Святитель иоанн милостивый

Детально: святитель иоанн милостивый - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

святитель иоанн милостивый

Песнь 1

Ирмос: Посеченный несекомаго пресече,/ и виде солнце землю, юже не виде,/ лютаго врага вода потопи,/ и непроходимое пройде Израиль./ Песнь же воспевашеся:// Господеви поим, славно бо прославися.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Состраданием ума просвещаем/ и любовию Христовой, отче, озаряем,/ милостыней блистая сияньми,/ Единаго милостиваго Бога приятилище честнейшее, Иоанне, был еси:/ тем тя ублажаем.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Во век присно пребывающая смотряя,/ мудрым смыслом, отче священнейше, изменил еси тленная светло нетленными/ и ныне на Небесех жительствуеши, вопия со Бесплотными лики:/ Господу воспоим, славно бо прославися.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Милости Датель, озарив милостивное, преподобне, твое помышление,/ помилова многия Божественным твоим ходатайством,/ был еси во утешение душ, нищих же промышление,/ Иоанне всемудре, Богоблаженне священнейший.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Благословенная, Чистая и Всепетая,/ едина рождшая воплощеннаго Бога,/ приснотекущий источник, нам, надеющимся на Тя, исцеления изливающа, верным:/ моли, Егоже родила еси, даровати миру велию милость.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/ и Церкви Зиждителю,/ Ты мене утверди в любви Твоей,/ желаний краю, верных утверждение,// Едине Человеколюче.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Боголепна, якоже отроковица, от маслин венец носящи,/ явися тебе, досточудне, Милостиваго благосострадательная благодать,/ привлачащи тя к Божественней милости.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
На престоле священнем судом Божиим, славне отче Иоанне, сел еси,/ якоже Ангел, ты, прожил еси,/ мирныя вознося священныя жертвы Всещедрому.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Многое милосердие милосердаго Господа, отче, подражая,/ за милосердие Обнищавшаго плотию нищия удоволил еси,/ странныя и безкровныя собирая,/ исполнитель повелений Божественных быв.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Вселився в Деву телесне, Господи,/ явился еси человеком, якоже подобаше видети Тя:/ Юже и показал еси, яко истинную Богородицу,/ верным помощь, Едине Человеколюбче.

Господи, помилуй (трижды)

Седален глас 8.

Подобен: Премудрости:
Милостивен нрав приим, благосерд явился еси/ и подателен нищим и требующим, Иоанне Богодухновенне./ Сего ради званием деянию подобно,/ паче всех святых, блаженне, обогати тя зело Податель благих – Христос:/ Ему же, Богомудре иерарше пребогате, молися/ грехов оставление подати празднующим любовию святую память.

Слава: Ныне. Богородичен:
Подобен: Повеленное тайно:
Яже непременнаго Бога порождшая,/ пременяемое присно сердце мое грехом и леностию, прилогми льстиваго/ утверди, Благая, молитвами матерними, Твоими:/ яко да и аз благодарно славлю Тя, Богородительнице Марие,/ помилуй стадо Твое, еже стяжала еси, Всенепорочная.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего таинство,/ разумех дела Твоя,// и прославих Твое Божество.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Чистая обитель явился еси Святыя Троицы, преподобие, /и Храма Божественного сокровище, и иерархов начаток.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Многое милосердие твое Господь внимая Благосердный, /душу твою освяти, Иоанне, отче священнейше.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Заповедей непостыден был еси делатель Всещедраго /и исполнился еси благих Его, /в селех святых водворяяся.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Очищение наших даруй неведений яко безгрешен/ и умири мир Твой, Боже,/ молитвами Рождшия Тя.

Песнь 5

Ирмос: От нощи неведения/ по душеловительному пути присно блудящаго/ светом разума Твоего, Господи, преднаставляя мя,// на стезю заповедей Твоих направи.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Умертвившемуся за милость мертвостию вольною, отче мудре, подобяся,/ распался еси миру и страстем/ и жизни премирныя сподобился еси, достославне.

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас

Блаженства удостоился еси,/ кроток, сострадательнейший, и мирителен быв,/ и алчущих хлеб неиждивный/ и нищим податель, одеяние же наготствующим.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духy.
Божественными причащеньми, отче, удобряемь/ якоже Ангел, Богу непорочно священствовал еси, верныя просвещая священными учении твоими.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Всех Бога без семене в Своих ложеснах понесшую,/ Плотоносца же нам рождшую, Пречистую Богородицу воспеваем,/ яко спасение душ наших.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу/ и Тому возвещу печали моя,/ яко зол душа моя исполнися,/ и живот мой аду приближися,/ и молюся, яко Иона:// от тли, Боже, возведи мя.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Молитвами и постом упражняяся и бденно Бога моля,/ откровений и зрений Божественных сподобился еси, Богомудре, всебогате,/ научаемь сущим паче ума и помысла, мудре, чистотою.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Яко Ангел с плотию на земли, отче, пожил еси,/ жертвы мирныя, безкровныя верою, и сокрушенным сердцем, и духом, блаженне, /Творцу принося, Иоанне, радостно.
Слава Отцу и Сыну и Святому Дyxy.
Житие твое, паче солнца возсиявшее, милосердия испусти лучи требующим,/ отгоняющия темный облак нищеты, всебогате,/ греющия же мразом лютых держимыя, Богодухновенне.
Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Не престай о нас молящися, Пресвятая Богородице Дево, яко верных утверждение Ты еси, и надеждею Твоею крепимся и любовию Тя и из Тебе Воплощшагося непрестанно славим.

Господи, помилуй (трижды)

Кондак, глас 2.
Богатство твое расточил еси убогим/ и Небесное богатство ныне восприял еси,/ Иоанне всемудре,/сего ради вси тя почитаем,/совершающее память твою,/ милостыни о тезоимените!

Икос

На милость уповав Божию, Иоанне,/ щедротами от Того и дарами обогатився, /отонудуже явился еси и милостив, яко Он, вся ущедряя. /Темже, мою нищету ущедрив, /подаждь мне богатство твоея молитвы /и алчущее сердце мое /исполни глагол Божественных, Богомудре, / якоже прежде алчущия питал еси,/ милостыни о тезоимените!

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/ попраша пламень дерзновенно/ и на росу огнь преложиша, вопиюще:// благословен еси, Господи Боже, во веки.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Делы словеса Спасова известил еси/ и ублажаемых сочтался еси лику,/ милостив быв и чист духом, Иоанне Богоносе.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Меда вкус сладчайший преложися во искушено злато тебе:/ богатному бо твоему внимая произволению,/ Творец богатная тебе даде воздаяния.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Светом Троицы невечерним просвещаем, угодниче Троицы,/ чтущия тя ныне просвещаеши и поющия:/ благословен еси. Господи Боже, во веки.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Тя, радость апостолов, страстотерпцев же славу, Богородице, молим верно: радости вечныя сподоби ны, поющия Тя непрестанно.

