
Детально: ранняя божественная литургия - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Что мрачные мысли нередко беспокоят вас, не смущайтесь, ибо мрачные мысли, как осенние облака, одни за другими находят и затемняют свет, но они и проходят, и небо остается чисто и приятно. Так и мысли наши побродят, побродят по белому свету, и ум усядется на своем месте, тогда и тихо, и весело бывает на душе. А уму нашему от скитания семо и овамо много способствует краткая, но часто повторяемая молитва Иисусова, к которой даруй вам Господи приобрести навык, и тогда ясные дни настанут для вас.
О ранней и поздней Литургии
Здравствуйте, батюшка! Я совсем недавно стала ходить в храм в воскресные дни, стараюсь и в буднии дни приходить на Литургию или вечернюю службу. В нашем храме проходит ранняя Литургия, которая начинается в 6.30 утра и поздняя – в 10.00. Я хожу, как правило, на раннюю Литургию, поскольку в 9 утра я уже могу вернутся домой и больше свободного времени впереди. Но, придя в храм на раннюю Литургию в день Святой Троицы узнала, что во время поздней Литургии будет проходить коленоприклоненный молебен, которого не было на ранней службе. У меня возник вопрос, посещая ранние службы – не пропускаю ли я что-то? Во время поздней Литургии в храме значительно больше людей, сложнее сосредоточиться, но служба проходит (если так можно сказать) более торжественно. Прошу Вашего совета.
27.07.2004, Аврамова Ирина , Санкт-Петербург
Уважаемая Ирина!
Божественная Литургия совершается, как правило, по одному чину и на ранних, и на поздних службах. Существенное отличие в служении бывает лишь в некоторые дни, когда Литургия соединяется с Вечерней, а именно:
– сочельник Рождества Христова
– сочельник Крещения Господня
– Великая Суббота
– Святая Троица
Такое соединение служения Божественной Литургии с Вечерней обычно бывает на поздних Литургиях, а на ранних служится только сама Литургия без Вечерни.
РАННЯЯ ЛИТУРГИЯ
У нас нередко делают различие между так называемыми “ранней” и “поздней” литургиями. Ранняя литургия, совершаемая даже в воскресные и праздничные дни, обычно рассматривается как литургия не торжественная, будничная, могущая быть заупокойной даже в смысле внесения в нее заупокойных песнопений, заупокойных апостола и Евангелия и гласного поминовения усопших.
Строго говоря, Устав церковный не знает двух литургий в одном храме в один день. По словам св. Игнатия Богоносца, “у нас один епископ, один престол, одна Евхаристия”. Соответственно этому в одном храме может быть в один день только одна литургия. Ранняя литургия – это не другая литургия в одном храме, а первая и единственная для данного дня литургия в другом храме.
Поэтому всякая праздничная литургия, совершается ли она в главном алтаре, или в так называемом придельном, всегда остается праздничной литургией и не может быть иной. Литургия, как завершение всего круга суточных служб, уставом не мыслится без предварения ее этими последними, изолированно от них. Более того, со стороны изменяемых частей она находится в тесной связи и органическом соответствии со всеми богослужениями данного дня. Праздничные вечерня и утреня – праздничная литургия. И наоборот: будничная литургия может быть только при предварительно совершенных будничных вечерне и утрени. Если теперь по тем или иным причинам вошло в обыкновение в одном храме, имеющем несколько престолов, совершать в данный день одну вечерню и утреню и несколько литургий, то все литургии данного дня должны быть совершенно однородны по составу изменяемых частей и быть в полном соответствии с вечерним и утренним богослужением этого дня. Различие будет только в присоединении в каждом приделе своих храмовых тропаря и кондака и в поминовении на отпусте имен храмовых святых данного придела, разумеется, в те дни, когда то и другое разрешается Уставом. Другие различия могли бы быть допущены только тогда, когда были бы совершены в каждом приделе и различные по своему составу вечерня и утреня.
Что касается тех дней, когда, как в воскресные и великие праздники, решительно воспрещается все заупокойное, ничего заупокойного не может быть допущено и на так называемых ранних литургиях.
Следующая глава >