Псалтырь с пояснениями

Детально: псалтырь с пояснениями - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Толкование псалмов

Отцы Церкви и церковные толкователи могут давать разные комментарии на одни и те же стихи псалма. Возьмем для примера Пс. 1:1:

Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел.

Свт. Афанасий Великий комментирует так:

«Давид полагает начало пророчеству о Христе. Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу».

Евфимий Зигабен комментирует так:

«Под советом понимается желание. Нечестивым называется атеист или язычник, а грешником, хотя и верующий, но ведущий беззаконную и развратную жизнь; губитель же есть тот, который не только сам грешит, но и других развращает и совращает своей болезнью. Можно и иначе: под советом понимается собрание их, под путем грешных – диавола, потому что не стоящий в диаволе приходит к Богу, Который сказал: «Я есмь путь» (Ин. 14:6), по которому проходят люди к добродетели. Под седалищем – учение лукавых».

Этот псалом поется на вечерне, постоянно напоминая нам о блаженстве, ожидающем праведника.

Наконец, один из отцов пустыни, Патермуфий, изъяснил это место своей жизнью. Он, будучи неграмотен, взялся учить псалтирь, и, услышав этот стих, на многие годы ушел в пустыню, на этих словах построил всю свою жизнь и просиял святостью.

Казалось бы, если есть такие замечательные комментарии и примеры, зачем самим пытаться истолковать священные тексты? Действительно, толкования Отцов Церкви навсегда останутся для нас образцами, на которых следует учиться. Но Бог не напрасно дал нам разум, и наша задача – не только повторить их комментарии, но и понять, что конкретный псалом значит лично для моей жизни. И здесь толкования Отцов могут быть нам лишь подспорьем, но не заменой собственного размышления, кстати, заповеданного в самом начале Псалтири:

В законе Господнем – воля его,

и закону Его он будет поучаться день и ночь

(говорится о праведнике в Пс. 1:2, ср. Пс. 76:13, 118:16, 117, Втор. 11:18-21)

Читая Псалмы, мы можем выделить в целом несколько уровней их понимания.

При первом, буквальном (или историческом) подходе, псалмы рассматриваются как фрагменты из жизни ветхозаветных праведников. Мы можем учиться у них библейскому видению мира, но также замечать и разницу между ветхозаветным и новозаветным Откровением. Правильнее начинать исследование псалма именно с понимания его буквального смысла, и только после переходить к другим видам толкования.

Возьмем для примера десятый псалом.

1 В конец. Псалом Давида.

На Господа уповаю,

как скажете душе моей: “улетай на горы, как птица?”

     2 Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы,

     чтобы во мраке стрелять в правых сердцем,

               3 И что Ты совершил, то они разрушили,

              а праведник что сделал? (Когда разрушены основания, что сделает праведник? – СП)

                       4 Господь в храме святом Своем:

                       Господь – на небе престол Его,

                       очи Его взирают на нищего.

                       зеницы Его испытывают сынов человеческих.

               5 Господь испытывает праведного и нечестивого,

               а любящий неправду ненавидит свою душу.

      6 Низведет Он на грешников сети:

      огонь, и сера, и дух бурный – их доля (из) чаши.

7 Ибо праведен Господь и правду возлюбил,

правоту видит лице Его (лице Его видит праведника – СП).

Упоминание гор в первом стихе позволяет соотнести этот псалом с событиями, описанными в 1 Цар. 23:14 (по ссылке Брюссельской Библии). Тогда ситуация, описанная в псалме, выглядит приблизительно так: Давид, будучи помазан на царство и занимая видное место при дворе, служа Богу и царю верой и правдой, оказался в немилости у Саула, который ищет, как бы погубить его хитростью. Давиду приходится бежать в горы, чтобы не быть пораженным в пустыне.

Этот псалом можно анализировать последовательно, тогда первая половина псалма представляет собой вопрошание: «Господи, что же делать?», а вторая – ответ Бога, почему так происходит и чем это закончится. Однако, если заметить здесь хиазм, то весь псалом можно прочесть от центра к краям, и он предстанет нам в следующем виде:

4 Бог испытывает каждого человека и заботится о каждом (В храме ощущается Его присутствие; но Его владычество – больше, над всей землей, Он внимателен к тем, до кого нет дела. Он испытывает человека. Как поведет себя человек?)

