Рече безумец в сердце своем несть бог

Детально: рече безумец в сердце своем несть бог - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

В конец, псалом Давиду

К исполнению. Псалом Давида.

1 Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню.

1 Сказал безумный в сердце своём: “Нет Бога!” Они развратились и стали гнусны в поступках; нет делающего добро.

2 Господь с Небесе приниче на сыны человечeския, видети, аще eсть разумеваяй или взыскаяй Бога.

2 Господь с небес взглянул на сынов человеческих, увидеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога.

3 Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до eдинаго.

3 Все уклонились, вместе стали негодными, нет делающего добро, нет ни одного.

4 Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша.

4 Неужели не познают все, творящие беззаконие? Поедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.

5 Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных.

5 Там оробели они в страхе, где не было страха, ибо Господь – в роде праведных.

6 Совет нищаго посрамисте, Господь же упование eго eсть.

6 Совет нищего вы осмеяли, но Господь – надежда его.

7 Кто даст от Сиона спасение Израилево?

7 “Кто даст с Сиона спасение Израилю?”

8 Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

8 Когда возвратит Господь плен народа Своего, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Слава:

Слава:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Слава:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1).

Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»…

Читая тринадцатый псалом, я невольно вспоминаю свои школьные годы. Я учился в обычной советской школе, с обязательным атеистическим воспитанием. И нам, советским детям, говорили, что атеизм – это довольно молодой взгляд на мироздание. А всё молодое более прогрессивно, и уже поэтому гораздо лучше старого! Вот в былые, древние, темные времена, люди мало знали о мире и потому верили в богов или в Бога. А вот теперь – время другое, прогрессивное. И благодаря этому прогрессу люди думали-думали над тайнами вселенной, да и решили, что Бога нет…

Тогда, в советское время, Библию было читать не принято. А жаль. Ведь если бы было принято, любой школьник мог бы прочитать тринадцатый псалом, и убедится – атеизм как мировоззрение вовсе не молод. Он существовал очень давно. Тринадцатый псалом написан около трех тысяч лет назад. И уже тогда были атеисты – то есть те, которые считали, что Бога нет.

И уже тогда псалмопевец, царь и пророк Давид определял атеизм как безумие.

Так что спор между верой и неверием не нов под луной. Правда тогда, во времена Давида, видимо не принято было высказывать атеистических мыслей вслух. Ведь безумный именно «в сердце своем» сказал, что Бога нет. В сердце, а не во всю глотку на площади! Быть может потому, что скажи он это прилюдно, окружающие могли бы посчитать это богохульством и побить камнями.

Но то, что происходит в сердце – главное в человеческой жизни, ведь именно из сердца берет свое начало и плохое и хорошее. И для того, чтобы жить как атеист, не обязательно написать слова «нет Бога» на знамени. Достаточно уверить в этом свое сердце.

Но что же дальше? Безумец решает, что Бога нет, и как это отражается в его жизни? А вот так:

Растлеша и омерзешася в начинаниях: несть творяй благостыню (Пс. 13:2).

Или в русском переводе Юнгерова: «они развратились и гнусны стали в делах: нет творящего добро».

И здесь я будто слышу гневный вопль атеиста: «Ой, да на себя посмотрите! Вы, верующие, творите не меньше мерзостей, чем мы, атеисты!».

В какой-то степени этот упрек справедлив. Всё человечество больно, поражено греховной заразой, и верующие, конечно же, поражены вместе со всеми. Отличие от безбожников простое – мы, христиане, больны и идем в лечебницу, в Церковь, чтобы попытаться излечиться, а безбожники тоже больны, но лечиться даже и не пытаются.

Да, повторюсь – и мы грешные, и мы больные, но нам проще стать более здоровыми! У нас есть лекарства – Церковные таинства, молитвы, а у атеистов ничего этого нет.

А еще у нас есть шкала, по которой можно оценивать свои желания и поступки. Эта шкала – заповеди Божии.

Это атеисту трудно определить, много или мало детей должно быть в его семье. С детьми не просто, дети требуют затрат и труда, и именно поэтому семьи людей, далеких от Церкви, в основном малодетны.

