Великого господина и отца нашего кирилла

Детально: великого господина и отца нашего кирилла - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Вопрос нашего читателя:

На днях познакомился с «Ахиллой», почитал ваши материалы. Как я понял, публикуются на «Ахилле» с критикой в адрес священноначалия и некоторые продолжающие служить в РПЦ МП священники. У меня в связи с этим вопрос к ним: как они решают для себя дилемму с поминанием на службах «Великого Господина и Отца» «Святейшего Патриарха» Кирилла? Разве все эти «честные отцы» не понимают, что многих проблем в современном русском православии не было бы, а другие бы как-то начали решаться, будь в РПЦ другой патриарх?

И еще вопрос: никого из пишущих на «Ахиллу» священников не коробит сама по себе эта формула — «Великий Господин и Отец»? Все ведь знают евангельское — «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах…» (Мф. 23. 9)

Ладно, я понимаю: вековые традиции, обоснование от Отцов Церкви и т.д. и т.п. Но можно, смирившись, принять такое обращение, когда во главе земной церковной организации стоит достойная уважения личность. Но если это не так?

Конечно, это вопрос личной веры, личной совести. Поэтому и спрашиваю: как священники решают для себя этот вопрос? Или для них это вообще не вопрос?

Отвечает священник Олег Горбовский (УПЦ МП):

Спасибо за интересный вопрос!

Не вижу никакой проблемы в своих публикациях там, где я захочу. В миссионерском смысле прав тот же Кураев, что собирает аудиторию на лекции там, где есть возможность (в пивнушках, например). Священники из-за жестокой монополизации на «правильное богословие» публикуются без т.н. «церковной цензуры», как-то выражать свою веру нужно, а не просто быть «кадиловжигателем». Таковые активные священники создают свои сообщества (общаются с коллегами, которым не все равно), жизнь для них не остановилась и продолжает быть интересной.

Личных претензий к «Его Святейшеству» не имею и поминаю без рвений (я не фанатик, и к нам в храм он не приезжал). Проблем с поминанием в УПЦ валом, но я «просто поминаю» и делаю акценты для себя не на ДОЛГОДЕНСТВУЮЩИЙ (когда возглашают «Великого Господина»), а на «ПРАВО ПРЯВЯЩИЙ», так как отношу себя к той же церкви, а значит и верю в присутствие благодати. Думаю, на первом месте должна стоять у человека совесть, а у священника — тем более, в решении всех вопросов. Глубоко убежден, что в ситуации войны уместнее не поминать Патриарха, люди станут спокойнее заходить в храмы и оставаться там на молитву.

О Вашей ссылке на библейский текст о «не поминании отца» просто промолчу, плеваться цитатами – не мое (катехизис с цитатами и само богословие – это как «ясли» и «ВУЗ»). Так решаю и продолжаю решать вопросы, что Вы задали.

Отвечает священник Андрей Свистоплясов (РПЦ, под псевдонимом):

Думаю, что многие «честные» (и не очень) отцы понимают, что нынешний предстоятель РПЦ является не самым лучшим ее украсителем. Не буду здесь перечислять всех достойных многого удивления молитвенных и прочих подвигов патриарха Кирилла, начиная от исчезающих часов и нанопыльной квартиры и заканчивая скромными праздничными сборами небольших миллионных средств на поддержание штанов его Святейшества, думаю, что и без моей подсказки все наслышаны. Все это печально, и нам не приходится в ответ ждать благодарности и восторгов как от «внешних», так и от прихожан и священнослужителей РПЦ.

Но какой у нас есть выход: поминать «не Великого Господина» или «Господина не нашего», или вообще не поминать… Я не вижу в распоряжении священника никаких реальных рычагов для того, чтобы как-то повлиять на сознание и поведение нашего патриарха. Да, хотелось бы, чтобы у нас был патриарх, подобный Святейшему Павлу Сербскому, но пока нашего зовут Кирилл. Либо приходится поминать такого, какой есть, либо не поминать никакого и уходить в другую юрисдикцию. Я не против других юрисдикций и других конфессий, но я был крещен, рукоположен именно в Русской Православной Церкви, и почему я должен отсюда убегать только потому, что на какое-то время Ее предстоятелем стал митрополит Кирилл? Да, он далеко не лучший, но наверняка и не худший, были и другие времена и трудности в Православной и вообще в христианской Церкви. Какие только служители и епископы не позорили Церковь своими пороками и глупостью, но Она жива, есть и святые, которые были современниками упомянутых недостойных служителей, но они не бежали из Церкви в знак протеста и из-за оскорбления своих праведных чувств.