3-5 Нечестивый, разрушающий дело Божье, сам готовит себе погибель (Грешники уже погубили основания, что теперь делать Помазаннику? Но любящие неправду ненавидят свою душу – сами себе готовят погибель, ведь Господь смотрит)

2-6 Нечестивые, какие бы козни ни строили, пропадут (Грешники готовы погубить Давида, воспользовавшись внезапностью, но как Содому и Гоморре – также плохо будет нечестивому),

1-7 Хоть иногда и кажется, что лучше исчезнуть, надежда праведного воплотится, и он предстанет пред Господом (Ближние советуют Давиду улетать как воробью, прятаться в горах. Давид надеется на помощь от Господа. Ибо Господь праведен и любит правду, праведник не погибнет, но будет стоять пред лицем Божиим).

Детали также не должны ускользать от нашего внимания. «Мрак», упомянутый во втором стихе – это образ чего: неожиданной засады, неблагоприятного времени, или помраченного сознания грешников? И можно ли попасть в человека, если целиться в него во мраке? «Основания» – это закон Божий, который попрали грешники, основание власти Давида (его помазание на царство), или же в принципе дело Божье, в котором участвует праведник? Если последнее, то интересно, что, хотя оно может быть полностью разрушено, нигде не сказано, что сам он потерпит вред; напротив, он узрит Господа.

Уловив буквальный смысл, можно переходить ко второму уровню понимания текста псалма, т.е. спросить себя, что для нас значит этот псалом. Ведь и нас таким образом испытывает Господь, и у нас есть дела, которые, как кажется, благоугодны Богу, но, только начни их делать, и появляются препятствия, люди «ставят палки в колеса». А когда все рушится, хочется просто убежать. Здесь можно обратить внимание на стих 3: Когда основания разрушены, что сделает праведник? (СП) Иными словами, впадем ли мы в уныние, будем ли винить других в своих бедах, озлобимся ли, или будем надеяться и стараться исправить ситуацию?

Здесь можно умеренно использовать то, что отцы называют «духовным смыслом». Например, одной девушке оказалось близким следующее аллегорическое толкование. Вначале все мы представляем собой праведников: это основание, данное нам Богом, благочестием родителей. Разрушенное основание – это жизнь без Бога, в которую она уклонилась из-за того, что подпала влиянию грешников (бесов и людей, действующих по их наущению). Она сама несет на себе последствия этого: огонь и сера – это слезы и горечь уныния, дух бурен – расшатанная нервная система. Но этот псалом стал для нее вестником надежды: осознав себя нищей, она обращается к Богу за вразумлением и надеется вновь увидеть Его. Некоторым покажется такое прочтение несколько искусственным, но для этой девушки псалом показался пророческим ответом от Бога на ее проблемы.

Следующий уровень прочтения открывается тогда, когда мы прозреваем в тексте внутреннюю связь с жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Любой текст Библии косвенным образом говорит о Нем, но в Псалмах это бывает наиболее очевидно (ярким пророчеством звучат, к примеру, стихи 21 псалма).

Указания на Господа в разбираемом нами псалме можно усмотреть в следующих местах:

Ст. 2 – самое большое зло, предание Христа на смерть, также было осуществлено ночью (Лк. 22:53),

Ст. 3 – во Христе не было найдено никакой вины (Лк. 23:22)

Ст. 4 – Он был выставлен в нищенском образе, но Бог не оставил Его (Ис. 53 гл., Флп. 2:7)

Ст. 6 – Ему надлежало испить чашу гнева за грехи людей (Ин. 18:11, Мк. 14:36).

Конечно, не обязательно и не сразу наше толкование будет таким стройным. Зачастую, читая Писание в группе Евангельских бесед, мы не следуем такой последовательности толкования, предпочитая ей живое обсуждение того, что непосредственно открылось.

