Псалом 88 толкование

Детально: псалом 88 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 88

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 88

Этот царский псалом является молитвой о том, чтобы Бог продолжал соблюдать завет, который Он заключил с царем Давидом (2-Цар. 7:5-16). Авторство приписывается Ефаму (мудрецу из числа левитов; он был начальником одного из хоров еще при Давиде – 1-Пар. 15:17-18 и 1-Цар. 4:31). Несколько военных поражений могли послужить написанию этого псалма, в частности, нападение на Иудею и Иерусалим египетского фараона Сусакима (3-Цар. 14:25), которое имело место в начале царствования Ровоама. внука Давидова (Ефам Езрахит мог дожить до этого события и отразить его в написанном им псалме).

Охваченный смятением при мысли о поражении помазанника из дома Давидова и несчастьях, которые обрушились на Божий народ, псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им клятве и положить конец бедствию. Перечисляя обетования, изложенные в Давидовом завете и тс свойства Божества, на которых они зиждутся, псалмопевец, очевидно, желал “ускорить” ответную реакцию Господа. Псалом 88 является таким образом размышлением (слово Учение в вводной надписи) о кажущемся “противоречии” между обещаниями, данными любящим, верным Богом много лет назад, и катастрофой, разразившейся теперь.

“Семя”, неоднократно упоминаемое в ссылках на Давидов завет (стихи 4-5,28-30, 36-38), есть Мессия: это Ему предстоит воссесть на троне Давида, чтобы править Израилем. Принятое буквально, это положение свидетельствует в пользу того, что Иисус Христос не в настоящее время, в небесах, сидит на троне Давида, но займет его на земле (2-Цар. 7:5-16 и комментарии на эти стихи).

В русском тексте стиху 1 соответствует вводная надпись.

А. О верности Божией (88:2-5)

Пс. 88:2-5. Слово “истина” здесь и далее – в английских переводах Библии – передано как “верность”; “милость” в этом контексте – синоним “любви”. В глазах псалмопевца они, как свойства истинного Бога, – вечны, и поэтому он всем сердцем верит, что Бог не может нарушить обещания, данные Им некогда Давиду (2-Цар. 7:5-16). (Фраза на небесах утвердил Ты истину Твою как раз и есть образ нерушимости Давидова завета.) Как же увязать их с происходящим в настоящее время?

Б. Восхваление Бога (88:6-19)

Пс. 88:6-15. “Небеса” и “собрание святых” в стихе 6, как и “сыны Божии” в стихе 7 и “сонм святых” в стихе 8, – синонимические выражения, подразумевающие ангелов, которые славят чудные дела и верность (истину) Всевышнего.

Прибегая к аллегориям и образам, псалмопевец воспевает могущество Бога в стихах 8-12; Раав (стих 11) – это Египет (сравните Пс. 86:4). Когда в стихе 13 говорится о “радости гор” (Фавор и Ермон символизируют собой всю Палестину, изобилующую возвышенностями), то подразумевается “радость о Господе” людей, населявших их. “Правоту” в стихе 15 надо понимать как “справедливость”. Далее в этом стихе та мысль, что милость (любовь) и верность Господа как бы идут пред лицем Его (“впереди Него”).

Пс. 88:16-19. Звуками трубы евреев сзывали на молитву. Подчиняясь “трубному зову” (стих 16), они тем свидетельствовали о своем благоговейном отношении к Создателю. Будучи “предметом” Его особого попечения, они могли называться блаженным, или счастливым, народом. Правдою (в стихе 17 – в значении “праведного хождения перед Господом”) евреи славятся (возносятся) среди других народов. Рог и щит (стих 18и 19) – символ могущества и защищенности иудеев – зависят не от их военного “потенциала”, а от благоволения Господня. От Него, Святого Израилева и помазание на престоле царя их.

В. Об обетованиях по завету (88:20-38)

Им посвящен весь этот раздел.

Пс. 88:20-21. “Святой” в стихе 20 – это пророк Нафан, от которого Давид услышал адресованные ему обещания Господни. Вкратце о них читаем в 2-Цар. 7:5-16; тут они изложены более подробно. В стихе 21 -напоминание о помазании Давида на царство.

