец могли дополнить это сказание из предания. Притом же то и другое, т.е. и землетрясение и небесный дождь, можно понимать здесь в переносном смысле: земля потрясеся – это сказано, можно думать, в том же смысле, в каком сказано: «Потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей?» ( Мф.21:10 ) А во время путешествия евреев по пустыне небо искапало манну, как дождь или как пот; Синай же трепетал и таял, когда Бог богов и природы явился как Бог Израиля.

Пс.67:10–11 Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему, и изнеможе, Ты же совершил еси е. Животная Твоя живут на ней: уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже.

Здесь псалмопевец прославляет Бога за дарование народу Своему особой земли с ее изобильными дарами. Слово отлучиши переводится с еврейского в прошедшем времени: «дал, даровал». Ты, Боже, взывает он, даровал Израилю, народу Своему, которого «избрал паче всех языков» ( Втор.7:6 ) и чрез то соделал наследием или достоянием ( Пс.2:8 ) Своим, такую землю, которая, хотя лежит на горах и не имеет великих рек, однако, по Твоему Промыслу, изобильно напояется дождем ( Втор.11:11–12 ). В выражении: дождь волен отлучиши – некоторые толковники видят особенный род дождя, только народу Божию, по особому благоволению к нему, дарованный, – именно дождь манны. Другие же, особенно новейшие толковники, по тесной связи стихов 10 и 11, под дождем вольным разумеют не дождь различных чудесных даров евреям во время странствования их в Ханаане, но дождь в собственном смысле, который Бог милостиво посылал достоянию Своему, т.е. народу израильскому, поселившемуся в земле Ханаанской, во всякое время, и когда по случаю засухи народ этот изнемогал (и изнеможе), Господь снова посылал дождь и таким образом поддерживал изнемогающих, что и выражено словами псалма: ты же совершил еси e; подобно тому как и апостол от имени Христа Бога говорит: «Сила бо Моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ). Под словами животная Твоя разумеется тот же народ израильский, как и переведено с еврейского: «народ Твой обитал там». Израильтяне сравниваются здесь с стадом животных, пастырь которого – Бог. Этих животных Господь посредством величественных чудес поселил в ней, т.е. в земле Ханаанской, которая, как текущая тогда медом и млеком, была приготовлена (уготовал еси) в славное отечество Израилю. Господь, по благости Своей, уготовал на ней и нищему потребное, так как дал и обилие плодов, и закон оставлять бедным останки на нивах и в виноградниках и им же предоставлять весь самородный плод седьмого лета (см. Втор.24:19–21 ; Лев.25:5–6 ).

Пс.67:12–13 Господь даст глагол благовествующым силою многою: Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти.

Отсюда начинается речь псалмопевца быстрая и лаконическая, до такой степени краткая, что дает одни намеки, по которым можно только догадываться о ее содержании. Слово глагол означает здесь не просто слово, а известие об одержанной над врагами победе, а также – победную песнь. Здесь (в ст. 12, 13) и говорится о победах, одержанных евреями при помощи Божией над врагами при Иисусе Навине и в период управления судей. Слово благовествующым указывает на тот обычай у евреев означенного времени, по которому избранные между ними девы и женщины на тимпанах (музыкальных орудиях) и с песнопениями прославляли победы над врагами и вместе с тем возвещали о них (см. Исх.15:20–21 ; Суд.5:12 ; 1Цар.18:6–7 ). Они-то и названы здесь благовествующими. Слова силою многою означают: «воинство великое», или «во множестве». Царь есть Господь, а под словом возлюбленного разумеется израильский народ, который был избранным и возлюбленным народом Божиим. Силами называется «войско». Поэтому выражение: Царь сил возлюбленнаго – означает, что Сам Господь Бог предводительствует над войском возлюбленного народа Своего. Весь стих 13 в переводе с еврейского читается так: «цари воинств бегут, а сидящая дома делит добычу». При таком чтении этого стиха смысл всей речи псалмопевца (в ст. 12, 13) должен быть следующий: Господь даровал девам-тимпанницам (см. далее ст. 26), благовествующим о победах и предшествующим народу, как великое воинство (силою многою), такую победную песнь (глагол): бегут, бегут цари воинств, а жены, дома сидящие, делят воинскую добычу (красотою дому разделити корысти), т.е. добычи от обратившихся в бегство неприятельских войск так много, что ее делили между собою не только воины, но и жены их, дома сидящие.