Песнь 8

Ирмос: Победители мучителя и пламене,/ благодатию Твоею бывше,/ заповедем Твоим зело прилежаще,/ отроцы вопияху:// благословите вся дела Господня Господа.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Светозарную звезду Христос на высоте тя церковней явив, отче, /чрез тебе поющия верою просвещает:/ благословите вся дела Господня и превозносите Его во веки.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Милостив явился еси, кроток,/ благосострадательнейш, незлобив, отче,/ богатство нищих, утварь и одеяние нагих, поя верно:/ благословите вся дела Господа и превозносите Его во веки.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Марков престол священно украсил еси делы Божественными изрядно, отче,/ милостынею же и милосердием паче всех нареклся еси милостив,/ милосердием возсиявших святых.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Адама, Дево, падшаго убо, явилася еси Дщи, /Бога же Мати, обновльшаго мое существо. /Егоже поим вся дела Господа и превозносим во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем,/ спасении Тобою, Дево Чистая,/ с Бесплотными лики Тя величающе.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Се тя по скончании средняго приемлет двоица святых отцев,/ в гробе священнейшую честь тебе ,отче, дающи.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Яко утро, яко день, отче Иоанне,/ светозарное твое возсия успение,/ просвещающее верою тя блажащия.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Совокупился еси ликом архиереев, пророков, апостолов и мучеников:/ с ними же поминай, отче восхваляющий тя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Рака, идеже лежат, отче Иоанне,/ священныя твоя и святыя мощи/ источник чудес суть к тебе приходящим.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Благолепная Дево,/ озлобленную душу мою грехом ублагости, / Благаго рождшая Бога и Господа.

Светилен

Милость подражая Бога Любощедраго,/ требующим богатство расточил еси, Иоанне, тем и богатство приял еси на Небесех неистощимое./ Тоге ради ныне молимся:/ Молися непрестанно о хвалящих тя.
Слава: Ныне, Богородичен:
Иже от Бога миру данных благ Ты вина еси, Богородице, /но и ныне милостива сотвори за общее спасение благоуветливаго Бога.

святитель иоанн милостивый

Кондак 1

Избранный от мира предивный угодниче Христов, веры и истины благовестниче, ихже, яко добрый сеятель на ниве Христовой, в сердца чад Божиих усердно всеял еси, не престай моляся за ны ко Господу даровати земли нашей мир и безмятежие, Церкви святей от ересей и расколов ограждение, да твоими молитвами от бед избавляеми, благодарно зовем ти: Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Икос 1

Ангела, пламенеюща духом и во плоти суща человека, избра тя Господь быти служителем Церкви святей и овцам своим пастырем добрым, от юности бо твоея Богу единому сердцем и душею прилежал еси. Мы же, имея в тебе образ пастыря предивна, умильно взываем ти:

Радуйся, земли Кипрския благое произрастание.

Радуйся, иго Христово с радостию восприявый.

Радуйся, в незлобии сердце свое соблюдый.

Радуйся, всею душею Бога возлюбивый.

Радуйся, Тому ревностно послуживый.

Радуйся, пастырю Богом избранный.

Радуйся, благодатию архиерейскою увенчанный.

Радуйся, неба церковнаго украшение.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 2

Видяще тя пастыря подвигом добрым подвизающася и, «аки елень на источницы водныя», к Богу устремляющася, стадо же свое словом Евангельским, аки ангельским хлебом, обильно питающа, святителю отче наш Иоанне, умиляемся сердцем и душею, благодаряще Бога, даровавшаго нам тебе, пастыря на ниве церковней верна и стража овец Его прилежна, и зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 2

От юности твоея, святителю наш Иоанне, орлу уподобился еси, от мирския суеты к высоте небесней воспарив, да постигнеши глубины премудрости Божия и в свете истиннаго Боговедения стадо твое мудро просветиши. Мы же наставляеми тобою покланятися Богу, в Троице славимому, воспеваем ти похвалы сия:

Радуйся, процветый яко финикс многоплодный.

Радуйся, добр образ верным показавый.

Радуйся, Промыслом Божиим присно водимый.

Радуйся, премудрость Божию обретый.

Радуйся, Необъятнаго разумом верою объявый.

Радуйся, свет истинный всем возвестивый.

Радуйся, истинному Богопознанию научивый.

Радуйся, правды Божией глашатаю.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 3

Яко серна от тенет, от суеты мира сего отбегл еси и к иноческому подвигу потщался еси, Христу Богу непорочным житием благоугодил еси, достоблаженне отче наш Иоанне, в трудех же и бдениих, от стражи утренния до нощи дремания веждома твоима и сна очесем не давал еси, сего ради жилище Духа Всесвятаго быти сподобился еси, в Троице певаемому Богу, яко орган многострунный, непрестанно воспевал сладостное: Аллилуиа.

Икос 3

Всемилостиваго Господа благосострадательное милосердие явися тебе, досточудне отче Иоанне, во образе боголепныя отроковицы, от маслин венец носящей, привлачающи тя подобитися деяньми твоими Всемилостивейшему Владыце; сего ради имение свое непрестанно расточал еси убогим и нищим, да богатство неистощимое приобрящеши на небесех. Мы же, видяще тя милостива помощника страждущих и благодетеля всех сущих в бедах, вопием ти таковая:

Радуйся, милосердию Божию подражавый.

Радуйся, любвеобильный попечителю недужных.

Радуйся, милостивый пастырю страждущих.

Радуйся, многопопечительный отче в бедах сущих.

Радуйся, щедрый дателю просящим.

Радуйся, безмездный питателю сирых.

Радуйся, яко расточал еси множество щедрот.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 4

Видя Тя пастыреначальник Христос милосердия евангельскаго ревнителя, служения же истинно христианскаго усердна исполнителя, постави Тя яко светильника светла на свещнице церковней, пастыря изрядна христоименитому стаду церкви Александрийския, яко да богомудро пасеши словесныя овцы на пажитех злачных и от ересей пагубных их избавляеши, да и тии, поминающе отеческая наставления твоя, воспоют Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Прияв жребий апостольства от Господа твоего, чада своя духовная учением и отеческою любовию усердно наставлял еси, явил еси такожде образ ревностнаго исполнения дел благотворения, насыщая алчущих, одевая нагих и подавая утешение всем, сущим в скорбех. Мы же, славяще добр образ трудов твоих, ублажаем тя сицевыми похвалы:

Радуйся, нивы Христовой вертоградарю верный.