Пс. 88:22-26. Псалмопевец “напоминает” Богу об обещании укрепить Давида и, сокрушив врагов его, распространить власть и влияние этого еврейского царя от Средиземного моря на западе до рек Тигра и Евфрата – на востоке (стих 26). Некоторые видят здесь символическое обозначение власти Давида, точнее, “семени” Его, Мессии, над всей землей.

Пс. 88:27-30. Здесь Ефам говорит об особых отношениях царя из дома Давидова с Богом: это отношение Отца и сына (сравните 2-Цар. 7:14). Первенец (стих 28), появившийся на свет в древнееврейской семье, обретал вместе с особой любовью отца и привилегию первородства (с вытекавшими из нее особыми правами). Для Господа Давид – “первенец” по отношению к другим царям земли. В стихах 29-30 – о даровании Давиду завета и обещании ему династии (“семени”), которые будут “действовать” и в вечности.

Пс. 88:31-38. Бог предупреждал Давида, что в случае неповиновения Ему потомков Его избранника, те будут наказаны (стих 33), однако, завета, обещанного Давиду, Он и в этом случае не нарушит (“не изменю истины Моей” в стихе 34 надо понимать как “не изменю верности Моей”). Солнце и луна в стихах 37-38 – символы неизменности, вечности.

Вовек будет тверд, как луна в стихе 38 (о престоле: стих 37) следует читать в том смысле, что престол будет навеки утвержден. Верный свидетель на небесах – это Сам Господь Бог.

Г. Молитвенное обращение к Господу с напоминанием о Его клятве (88:39-53)

Пс. 88:39-46. Сетование, изложенное на языке аллегорий, на то, что Господь отринул… помазанника Своего из дома Давида. Если речь идет об успешном “рейде” против Иудеи фараона Сусакима, то псалмопевец оплакивает здесь сокрушительное военное поражение, со всеми вытекавшими из него последствиями, которое потерпел царь Ровоам, сын Соломона: он потерял царский венец (стих 40), все ограды его (образ огороженного виноградника – символ защищенности) и крепости разрушены (стих 41); соседи издеваются над ним, и враги его радуются (стихи 42-43). Дни юности (стих 46) – символ беспечной счастливой жизни.

Пс. 88:47-53. Псалмопевец молит об “угашении” Богом ярости Его: Доколе… будет пылать она, как огонь? Он напоминает Всевышнему (как бы от имени поверженного царя), что век его – краток, между тем, Господь не зря ведь (не для суеты; стих 48) сотворил… сынов человеческих!

Тон этих стихов, видимо, определяется тем, что о посмертном существовании древние евреи не имели ясного представления, и потому отягощение кратковременного земного существования разного рода бедствиями воспринимали с особой горечью: они “носили их” (здесь поругание, выпавшее на их долю; стих 51) в недре своем, т. е. глубоко переживали поражение, которое потерпели от сильных соседей. Отсюда страстность мольбы псалмопевца, его “напоминаний”: где прежние милости Твои, Господи? Ты ведь клялся Давиду истиною Твоею, т е. быть ему верным Вспомни, Господи…

Славословием в стихе 53 заканчивается этот псалом и вся 3-я книга Псалтири (Пс. 72-88).

Разума Ефама Израильтянина, псалом

В научение, Ефама Израильтянина.

1 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.

1 Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими,

2 Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя.

2 ибо Ты сказал: “Навек будет основана милость”, – на небесах утвердится истина Твоя.

3 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему:

3 “Завещал Я завет избранным Моим, поклялся Давиду, рабу Моему:

4 до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой.

4 До века утвержу семя твоё и устрою в род и род престол твой”.

5 Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых.

5 Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою – в собрании святых.

6 Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих?

6 Ибо кто в облаках сравняется с Господом, уподобится Господу среди сынов Божиих?

7 Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его.

7 Бог, прославляемый в сонме святых, велик и страшен для всех, кто вокруг Него.

8 Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе.

8 Господи, Боже сил, кто подобен Тебе? Силен Ты, Господи, и истина Твоя вокруг Тебя.