После того, как псалом прочитан и разобран на трех уровнях – буквально-историческом, личном, и как пророчество, – можно обратиться к отдельным темам этого псалма, и посмотреть, как они раскрываются в Священном Писании (с помощью поиска по Библии или по словарю), в творениях Святых отцов, богослужении и жизнеописаниях святых. Здесь такими темами могут стать:

? Нищий,

? Праведники и грешники (нечестивые),

? Испытание (искушение) и попечение Бога о человеке,

? Правда (справедливость) Божья и Суд Божий,

? Чаша (гнева),

? Упование на Бога,

? Храм (Скиния, Святилище) и Престол,

? Видение Бога (сейчас и в конце времен).

В приложении мы приводим замечательный комментарий святителя Иоанна Златоуста на десятый псалом. Как можно заметить, святитель широко пользуется доступными ему переводами, приводит цитаты из параллельных мест Библии, старается сначала выяснить буквальный смысл псалма, и только после переходит к нравственной проповеди.

Следующая глава >

Открыть

( Требуется установить шрифт Irmologion )

Церковнославянский текст набран шрифтом Irmologion ( Разработчик шрифта www.irmologion.ru )

Чтобы установить шрифт в систему:

  1. Скачайте файл со шрифтом
  2. Откройте “Панель Управления” из папки “Мой компьютер“, войдите в папку “Шрифты
  3. В меню “Файл” выберите пункт “Установить шрифт“, укажите скачанный файл и нажмите “OK

Скачать840Кб

псалтырь с пояснениями

Свт. Афанасий Великий

псалтырь с пояснениями

Свт. Василий Великий

псалтырь с пояснениями

Свт. Григорий Нисский

псалтырь с пояснениями

Прп. Ефрем Сирин

псалтырь с пояснениями

Свт. Иоанн Златоуст

псалтырь с пояснениями

Блж. Феодорит Кирский

псалтырь с пояснениями

Свт. Игнатий Брянчанинов

псалтырь с пояснениями

Прп. Амвросий Оптинский

псалтырь с пояснениями

Прп. Максим Исповедник

Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 4652    Все тексты автора Уильям МакДональд

Введение

«Я поистине могу назвать эту книгу анатомическим атласом всех составляющих человеческой души, ибо ни у кого не могут родиться такие движения духа, которые не были бы уже отражены в этом зеркале. Все печали, тревоги, страхи и сомнения, надежды и страдания, мучительные вопросы и страстные порывы мятущегося сердца человеческого предстают здесь с полной достоверностью, словно сама жизнь.» Джон Кальвин

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Если бы вам можно было взять с собой на необитаемый остров только одну из книг Библии, какую вы бы выбрали?

Честно говоря, я надеюсь, что мне никогда не придется встать перед подобным выбором, но если бы пришлось, я наверняка выбрал бы Псалтирь! В ней охвачено такое многообразие тем, ее каталог человеческого духовного опыта до такой степени всеобъемлющ, а поклонение Богу настолько возвышенно, что я был бы в изобилии обеспечен благодатной духовной пищей и вдохновляющим примером для прославления Бога и молитв на долгое время вперед.

Приведенная в качестве эпиграфа цитата свидетельствует, что и Кальвин, вероятно, выбрал бы Псалтирь.

Грэм Скрогги, судя по всему, тоже высказался бы в пользу Псалтири. Он писал:

«Какой возвышенной хвалою Богу исполнены эти псалмы! Все струны Творения, Провидения и Искупления благоговейно перебирает восторженная душа; и небо и земля, море и суша, живые существа и неодушевленные сущности призваны прославлять Господа». При первом изучении Псалтири нас нередко смущает наша неспособность обнаружить упорядоченный ход мысли в некоторых псалмах. Нам кажется, что связность изложения иногда нарушается, иногда плохо видна, а иногда отсутствует вовсе. Здесь нам могут быть полезны два наблюдения, которые сделали Альберт Барнс и К. С. Льюис. Барнс пишет:

«Псалмы – это, главным образом, лирическая поэзия, то есть поэзия, рожденная для арфы и лиры; песни, предполагающие аккомпанемент музыкальных инструментов, предназначенные для того, чтобы их пели, а не читали«. Льюис приводит сходные разъяснения: «Определенно, псалмы нужно воспринимать как поэзию, как слова песен, со всеми их поэтическими вольностями и условностями, с преувеличениями, с той логикой эмоций, а не рассудка, которая присуща именно лирической поэзии». Эти глубокие суждения способны открыть новые горизонты для нашего понимания Псалтири.