Конкретно в обращении «Отец наш» я не вижу ничего предосудительного, понятно, что у всех у нас один Отец Небесный, но при этом мы много кого еще можем назвать отцами, и это не только касается родителей или священнослужителей, все мы знаем такие наименования, как отец-основатель чего-либо, общественной организации или научного направления, и это же нас обычно не смущает, вряд ли кому-то придет в голову бороться с этим как с ересью и непослушанием Евангелию.

Я описал свои размышления на эту тему, возможно я чего-то не вижу, недопонимаю, пусть подскажут мудрейшие. Но мне на данный момент кажется самым действенным озвучивание проблемы на таких немногих свободных площадках, как «Ахилла».

Задайте свой вопрос ахилловскому батюшке: [email protected]

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней,

Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Хор: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога cлова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Хор: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Причастны (в субботу)

Хор: Радуйтеся, праведнии о Господе, правым подобает похвала.

Многолетие

Хор: Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего

Патриарха Московского и всея Руси, /

и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Феофана, архиепископа Берлинского и Германского,/

богохранимые страны наша,/

настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего и вся православныя христианы,//

Господи, сохрани их на многая лета.

Запричастный концерт

Молитву пролию

Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

В память вечную

В память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник от слуха зла не убоится. Аллилуиа.

Под твою милость

Уважаемые прихожане и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.

Литургия оглашенных Диакон: Благослови, владыко. Священник:

Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор:  Аминь. Диакон:  Великая (мирная) ектения Миром Господу помолимся. В мире (с Богом и ближними) Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире, который дается свыше, и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. О мире всего мира, о твердом стоянии святых Божиих церквей, о соединении всех (в согласии и любви) Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме этом и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих сюда, Господу помолимся. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, о господине нашем (архиепископе или епископе данной епархии), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, о господине нашем (архиепископе или епископе данной епархии), о чтимом пресвитерстве, диаконстве во Христе, о всех церковнослужителях и народе Господу помолимся. О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся. О богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее Господу помолимся. О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. О городе нашем, о каждом городе и стране и о тех, кто с верою живет в них, Господу помолимся. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся. О благоприятной погоде, о изобилии плодов земных и о мирном времени Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся. О плавающих по морю, путешествующих, больных, страдающих, захваченных в плен и о спасении их Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Помянув Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми, предадим сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу. Хор:  Тебе, Господи. Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор:  Аминь. Во время пения 1-го антифона священник читает тихо следующую молитву: Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя. Господи Боже наш, Которого держава неизъяснима и слава непостижима, Которого милость безмерна и человеколюбие неизреченно, Ты, Владыка, по Твоему милосердию воззри на нас и на этот храм и окажи нам и молящимся с нами Твои богатые милости и щедроты. Хор: Антифон 1-й (стихи 102-го псалма) Благослови, душе моя, Господа, благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя мояимя святое Его. Благослови, душа моя, Господа, благословен Ты, Господи. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое. Обновится яко орля юность твоя. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от истления жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Творит милости Господь в судьбе всех обиженных. Показал пути Свои Моисею, сыновьям Израиля желания Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков. Аминь. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя мояимя святое Его. Благословен еси, Господи. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — имя святое Его! Благословен Ты, Господи. Диакон: Малая ектения Паки и паки миром Господу помолимся. Еще и еще в мире Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Пресвятую, Пречистую, Преблагословен-ную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Помянув Пресвятую, Пречистую, Преблагосло-венную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми, предадим сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу. Хор: Тебе, Господи. Священник: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Твоя есть власть и Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Во время пения 2-го антифона священник тихо читает следующую молитву: Господи Боже наш! Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Господи Боже наш, спаси людей Твоих и благослови наследие Твое, сохрани полноту Твоей Церкви, освяти любящих благолепие Твоего храма, Ты прослави их Твоею божественною силой и не оставь нас, надеющихся на Тебя. Хор: Антифон 2-й (псалом 145-й)

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу.

Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою; в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа пока жив; буду петь Богу моему, доколе существую. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения. Выйдет дух его, и он возвратится в землю свою, в тот день погибнут все замыслы его. Блажен, кому Бог Иакова — помощник, и у кого упование на Господа Бога своего, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, хранящего истину во век, совершающего правый суд обиженным, дающего пищу голодным. Господь освобождает узников, Господь умудряет слепых, Господь поднимает низверженных, Господь любит праведников. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, и путь грешных погубит, Господь будет царствовать во век, Бог Твой, Сион, в роды родов! И ныне и присно и во веки веков, Аминь. И ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Единородный Сыне