9 Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн eго Ты укрочаеши.

9 Ты властвуешь над мощью моря, и возмущение волн его Ты укрощаешь.

10 Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя.

10 Ты смирил, как раненого, гордого, сильной мышцею Твоей рассеял врагов Твоих.

11 Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси.

11 Твои – небеса, и Твоя – земля, вселенную и что наполняет её Ты основал.

12 Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася.

12 Север и море Ты сотворил, Фавор и Ермон о имени Твоём возрадуются.

13 Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.

13 Твоя мышца – с силою; да укрепится рука Твоя и да возвысится десница Твоя!

14 Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим.

14 Правда и суд – основание престола Твоего, милость и истина пойдут пред лицом Твоим.

15 Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут,

15 Блажен народ, знающий победный клич; Господи, во свете лица Твоего они пойдут,

16 и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся.

16 и о имени Твоём будут радоваться весь день, и правдою Твоею возвысятся.

17 Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.

17 Ибо Ты – похвала силы их, и во благоволении Твоём вознесется рог наш.

18 Яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего.

18 Ибо от Господа защита, и от Святого Израилева, Царя нашего.

19 Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помошь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей Моих,

19 Некогда говорил Ты в видении сынам Твоим и сказал: “Оказал Я помощь сильному, возвысил избранного из народа Моего.

20 обретох Давида раба Moeгo, елеем святым Моим помазах eго.

20 Обрёл Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его.

21 Ибо рука Моя заступит eго, и мышца Моя укрепит eго,

21 Вот, рука Моя поддержит его, и мышца Моя укрепит его.

22 ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити eго:

22 Враг не преуспеет против него, и сын беззакония больше не обидит его.

23 и ссеку от лица eго враги eго, и ненавидящыя eго побежду.

23 И сокрушу пред лицом его врагов его, и ненавидящих его поражу.

24 И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог eго,

24 И истина Моя и милость Моя с ним, и в имени Моём вознесется рог его.

25 и положу на мори руку eго, и на реках десницу eго.

25 И положу на море руку его и на реках десницу его.

26 Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и Заступник спасения моего.

26 Он призовёт Меня: “Отец мой Ты, Бог мой и заступник спасения моего!”

27 И Аз первенца положу eго, высока паче царей земных:

27 И Я первородным поставлю его, высочайшим среди царей земли.

28 в век сохраню eму милость Мою, и завет Мой верен eму,

28 Навек сохраню к нему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен;

29 и положу в век века семя eго, и престол eго яко дние неба.

29 и продолжу во век века семя его, и престол его – как дни неба.

30 Аще оставят сынове eго закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут,

30 Если оставят сыны его закон Мой и по решениям Моим не будут поступать,

31 аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят,

31 если повеления Мои осквернят и заповедей Моих не сохранят,

32 посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их,

32 посещу жезлом беззакония их и ударами неправды их,

33 милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей,

33 но милости Моей не отниму от них, и не изменю истине Моей,

34 ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся.

34 и не нарушу завета Моего и исшедшего из уст Моих не отвергну.

35 Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу?

35 Однажды Я поклялся святостью Моей, Давиду ли солгу?

36 Семя eго во век пребудет, и престол eго, яко солнце предо Мною,

36 Семя его вовек пребудет, и престол его – как солнце предо Мною,

37 и яко луна совершена в век, и Свидетель на Небеси верен.

37 и как луна полная – навек. И Свидетель на небе верен”.

38 Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего,

38 Но Ты отверг и пренебрёг, отстранил помазанника Твоего,

39 разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню eго:

39 разрушил завет с рабом Твоим, осквернил на земле святыню его.

40 разорил еси вся оплоты eго, положил еси твердая eго страх.

40 Ниспроверг все ограды его, поселил в укреплениях его страх,

41 Расхищаху eго вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим.

41 расхищали его все проходящие путём, он сделался поношением для соседей своих.

42 Возвысил еси десницу стужающих eму, возвеселил еси вся враги eго:

42 Ты возвысил десницу теснящих его, возвеселил всех врагов его,

43 отвратил еси помощь меча eго, и не заступил еси eго во брани.