II. Aвторство

Псалтирь часто называют «Псалмами Давида», хотя из всех псалмов лишь около половины (семьдесят три) непосредственно связаны с именем «сладкого певца Израилева». Двенадцать псалмов приписывают Асафу, десять – сынам Кореевым, два – Соломону, и по одному – Моисею, Ефаму, Еману и Ездре. Сорок девять псалмов, или почти одна треть, анонимны.

Тем не менее, размышляя о Псалтири, мы обычно соотносим ее с жизненными путями Давида. Об этом прекрасно сказал один неизвестный автор:

«Нам все еще слышны звуки Давидовой лиры, и Святой Дух запечатлел для нас молитвы и славословия сына Иессеева. Кто-то сравнил архитектуру с застывшей музыкой. Псалтирь – это музыка сердца, иногда горестная и печальная, иногда радостная и торжествующая, иногда мрачная и полная боли, иногда мирная и счастливая, это музыка души Давида, сохраненная для нас Духом, чтобы мы, слушая ее, могли вдохновиться стремлением стать ближе к Богу».

III. Bремя написания

Псалтирь была создана за период примерно в тысячу лет, от Моисея до Ездры (ок. 1400-400 гг. до Р.Х.). Однако большинство псалмов написано на протяжении трехсот лет, от Давида до Езекии (ок. 1000-700 гг. до Р.Х.). Таким образом, Псалтирь создавалась в ту же самую эпоху, что и весь Ветхий Завет (хотя не исключено, что книга Иова древнее Моисея).

Псалом Тема Исполнение
Пс. 2:7 Сын Божий Мф. 3:17
Пс. 8:3 Хвала из уст младенцев Мф. 21:15,16
Пс. 8:7 Владыка всего Евр. 2:8
Пс. 15:10 Воскрес из мертвых Мф. 28:7
Пс. 21:2 Оставлен Богом Мф. 27:46
Пс. 21:8, 9 Насмешки врагов Лк. 23:35
Пс. 21:17 Руки и ноги пронзены Ин. 20:27
Пс. 21:19 Бросают жребий об одежде Мф. 27:35, 36
Пс. 33:21 Кости не сокрушены Ин. 19:32, 33, 36
Пс. 34:11 Обвинения от лжесвидетелей Мк. 14:57
Пс. 34:19 Беспричинно ненавидимый Ин. 15:25
Пс. 39:8, 9 Стремление исполнить волю Божию Евр. 10:7
Пс. 40:10 Предан другом Лк. 22:47
Пс. 44:7 Вечный царь Евр. 1:8
Пс. 67:19 Вознесен на небеса Деян. 1:9-11
Пс. 68:10 Ревность о доме Божием Ин. 2:17
Пс. 68:22 Дали уксус и желчь Мф. 27:34
Пс. 108:4 Молитва за врагов Лк. 23:34
Пс. 108:8 Его предатель лишился всего Деян. 1:20
Пс. 109:1 Владычество над врагами Мф. 22:44
Пс. 109:4 Священник вовек Евр. 5:6
Пс. 117:22 Краеугольный камень в доме Божием Мф. 21:42
Пс. 117:26 Грядущий во имя Господне Мф. 21:9

Мессианские псалмы

IV. Исторический фон и тема

Псалтирь делится на пять разделов, каждый из которых кончается доксологией, прославлением Бога. Для пятого раздела таким завершающим славословием служит весь 150-й псалом.