Единородный Сыне и Слове Божий безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Божие! Будучи бессмертным, Ты изволил ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и вечно-Девы Марии. Не изменяясь, Ты стал человеком. Будучи распят, Христе Боже, Ты Своею смертью победил смерть. Ты, один из Лиц Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом, спаси нас. Малая ектения (см. на предыдущей странице) Священник: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты Благой и Человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Во время пения 3-го антифона священник тихо читает следующую молитву: Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый! Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя. Ты, даровавший нам эти совместные и согласные молитвы, обещавший двум или трем единодушным о имени Твоем исполнить прошения, Ты и теперь исполни на пользу прошения Твоих рабов, подавая нам в этом веке познание Твоей истины, а в будущем даруя вечную жизнь. Хор: Антифон 3-й, Блаженны Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, когда придешь в Царствие Твое. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Блаженны вы, когда будут порочить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Во время пения заповедей Блаженства открываются царские врата для Малого входа. Диакон выносит св. Евангелие, прислужники несут впереди свечи. Этот вход служит подготовлением к последующему вскоре чтению святого Евангелия.

Священник же тихо молится:

Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы! Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. Владыка Господи Боже наш, установивший на небе чины и сонмы Ангелов и Архангелов для служения Своей славе! Сотвори, чтобы с нашим входом был вход святых Ангелов, которые бы сослужили нам и вместе славословили Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Диакон: Премудрость, прости! Премудрость, стойте прямо. Предстоящие, видя в переносимом Евангелии как бы Самого Иисуса Христа, явившегося в мир на проповедь, поклоняются Ему с пением торжественной песни: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, (на буднях — «во святых дивен Сый») поющия Ти: Аллилуия. Придите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси, Сыне Божий, воскресший из мертвых, нас, поющих Тебе: аллилуиа. Затем поются тропари и кондаки праздника и храма. Священник в это время благодарит Бога, Которого на небе Трисвятой песнью прославляют Серафимы и Херувимы за то, что Он создал человека по Своему образу и подобию, и за то, что Он удостоил его, священника, предстать перед страшным престолом и просить, чтобы Он принял и от нас, людей, Трисвятую песнь, заканчивая молитву возгласом: Священник: Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты Свят, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Во дни Рождества Христова, Крещения Господня, неделю Пасхи и Святой Троицы вместо Трисвятого поется: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (стали Ему подобными). Аллилуиа. Так поется потому, что в древности оглашенные принимали Таинство Крещения преимущественно в эти дни. По окончании Трисвятого читается Апостол, отрывок из апостольских посланий, а затем читается Евангелие. Перед Евангелием, во время пения «Аллилуиа», диакон кадит алтарь, иконостас и молящихся.

Перед чтением Евангелия священник молится:

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще. Зажги в наших сердцах, Человеколюбивый Владыка, вечный Свет Твоего богопознания и отверзи очи нашего ума к уразумению Твоих евангельских учений; вложи в нас и страх Твоих блаженных заповедей, чтобы мы, преодолев плотские похоти, вели духовную жизнь, думая и совершая все к Твоему благоугождению. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ибо Ты просвещение наших душ и тел, Христе Боже, и Тебе славу возносим, с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Диакон: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста). Благослови, владыка, возвещающего благовестие святого апостола и евангелиста (имя евангелиста). Священник (благословляя): Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя), да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Бог по молитвам святого, славного, всехвального апостола и евангелиста (имя), да даст тебе слово благовествовать с великой силой, для исполнения Евангелия Сына Своего Возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа. Диакон: Аминь. Священник: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелиа. Мир всем. Премудрость, станьте благоговейно, услышим Святое Евангелие. Мир всем. Хор: И духови твоему. И духу твоему. Диакон:  От (имя) Святаго Евангелиа чтение. Хор:  Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Вонмем. Будем внимать.

И читается Евангелие.

По окончании чтения:

Хор:  Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Сугубая ектения

Начиная с прошения «Помилуй нас, Боже», хор поет «Господи, помилуй» трижды. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Скажем все от всей души и от всего помышления нашего скажем. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, о господине нашем (архиеп-е или еп-е данной епархии), и всей во Христе братии нашей. Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, о господине нашем (архиеп-е или еп-е данной епархии),, и всех во Христе братьях наших. Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее, чтобы прожить нам тихую и безмолвную жизнь во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Еще молимся о братиях наших, священниках, священномонахах и всем во Христе братстве нашем. Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных. Еще молимся о блаженных и всегда памятных создателях этого святого храма, о всех ранее умерших отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных православных. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего. Еще молимся о милости, жизни, мире, здоровье, спасении, Божием посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, прихожан этого святого храма. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Еще молимся о приносящих пожертвования на богослужебные нужды и о украшающих храм или жертвующих на поддержание благолепия в святом и всечестном храме этом, несущих труды, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великих и богатых милостей. Священник тихо молится: Молитва прилежного моления Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб, и помилуй нас, по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя низпосли на ны и на вся люди Твоя, чающия от Тебе богатыя милости. Господи Боже наш, прими это прилежное моление от рабов Твоих и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на всех людей Твоих, ожидающих от Тебя обильных милостей. Священник (громко): Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Хор:  Аминь. За сугубой ектенией читается ектения об усопших (кроме двунадесятых и храмовых праздников), при открытых царских вратах: Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. Помилуй нас Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих и о том, чтобы простилось всякое их прегрешение вольное и невольное. Яко да Господь Бог учинит души  их, идеже праведнии упокояются. Да определит Господь Бог души их там, где упокоены праведные. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Милости Божьей, Царства Небесного и оставления грехов их у Христа, Бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Хор: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи помилуй. Священник молится тихо: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, покой души усопших раб Твоих (имена) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание; всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог, прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит; Ты бо един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина. Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола уничтоживший, и даровавший Своему миру вечную жизнь! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих в месте светлом, в месте изобильном, в месте покойном, откуда отбежит болезнь, печаль и воздыхание; всякое согрешение, соделанное ими словом, делом или помышлением, прости, как Благой и Человеколюбивый Бог. Потому что нет человека, который жив будет и не согрешит; Ты один только без греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Священник (громко): Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих (имена), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Ибо Ты есть воскресение, жизнь и покой усопших рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым, Добрым и Животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Царские врата закрываются.

Ектения об оглашенных

Диакон:

Помолитеся, оглашеннии, Господеви. Помолитесь, оглашенные, Господу. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Верные, за оглашенных помолимся, чтобы Господь помиловал их. Огласит их словом истины. Да огласит их словом истины. Открыет им Евангелие правды. Да откроет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви. Да присоединит их к Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Спаси, помилуй, огради и сохрани их, Боже, Твоею благодатью. Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. Оглашенные, головы ваши Господу преклоните. Хор:  Тебе, Господи. Со словами «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» головы преклоняют только некрещеные.
Священник тихо читает молитву:

Молитва об оглашенных

Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй, Иже спасение роду человеческому низпославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их Святей Твоей, Соборней и Апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду. Господи Боже наш, на высотах живущий и на смиренных взирающий, ниспославший роду человеческому Спасение, Единородного Сына Своего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри с любовью на рабов Твоих оглашенных, склонивших перед Тобою головы, удостой их во время благопотребное купели возрождения, оставления грехов и одежды нетления. Присоедини их к Святой Твоей, Соборной и Апостольской Церкви и причисли их к избранному Твоему стаду. Священник (громко): Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Чтобы и они с нами прославляли Твое Пречестное и величественное имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. По окончании этой ектении некрещеные в древности покидали храм, о чем диакон напоминает словами: Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Кто оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; кто оглашенные, выйдите. Чтобы никто из оглашенных, а кто верные, еще и еще в мире Господу помолимся. Литургия верных Литургия верных начинается двумя краткими ектениями. Хор:   Господи, помилуй.

Диакон:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Премудрость.
Священник молится про себя: Молитва верных первая Благодарим Тя, Господи Боже сил, сподобившаго нас предстати и ныне святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих. Приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и Жертвы Безкровныя о всех людех Твоих; и удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго неосужденно и непреткновенно в чистем свидетельстве совести нашея призывати Тя на всякое время и место. Да, послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости. Господи Боже сил! Благодарим Тебя, удостоившего нас и теперь предстать перед святым Твоим Престолом и припасть к Твоему милосердию с молитвою о наших грехах и заблуждениях народа. Прими, Боже, наше моление, сделай нас достойными приносить Тебе моление и мольбы и Жертвы Бескровные за всех людей Твоих, и нас, которых Ты поставил на это служение, сделай способными силой Духа Твоего Святого без осуждения и преткновений в чистом свидетельстве нашей совести призывать Тебя во всякое время и на всяком месте, чтобы выслушав нас, Ты был милостив к нам во множестве Своей благости. Священник (громко): Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо подобает Тебе слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Хор:  Аминь.

Диакон: Сокращенная великая ектения

Паки и паки миром Господу помолимся. Еще и еще в мире Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. О мире, который дается свыше, и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся. О мире всего мира, о твердом стоянии святых Божиих церквей, о соединении всех в согласии и любви Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме этом и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Диакон:  Премудрость. Священник тихо читает молитву: Молитва верных вторая Паки и многажды Тебе припадаем и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да, призрев на моление наше, очистиши наша души и телеса от всякия скверны плоти и духа, и даси нам неповинное и неосужденное предстояние святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития, и веры, и разума духовнаго. Даждь им, всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися. Снова и многократно к Тебе прибегаем и Тебе молимся, Благой и Человеколюбивый Боже, чтобы, взглянув на моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой нечистоты телесной и духовной и даровал нам неповинное и неосужденное предстояние перед святым Твоим Жертвенником. Даруй же, Боже, и молящимся с нами успехов в жизни, в вере и в духовном познании. Дай тем, кто всегда со страхом и любовью служит Тебе, неповинно и неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн и Небесного Твоего Царствия удостоиться. Священник (громко): Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Чтобы мы, властью Твоею всегда сохраняемые, Тебе славу воссылали, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Хор:  Аминь. Хор поет протяжно:  Херувимская песнь  Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим теперь все житейские заботы.