43 отнял помощь у меча его и не поддержал его в войне.

44 Разорил еси от очищения eго, престол eго на землю повергл еси,

44 Прекратил очищение у него, престол его на землю низверг,

45 умалил еси дни времене eго, облиял еси eго студом.

45 сократил дни времени его, обдал его стыдом.

46 Доколе, Господи, отвращаешися в конец? Разжжется яко огнь гнев Твой?

46 Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца, разгораться, как огонь, будет гнев Твой?

47 Помяни, кий мой состав, еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия?

47 Вспомни, какова природа моя; не напрасно же Ты создал всех сынов человеческих?

48 Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?

48 Кто человек, который будет жить и не увидит смерти, избавит душу свою из руки ада?

49 Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей?

49 Где Твои древние милости, Господи, о которых Ты клялся Давиду в истине Твоей?

50 Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык,

50 Вспомни, Господи, поругание на рабов Твоих, которое я носил в груди моей, от многих народов,

51 имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению христа Твоего.

51 которым поносили враги Твои, Господи, которым поносили перемену с помазанником Твоим.

52 Благословен Господь во век, буди, буди.

52 Благословен Господь вовек. Да будет, да будет!

Слава:

Слава:

Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши. Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнения ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имене Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш. Яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего. Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помошь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей Моих, обретох Давида раба Moero, елеем святым Моим помазах его. Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его, ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его: и ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду. И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его, и положу на мори руку его, и на реках десницу его. Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и Заступник спасения моего. И Аз первенца положу его, высока паче царей земных: в век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему, и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба. Аще оставят сынове его закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут, аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей, ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся. Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу? Семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век, и Свидетель на Небеси верен. Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего, разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню его: разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх. Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: отвратил еси помощь меча его, и не заступил еси его во брани. Разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси, умалил еси дни времене его, облиял еси его студом. Доколе, Господи, отвращаешися в конец? Разжжется яко огнь гнев Твой? Помяни, кий мой состав, еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы? Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык, имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению христа Твоего. Благословен Господь во век, буди, буди.

(1). Псалом разума Ефама Израильтянина.

Содержание: В настоящем псалме предрекает Пророк рождение Христа от семени Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое претерпел за нас. Псалом же надписывается «разума» по особенной потребности духовного разума к уразумению глубины тайн его. А об Ефаме, что и он был Пророк, ясно сказано в предыдущем псалме.

(2). Милости Твоя, Господи, во век воспою. Какие же это оказанные нам милости Господни, который должны мы воспевать? Не те ли, что низложены начала и власти и самая держава диавола, а мы освобождены от греха и смерти? В род и род возвещу истину Твою усты моими. Отчая Истина есть Сын, Которого от рода до рода носят в устах своих святые. Речь же эти произносится как бы Апостольским ликом.

(3). Зане рекл ecu: в век милость созиждется. Ты, Владыко, благоволил дать обетование, что великая и чудная милость непрестанно во век будет созидаться. Это значит: будет устроена или воздвигнута. Ибо созидаемое как бы воздвигается и восставляется. Таковы спасение и благодать, даруемые Христом. Как милость Божия созидает людей, так истина уготовляет святые силы. Уготовится истина Твоя. Как спасение чрез Христа именуется милостью и благодатью, так опять именуется (на небе и на земле) и истина, которая даже до неба воздвигнута кровью.

(4). Завещах завет избранным Моим, т. е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетования о Христе, по сказанному: и благословятся о семени твоем вся колена земная (Быт. 22, 18. 28, 14). Кляхся Давиду рабу Моему. Когда же клялся? Не тогда ли, как сказал ему: и будет, егда исполнятся дние твои, и ***уснеши со отцы твоими, восстанет от семени твоего Иной, Иже будет от чрева твоего, и уготовлю во век царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю царство Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет Ми в Сына (2 Цар. 7, 12 – 14)?

(6). Исповедят небеса чудеса Твоя. Говорить это, потому что родился Христос, и Ангелы благовествуют пастырям, говоря: яко родися нам днесь Христос Господь во граде Давидове (Лк. 2, 11), и явилось множество других вой небесных, глаголющих: слава в вышних .Богу, и на земли мир (14).