Пс.67:14–15 Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата: внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.

Поспите от слова «поспати» – значит: «успокойтесь, расположитесь для отдыха, насладитесь миром»; предел – значит: «граница, удел, участок». Междорамием называется верхняя часть спины между плечами; разнствит от слова «разнствити» – значит «разметает, рассеет». Селмон – это гора лесистая в Самарии, близ Сихема, вершина этой горы почти всегда покрыта снегом. Изречениями этих стихов псалмопевец выразил благосостояние израильтян по завоевании и занятии ими земли Ханаанской, в то время, когда они по коленам расположились в отведенных им участках (посреде предел). В этом мирном состоянии, под покровительством Божиим, они сравниваются с состоянием мирной голубицы, блестящие крылья и перья которой (на спине) доставляют столь отрадный вид. В переводе с греческого эти стихи читаются так: «Когда вы расположились внутри пределов своих (с евр. – «в уделах своих»), тогда стали, как голубица с крыльями посеребренными и с междурамиями, блестящими, как золото. Когда Небесный рассеивал царей на ней (земле), они, как снег на Селмоне, падали». К этому переводу стиха 14 помещено составителем его следующее подстрочное примечание: «Тут разумейте не живую голубицу, а деревянную вывеску на домах в виде голубя серебропозлащенного, как знак богатства, и понимайте, что израильтяне, занявши землю Ханаанскую, стали богаты». Цвет и блеск золота и серебра избран для обозначения благосостояния, богатства. Последний стих (15) можно объяснить и так: когда Бог рассеял и истребил враждебных народу израильскому царей (ханаанских, моавитских и проч.), тогда израильтяне (будут), как снег на Селмоне (оснежатся), т.е. тогда израильтянам досталось так много добычи, как много падает снега хлопьями.

Пс.67:16–17 Гора Божия, гора тучная, гора усыренныя, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца.

Палестина, в которой жил и действовал Давид, представляет собою страну гористую, в ней совсем почти нет местностей называемых равнинами. Она вся состоит из гор, из которых каждая имеет свое название, а потому Давиду как поэту, восхваляющему всемогущего и дивного в делах Своих Бога, естественно было обратить внимание и на эти горы. Но одной из гор он отдает преимущество пред прочими, как такой, к которой особенно благоволит Господь и которую избрал Он в жилище Себе. Это гора Сион, на которой была скиния Божия и храм с кивотом Завета, где благоволил жити Господь Своею благодатию. Он называет эту гору тучною, потому что она изобилует дарами благодати Божией для верных чад Божиих; называет ее еще усыренною (от слова «сыр», т.е. сгущенное, затвердевшее молоко; гора усыренная значит «гора, сыру подобная») в том смысле, что она доставляет живущим на ней обильное питание, а потому – приятная и вожделенная. Впрочем, оба эти названия горы, равно как и самая гора, употреблены здесь не в буквальном, а в переносном, прообразовательном смысле. Под именем горы псалмопевец разумеет (согласно с пророком, см. Ис.3:2 ) Церковь христианскую, как возвышающуюся над предметами житейскими, земными и стремящуюся к небу. Она есть гора Божия, как посвященная Богу, гора тучная, как исполненная благодати Божией, гора усыренная, как бы подобная сыру по твердости и непоколебимости содержимого ею учения веры. И потому она, как Царство Божие, имеет преимущество пред царствами земными (горами тоже усыренными, но в ином смысле), которые как бы ни возвышались, сколько бы ни высокомудрствовали о себе и о презираемой ими Церкви Божией (вскую непщуете, горы усыренныя): но верные чада Церкви Христовой пребывают вполне довольны своим преимущественным званием чад Божиих и тем сознанием, что Бог благоволил жити посреди их Своею благодатию и будет жить с ними «до конца, до скончания века» ( Мф.28:20 ). У блж. Феодорита под горою разумеется истинная Церковь Христова, а под холмистыми горами, непщующими гору Божию, – общества еретиков и неверующих, которые также именуют себя церквами .