Великий вход

Аминь. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа. Чтобы принять Царя всего мира, невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуиа. Когда хор поет первую половину Херувимской песни, священник молится об очищении души и сердца священнослужителя для достойного совершения Св. Евхаристии. Затем священнослужащие подходят к Жертвеннику, берут дискос и Чашу и, предваряемые свечой, несут их через северные, а затем через царские врата на Престол. Во время этого шествия священнослужители поминают правящего епископа, гражданские власти, духовенство, жертвователей и благотворителей храма и всех православных христиан, заканчивая словами: «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Шествие это от жертвенника к Престолу называется Великим входом и напоминает верующим торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим и шествие Его с крестом на добровольные страдания. «Дориносима» в переводе означает носимый на копьях. В древности римские воины при возглашении нового императора несли его в торжественной процессии на щите на копьях. Поставив Дары на престол, священник покрывает Чашу и дискос платом, напоминающим погребальное полотно (плащаницу), которым Иосиф обвил бездыханное тело Спасителя.

Диакон: Просительная ектения

Исполним молитву нашу Господеви. Совершим молитву нашу к Господу. О предложенных Честных Дарех Господу помолимся. О предложенных Святых Дарах (Дары — Агнец на дискосе и вино в Чаше) Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме этом и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим. Чтобы весь день был совершенным, святым, мирным и безгрешным, у Господа просим. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Ангела мирного, верного наставника и хранителя душ и тел наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Всего доброго и полезного нашим душам и мира миру у Господа просим. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и покаянии, у Господа просим. Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим. Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Помянув Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми, предадим сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу. Хор: Тебе, Господи. Священник в это время молится: Молитва приношения Господи Боже Вседержителю, Едине Святе, приемляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем, приими и нас, грешных, моление, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих; и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей и вселитися Духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих. Господи Боже Вседержитель, Единый Святой, принимающий жертву хвалы от призывающих Тебя всем сердцем, прими моления и нас грешных, и принеси к Святому Твоему Жертвеннику, и сделай нас способными приносить Тебе дары и духовные жертвы о своих грехах и о людских заблуждениях. Удостой нас обрести пред Тобой милость, чтобы угодна была Тебе наша жертва, и чтобы Благой Дух Твоей благодати снизошел на нас и на эти предложенные Дары, и на всех людей Твоих. Священник (громко): Щедротами Едннороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. По милости Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, и с Пресвятым, Добрым и Животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Хор:  Аминь. После ектении напоминается всем, что жертва должна быть приносима

в душевном мире и взаимной любви.

Священник:   Мир всем! Хор: И духови твоему. Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать. Хор, от лица присутствующих, отвечает: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Диакон: Двери, двери! Премудростию вонмем. Двери, двери! Будем внимать премудрости. В древности христиане не открывали таинства своей веры, некрещеным. Потому, пред началом пения исповедования веры (Символа веры), диакон говорил придверникам: «Двери, двери!» призывая их внимательно следить, чтобы не вошел в храм кто-либо из некрещеных, затем обращался к предстоящим верным со словами: «Премудростию вонмем!» — будем внимательны к премудрости, изложенной в Символе веры. В настоящее время эти возгласы произносятся священником, чтобы мы следили за дверями души своей и не допускали в нее мыслей, желаний и чувств, недостойных святыни великого таинства. Хор: Символ веры Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя,

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,

рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,

и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых

и жизни будущего века. Аминь.

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя,Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во Единого Господа Иисуса Христа,
Единородного Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всякого времени. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, несотворенного, Единосущного Отцу, от Которого все произошло.

Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и ставшего человеком.

За нас распятого при Понтии Пилате

и страдавшего, и погребенного. И воскресшего на третий день, как было предсказано Писанием.

И вознесшегося на Небеса, и сидящего по правую руку от Отца.

И снова имеющего придти во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царствию Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, Которому надлежит поклоняться

и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Признаю одно в жизни Крещение для очищения от грехов.

Ожидаю воскресения мертвых

и жизни будущего века. Аминь.