А мы, верующие, можем знать, как на всё это смотрит Господь? Да, можем. Вот самые первые слова Бога к людям, записанные в Святом Писании: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Кстати, здесь есть прямое указание на многодетность. Ведь если в семье один ребенок или два, то получилось ли у папы с мамой «плодиться», то есть приносить плод? Получилось – ведь дети все-таки есть. А размножаться – получилось? Не получилось, ведь для того, чтобы размножиться, два человека (папа с мамой) должны оставить после себя не двух детей, а трех и больше!

Или вот – как относится к стареющим родителям? Они одряхлели, уже и заговариваться начинают, и с советами непрошенными к нам, умникам, лезут. Может, их в дом престарелых, чтобы жить не мешали?

Атеисту такой выход может показаться вполне приемлемым, особенно если в этом доме престарелых стариков не держат впроголодь и следят, чтобы постельное белье у них было чистым.

А вот верующего такой путь покоробит. Почему? А заповедь такая есть: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12). Не просто «заботься», но – «почитай»! А если отправил в дом престарелых, к чужим равнодушным людям, и сам звонишь раз в пол года – какое уж тут почитание!

В общем, тут много о чем еще можно было бы говорить. И об абортах, которые неприемлемы для верующих, но вполне одобряемы безбожниками, и о «свободных отношениях между полами», которые у нас принято называть просто блудом. И о злом языке, клевещущим на всех и вся, который и верующему-то трудно унять, а уж не верующий не унимает вовсе, так и жалит им и ближних и дальних!

Много о чем можно было бы говорить, но вывод прост – если человек скажет в сердце своем «нет Бога», он неминуемо развратится и станет поступать все хуже и хуже. Хотя бы потому, что катиться вниз проще, чем карабкаться на верх. И потому, что перед ним уже не будет заповедей Божьих, не будет эталона, на который он мог бы равняться, чтобы не скатиться.

Впрочем, для верующих это не повод к осуждению атеистов. Нет, мы должны не осуждать, а вести себя иначе. Как именно?

Когда-то ученик апостола Иоанна Богослова святитель Игнатий Богоносец написал замечательные слова:  «Но и о других людях (то есть – о язычниках и неверующих – Э.К.) непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их надменных речей – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы; их заблуждению – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, напротив, своею снисходительностью покажем себя братьями их. А постараемся быть подражателями Господу».

Вот такой совет. Наша твердость в христианской вере, в словах, молитвах и делах – лучший ответ на чужое безумие, вызываемое безверием.

«Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благотыню, несть до единаго». (Пс. 13: 2-3).

Или в русском переводе Юнгерова: «Господь с Неба призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни единого».

А вот в этих словах псалмопевца и верующие могут найти основания для скромного мнения о самих себе.

Да, пришедший в Церковь старается стать лучше, чем был раньше. Кое в чем у него это удается. Но становимся ли мы по-настоящему здоровыми?

Господь, конечно, видит нас, видит изменения в наших сердцах. Но так ли велики эти изменения? Каковы мы? Святы, так, что хоть икону с себя пиши? Или как в этих словах псалма: «все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни одного»?

Смотрим внимательно – здесь сказано «все»! Именно все, а не только безбожники, с разговора о которых начинался этот псалом.

И здесь нужно вспомнить слова апостола Павла, горькие, но справедливые слова:

«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу – делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:18-20).

Соглашается с Павлом и апостол Иаков, когда говорит, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).

И апостол Иоанн, который считает, что: «если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8).

То есть греховное поражение нашей человеческой природы столь велико, что по-настоящему исправиться, стать безгрешными мы просто не можем. Именно поэтому нам нужен не помощник, а  Спаситель! То есть не тот, кто просто поможет нам стать как ангелы, а Тот, Кто сильной рукой выдернет нас из бездны греха, если только мы позволим себя из нее выдернуть!

Для нас совершенно необходимо стремиться всеми силами к Царству Божьему, ведь так мы показываем, что оно, это Царство нужно нам. И всё же наше участие в собственном спасении не слишком велико. «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).

Не нужно обольщаться, не нужно хвастаться, не нужно гордиться – сами мы очень плохи, и, как бы не старались, до истинной святости не дорастем! Не зря, не зря Исаак Сирин произнес грустные, но трезвые слова: «Совершенство совершенных воистину несовершенно»!