(7). Яко кто во облацех уравнится Господеви?*** Хотя Единородный соделался человеком, снизошел до вольного истощания и приял на Себя зрак раба; однако и в этом состоянии несравнимо Он выше всех, даже и небесных Сил, потому что те в служебном чине, а Он – Владыка всех и Господь. Даже и в ***силех Божиих никто не уподобится Ему. Об этом свидетельствуют они сами, говоря: от исполнения Его мы вcu прияхом (Ин. 1, 16). Поэтому, Он дает как Бог, а те обогащаются принятым от Него.

(8). Бог прославляем в совете святых, велий и страшен. Как неразумные соблазняются, видя Его в образе раба и слыша, что говорить Он: Аз есмь Истина (Ин. 14, 6), и: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин. 8, 58): так наоборот святые прославляют Его, и именуют великим и страшным. И это явствует из того, что Петр как бы устами всех взывает: Ты ecu Христос, Сын Бога живаго (Мат. 16, 16); а также и все, когда запретил морю и ветрам, восклицают: воистину Божий Сын ecu (Мф. 14, 33).

(9). Силен ecu Господи, и истина Твоя окрест Тебе. (10) Ты владычествуеши державою морскою. Слово это показывает, что Тот, Кто в рабием зраке, вначале привел в бытие влажную сущность, что Он положил пределом морю песок, и рек ему: до этого дойдеши, и не прейдеши (Иов. 38, 11). А что это истинно, доказал, запретив морю и ветрам, когда плыл с учениками. Возмущение же волн его Ты укрощаеши. (11) Ты смирил ecu, яко язвена, гордаго. Ибо Он связал крепкого и гордого, и ученикам Своим дал власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19).

(12). Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Он как Владыка моря, так и Создатель небес и всей земли. Вселенную и исполнение ея Ты основал ecu. (13) Север и море Ты создал ecu: Фавор и Ермон. Этим означает четыре страны вселенной: севером – страну полунощную, морем – западную (потому что Писание морем именует запад), горою Ермон – страну полуденную, а горою Фавор – восток.

(14). Твоя мышца с силою. Мышца Твоя, Владыко, всем явлена с силою. Хотя и соделался Он человеком и был подобен нам, однако же превосходство величия Его было явственно. А это и значить сказанное: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.

(16). Блажени людие ведущии воскликновение. Проповедав воплощение Единородного, справедливо ублажает научившихся тайне Его. Это же значить воспевать Ему победную песнь. Ибо воскликновение есть песнь над падшими врагами. Ополчился же Он за нас, и победил сопротивные силы. Господи, во свете лица Твоего пойдут, (17) и о имени Твоем возрадуются. Ублажает святых Его Апостолов, потому что Его именем и Его силою творили они все, что ни сотворено ими дивного.

(18). И во благоволении Твоем вознесется рог наш. Рогом именует славу. Поэтому, как бы обращаясь к Отцу, говорить: поскольку благоволил Ты послать Единородного, то восставлена этим слава наша, потому что стали прославлены мы, воскреснув со Христом (Кол. 3, 1) и с Ним воцарившись.

(20). Тогда глаголал ecu в видении сыновом, Твоим. Тогда, то есть древле в пророческих видениях, глаголал ecu сыновом Твоим, – разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться им сыноположения. Что же глаголал, как не это: положих помощь на сильнаго? А это значило сказать: Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, без сомнения, есть Христос; потому что Он Господь сил. Вознесох избранного от людей Моих. (21) Обретох Давида раба Моего. Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что и Бог Его превознесе (Флп. 2, 9). Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. Елеем святым Моим помазах Его. Когда Тот, о Ком сказано: Бог бе Слово, родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово, Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы обогатились тем, что Его.

(22). Ибо рука Моя заступит Его. Спаситель сказал: дела, яже даде мне Отец, да совершу я та дела свидетельствуют о Мне, яко Той Мя посла (Ин. 5, 36). И еще: о Се6е не глаголю ничесоже: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела (Ин. 14, 10). Это-то и говорит теперь о Нем Отец: рука Моя заступит Его, и мыщца Моя укрепит Его.