Радуйся, дел милосердия трудниче неутомимый.

Радуйся, слова Божия добрый сеятелю.

Радуйся, мудрый учителю, просвещающий верных.

Радуйся, любовию отеческою пасомых объемлющий.

Радуйся, светильниче веры, всех освещающий.

Радуйся, наставниче в добродетели всеусердный.

Радуйся, богомудрый пастырю словесных овец.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 5

Путеводней звезде уподобился еси, Иоанне преподобие, указуя всем путь к Царству Небесному, егоже и сам стяжал еси, и душу твою, яко горницу сионскую, Христу, Новой Пасхе, уготовал еси, юже, видя смирением постлану и добродетелию украшену, освяти Пастыреначальник архиерейскою благодатию. Ты же, яко Петр Апостол, взывал еси Ему: «Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя», непрестанно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Апостольское учение веры и Божественныя благодати наследие имея, святителю отче Иоанне, не от человек зван был еси, но от десницы Божией приял еси жребий служения архиерейскаго в Церкви святей, и бремя сие, яко крест Христов, на рамо твое взем, во всяком благочестии и чистоте словесных овец твоих упасл еси. Зряще тя пастыря добра Церкви Христовой прилежна, людие с любовию воспеваху ти:

Радуйся, кротостию и целомудрием украшенный.

Радуйся, смиренномудрием и любовию возсиявый.

Радуйся, молитвою чистою благоухаяй.

Радуйся, жертву чистую Богу приносивый.

Радуйся, приношения твоя молитвою освятивый.

Радуйся, апостольскою ревностию объятый.

Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся.

Радуйся, яко в горнем Сионе пребываеши.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 6

Проповедует тя Церковь Божия стража верна овец словесных, ихже ты в безгодие и дни треволнения мудре упасл еси, в вере Православней до конца соблюл еси и молитвою за вся пред жертвенником Господним предстоял еси, пастырю милостивый Иоанне, и тако просветися свет твой пред человеки, иже видеша добрая дела твоя и прославиша Отца Небеснаго, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило неугасимое, горением веры и чистотою души твоея во граде Александрии, святителю Иоанне, идеже Пастыреначальник Господь постави тя пасти овцы Его, имже ты воистину был еси правило жития чистаго и, яко страж недремлющ, в вере истинней паству свою утвердил еси, образ пастыря добраго оставив нам, приносящим ти благохваления сия:

Радуйся, бодренно словесныя овцы охраняяй.

Радуйся, отеческою любовию их утешаяй.

Радуйся, оградо их крепкая и несокрушимая.

Радуйся, лампадо светлая, в молитве неугасимая.

Радуйся, Православныя веры истинный ревнителю.

Радуйся, плевелов веры и нечестия искоренителю.

Радуйся, правило жизни верным являяй.

Радуйся, истины и правды наставниче.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 7

Хотяй всем человеком спастися, ты всем вся был еси, да, якоже Павел, Христу всех приобрящеши, святителю тче Иоанне, апостольскими бо стопами грады и веси проходил еси, зной и мраз претерпевая, богатых и убогих, злых и добрых посещал еси, овых к целомудрию, овых к братолюбию призывая, а инех страхом Божиим пастырски вразумляя, заблуждших же и коснеющих в ересех и расколах отечески обличал еси и в вере Православней утверждал еси, да вси единеми усты и единым сердцем поют Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Яко голубя яви тя Господь, святителю Иоанне, не ветвь бо масличную, но благовестие евангельское сущим в ковчезе церковнем приносил еси и усты Давидовы к Богу взывал еси: «Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему». Помяни убо и нас, чтущих тя звании сими:

Радуйся, непрестанныя молитвы Богу приносивый.

Радуйся, чад своих страхом Божиим вразумивый.

Радуйся, покаянныя их воздыхания Богу возносивый.

Радуйся, в говении вкушавый ангельскую сладость.

Радуйся, терпением обретый евангельскую радость.

Радуйся, ковчеже, преисполненный благодатию.

Радуйся, Тайны Христовыми освященный.

Радуйся, Таинств Божиих дивный строителю.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 8

Чудно творяй пути нашего спасения Человеколюбец Господь, видя тя пастыря овец своих прилежна и Православныя веры хранителя тверда, аки росу на руно Гедеоново, дарова тя пастыря изрядна своея пажити, святителю Иоанне, увенча земное странствие твое венцем нетления и постави тя пред Престолом Славы Своея молитвенника о нас, грешных, тепла. Сего ради, Богу, во благо вся устрояющему, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе в руце Божии предавый, к пастве твоей смиренно стопы своя направил еси, в нейже был еси убогим прибежище и бедствующим избавление, юным чистоты и целомудрия доброе наставление, вдовицам и сирым благое попечение, нерадивым чадом вразумление и во озлоблении сущим незлобивое обличение, Церкви Христовой от всякия напасти мудрое защищение, всех прибегающих к тебе утешая и благопотребная им ко спасению подавая. О сем приими от нас, почитающих память твою, похвалы таковая:

Радуйся, сокровище твое добре расточивый.

Радуйся, пламенне паству Христову возлюбивый.

Радуйся, жертвенную любовь пастве явивый.

Радуйся, в ближних своих Господа возлюбивый.

Радуйся, Господу своему верно послуживый.

Радуйся, архиерею Божий, свыше прославленный.

Радуйся, иерарше Христов, венцем славы увенчанный.

Радуйся, яко над многими постави тя Господь.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 9

Вси людие христоименитыя паствы видеша тя, пастыря своего, смирением и милосердием сияюща, прославиша Бога, святителю отче Иоанне; ты же, любовию к ним исполненный, яко о чадех своих, слезныя молитвы Богу день и нощь изливал еси. Сего ради людие твои, умиляющеся сердцем и душею, воспеваху Богу, даровавшему им таковаго святителя дивна: Аллилуиа.

Икос 9

Како восхвалим по достоянию высоту смирения твоего, святителю Иоанне, имже укротил еси прегордаго клирика твоего, яко к нему, дышущему злобою на тя, ты у алтаря Господня поклонился еси, кротко прося у него прощения. Сим смирением своим ты паче громогласных словес обличил еси его, яко той, плача и рыдая, позна грех свой, раскаяся и за богоугодное житие сподобися священнаго звания. Мы же, от злых дел своих посрамляеми, дерзаем в покаянии звати Богу: «Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», тебе же приносити похвалы сицевая:

Радуйся, сосуде истиннаго смирения.

Радуйся, любве нелицемерныя рачителю.

Радуйся, агнче незлобивый, козни вражия поправый.

Радуйся, кротостию твоею досаждения покрывавый.