Пс.67:18 Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем.

Продолжая все ту же победную песнь над врагами народа Божия, или (в прообразовательном смысле) Церкви Христовой, псалмопевец говорит здесь о небесном воинстве, которое изображает в виде бесчисленного множества (тмами тем – то же, что «тысячи тысяч») колесниц Божиих, которыми управляет тысяча гобзующих, т.е. изобилующих благодатию и плодоношением добродетелей, или, что то же, «тысящя тысящ служащих Богу ангелов» ( Дан.7:10 ). По словам св. Григория Нисского (у Зигабена в подстрочном примечании), «колесница Божия, в которую впрягаются тысячи изобилующих, есть некая невидимая сила. Так восседает на небесные умные силы и правит браздами их Тот, Кто, явясь на Синае – святой горе, дал Закон» . Господь в них, т.е. Он Сам является предводительствующим сими воинствами, и Он здесь, на Сионе, есть Тот же, Кто явил святилище Свое на Синае, окруженный ангелами ( Втор.33:2 ).

Пс.67:19 Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо непокаряющыяся еже вселитися.

Последние четыре слова заменяются в «Учебной Псалтири» на поле словами: «и в непокаряющихся еже вселитися им (у Господа)». Изобразив всемогущество Бога, управляющего бесчисленным множеством небесных воинств, пророк обращается далее к Нему Самому и, в созерцании будущего Царства Мессии, восклицает: Ты уже не на Синае и не на Сионе; Ты возшел на высоту, т.е. на небо, которое есть «престол Твой» ( Ис.66:1 ). Слова сего стиха: возшел еси на высоту, пленил еси плен и далее, – апостол Павел в Послании к Ефесянам ( Еф.4:8–9 ) приводит как пророчество о сошествии Иисуса Христа во ад и о вознесении Его, по воскресении, на небо (см. также 1Пет.3:19 ). Св. Афанасий Великий слова приял еси даяния в человецех и следующие объясняет так, что Господь Иисус Христос приял «в наследие Себе» ( Пс.2:8 ) самых людей и даже непокорявшихся – для того, чтобы вселиться в них. «Те самые, – говорит он, – которых приял Ты в даяние, древле были непокоряющимися, но и в них вселился Ты» . Можно понимать те же слова и иначе: Ты приял дары Святого Духа для того, чтобы раздавать их человекам ( Деян.2:33 ). Воздаянием сих богатых даров Ты пленяешь, наконец, и тех, которые противились тому, чтобы обитал в них Бог благодати. В буквальном же и историческом смысле из сего стиха, равно как и из 17-го стиха (вскую непщуете) открывается, что около времени славной победы Давида над врагами (аммонитянами), о которой говорится в 19-ом стихе, были еще между евреями такие (колено Ефремово), которые с завистию и, может быть, с неудовольствием смотрели на Сион как место пребывания скинии и ковчега и даже высказывали сопротивление тому, чтобы Господь обитал на Сионе (непокаряющыяся еже вселитися), а после победы и они представляются примиряющимися с распоряжением Давида относительно помещения ковчега в скинии на Сионе и даже участвующими в добыче военной (по переводу библейского общества это место 19-го стиха читается так: «принял дары для человеков, даже и для противящихся тому, дабы обитал Ты здесь, Яг Боже!»).

Пс.67:20–21 Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.