Ф. У. Грант полагает, что псалмы сгруппированы по темам. Тематику всех пяти разделов псалмов, входящих в иудейскую Библию, он характеризует следующим образом:

1. Христос в слове Божьем, источник всякого благословения для Его народа, Израиля (Пс. 1 – 40).

2. Погибель Израиля, но возрождение в последние дни (Пс. 41 – 71).

3. Святость Бога в Его отношениях с Израилем (Пс. 72 – 88).

4. Падшего первого человека сменяет Второй, и мир переходит под Его власть (Пс. 89 – 105).

5.   Этическое заключение о Божиих путях, на которых, наконец, встречаются Бог и человек (Пс. 106 – 150).

Возможна также параллель между этими пятью разделами и книгами Пятикнижия. Например, второй раздел соответствует освобождению от рабства в Египте; третий, как и книга Левит, подчеркивает тему святости.

Для псалмов внутри разделов возможна собственная классификация, хотя отдельные псалмы могут при этом попадать сразу в несколько категорий:

1. Исторические – связанные с определенным событием или событиями в истории Израиля, либо в жизни самого псалмопевца.

2. Мессианские – говорящие о страданиях Христа и Его грядущей славе.

3. Пророческие или милленарные – предрекающие время Великой скорби Израиля и последующую эру мира и благоденствия.

4. Покаянные – включающие в себя проникновенную исповедь псалмопевца в своих грехах и его сердечные мольбы о прощении.

5. Проклинающие – призывающие Бога к отмщению врагам Его народа.

Многие другие псалмы суть выражение личного или общественного поклонения Богу и Его восхваления; и еще есть повествования о чудесных делах Господа в Его отношениях со Своим народом.

Толкование псалмов

В данном комментарии проводится различие между Израилем и Церковью. Многие псалмы, особенно те, в которых призываются проклятия на беззаконников, были вполне уместны для иудеев, живших под властью Закона, но такие формулировки не пригодны для верующих в век Церкви. В этот век мы призваны любить врагов наших и благотворить тем, кто относится к нам со злобою. Если мы не осознаем это важное отличие эпох, мы будем сталкиваться с серьезными проблемами при толковании Псалтири.

Любой внимательный читатель Псалтири вскоре замечает, что существуют тесные параллели между тем, что предначертано испытать псалмопевцу, народу Израиля и Господу Иисусу Христу. Во всех трех случаях это – гонения, страдания, скорбь, ненависть врагов и отчуждение от Бога – но и торжество, слава и ликование. В данном комментарии мы часто указываем на такие аналогии.

Применение псалмов в нашей жизни

Хотя не вся Библия написана непосредственно Церкви, все Писание полезно для Церкви. В Псалтири мы можем найти все необходимое для утешения, для научения, наставления и исправления, когда видим отражение того, что переживаем мы сами, в духовном опыте псалмопевца.

Мы, люди Церкви, можем извлечь для себя важные уроки из учения, которое является в первую очередь иудейским. Иудейский храм можно рассматривать как прообраз Тела Христова, состоящего из всех верующих и ставшего обителью для Святого Духа. Сражения в Псалтири указывают нам на наши духовные битвы с начальствами и властями, против сил тьмы поднебесной. Материальное благоденствие Израиля на земле говорит нам о нашем духовном благоденствии на небесах во Христе и так далее.

Если мы учтем эти подсказки, Псалтирь наполнится для нас глубоким смыслом, а многие проблемы ее толкования исчезнут.

Заголовки псалмов

Заголовки псалмов являются весьма древними и, судя по всему, входят составной частью в священный текст. Однако смысл и назначение многих из них далеко не ясны, и по этой причине мы в большинстве случаев воздержимся от комментариев к ним. Вряд ли будет уместно просто повторять снова и снова: «мы не знаем, что это означает»!