Радуйся, роптание и злохуление возненавидевый.

Радуйся, терпение крепкое стяжавый.

Радуйся, кадило чистаго благоухания.

Радуйся, светильниче неземнаго сияния.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 10

Повеле Господь хотящим спасти душу свою – погубити ю ради другов своих. Ты же, святителю Иоанне, душу твою о пастве твоей полагал еси и до кончины жития жертву Безкровную за вся люди Богу принося, в кротости душевней взывал еси к Нему: «Господи, нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини, и ни единаго нас осуждения сотвори, но да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, во еже звати Тебе: Аллилуиа».

Икос 10

Светозарную звезду Христос тя на высоте церковней яви, отче Иоанне, яко апостольский престол украсил еси изрядно делы божественными; милосердием же и милостынею паче всех милосердием возсиявших святых нареклся еси «Милостив»: обогати бо тя зело податель благих Христос, и житие твое, паче солнца возсиявшее, милосердия испусти лучи требующим, отгоняющия темный облак нищеты, всебогате. Сего ради мы, озаряеми немеркнущим светом милосердия твоего, вопием ти сице:

Радуйся, страннолюбче щедрый и пленных свободителю.

Радуйся, прошения обремененных скоро исполняяй.

Радуйся, слезы чад своих милостию осушаяй.

Радуйся, житие твое в милосердии проводивый.

Радуйся, преизобильное милосердие нам явивый.

Радуйся, добродетельми твоими Богу благоугодивый.

Радуйся, страже верный, благо Церкви соблюдаяй.

Радуйся, сосуде молитв, имиже демоны далече отступают.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 11

Небесный глас: «Царь Царей зовет тя к Себе» слышати сподобился еси, святителю Иоанне, егда приближися кончина жития твоего. Бог управи стопы твоя на Кипр, идеже ты, достигнув отеческаго града твоего Амафунта, в мире преставился еси ко Господу, вознеся ему молитву: «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко сподобил мя еси принести вся Твоя Тебе, Емуже ныне предаю и душу мою». Мы же, ведяще яко Бог по блаженней кончине твоей дивно прослави тя, со умилением сердец вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светило пресветлое Церкви Христовой возсиял еси, святителю Иоанне, в житии бо твоем и по преставлении к небесным чад твоих не оставляеши, но руце молебнии ко Христу воздеваеши о наших гресех и о всех людех, и тако гнев Божий, праведно на ны движимый, молением твоим умилостивляеши и время на покаяние даровати нам Его умоляеши, да не безплодны явимся пред лице Судии Праведнаго, но якоже мудрыя девы, со светильники веры исполненными. Сего ради тебе, пред Богом присному о нас предстателю, вседушевно взываем:

Радуйся, закоснелую совесть в нас пробуждающий.

Радуйся, в евангельстей чистоте нас утверждающий.

Радуйся, к чистоте сердца нас призывающий.

Радуйся, трапезою духовною нас питающий.

Радуйся, в невечернем дни дивно сияющий.

Радуйся, с лики Ангельскими обитающий.

Радуйся, в молитвах о нас не умолкающий.

Радуйся, предстателю наш у престола Божия.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 12

Благодати неисповедимое знамение яви нам Господь, украси бо славный град Александрию, яко Ковчег Завета в древней Скинии двема Херувимы, столпами истины и любве: святителем Афанасием, безбоязненным блюстителем правила веры, и угодником Своим Иоанном, образ нам милосердия являющим, сим показуя, да вси вернии свято хранят истину и пребывают в любви, укрепляются в Православней вере и в радости душевней взывают Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще велия и преславная чудеса твоя, святителю Христов Иоанне, почитаем священную память твою и благоговейно молим тя, во еже милостивно даровати нам многая душам нашим полезная и ко спасению потребная. Мы же, имея тя неусыпна пред Богом о нас предстателя и заступника, благодарне зовем ти таковая:

Радуйся, Христом Богом возлюбленный.

Радуйся, теплый пред Богом предстателю.

Радуйся, упование призывающих тя с верою.

Радуйся, о чадех Божиих верный попечителю.

Радуйся, от всяких нас бед покрываяй.

Радуйся, проповедниче мира Божия.

Радуйся, апостольския веры твердый хранителю.

Радуйся, Православия неустрашимый исповедниче.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 13

О, всеблаженне пастырю наш, святителю отче Иоанне, приими малое сие моление наше, с любовию тебе приносимое, и умоли Христа Бога, да избавит нас от всяких бед, скорбей и напастей, и миром незыблемым жизнь нашу да оградит. Церковь же святую Свою от расколов и нестроений соблюдет, и вся люди Своя ко единомыслию веры и любве к Себе приведет, во еже в невечернем дни Царствия Его всегда воспевати Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

Святителю Божий Иоанне, милостиве защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Не престай моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя «Милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вси, прибегающии к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, вселив в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим; ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом Богом на небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость беспомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и к призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них мир и радость о Дусе Святе, – во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Как святой Иоанн Милостивый (память 25 ноября) отомстил за своего племянника так, что вся Александрия изумилась, и о других его добрых делах святитель иоанн милостивый

Святитель Иоанн Милостивый

Княжеский сын

Святой Иоанн (VII) был из княжеского рода. Семья жила на Кипре. Среди знакомых – одни вельможи и владыки. Император Византии Ираклий III, знакомый св. Иоанна, предложил ему стать Патриархом Александрийской церкви. Святой не хотел, но подчинился и переехал жить в Александрию.

С чего начал патриарх 

С переписи нищих. По приказу патриарха Иоанна помощники пошли и переписали всех убогих, найденных на улицах, в больницах, мусорных свалках. Всего было найдено 7.500 человек. Всем им патриарх назначил ежедневное пропитание и все, необходимое для жизни.

Приемные дни – среда и пятница

Но слуги не о каждом нуждающемся говорили патриарху. Тогда патриарх назначил приемные дни: среду и пятницу, и повелел, чтобы всякий человек, пришедший в эти дни с любой просьбой, был к нему допущен.

Прием шел в храме: около входа в церковь сидел патриарх с помощниками и выслушивал народ. При этом он говорил:

«Ведь и я сам прошу Господа услышать меня, и, в молитвах беседуя с Ним, прошу у Него, чего хочу. Почему же мне не выслушивать моего ближнего?»

Но бывали такие дни, когда никто не приходил. Тогда патриарх огорчался и шел домой. Помощники спрашивали: чем же он огорчен? Патриарх отвечал: «Сегодня я ничего не принес Богу за грехи свои».

Выкуп

Однажды персы сожгли Иерусалим и многих христиан забрали в плен. Тогда патриарх Иоанн отправил им корабли с золотом и пшеницей для выкупа пленников и помощи на дорогу домой.