День дне значит: «на всякий день, ежедневно». Поспешит значит: «споспешествует, поможет, посодействует». Исходища – «исход, источник»; выражение: Господня исходища смертная – с еврейского переведено так: «во власти Господа Вседержителя врата смерти». Благоговейные размышления о чудесах Божиих в Церкви Его, совершенных для народа Его, естественно должны оканчиваться благодарением и восхищением пред Творцом их. Так и пророк-псалмопевец изречениями настоящих стихов воздает достодолжное благодарение Господу Богу за все благодеяния Его и, пророчески созерцая будущее спасение людей чрез Мессию Христа, прославляет Его за подаяние даров Святого Духа (даяния в человецех) и за победу над смертию (Господня исходища смертная). Вторая половина 20-го стиха переведена с еврейского так: «Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас». Возложив однажды тяжкое иго Закона, Господь Бог со дня на день возлагает на нас благое и легкое иго Евангелия, вместе с тем Он споспешествует нам соделывать наше спасение теми дарами, которые воплощенный Сын Божий приял от Отца для человеков ( Деян.2:33 ; Еф.4:8 ). И раздаяние тех даров имеет не иную цель, как сообщение нам, немощным, силы Божией для достижения блаженства. У Господа Бога всегда имеются в готовности бесчисленные способы спасать людей (Он Бог спасений наших… Бог еже спасати), и во власти Его состоят исходища смертная, т.е. Он имеет многоразличные средства изводить рабов Своих от смерти в живот, избавлять от всякой опасности внезапной смерти. Ему как Начальнику жизни и Победителю смерти и ада свойственно освобождать от смерти не только временной, но и вечной.

Пс.67:22 Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.

Выражение верх влас переведено с еврейского и греческого одинаково словами «волосатое темя» – и в связи с последующими словами означает человека зверонравного, а также – закоснелого грешника, отъявленного злодея, или же сильного земли. Врагами Бога называются здесь люди злочестивые, от которых претерпевает несправедливые нападки и гонения Церковь Божия в лице верующих и благочестивых людей, и о которых, как выше (ст. 2–3) пророк говорил: Да расточатся врази Бога и да исчезнут от лица Его, так и здесь говорит: «Господь сокрушит врагов и особенно не пощадит верх власатый, т.е. сильного земли, который, как власами, потрясает подвластными ему народами, не обращается, а более простирается в согрешениях, приходит в глубину зол» (Толкование еп. Палладия, с. 303).

Пс.67:23–24 Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских: яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих от враг от него.

Васаном (слово арабское) называлась местность, занимающая северную часть Заиорданской страны. Здесь некогда было сильнейшее из царств языческих, противоборствовавших евреям на пути к земле обетованной, и завоеванное ими при Моисее ( Втор.3:1–5 ). Слово обращу переведено с еврейского в первом случае словом «возвращу», а во втором – «выведу». Выражение во глубинах морских указывает на Средиземное море с его островами и живущими на них народами. Изречения 24-го стиха с еврейского переведены так: «чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в кровь врагов». А вся эта речь (ст. 23–24), как исходящая из уст Самого Господа, выражает ту мысль, что враги народа еврейского (они же и враги Божии) не избегнут наказания, или поражения. Если бы они, т.е. враги твои, как бы так говорит Господь устами пророка к народу Своему, нагруженные добычею, ушли до дальнего Востока (Васана) или на Запад (море) и там считали себя безопасными (так как Васан – страна гористая, а глубина моря недоступна), то должны будут возвратиться: Я от Васана (сказал Господь) возвращу их и выведу из глубины морской, чтобы совершено было над ними мщение, чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в кровь врагов. В таинственно прообразовательном смысле ту же речь можно выразить так: Господь рек: Я избавлю Церковь от врагов, возвращу ее от Васана, соберу и возвращу ее отовсюду, даже от глубин моря, а враги ее будут отмщены и поражены.

Пс.67:25–26 Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц.