Когда молящиеся окончат исповедание своей веры, священник приглашает их к благоговейному вниманию, чтобы достойно принести жертву Господу. Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире нриносити. Станем чинно, станем благоговейно, будем внимательны, чтобы в мире (в духовном спокойствии) принести святое приношение. На этот призыв молящиеся, указывая, в чем будет состоять их приношение, отвечают: Милость мира, жертву хваления. Милость мира, жертву хвалы (получив от Бога великую милость — мир душевный, принесем Ему жертву хвалы и благодарения). Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами! Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами! Хор: И со духом твоим. Священник возглашает, побуждая предстоящих отрешиться умом и сердцем от всего земного и мысленно вознестись к небесному: Горе имеим сердца! Вверх устремим сердца (к Небу, к Богу). Хор: Имамы ко Господу. Устремляем их к Господу (досл.: имеем к Господу). По примеру Спасителя, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной Вечере, совершение таинства (Евхаристический канон) начинается возгласом священника: Благодарим Господа! Возблагодарим Господа! Хор:

Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

Во время этого пения священник, обращаясь к Богу Отцу, тихо читает молитву: Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего. Ты бо еси Бог Неизреченен, Недоведомь, Невидимь, Непостижимь, присно Сый, такожде Сый, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего владычества: ибо Ты Бог Неизреченный, Непостижимый, Невидимый, всегда Сущий, Неизменяемый, Ты и Единородный Сын Твой, и Дух Твой Святой; Ты из небытия привел нас в бытие и, отпадших, опять поднял нас, и неотступно делал все для нас до тех пор, пока не возвел нас на Небо и не даровал нам Твое будущее Царство. О сих всех благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии многоочитии, возвышающийся пернатии, За все это благодарим Тебя и Твоего Единородного Сына, и Духа Твоего Святого, за все, что знаем и чего не знаем, за явленные и не явленные благодеяния, бывшие на нас. Благодарим Тебя и за это служение, которое Ты благоволил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и множества Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестикрылые, многоочитые, как пернатые, парящие в небесных вышинах, и заканчивает молитву возгласом, относящимся к упомянутым Ангелам: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: победную песнь поюще, возглашая, взывая и говоря: Хор от лица всей церкви присоединяется к пению Ангелов, которые на небе взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (евр. Бог воинств), полны небо и земля славы Твоей. Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних. «Осанна» радостное приветствие, которым народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим, за шесть дней до Пасхи. «Осанна» еврейское слово, означающее «спаси, помоги (Бог)» сделалось в устах евреев благожеланием всем лицам, трудившимся для славы Божией и на благо избранного народа Божия. Более всех достоин был этого приветствия Мессия — Спаситель. «Осанна в вышних» значит «Да будет исполнено Богом наше благожелание». «Благословен Грядущий во имя Господа!» этими словами жители Иерусалима приветствовали Господа нашего Иисуса Христа. Во время этого песнопения священник продолжает благодарить Бога: С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный. Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: С этими блаженными силами небесными и мы, Владыка Человеколюбец, восклицаем и говорим: Свят и Пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой; Свят Ты и Пресвят, и великолепна слава Твоя, Ты так возлюбил созданный Тобою мир, что благоволил отдать Единородного Сына Твоего, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Пришедши на землю и исполнив все промышление о нас, Он (Сын) в ночь, в которую Сам добровольно предал Себя за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив и преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Священник: Приимите, ядите, сие есть тело Моееже за вы ломимое во оставление грехов. Возьмите, ешьте, это есть тело Мое, за вас преломляемое, ради оставления грехов. Хор: Аминь. Священник молится про себя: Подобне и Чашу по вечери, глаголя: Подобным образом Чашу после вечери Он взял, говоря: Священник (громко): Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Пейте из нее все, это есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая ради оставления грехов. Хор: Аминь. После этого, следуя заповеди Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание», священник продолжает тихо: Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие. Вспоминая эту заповедь Спасителя и все, бывшее ради нас: крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, сидение по правую руку Отца, второе и славное пришествие. и заключает громко: Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся. Твои Дары (хлеб и вино) мы (Твои рабы) Тебе приносим за всех людей и в благодарность за все благодеяния. В это время диакон приподнимает над престолом, крестообразно сложенными руками, Святую Чашу и дискос со Святыми Дарами (святое возношение).Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш. Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш. В это время священник в тайной молитве троекратно призывает Духа Святого на себя и на Дары, лежащие на Престоле, делает крестное знамение над дискосом, Чашей и над обоими вместе, прося Бога, чтобы Он, силою Духа Святого, «преложил хлеб в Тело Христово, а вино в честную Кровь Христову». В это время хлеб и вино таинственно прелагаются, становясь истинным Телом и истинною Кровью Христовой. Освятив Святые Дары, священник благоговейно кланяется до земли пред ними и молится, чтобы эти Святые Дары послужили для причащающихся не в суд или в осуждение, но в прощение грехов, в наследие Царства Небесного и в жизнь вечную.