Подавать ли милостыню хорошо одетым?

святитель иоанн милостивый

Как-то раз слуги сообщили св. Иоанну, что в толпе нищих, пришедших с просьбой к патриарху, стоят хорошо одетые девицы, но просят милостыню. Слуги спрашивали: подавать ли им или не подавать?

Патриарх ответил: «Если вы действительно христиане, то подавайте так, как Христос повелел, — несмотря на лица, не расспрашивая о жизни. Мы не свое отдаем, а Христово».

Но всех св. Иоанн не убедил, остались еще сомневающиеся: зачем это подавать тем, кто одет-обут и с голоду не помирает?

В ответ патриарх поделился своим мистическим опытом:

«Когда мне было шестнадцать, однажды ночью мне приснилась прекрасная девица с масличным венком на голове. Девица коснулась меня и разбудила. Проснувшись, я увидал, что она стоит предо мною уже не во сне, но наяву, и спросил: «Кто ты такая, как осмелилась войти ко мне?»

Девушка ответила: « Я — старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его. Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, потому что никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я».

Тем, кто не все понял, патриарх объяснил: «В образе девицы пришло ко мне Милосердие. Ведь только по Своему милосердию пришел Христос спасти людей, и потому тот, кто хочет милости от Бога, должен и сам быть милостивым к другим».

Проверка

святитель иоанн милостивый

Святой Иоанн Милостивый. Фрагмент миниатюры из минология Василия Второго. Фрагмент

Однажды святой Иоанн шел в больницу навестить больных (он ходил в больницы несколько раз в неделю). На дороге один нищий попросил у него милостыни. Патриарх ему подал шесть серебряных монет. Взяв монеты, странник удалился. Но потом, желая испытать щедрость святого, он переоделся и, отправившись по другому пути, снова встретил св. Иоанна и снова попросил денег.

Иоанн вторично приказал дать ему шесть серебряных монет. Наблюдательный слуга разгадал нищего и предупредил патриарха. Но патриарх, притворившись, будто не слышит замечания, снова подал нищему. Тогда нищий снова переоделся и в третий раз попросил милостыни. Слуга опять намекнул патриарху на обман, но патриарх снова подал нищему.

Извинения перед алтарником

Двое алтарников за одно прегрешение были наказаны патриархом Иоанном временным отлучением от Причастия. Один из них покаялся, а другой обиделся. Узнав об этом, патриарх пожелал еще раз поговорить с ним, чтобы успокоить, но позабыл.

В один из воскресных дней, собираясь служить литургию, св. Иоанн вспомнил про того гневавшегося на него алтарника, а также и слова Христа, сказанные Им в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к алтарю и вспомнишь, что ближний твой имеет что-то на тебя, оставь дар свой и пойди, помирись вначале с ближним твоим».

Патриарх вышел из алтаря, нашел того алтарника и на коленях попросил у него прощения.

Алтарник так поразился, что сразу смягчился и тоже попросил прощения у патриарха. Патриарх пошел служить литургию, а алтарник вскоре стал священником.

Почему вся Александрия изумилась

святитель иоанн милостивый

Александрия. Фрагмент средневековой карты

Один владелец гостиницы в Александрии обругал племянника патриарха Иоанна. Тот нажаловался дяде. Иоанн сказал: «Он, худородный, осмелился обесчестить моего племянника! Свидетельствуюсь Богом, что отомщу оскорбителю и поступлю с ним так, что изумится вся Александрия!

Племянник сразу успокоился. Видя это, св. Иоанн сказал: «Возлюбленный сын!

Если ты хочешь быть моим родственником, то будь готов терпеть не только оскорбления, но и поболее того, и для Бога все прощать ближнему.

Хочешь ли ты быть благородным? Тогда ищи благородства не по крови, но по добродетели. Истинное благородство украшается не столько славою предков, сколько добрыми делами!»

А потом патриарх повелел, чтобы с того человека, который оскорбил племянника, не брали ежегодной церковной подати, предоставляя ему жить свободно. И вся Александрия изумилась.

Кто кого?

Однажды к святому пришел богатый вельможа-друг и случайно увидел, что постель патриарха покрыта дырявым одеялом. Вельможа послал патриарху новое одеяло, стоимостью в тридцать шесть золотых, прося непременно им укрываться.

Патриарх, благодаря вельможу, обещал, и честно покрывался одеялом одну ночь. А потом сказал сам себе (наверное, келейник слышал и записал для истории):

«Сколько в этом городе людей, не имеющих ни угла, ни еды! И они, несмотря на нужду, верят в Бога, благодарят Его! А я – кто? Разве мне трудно благодарить Бога, я богат с детства, всю жизнь жил в любви и чести.

И при всем этом еще и это одеяло. Что скажет тебе Бог? Так ты служил своим ближним? Они голодали, а ты роскошествовал? Ведь и Христос наш пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить людям. И так заповедал своим священникам. А ты?»

Так говорил патриарх, а утром приказал продать одеяло и на эти деньги купить одежду для бедных. Но когда продавали одеяло, случайно проходил мимо тот самый вельможа, узнал, что оно продается, опять купил его и опять отослал к Иоанну.

Иоанн взял одеяло с благодарностью и снова отослал его продавать, со словами: «Посмотрим, кто раньше устанет: я ли – продавать, даритель ли мой – дарить». Так поступали они до пяти раз, и каждый раз вся выручка от продажи богатого одеяла шла бедным. Первым сдался вельможа.

Страшный сон

святитель иоанн милостивый

Один из каналов близ Александрии. Акватина из альбома «Виды Египта» (нач.19 века)

У патриарха был один очень скупой епископ. Звали его Троил. И вот св. Иоанн пригласил Троила вместе с собой в больницу, на обход. И сказал: «Отче Троиле! Вот тебе случай, чтобы утешить нуждающихся, подав им милостыню».

Троил, стыдясь показаться скупым, вопреки желанию начал всем раздавать милостыню и истратил много золота. Но, придя домой, так огорчился от растраты, что заболел. А святой Иоанн как раз пригласил его на обед. Троил сказал, что болен.

Догадываясь о причине этой болезни, Иоанн, захватив с собою столько золота, сколько истратил Троил в больнице, пошел его навестить. Придя к нему, он сказал:

— Я принес тебе золото, которое взял у тебя в больнице взаймы, возьми его, а мне дай записку в том, что ты передаешь мне ту награду от Господа, которая предназначалась для тебя за розданное золото. Увидав золото, Троил так обрадовался, что сразу выздоровел, и тут же написал: «Боже милосердый! Даруй награду господину моему Иоанну, патриарху Александрийскому, за тридцать литр золота, которые я роздал нищим, потому что он возвратил мне мое золото».