Под шествиями Бога можно и нужно разуметь те чудные и славные пути Божии, коими Он вел еврейский народ из Египта по пустыне, когда Бог шествовал на ковчеге, или во святом кивоте, как победитель-царь на колеснице, сопровождаемый певцами, музыкальными хорами, среди дев с тимпанами. Ближайшим же поводом к прославлению в настоящем псалме путей Божиих послужило, без сомнения, это благодарно-торжественное шествие к месту богослужения, в преднесении ковчега Завета (предполагаемое многими толковниками псалмов на основании сказанного в 2Цар.11 и 2Цар.12:29–31 ), после победоносно оконченной войны с аммонитянами. И как сие победное шествие, так и все другие пути Божии были в виду у всех верных чад Божиих, в особенности же они носились всегда пред очами псалмопевца, который и говорит здесь: видимы были шествия Твои, Боже, шествия Бога моего, Царя моего, Сущего во святилище; впереди шли начальные за поющими, а посреди – девы-тимпаниицы. А так как при сем изображении чудных путей Божиих мысль псалмопевца пророка устремлена была и в будущие события Царства Христова, то под шествиями Божиими, по изяснению св. Афанасия Великого и блж Феодорита, разумеются события новозаветного домостроительства, в которых также видны пути Божия промышления о мире, как-то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, вольная смерть Сына Божия, воскресение Его из мертвых и восхождение Его на небеса. Будучи сам царем, псалмопевец именует совершающего чудные шествия и Богом и Царем своим, как Царя царей, являющегося во святем, т.е. на горе Синай, а по толкованию Феодорита – во храме, восприятом от семени Давидова (т.е. в человеческом естестве). Под князьями те же отцы-толковники разумеют св. апостолов (см. Пс.44:18 ); под именем поющих – приносящих словесные жертвы хвалы, которые первые предначали (предвариша) служение Евангельское. Девами-тимпанницами называют: св. Афанасий души уверовавших, а блж. Феодорит – «хранящих девство и приносящих божественное сладкопение» (3, с. 223–224:6, с 313].

Пс.67:27–28 В церквах благословите Бога, Господа от источник Изралиевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

В церквах – то же, что «в собраниях народных». В словах от источник Израилевых заключается указание на происхождение народа израильского от патриарха Иакова, названного Израилем, и потому под источниками Израилевыми разумеются Иаков и его сыновья, т.к. от них, как из источников, произошли израильтяне, или – от семени Израилева, от Авраама и Сарры. Св. Афанасий Великий и блж. Феодорит под источниками Израилевыми разумеют «св. пророков и прежде них – Закон. Посему, говорит Давид, что должны мы славословить Бога, не отъинуда почерпая славословие, а только у них; говорит же сие по причине неправославных, еретических писаний» . В переводе с еврейского слова 27-го стиха поставлены в кавычках, как бы вводные, чем указывается на то, что слова сии составляли песнь шествующих в торжественной процессии несения ковчега Завета певцов, музыкантов и дев-тимпанниц, все они пели: целыми церквами (а не поодиночке, или каждый особо), соборно «благословляйте Бога: благословляйте вы, происшедшие из источника Израиля» ( Ис.51:2 ), и благословляйте Господа, благоволящего произойти от семени Израиля! ( Рим.1:2–4 ). Тамо, т.е. «там», среди торжествующих или сопровождающих царя, в собрании народа, участвовали все 12 колен Израильского народа, но псалмопевец указывает только на четыре колена как представителей остальных (два в южной стороне Палестины – Вениаминово и Иудино, и два северные – Завулоново и Неффалимово), Словами Вениамин юнейший указывает на то, что колено Вениаминово, хотя младшее всех, и по происхождению его родоначальниками по числу своего племени, но и оно имело там своего представителя. О словах во ужасе (в греч.) преосвящ. Порфирий, составитель перевода с греческого, делает такое примечание: «Здесь значит не исступление, а – стояние вне ряда, строя, хора», и переводит его словом «предстоятель», в смысле – «представитель колена», или, что то же, «князь», как и далее: князи Иудовы, князи Завулони, князи Неффалимли т.е. тут же присутствовали и представители, или начальники колен Иудова Завулонова и Неффалимова. К словам князья Иудовы псалмопевец прибавляет: владыки их, чем пророчески указывает на преимущественное значение родоначальника колена Иудина, от которого ведет свое начало целый род царей иудейских (см. Пс.59:9 ). Св. Афанасий и блж. Феодорит под князьями разумеют св. апостолов, под Вениамином – св. апостола Павла из колена Вениаминова , он был в ужасе или в изумлении от того, что «гонимый и почитаемый мертвым (Господь Иисус Христос) – на небесах» (6, с. 314).