Содержание

I. РАЗДЕЛ 1 (Пс. 1 – 40)

II. РАЗДЕЛ 2 (Пс. 41 – 71)

III. РАЗДЕЛ 3 (Пс. 72 – 88)

IV. РАЗДЕЛ 4 (Пс. 89 – 105)

V. РАЗДЕЛ 5 (Пс. 106 – 150)

 Евфимий Зигабен Толковая Псалтирь —1,82 mb doc скачать  Феодорит Киррский  Толкование на 150 псалмов — 7,5 mb pdf и fb2 скачать  Иоанн Златоуст  Толкование на Псалмы — 548 b htm скачать  Григорий Разумовский  Объяснение священной книги псалмов — 1,11 mb doc  скачать  Ириней Псковский  Толковая Псалтирь — 23,7 mb pdf  скачать  Киев.Лавра  Псалтирь в святоотеческом изъяснении — 492 kb doc  скачать  Ириней Орда  Руководственное пособие к пониманию псалтири — 610 kb doc  скачать  Феофан Затворник  Толкование на 1-2-33-51-118 псалмы — 561 kb doc  скачать  Амвросий Оптинский  Толкование на 22 псалом — 7 kb doc  скачать  Григорий Нисский  Толкование на 6 псалом и о надписании — 137 kb doc  скачать  Афанасий Великий  Толкование на Псалмы — 236 kb rtf  скачать  Филарет Московский  Изъяснение 67 псалма — 1 mb djvu  скачать  Терновский С.  Толкование особых изречений Псалтири — 167 kb doc  скачать  Игнатий Брянчанинов  Толкование 1 и 99 псалма — 18 kb htm скачать  Кумранский свиток  Комментарий на 37 псалом — 7 kb doc  скачать  Юнгеров П.  Вероучение Псалтири — 2,33 mb djvu  скачать  Сорокин В.В. Семинары по книге Псалтирь — аудио уроки + несколько статей  скачать  Максим Исповедник   На 59 псалом — 14 kb htm  скачать  Юнгеров П.  Перевод Псалтири с септуагинты — 133 kb doc  скачать  Дарби (протестант)  Синопсис книг Библии. Псалтирь — 205 kb doc  скачать  Мэтью Генри (проте)  Толкование книг Ветхого Завета — 5,5 mb pdf  скачать  Лопухин А.П.  Толкование на Псалтирь — 395 kb htm  скачать  Сперджен Ч. (протес) Сокровища Давида 1-6 том — 2,33 mb fb2 скачать  Сперджен Ч. (протес) Сокровища Давида 1-2 том — 4,78 mb pdf скачать  Д. Принс. (протест) Струны арфы Давида — 133 kb doc скачать  Лоусон С. (протест) Проповедь по псалмам — 1 mb doc скачать  РаДаК (иудей)  Кимхи Д. – Книга Восхвалений — 10,4 mb djvu скачать  Эскин А. (иудей) Перевод Псалмов с комментариями — 1,24 mb doc скачать  Василий Великий На Псалмы 1,7,14,28,29,32,33,44,45,48,59,61,114 — 828 kb pdf  скачать  Никанор Каменский  Изображение Мессии в Псалтири — 48,2 mb pdf  скачать  Сборник Толкование на избранные псалмы — 183 mb fb2 скачать  Вишняков Н.  Толкование на Псалтирь. (Пс.1-35). Часть 1-3  — 34,2 mb pdf  скачать  Транслит (иудей) Транслит псалмов с комментариями — 12,8 mb djvu  скачать  Ковсан М. (иудей) Перевод и кр. комментарий — 2,6 mb pdf скачать  Мидраш (иудейск) Мидраш Теhилим (на немецком языке) — 23 mb pdf скачать  Пасечнюк В. Комментарий на книгу псалмов.1т. пс. 1-31 (вер. 1) — 18 mb pdf скачать  Пасечнюк В. “Буквы о Христе” Комментарий на 118 псалом. Ст. 1-96 — 8 мб. pdf скачать  Соколов В. Пособие к толковому чтению псалтири — 4,06 mb pdf скачать  Арсений Киевский Толкование на первые 26 псалмов — 12,8 mb pdf скачать  Климент Сарницкий Пояснение псалмов (на укр. яз) — 8,49 mb pdf скачать  Аверинцев С. Перевод Евангелие Псалмы с комментар. — 3,4 mb djvu скачать

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here