Получив записку, Иоанн стал молиться о своем епископе. И вот ночью Троил в видении увидел прекрасный дворец с надписью: «Дом епископа Троила». Но не успел туда войти, как явился какой-то величественный и грозный муж, похожий на царского слугу, и сказал:

—  Господь повелел стереть эту надпись, а написать, что это дом Иоанна, патриарха Александрийского, который купил его для себя за тридцать литр золота.

Троил от огорчения проснулся и побежал к патриарху Иоанну с рассказом о странном сне. Патриарх утешил его, растолковав сон как предупреждение. С того времени Троил исправился и сделался нищелюбивым.

Почему средства на благотворительность иногда погибают в море

святитель иоанн милостивый

Генри Мур, «Бурное море»

Как-то раз тридцать кораблей, принадлежавших Александрийской церкви и нагруженных доверху товарами, попали в бурю. Все товары погибли. Лишившись имущества, предназначенного на благотворительность, святой Иоанн сказал слова, которые однажды сказал праведный Иов:

«Господь дал, Господь взял. Будет имя Господне благословенно». Что примерно означает: «Богу виднее, как распорядиться добром, но можно и подумать о причинах происшедшего».

Когда к св. Иоанну пришли, чтобы утешить его в потерях, патриарх ответил:

— Я сам виноват в гибели церковного имущества, ведь если бы я не превозносился умом, что подаю большую милостыню, тогда не погибло бы добро в море.

Я возгордился, отдавая не свое, но Божие. И Бог, желая смирить меня, попустил такое обнищание, потому что нищета смиряет человека. Теперь же я и сам сознаю, что из-за гордости лишился награды у Бога и причинил большую потерю бедным, ведь те, пища которых погибла, будут голодать. Но не ради меня, а ради их самих Господь не оставит неимущих и подаст им все необходимое.

И правда: как только патриарх Иоанн покаялся, Бог послал ему вдвое больше прежнего.

Адресная помощь

Однажды св. Иоанн торопился на службу в храм. На пути к нему подошла бедная вдова, прося защиты. Сопровождавшие Иоанна помощники просили патриарха, чтобы он потом выслушал ее рассказ, потому что женщина говорила сбивчиво и нетолково, а времени до службы оставалось мало. Но патриарх сказал: «Как же Бог услышит мою молитву, если я не выслушаю ее прошения?» И не тронулся с места, пока не выслушал вдову и не защитил ее.

Не верь глазам своим

святитель иоанн милостивый

Александрия. Изображение из средневековой хроники

Св. Иоанн был монахом, а у монахов есть одно аскетическое правило: не верить глазам своим. В том смысле, что если твои глаза видят что-то, что принуждает тебя к осуждению, лучше не поверить своим глазам, чем осудить.

Справедливость этого правила однажды показала св. Иоанну сама жизнь. Один инок в течение нескольких дней ходил по Александрии с весьма молодой и красивой девицей.

Видя это, люди решили, что инок развратен до бесстыдства – даже не стесняется показываться с женщиной. И нажаловались патриарху.

Тот повелел схватить обоих и запереть в темнице (по одиночке). С наступлением ночи инок явился патриарху во сне, показал ему израненное от побоев тело и спросил:

— Того ли ты хотел, владыка? Так ли ты научился у Апостола пасти стадо Христово? Поверь мне: ты обманут!

Утром патриарх отдал приказание привести инока, желая взглянуть, похож ли он на явившегося ему во сне. Инок пришел с трудом, так как от ран едва мог двигаться. Патриарх захотел взглянуть на раны, и когда инок стал снимать одежду, св. Иоанн увидел, что инок – евнух. Так убедившись, что инок оклеветан, а сам он обманут, св. Иоанн отлучил клеветников на три года от Церкви, а у инока просил прощения: «Согрешил я пред Богом и пред тобою. Но почему ты так неосторожно подал повод к соблазну людей?»

Инок ответил:

— Владыка,  я скажу правду. Девица подошла ко мне на улице, я вначале собрался убежать от нее, но она сказала, что она еврейка и хочет креститься, а потом поступить в монастырь. Тогда я крестил ее, и потом помогал выбрать для нее женскую обитель.

Выслушав инока, патриарх заметил: «Мы, окаянные, даже и не знаем, сколько у Бога тайных праведников».

Посмертное милосердие св. Иоанна

святитель иоанн милостивый

Мощи св.Иоанна Милостивого. Венеция

Святой Иоанн Милостивый и при жизни, и после смерти был известен чудесной помощью ближним. Одна женщина, стыдясь исповедать свой грех духовному отцу, пришла к блаженному Иоанну, когда он был еще жив, но уже болел и близок был к смерти. Женщина сказала:

— Грех мой так ужасен, что я никому не могу открыть его. Но я знаю, что ты, если захочешь, можешь простить меня. Ведь Господь вам, священникам, сказал: что разрешите на земле, то разрешится на небе, и кому отпустите грехи, тому отпустятся.

Блаженный отвечал: «Если ты пришла с верою, то исповедай предо мною свой грех». На это женщина сказала: «Я не смею, потому что мне стыдно».

Св. Иоанн ответил: «Напиши на бумаге и принеси мне». Женщина сказала: «Я и написать стыжусь». Тогда святой сказал: «Напиши, запечатай и отдай мне».

Написав свой грех, женщина просила святого не раскрывать печати и не читать ее послания. Получив его, Иоанн через пять дней умер. А о письме никому не рассказал. Когда женщина узнала, что патриарх умер, она испугалась, что другие после его смерти прочитают ее письмо. И пошла ко гробу св. Иоанна просить его, как живого:

— Человек Божий, я не осмелилась тебе исповедать грех мой, и вот он стал всем известен. Лучше бы не отдавала я тебе той записки. Я стыдилась тебя, но теперь стану посмешищем для всех. Но я не отступлю от твоей могилы, пока ты не скажешь, куда ты девал мое письмо. Ведь ты не умер, ты живешь на небе.

Так она просила св. Иоанна у могилы три дня. На третью ночь святой Иоанн воочию вышел из своего гроба и сказал плачущей: «Вот твое письмо, возьми его и разорви».

Женщина взяла письмо и увидела печать нетронутой. Она разорвала печать, раскрыла письмо, но на том месте, где она открывала свой страшный грех, было лишь написано: «Ради раба Моего Иоанна, изглажен грех твой».

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Иоанн

.

Иоанн Милостивый (греч. Ιωάννης ο Ελεήμων; умер по разным версиям между 616—620 годами) — александрийский патриарх. Память совершается в день его смерти — 25 ноября (12 ноября по юлианскому календарю).