Пс.67:29–30 Заповеждь, Боже, силою Твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары.

Словами заповеждь силою Твоею псалмопевец молится, чтобы Господь и впредь являл Свою силу в пользу Своего народа, чтобы окончил дело Своей милости, начатое подчинением языческих народов. Но говоря, по-видимому, о Церкви иудейской, псалмопевец-пророк устремляется мыслью в будущее и обнимает всю вообще Церковь Вселенскую. Молитва его, таким образом, обращена, по изъяснению св. отцов (Афанасия Великого, Кирилла и блж. Феодорита), к Богу Сыну, Которому Бог Отец заповедал укрепиться (3, с 225:7, с. 521]. «Поелику Бог Отец Твой предназначил укрепиться Тебе, Сыну Божию, Спасителю мира, или укрепить Свое достояние – Церковь, то укрепи в нас то, что Ты соделал для нас: для Церкви Своей, сохрани и доверши собственное Твое дело». «Утверди, Владыко, – говорит блж. Феодорит в объяснении сего места, – благодать, какую даровал ради храма Твоего, от нас Тобою занятого и посажденнаго «превыше всякаго начальства и власти, и силы, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» ( Еф.1:21 ). Ибо Иерусалимом называется вышний град ( Гал.4:26 )» . И вслед за сим молением пророк выражает как бы предчувствие исполнения своей молитвы. Когда Ты, Боже воплощенный, как бы так говорит он, укрепишь дело Твое на земле, тогда, начиная от храма, который есть место таинственного присутствия Твоего по всему Иерусалиму – по всему пространству Церкви Твоей, которая есть вышний Иерусалим, не один какой-либо народ или царь (как иудейский), но многие народы и цари принесут Тебе дары, или дань покорности и служения Царству Твоему.

Пс.67:31–32 Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта: Эфиопия предварит руку свою к Богу.

Зверем тростным, или тростниковым, т.е. зверям, живущим в тростниках. Здесь разумеются гиппопотам, бегемот, крокодил и другие, живущие в тростниках египетских, и приводятся для обозначения Египта и египтян, а также и вавилонян. Сонм юнец в юницах людских – это значит: «стадо волов вместе с юницами (коровами) народа (находятся там)». Юнцы – «молодью быки» – это символ языческих царей; юницы – образ языческих народов. Выражение: еже затворити искушенныя сребром – у преосвященного Порфирия переведено так: «чтобы запереть тех, которые приманивают их серебром», и к этому переводу сделано подстрочное примечание: «Здесь выражено негодование на финикийских торговцев, которые покупали евреев и евреек ценою серебра, наравне с волами и коровами». Изречениями стиха 31 пророк выражает молитву, чтобы Господь укротил стремление врагов, языческих царей и народов, нападающих со стороны Египта, Вавилона и Финикии и соединяющих свои силы с целью вытеснить иудеев, как серебром испытанных, из своего наследства, и расточил народы, которые желают браней и возмущают покой благодатного Царства Христова; чтобы враждебные иудеям египтяне и все цари и народы склонились к покорности, памятуя, конечно, пророчество Иакова – праотца израильтян о Примирителе, Которому принадлежит «покорность народов» ( Быт.49:9–10 ). Далее псалмопевец выражает полную уверенность в исполнении его молитвы и предсказывает, что с пришествием Примирителя приидут молитвенницы (посланники, вельможи – legati, ) от Египта в Иерусалим: Ефиопия ускорит простереть руки свои, чтобы принести дары Богу. Здесь повторяется другими словами то, что уже прежде сказано (ст. 30) о пришествии царей в Иерусалим для поклонения Богу. Св. Афанасий и блж. Феодорит в этом пророчестве, равно как и в вышеозначенной молитве псалмопевца, разумеют духовные брани, воздвигаемые невидимым врагом против святых. «После того как рассеяны и связаны мысленные враги, – говорит первый из них, – стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития Израилева, а именем ефиоплян – пределы земли. Но каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере евнуха ефиоплянина» ( Деян.8:27 ; ср. Ис.19:19 ; Соф.3:10 ; Толкование еп. Палладия. С 309).