Эта часть Литургии самая священная минута, когда мы с величайшим благоговением должны молиться и благодарить Бога за Его несказанную милость в совершении чуда пресуществления Святых Даров.

Потом священник тихо молится Богу о всех членах Церкви:

Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедни-цех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся. Еще приносим Тебе эту словесную службу о тех, кто упокоились в вере: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедни-ках, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках, и о всякой праведной душе, в вере скончавшейся. Священник заканчивает молитву возгласом: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Особенно о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Хор отвечает хвалебной песнью в честь Пресвятой Богородицы: Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Воистину достойно есть ублажать Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепо-рочную и Мать Бога нашего. Достойнейшую, чем Херувимы, и Славнейшую без сравнения, чем Серафимы, девственно родившую Бога Слово, истинную Богородицу Тебя величаем. Во время пения «Достойно есть» священник продолжает тихо поминать живых и умерших членов Церкви, а также и гражданские власти, чтобы под покровом их управления все проводили мирную жизнь во всяком благочестии и нравственной чистоте.

Затем священник возглашает:

В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла и господина нашего (архиепископа или епископа данной епархии), ихже даруй святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины. Прежде всего помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всей Руси, и господина нашего (архиеп-а или еп-а данной епархии), и сохрани их для Святых Твоих Церквей в мире, невредимыми, чтимыми, здоровыми, долго-жительствующими, правильно преподающими слово Твоей истины. Хор:

И всех и вся. И всех мужчин и всех женщин.

Священник: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать Пречестное и Величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Священник: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. И да будут милости Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами. Хор:   И со духом твоим. Затем начинается приготовление к Причащению.

Диакон:  Просительная ектения 

Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся. Всех святых помянув, еще и еще в мире Господу помолимся. О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся. О принесенных и освященных, достойных всяческого поклонения Дарах Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. О том, чтобы Человеколюбивый Бог наш, приняв их, как благоуханную духовную жертву на Свой святой, наднебесный и духовный жертвенник, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. Чтобы весь день был совершенным, святым, мирным и безгрешным, у Господа просим. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Ангела мирного, верного наставника и хранителя душ и тел наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим. Всего доброго и полезного нашим душам и мира миру у Господа просим. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и покаянии, у Господа просим. Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим. Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим. Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Единство веры и общение Святого Духа испросив, предадим сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу. Хор: Тебе, Господи. Священник же тихо молится: Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и милися деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. Человеколюбивый Господи! Тебе поручаем всю нашу жизнь и надежду, и просим, и молим, и умоляем: удостой нас причаститься Твоих Небесных и Страшных Тайн, этой священной и духовной Трапезы, с чистою совестью, ради оставления грехов, ради прощения согрешений, ради общения Святого Духа, ради наследования Царства Небесного, ради дерзновения перед Тобою, не в суд или во осуждение. Священник (громко): И сподоби нас, Владыко, со дерзно-вением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца и глаголати: И удостой нас, Владыка, дерзновенно и неосужденно сметь призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и говорить: Хор: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущ-ный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас, от лукаваго. Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Священник: Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: Главы ваша Господеви приклоните. Хор:  Тебе, Господи. Священник молится тихо: Благодарим Тя, Царю Невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе, Страшному Богу. Благодарим Тебя, невидимый Царь, Который Своей неизмеримой силой все сотворил и по множеству Своей милости все из небытия в бытие привел. Ты, Владыка, призри с небес на приклонивших Тебе свои головы: они приклонили их не плоти и крови, но Тебе, Страшному Богу. Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спуте-шествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес. Ты же, Владыка, лежащие перед нами Св. Дары всем нам на благо равно подай, каждому по его надобности: сопровождай плавающих, сопутствуй путешествующим, больных исцели, Врач душ и тел. Священник заканчивает молитву вслух: Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. По благодати, милостям и человеколюбию Единородного Твоего Сына, с Которым Ты благо-словен, и с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Вонмем! Закрываются царские врата и завеса.

Священник же возносит над дискосом освященный Агнец, возглашая:

Святая святым. Святые Дары — святым! С глубоким благоговением присутствующие поклоняются пред святым Агнцем и в сознании своего недостоинства отвечают: Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Один только Свят, один Господь Иисус Христос, ко славе Бога Отца. Аминь. Приготовив Святые Дары к причащению, священнодействующие причащаются в алтаре.

В это время поется причастный стих — причастен:

Хор (в воскресенье): Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Аллилуиа (трижды).