Биография

Сын Епифания, сановника (губернатора) на острове Кипр. Родился в Амафунте (Лимасол). Потеряв жену и детей, начал вести аскетическую жизнь, заботился о бедных. Не будучи ни монахом, ни клириком был избран, по желанию народа на патриарший престол. Решение было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 году, он сосчитал всех нищих в Александрии и роздал им всё своё имущество. Иоанн послал милостыню ко Гробу Господню, давал у себя приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Его благотворительная деятельность нашла своё отражение в житийной литературе (например, у Дмитрия Ростовского — Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского). Боролся с ересью монофизитов.

Когда персы, вторгшись в Египет, угрожали Александрии, и её жители стали разбегаться, Иоанн отправился в Константинополь ходатайствовать о немедленной присылке войск для защиты города, но на пути, остановившись в своей родине, городе Амафунте, скончался около 619 года.

Канонизация

Церковь причислила его к лику святых как святителя. Первое житие святителя Иоанна было написано уже в VII веке его современником Леонтием Неаполитанским. У Метафраста рассказывается о чудесах, совершавшихся при его мощах, после его смерти. Мощи его находились в Константинополе, в 1249 году перевезены в Венецию; другие части мощей с 1489 года в Будапеште (сегодня в Братиславе). Также известно о нахождении мощей патриарха Иоанна в следующих афонских монастырях: Дионисиат (десница), Ватопед, Пантократор, Дохиар и Каракал.

См. также

  • Евлогий Скитский — ученик Иоанна Милостивого, православный аскет VII века, известен по своему видению, ставшим одним из сюжетов монашеской иконографии.
  • Виталий Александрийский — преподобный старец, проповедовавший александрийским блудницам. История о нём включена в житие святителя Иоанна.

Примечания

Ссылки

  • Иоанн Милостивый, александрийский патриарх // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Святитель Иоанн Милостивый на сайте Православие.Ru

святитель иоанн милостивый

 

В начале своего пастырства Иоанн призвал церковных экономов и дал им такое поручение:

– Обойдите весь город и перепишите всех господ моих.

Экономы спросили его: – Кто же это твои господа?

Патриарх ответил:

– Это те, которых вы называете нищими и убогими, они мои господа, ибо они воистину могут способствовать мне в достижении спасения и ввести меня в вечные обители.

 святитель иоанн милостивый

Святитель Дмитрий Ростовский

святитель иоанн милостивый

Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

Память 12 ноября

Иоанн родился на острове Кипре и был сыном князя Епифания. С юности он был воспитан в благочестии и страхе Божием, который был для него началом премудрости. Пришедши в возраст, он, по воле родителей своих, вступил в супружество и имел детей. Но вскоре Иоанн лишился детей, а потом и жены, ибо так благоизволил Бог, дабы Иоанн освободившись от служения плоти, предался жизни духовной. Освободившись от уз брачной жизни, он возблагодарил Бога и с сего времени, уже без всяких препятствий, усердно стал служить Господу, упражняясь в частой молитве и во всех богоугодных делах. Особенно же он был милосерд и милостив ко всем, терпящим бедствия от нищеты. За сии добродетели Бог прославил его среди людей, и не только среди равных себе, но и самим царем он был почитаем и прославляем. Спустя несколько времени, патриарший престол Александрийской церкви остался без пастыря, тогда император Ираклий, по Божественному усмотрению, почтил Иоанна саном патриарха. Святой хотя и не желал сего, но принужден был принять посвящение, и стал архипастырем Александрийской церкви.

Вступив на патриарший престол, Иоанн прежде всего, как пастырь словесных овец, позаботился очистить свою паству от ереси, возмущавшей стадо Христово. Эта ересь получила свое начало от некоего Петра, по прозванию Фуллона, иначе Кнафея, Антиохийского лжепатриарха; он осмелился прилагать такие хульные слова к трисвятой песни: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас”, – как будто бы в Господе нашем пострадало Божество.

Искоренив сие еретическое учение, святой Иоанн всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным, и с пустыми руками, всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом; он насыщал алчущих, одевал нагих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Щедрость его была подобна реке, непрестанно и изобильно текущей и напаяющей всех жаждущих.

В начале своего пастырства Иоанн призвал церковных экономов и дал им такое поручение:

– Обойдите весь город и перепишите всех господ моих.

Экономы спросили его:

– Кто же это твои господа?

Патриарх ответил:

– Это те, которых вы называете нищими и убогими, они мои господа, ибо они воистину могут способствовать мне в достижении спасения и ввести меня в вечные обители.

Экономы пошли и переписали всех убогих, найденных на улицах, в больницах и на гноищах. Всех их было найдено семь тысяч пятьсот, человек, и всем им святой Иоанн повелел выдавать все нужное для ежедневного пропитания.

В то время Персы сделали нападение на Сирию и Палестину, сожгли святой город Иерусалим, взяли честное древо Святого Креста и отвели в плен много христиан. Блаженный Иоанн отправил корабли с золотом и пшеницею для выкупа пленников и для оказания помощи находящимся в бедах; таким образом по своему милосердию, он многих вывел из заключения и избавил от бедствий плена. А так как не всякий мог невозбранно приходить к нему, ибо слуги его не о каждом приходящем сообщали патриарху, то, вследствие сего, он выбрал два дня в неделю: среду и пяток, и в эти дни сидел с некоторыми благочестивыми людьми при церковных дверях, принимая всякого желающего, выслушивая его просьбы, обсуждая случавшиеся распри, защищая обижаемых и водворяя между верующими мир. При этом святой патриарх говорил окружавшим его:

– Если для меня никогда не возбранен вход ко Господу Богу моему, и в молитве я беседую с Ним и прошу у Него чего хочу, то почему же мне не дозволить моему ближнему невозбранного доступа ко мне, дабы он сообщил мне о своей обиде и нужде и просил у меня, чего хочет? Должно бояться Сказавшего: “Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Мф.7:2).

Иногда случалось, что к блаженному Иоанну никто не приходил с просьбою в то время, когда он сидел при церковных дверях, ожидая желающих прибегнуть к нему, тогда он вставал огорченным и со слезами возвращался домой. При этом некоторые спрашивали его иногда:

– Отчего ты скорбишь и сетуешь?

Святой отвечал им:

– Ныне смиренный Иоанн ничего не нашел и ничего не принес Богу за грехи свои.

Друг его, блаженный Софроний, утешая его, говорил ему:

– Тебе поистине следует веселиться ныне, отче, так как словесные овцы твои живут мирно, без распри и споров, как Ангелы Божии.