И всё же, если мы будем хотеть и стараться изо всех сил, Господь Спасет нас – то есть по Своей милости очистит тех, кто хочет очищения, и введет в Небесные Обители.

«Ни ли уразумеют вси делающиии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. (Пс. 13:4-5)».

Или в русском переводе Юнгерова: «Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали, (поэтому) там они трепетали от страха, где не было страха, ибо Господь в роде праведных».

Ну, а это столько раз было в истории?! Не счесть, сколько раз людей гнали, уничтожали, «поедали как хлеб», только потому, что они Божьи, Христовы!

Тут можно вспомнить и гонения Антиоха, описанные во второканонических книгах Маккавейских, и гонения на первых учеников Иисуса Христа, описанные в книге «Деяний святых апостолов», и три века гонений христиан в языческой Римской империи. Уже упомянутый в нашей статье Игнатий Богоносец – за что был отдан на растерзание львам во времена императора Траяна? За то, что был учеником Христовым. Да что там говорить – ещё живы, хотя и очень стары люди, которые помнят страшные гонения на христиан в первые десятилетия существования атеистического Советского Союза!

В общем, так было и так будет. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Будут гонимы не обязательно львиными зубами, может и просто насмешками. Но – будут. Человеку, который сказал Христу «нет» трудно видеть того, кто сказал Христу «да». Такой человек самим своим существованием уязвляет безбожника, вызывая его на агрессию. Что ж – не зря Господь сказал, что посылает своих учеников «как овец среди волков» (Мф. 10:16). Главное, чтобы мы сами поменьше у волков учились и не становились, как они. А ведь и это бывало в истории! К сожалению, но – да, бывало!

Но вот ведь что интересно – становится ли смелым человек, отказавшийся от Бога? Нет, не становится! Не зря же сказано, что они «трепетали от страха, где не было страха!»

Чего только не боится атеист! И болезнетворных бактерий, и падения экономики, и парникового эффекта с глобальным потеплением – да мало ли!

А мы, верующие знаем, что Господь хранит нас.  Любой, проживший, скажем тридцать лет, должен понимать – все эти годы Господь хранил его каждый день, каждую минуту. И бояться нужно только того, что разлучает нас с Господом – греха. А уж с бактериями Господь справится, и меньше, чем Он нам отмерял, мы не проживем!

Главное – потом, на Суде Божьем не краснеть!

«Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» (Пс. 13:7-8).

Всё получится у того, кто надеется на Господа. Имеется в виду – получится жить по заповедям Божьим. Да, с ошибками, да, с падениями, да – несовершенно. Но – получится! Потому, что Господь поможет тому, кто трудится.

Господь поможет нам, если мы будем в чем-то похожи на внука Авраама, Иакова. Как Иаков родился, ухватившись за пяту старшего брата, Исава, так и мы должны жить, «ухватившись» за Господа Иисуса Христа, «прилепившись» к Нему.

И тогда, спустя время, каждый из нас в какой-то степени станет Израилем. Такое имя внук Авраама получил, когда боролся с Ангелом и требовал у Него благословения (Быт. 32:24-29; Ос. 12:3-4). Чаще всего слово «Израиль» переводят как «борющийся с Богом» или «Бог сражается». Но Антоний Великий в одном из своих посланий трактовал слово «Израиль» как «ум, видящий Бога».

Стремиться к Богу, жаждать Бога, хотеть увидеть Бога, оказаться с Ним лицом к Лицу – вот то, без чего трудно представить жизнь христианскую. И если мы будем верны и настойчивы, то дверь, в которую мы стучим, откроется перед нами (Мф. 7:7).

Хотя, если точнее – Господь Сам стоит рядом и стучит в дверь нашего сердца (Откр. 3:20). И всё, что от нас нужно – услышать этот стук и впустить в свое сердце Дорогого Гостя.

Использованная литература:

Феодорит Кирский. Изъяснение  псалма 13.

Евфимий Зигабен . Толковая  псалтырь.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Игнатий Богоносец. Послание к ефессянам.

Антоний Великий. Послания.

Перед тем, как стать известным на весь мир правителем, Давид был малоизвестным молодым пастушком. Хотя Господь через пророка объявил его своим ставленником, Саул не собирался отдавать власть просто так. О противостоянии двух врагов повествует 13 псалом, в нем всего шесть стихов, но они наполнены страстью и верой. Попробуем поглубже вникнуть в смысл этого псалма, хорошо известного православным христианам.