Хвалите Господа в небесах, хвалите Его в вышних. По причащении священнодействующих царские врата открываются, священник и диакон исходят из алтаря, диакон держит в руках Святую Чашу и возглашает: Диакон:  Со страхом Божиим и верою приступите. Присутствующие благоговейно поклоняются Святым Дарам, как Самому воскресшему Спасителю, и приветствуют Его словами: Благословен Грядый во имя Господне:

Бог Господь и явися нам.

Благословен Грядущий во имя Господа,Бог есть Господь, и Он явился нам. Причастники, сложив крестообразно руки, приступают к Святым Тайнам и исповедуют свою веру следующею молитвою (священник читает вслух): Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко Сие есть самое Пречистое Тело Твое, и Сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в Жизнь Вечную. Аминь. Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешников спасти, из которых первый я. Еще верую, что это Пречистое Тело Твое и Честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения мои, вольные и невольные, совершённые словом, делом, сознательно и неосознанно; и удостой меня неосужденно причаститься Пречистых Твоих Тайн, ради оставления грехов и Жизни Вечной. Аминь. Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. Сын Божий, прими меня сегодня как участника Твоей Тайной Вечери, ибо не открою тайну Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда, но подобно разбойнику исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем! Да не в суд и не в осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но для исцеления души и тела. Аминь. По произнесении этой молитвы верующие принимают от священника Тело и Кровь Христовы, целуют основание Святой Чаши и, спустившись с амвона, запивают теплотой. Во время причащения креститься не следует, чтобы не задеть рукой Чашу.

В это время хор или народ поет:

Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите. По причащении верующих священник ставит Святую Чашу на престол и погружает в нее частицы, вынутые из просфор, в память живых и умерших, со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих. Отмой, Господи, грехи всех здесь поминавшихся Твоею Пречистой кровию по молитвам святых Твоих. Когда священник опускает в Чашу частицы, вынутые из просфор за живых и умерших, он молится, чтобы Господь простил им их грехи. В это время все помянутые за проскомидией духовно соединяются со Христом, как главой Церкви. Хор: Аллилуиа (трижды). Священник обращается к народу и благословляет его: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое. Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое. Хор от имени всех верующих, сознающих полученные благодеяния, поет: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть. Мы увидели свет истины, приняли Духа Небесного, обрели истинную веру. Поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас. Священник, покадив Святые Дары и произнесши про себя: «Благословен Бог наш», в последний раз является со Святою Чашею народу, возглашая: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Всегда, ныне и вечно, и во веки веков. Верующие, кланяясь до земли Святым Дарам, относимым на жертвенник, как бы возносящемуся на небо Спасителю, поют: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твоюяко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа (Трижды). Пусть наполнятся уста наши хвалой Тебе, Господи, чтобы мы воспели славу Твою, за то, что Ты удостоил нас причаститься Святых Твоих Божественных, Бессмертных и Животворящих Тайн. Сохрани нас в Твоем освящении (которое мы получили через Причащение), чтобы мы весь день поучались Твоей праведности. Аллилуиа. По отнесении Святых Даров на Жертвенник диакон краткою ектениею приглашает предстоящих к благодарению за причастие Святых Тайн, произнося: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Станем благоговейно, приняв Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие Страшные Христовы Тайны, достойно возблагодарим Господа. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Испросив, чтобы весь этот день был совершенным, святым, мирным и безгрешным, предадим сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу. Хор:  Тебе, Господи. Священник: Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты есть освящение наше и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор:  Аминь. Священник, давая разрешение выйти из храма: С миром изыдем. С миром выйдем. Хор: О имени Господни. (Во имя Господне.) Священник выходит за амвон и произносит заамвонную молитву: Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Господи, благословляющий прославляющих Тебя и освящающий надеющихся на Тебя! Спаси людей Твоих и благослови наследие Твое; полноту Церкви Твоей сохрани; освяти любящих благолепие храма Твоего, прославь их Божественной Твоей силой и не оставь нас, надеющихся на Тебя. Даруй мир Твоему миру, Церквам Твоим, священникам и всем людям Твоим. Ибо всякое доброе даяние и всякий совершенный дар подаются свыше и исходят от Тебя, Отца света, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор:  Аминь. Буди имя Господне благословено от ныне и до века (трижды) Да будет имя Господне благословенно отныне и до века (трижды)

Господи помилуй (трижды).

Благослови.

Молящиеся прикладываются ко кресту и тихо выходят из храма.

Молитвенное участие в Божественной Литургии сообщает христианину великую благодать Божию. Постараемся бережно хранить в себе эту благодать, чтобы она подольше озаряла наши мысли и чувства, направляя наш жизненный путь к обретению Царства Небесного.

Оценка 3.5 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here