Однажды церковные экономы сообщили святому Иоанну, что в толпе убогих стоят хорошо одетые девицы испрашивающие милостыню, и при этом спросили его – нужно ли тем девицам, как и прочим нищим, подавать милостыню? Патриарх ответил:

– Если вы действительно рабы Христовы и верные слуги смиренного Иоанна, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица, не расспрашивая о жизни тех, которым вы даете. Знайте, что мы не свое отдаем, но Христово, итак будем давать, как повелел Он. Если же вы думаете, что церковного имения не хватит для столь великой милостыни, то я не желаю быть участником вашего маловерия. Я верую Богу, что если бы со всей вселенной сошлись в Александрию убогие, желая получить от нас милостыню, то и тогда не оскудеет наше церковное имущество.

И для того, чтобы они не были маловерны, святитель рассказал следующее:

– Когда, на шестнадцатом году моей жизни, я находился еще на острове Кипре, то однажды ночью я увидал во время сна весьма прекрасную девицу, она была блестяще одета и имела на голове масличный венок. Став близ моей постели, девица коснулась меня и разбудила. Проснувшись, я увидал, что она стоит предо мною уже не во сне, но наяву, и спросил ее:

– Кто ты такая, и как ты осмелилась войти ко мне?

Она же, смотря на меня светлым взором и улыбаясь кроткими устами, сказала:

– Я – старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его.

Услыхав сие, я поклонился ей. Она же продолжала:

– Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать и приведу тебя пред Лицо Его, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения как я. Я низвела Его с неба на землю и побудила облечься в плоть человеческую для спасения людей.

Сказав сие, она стала невидима. Удивляясь сему пречудному видению, я сказал себе:

– Поистине в образе девицы явилось ко мне Милосердие. Об этом свидетельствует масличный венок на ее голове, который является знамением милосердия; тоже показывают и слова, произнесенные тою девицею: я, сказала она, низвела с неба на землю Бога, и Он воплотился. Создатель, видя человека погибающим, пожелал избавить его от погибели, ничем другим не побуждаемый, как только милосердием, ибо восхотел помиловать Свое создание. Посему, кто желает обрести милость у Бога, тот должен иметь милосердие к ближним и подавать милостыню.

Так, размысливши сам с собою, я поспешно встал и пошел с рассветом дня в церковь. На пути я встретил нагого нищего дрожавшего от холода. Я снял с себя верхнюю одежду и отдал ее тому нищему, говоря сам себе: “теперь я узнаю, правда ли то, что я видел, или это было обольщение”, – и пошел далее. Прежде чем я дошел до церкви, мне встретился одетый в белые одежды человек и передал мне в руки узел, в котором было завязано сто серебряных монет. При этом он сказал: “друг! возьми это и употребляй по своему желанию”.

Я принял с радостью, но сейчас же раскаялся в том, что я принял, рассуждая, что находящееся в узле для меня не нужно, посему я обернулся назад желая возвратить обратно то, что получил, но более, несмотря на тщательные поиски, уже не видал вручившего мне узел. Тогда я понял, что виденное мною была правда, а не обольщение. И с того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за то, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав это, я убедился, что это действительно так. Наконец, я сказал себе: “перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего”!

Однажды, когда святой Иоанн шел в больницу навестить больных (что он делал в течение недели дважды или трижды), его встретил какой-то странник, который просил милостыню. Иоанн приказал слуге дать встретившемуся страннику шесть серебряных монет. Взяв монеты, странник удалился. Но потом, желая испытать щедрость святого, он переменил на себе одежду и, отправившись по другому пути, снова встретил блаженного Иоанна и умолял его:

– Помоги мне, господин, бедному пленнику.

Иоанн вторично приказал дать ему шесть серебряных монет. Слуга же тихо заметил патриарху:

– Владыка, ведь это – тот самый нищий, который раньше получил шесть серебряных монет.

Но патриарх притворившись, как будто не слышит этого замечания, снова повторил повеление подать просящему шесть монет. Странник вторично получив милостыню, снова переоделся и иною дорогою встретил патриарха и в третий раз просил у него милостыни. Слуга опять сказал патриарху:

– Владыка! тот, который в первый и второй раз взял у тебя по шести серебряных монет, теперь просить в третий раз.

Тогда блаженный отвечал слуге:

– Подай ему двенадцать монет, не Христос ли это искушает меня?

Один купец, потеряв всё свое богатство в море, пришедши в крайнюю нищету, просил святого помочь ему. Святый дал ему пять литр золота. Получив золото, купец накупил на него множество товаров и, сев на корабль, отправился по морю в другие города. Но, потерпев кораблекрушение, он снова потерял всё и только сам еле живым спасся от потопления. Тогда он снова пришел к святому Иоанну и рассказал ему о случившемся. Иоанн заметил ему:

– Ты имел еще иное золото, собранное неправдою, и его ты смешал с церковным золотом, данным тебе мною. Вот почему погибло и то и другое.

Сказав это, он дал ему еще золота, вдвое более прежнего, около десяти литр. Но и в третий раз купца постигло тоже злоключение. Весь товар его погиб в море, и он уже не осмеливался показаться на лицо патриарху, но рыдал, сидя в своем доме, посыпав пеплом свою голову и намереваясь лишить себя жизни. Узнав о сем, святой призвал купца и сказал ему:

– Зачем ты приходишь в отчаяние от печали? Уповай на Бога, и Он не оставить тебя! Но я думаю, что это несчастие случилось с тобою от того, что ты владел неправильно приобретенным кораблем.

Сказав это, Иоанн приказал дать купцу церковный корабль, наполненный пшеницею, и затем отпустил его. Получив данный ему корабль с пшеницею, купец поплыл по морю. И вот внезапно поднялся сильный ветер и понес корабль в неизвестную страну. Купец, узрев в видении своего благодетеля, святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, стоявшего на корме и управлявшего кораблем, оставался в надежде, что по молитвам святого плавание придет к доброму концу.

Другими словами: если хотите, чтобы люди относились к вам справедливо, то и вы поступайте также.

Чрез двадцать дней и столько же ночей, они пристали к берегу Британии. В сей стране был тогда сильный голод. Народ, узнав, что к городу их поплыл корабль с пшеницею, весьма обрадовался и стал поспешно раскупать пшеницу. И так купец сей прибыльно продал там пшеницу, получив за одну половину проданного – золотом, а за другую оловом. На возвратном пути он прибыл в Декаполь. Желая здесь продать олово, он увидел что оно превратилось всё в золото. Обогатившись, таким образом, купец с радостью возвратился в Александрию и рассказал всем о сем удивительном чуде, которое произошло по молитве и милостыни святого Иоанна…

святитель иоанн милостивый

Оценка 3.7 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here