Пс.67:33–34 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы.

Под царствами земными разумеются здесь все народы, живущие на земле, с их правителями-царями. Призывая их к прославлению Бога, псалмопевец пророчествует о Христе Спасителе и говорит, во-первых, о Его вознесении на небо, именно, что Ему, Христу Богу, имеющему вознестись превыше всех небес, на небо небесе, должны покориться не только египетские цари и эфиопские вельможи с их народами, а и все народы и царства земные должны познать Бога, уверовать в Него и воздать Ему должную дань хвалы и благодарения как Владычествующему во всем мире и шествующему на небесах небес от века (как читаем в пер. с евр.). Словами «от века» (вместо славянского – на востоки) дает знать, что весь человеческий род от самого начала творения мира находится под властию Божией, и что, при всем необъятном пространстве небес, всемогущая сила Божия, при всех разнообразных кругобращениях и переворотах, чрез столь продолжительное течение веков удерживающая равномерную красоту и порядок в мире, тем самым проявляет величество и славу Божию. Выражение: восшедший на небо небесе на востоки дает еще и ту мысль, что Господь Бог, царствующий на высочайшем из небес, после победы восходит туда, где Его область как Присносущного Света – на востоки. Вместе с тем и тут же псалмопевец дает понять, что Господь Бог всесильным повелением Своим производит гром, который звуком своим сотрясает небо и землю: се, даст гласу Своему глас силы. Гласом силы, по св. Афанасию, назван здесь «глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по его велению» . Блж. Феодорит под гласом силы разумеет глас Божий, при сошествии Святого Духа проявившийся в бурном дыхании ( Деян. 2:2 , ср. Пс.28:5 ) .

Пс.67:35–36 Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог

. Велелепота – значит: «величие, великолепие». Псалмопевец, созерцая в будущем славу Христа Бога, возбуждает истинных последователей Его к прославлению Его и называет их Израилем, что значит «ум, видящий Бога». Человек необлагодатствованный ослеплен страстями и потому не может видеть и разуметь, какие чудные дела совершены Богом для нашего спасения. А Израилю, т.е. истинному христианину, все величия Божии открыты: на Израили велелепота Его. Дадите, говорит он, т.е. «воздайте», славу Богу, а чтобы и самые неведающие всемогущего Бога могли Его узнать, – вот Его знамение: на Израиле, как древнем, так, в особенности, и новом, вы узрите Его велелепие, Его блистательную красоту, ближайшие следы Его величия, существенная же сила Его превыше облаков: и сила Его на облацех.

«Страшен Ты, Боже, – взывает в заключение псалма вдохновенный певец его, – страшен Ты во святилищах Твоих», каковы Синай и Сион! Пред изображением величия и могущества Бога Израилева, обнаружившихся над народом еврейским и еще более имеющих обнаружиться над всеми царствами вселенной, он сам как бы трепещет и, чувствуя своим глубоко верующим и многообъемлющим сердцем великие милости Божии к Израилю, Его помощь и защиту, громко исповедует: «Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу Своему»: Он, чудесно являющийся Израилю, есть Единый всеобщий Источник силы и крепости для всех народов! Да будет же благословен Бог!

«Благословен Благий и Милостивый, Который радуется о нас, если приносим покаяние, и без укора, с радостию приемлет нас по любви Своей. Благословен всем дарующий средства наследовать Царство Небесное: праведникам – добрыми делами, а грешникам – покаянием. Благословен Сотворивший нас по милосердию Своему, Снисшедший спасти нас крестом и паки имеющий прийти, чтобы воскресить нас в великий день пришествия Своего. Сподоби и меня, Благий, по благости Твоей узреть щедроты Твои в день Суда и вместе с праведниками воспевать Тебе хвалу во веки веков» (Псалтирь св. Ефрема Сирина). Аминь.

2

Оценка 3.5 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here