Общие сведения

рече безумец в сердце своем несть богБольшинство святых отцов сходятся во мнении, что данная глава посвящена преследованиям со стороны Саула. Его противостояние с народным любимцем было довольно продолжительным, хотя точно обозначить этот срок никто не может. Ученые выдвигают различные версии — от 3 до 40 лет. Псалом 13 заставляет всерьез задуматься о том, какие темные времена пришлось пережить Давиду.

Среди немногочисленных друзей он скрывался в чужой стране, постоянно опасаясь за свою жизнь. При этом старался не терять веры в Божьи обетования, для чего постоянно пребывал в молитвах. Об этом как нельзя лучше свидетельствует литературное наследие, вдохновленное Духом Святым, то есть книга Псалмов. Текст 13 псалма православные верующие читают в ряде случаев:

  • когда хотят, чтобы Господь избавил от нападок недоброжелателей;
  • во время нападений нечистой силы.

Считается, что лучше продолжать молитвы в течение трех дней. Но главное все же не количество повторов, важно при этом полностью сосредоточиться на общении с Богом.

Текст 13 псалма на русском

1. Сказал безумец в сердце своем:
«Нет Бога».
Они развратились, гнусны их дела;
нет делающего добро.
2. Господь взирает с небес на людей,
чтобы увидеть, есть ли понимающий,
ищущий Бога.
3. Все сбились с пути,
все, как один, развратились;
нет делающего добро,
нет ни одного.
4. Неужели не вразумятся делающие зло –
те, кто поедает мой народ, как хлеб,
и Господа не призывает?
5. Там их охватит страх,
потому что Бог на стороне праведных.
6. Вы осмеяли надежды нищих,
но прибежище их – Господь.
7. О, кто дал бы с Сиона спасение Израилю!
Когда Господь восстановит Свой народ,
пусть ликует Иаков и радуется Израиль!

(Псалтирь 13:1-7)

Толкование 13 псалма

В первых же строках автор обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. Далее следуют пророческие строки о том, какое наказание уготовал Бог тем, кто отступил от Его путей. Как будущий лидер, Давид пытается вразумить всех отступающих от воли Божией. Он молится за своей народ, делится радостным предвкушением награды, которая ждет праведников.

  • рече безумец в сердце своем несть богДавид описывает Саула, как «безумца», потому что тот отказывается признавать волю Господа. К чести Давида следует сказать — он никогда не собирался свергать своего предшественника, терпеливо ожидая, когда сбудется пророчество. Саул же многократно покушался на его жизнь. Он считал бывшего фаворита революционером, стремящимся к власти.
  • Но здесь отражается не только личная неприязнь. Правитель Израиля был виновен в том, что собрал вокруг себя людей нечестных, корыстных. Они вовсе не думали о благе народном, как задумано Богом. Эти представители власти искали только средств обогащения, забыв о Законе, потеряв страх наказания.
  • Пророческие стихи должны были заставить их задуматься об участи своей бессмертной души. Всех, кто согрешает, ждет неизбежное наказание.

В переносном смысле 13 псалом Давида применим ко всем, кто творит беззаконие. Грешники являются безумцами, поскольку отрицают существование и силу Господа. Это не более, чем заблуждение их слабого разума. Такие люди выдают желаемое за действительное.

Человек изначально сотворен чистым, невинным. Насколько безумны отступники, что извращают пороком совершенный свой образ, портят его, становятся отвратительны своему Создателю. Несут такой сильный отпечаток греха, что становятся неспособны на добро. Господь предстает заинтересованной стороной. С небес Он наблюдает за жителями земли, но не может найти ни одного доброго. Буквально все сошли с предначертанного пути.

Главная опасность в том, что грешники считают себя мудрецами, не предвидят наказания, которое обязательно последует. Давид пытается вразумить их. Добровольное отречение от Бога делает их все более черствыми, бессердечными настолько, что пороки становятся им также необходимы, как пища.

Но остается надежда — есть еще те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию — ведь только Ему под силу спасти человечество. С текстом 13 псалма на русском языке следует ознакомиться до того, как начнете учить церковнославянский вариант:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

13 псалом — текст на русском, зачем читают, толкование was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here