(23). Ничтоже успеет враг на Него. Хотя и сказали: приидите, убием Его, и удержим достояние Его (Мф. 21, 38); но безуспешен был замысел сей у сатаны и у иудеев, и предприятие их оказалось неудавшимся; потому что Спаситель воскрес в третий день, поправ смерть и расхитив ад, восшел к сущему на небесах Отцу и Богу, и пребывает одесную престола величествия на еысоких (Евр. 1, 3), над всем господствуя вкупе с Родившим Его. Поэтому истинно сказанное: ничто же успеет враг на Него.

(24). Изсеку от лица Его враги Его; потому что преданы они римскому воинству, и погибли в конец.

(25). И истина Моя и милость Моя с Ним. Истиною называет служение духом и истиною, какое ввел у нас Христос, по сказанному жене самарянской: Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24). И милость сотворил с нами Бог не чрез иного кого, но чрез единородного Сына Своего. Ибо мы Им единым и научены кланяться духом и истиною, и помилованы, после того как истреблена смерть и устранено тление. И о имени Моем вознесется рог Его. Ибо именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын. Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын. Ибо Сам говорить: Аз есмь воскрешение и живот (Ин. 11, 25). Это сказал Он Отцу Своему: Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (Ин. 17, 10).

(26). И положу на мори руку Его. Морем, как сказали мы выше, означает западную страну, а под реками разумеет страну между рек или восток. Поэтому говорит, что дело Его прострется на целую вселенную. И на реках десницу Его. На море полагается рука Христова, а на реках десница Его. Впрочем, если захочет, море сделается рекою, а также и река, если соблюдет реку текущую из чрева ее, сделается морем живой воды.

(27). Той призовет Мя: Отец Мой ecu Ты, Бог Мой. И здесь опять воплотившийся домостроительственно именует Отца Богом Своим, говоря: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Ибо о Нем говорить Пророк, когда, пророчествуя, что Отроча родися, назвал Его Богом крепким, Отцем будущего века (Иса. 9, 6).

(29). В век сохраню Ему милость Мою и завет Мой; – Ему, т. е. людям чрез Него уверовавшим. Милостию же называет отпущение грехов по вере; а завет, разумеет новый, который именует верным, т. е. надежным, твердым и пребывающим; потому что завет первый прекратился по немощи своей и бесполезности, так как Закон ничего не привел в совершенство.

(30). И положу в век века семя Его. Ибо не прекратятся и имя христиан, и сила евангельского служения, а паче будут продолжаться непрерывно и нескончаемо.

(36). Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу? Это подобно сказанному в другом месте: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея (Пс. 131, 11).

(37). Семя его во век пребудет. Семенем Давидовым называет от семени Давидова по плоти родившегося Христа. Он и пребудет во век. Ибо Тому, Кто есть Бог и истинно Божий Сын, невозможно не быть всесовершенно и непременно вечным.

И престол Его яко солнце предо Мною. Под престолом Христовым разумей Церковь, потому что в ней упокоевается Христос. Поэтому, Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая, подобно солнцу и луне. Ибо в псалме сказано так: и престол Его яко солнце предо Мною, (38) и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен.

(39). Ты же отринул ecu и уничижил, негодовал ecu помазанного Твоего. Блаженные Пророки говорят о том, что было при честном кресте. Поэтому, как бы обращают речь к Отцу и Богу: Ты дал обетование, что семя Давидово пребудет во век, и престол его яко солнце и луна; но отринул ecu и уничижил, негодовал ecu помазаннаго Твоего. Сказано: отринул ecu и уничижил – вместо: попустил быть отринутым и уничиженным; потому что не Отец отринул и уничижил Сына Своего, но сделали это паче иудеи, впрочем по попущению Бога и Отца. И в этом смысле сказано: Иже Своего Сына не пощаде, но за нас предал есть Его (Рим. 8, 32).

(40). Разорил ecu завет раба Твоего. Замедлил, говорить, исполнением данных о Нем обетований; ибо Он между тем пострадал. Объясняет же, как замедлил, говоря: разорил ecu завет раба Твоего. Дал Ты обетование, что пребудет во век; – и таков был завет Твой о Нем. Но иудеи распяли Его, и вменен Он с мертвыми; потому что страдал и был распят. Итак, разорил ecu завет раба Твоего, осквернил ecu на земли святыню Его. На землю, говорить, поверг Ты славу Его. Поскольку вышел Он на страдание, то беззаконные иудеи почли Его простым человеком. Но не остался мертвым Сей, по слову Пророка, в мертвых свободь (Пс. 87, 6); и не причинило Ему какого-либо бесславия страдание Его, а напротив того, прославился Он паче; потому что низложил имущего державу смерти, т. е. диавола, и освободил род человеческий. Впрочем, Пророки говорят о том, что совершается пред их очами.

(41). Разорил ecu вся оплоты Его. Оплотами и ограждениями Его именует святых Апостолов, которые все оставили Его и убоявшись бежали. Почему и сказано: положил ecu твердая Его страх.

(42). Расхищаху Его… (43) Возвеселил ecu вся враги Его. Ибо радовались и покивали на Него главами, видя Его пригвожденным на древе.

(44). Отвратил ecu помощь меча Его; потому что распявших единородного Сына Бога и Отца, которые достойны были крайнего наказаны, не наказал немедленно, но, по великому человеколюбию, и им даровал возможность покаяния посредством крещения. Поэтому-то говорится, что отвратил помощь меча Его. Сказано же «отвратил» вместо «удержал».

(45). Разорил ecu от очищения Его. Сказано «разорил» вместо «разрешил». Поэтому, разрешил от очищения, или заставил увериться, что Он чист, тогда как признаваем был злодеем, осужден как грешник, и со беззаконными вменися (Иса. 53, 12). Престол Его на землю повергл ecu. Когда пострадал плотию, и стал в мертвых свободь; тогда распявшие думали, что страдание всему положило конец, что совершенно прекратилось и бытие и имя Его. Поэтому-то Псалмопевец объясняет предположения распявших, говоря: престол Его на землю повергл ecu.

(47). Доколе, Господи, отвращаешися в конец? разжжется яко огнь гнев Твой; то есть, долго ли будут иметь силу дерзкие покушения иудеев, замышляющих распять Единородного и Спасителя нашего? Симмах переводить: «доколе, Господи, скрываешься в конец? возгорится, как огнь, ярость Твоя». То есть, долго ли Ты, Владыко, не благоволишь воззреть на болезни наши, не явишься и не положишь конца бедствиям? Но, как огнь, возжигаешь гнев памятованием грехов наших.

(48). Помяни, кий мой составь. В неистление сотворил Ты человека, по образу Твоему создал его (Прем. Сол. 2, 23); но вследствие обольщения подпал он тлению. Поэтому, даруй ему неистление, чтобы спаслось Твое создание, для чего и сотворено.

(49). Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? Никто, говорить, не преодолеет смерти, и не избавить душу свою из руки адовы, если Ты, Владыко, не даруешь ему воскресения.

(50). Где суть милости Твоя древния, Господи? Древними милостями Божиими называет оное прежде сложения мира предопределенное восстановление в неистление.

(51). Помяни Господи поношение раб Твоих. Поскольку (52) поносиша Мя врази Твои, Господи, говоря, что лживы обетования, данные о Мне народам (обетования же эти состояли в том, что будут они спасены и избавлены от смерти и греха), и поносили, видя смерть Мою, почему и обетования называли суетными; то прошу Тебя воспомянуть о сем. Ибо поносиша изменению Христа Твоего. А изменение Его есть смерть и кровь Его, эта искупительная цена, данная за спасение мира. За это-то и поносили, предполагая, что Он преодолен смертию. Но не пребыл мертвым в мертвых свободь, а паче воскрес в третий день. Поэтому-то псалом вместо печати прилагает слова (53): благословен Господь во век: буди, буди, – как бы уже воскрес Он и восшел на небеса, и благословен или исповедуем во веки с Отцом Своим.

Оценка 3.4 проголосовавших: 19
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here