Детально: взбранной воеводе победительная ноты - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
«Благослови, душе моя, Господа…»
- Греческого роспева в перелож. прот. Анатолия Правдолюбова (№ 27) (678 Kb)
- Греческого роспева в перелож. Г.Ф.Львовского (832 Kb)
- Греческого роспева в перелож. Д.М.Яичкова (511 Kb)
- Греческого роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (Ор. 27, № 1) (364 Kb)
- Московский вариант греческого роспева в перелож. П.Д.Самарина (329 Kb)
- Московский вариант греческого роспева в перелож. А.Д.Кастальского (2 варианта: для небольшого и большого хора) (306 Kb)
- Напева Зосимовой пустыни в перелож. иером. Нафанаила (Бачкало) (большое) (447 Kb)
- Прот. Димитрия Аллеманова (в ред. прот. Анатолия Правдолюбова) (386 Kb)
- А.А.Архангельского (299 Kb)
- П.Г.Чеснокова (Ор. 44, № 1) (354 Kb)
- Спиридонова (267 Kb)
- П.К.Динева (перелож. для смеш. хора И.Г.Нефедова) (257 Kb)
«Блажен муж…»
- Киевское (традиция исполнения в храме Богоявления в Китай-городе) (68 Kb)
- Греческого роспева в гарм. Д.Н.Соловьева (328 Kb)
- Греческий роспев в перелож. А.А.Филатьева (231 Kb)
- Напева Зосимовой пустыни (134 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (629 Kb)
- А.А.Архангельского (102 Kb)
- Г.Ф.Львовского (1-й псалом целиком) (146 Kb)
- Малого знаменного роспева в перелож. А.Д.Кастальского (149 Kb)
- Напева Большого Московского Успенского собора в перелож. А.Д.Кастальского (229 Kb)
«Свете тихий…»
- Сокращенного киевского роспева в гарм. И.С.Дворецкого (95 Kb)
- Напева Троице-Сергиевой Лавры (55 Kb)
- Напева Троице-Сергиевой Лавры в гарм. архим. Матфея (Мормыля) (55 Kb)
- П.Гребенщикова (192 Kb)
- А.А.Архангельский (100 Kb)
- Прот. Георгия Извекова (73 Kb)
- Е.С.Азеева (№ 2) (159 Kb)
- Прот. Анатолия Правдолюбова (№ 2) (125 Kb)
- П.О.Иванова-Радкевича (498 Kb)
- Киевский роспев в перелож. А.Д.Кастальского (№ 1) (147 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 2) (для большого хора) (149 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 2) (для малого хора) (146 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 3) (202 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 4) (134 Kb)
- А.Д.Кастальского (соло тенора с хором) (134 Kb)
«Господь воцарися…»
- Напева Троице-Сергиевой Лавры (75 Kb)
«Сподоби, Господи…»
- Напева Киево-Печерской Лавры (144 Kb)
- Напева Оптиной пустыни (184 Kb)
- Прот. Анатолия Правдолюбова (131 Kb)
- 3 гласа киевского роспева в излож. архим. Матфея (Мормыля) (88 Kb)
- Архим. Матфей (Мормыль) (по Валаамскому напеву)
(123 Kb)
Ектения на литии
- Обиходная
- Киевская
- Напева Троице-Сергиевой Лавры (67 Kb)
- Киевского роспева в гарм. А.С.Фатеева (42 Kb)
- Киевского роспева в гарм. Д.М.Яичкова (59 Kb)
- А.А.Третьякова (39 Kb)
- И.Точинского (107 Kb)
- М.М.Ипполитова-Иванова (42 Kb)
- Прот. Анатолия Правдолюбова (72 Kb)
- Н.М.Данилина (80 Kb)
«Ныне отпущаеши…»
- Киевского роспева в гарм. неизвестного автора (99 Kb)
- Киевского роспева в гарм. Г.Ф.Львовского (97 Kb)
- 6 гласа знаменного роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (155 Kb)
- Г.Ф.Львовского (97 Kb)
- А.А.Архангельского (малое, из Всенощного бдения) (201 Kb)
- А.А.Архангельского (большое) (176 Kb)
- А.Д.Кастальского (демественное в ред. архим. Матфея (Мормыля)) (148 Kb)
- Прот. Анатолия Правдолюбова (№ 3) (100 Kb)
«Богородице Дево…»
- Напева Воскресенского монастыря (2-хгол.) (57 Kb)
- Греческого роспева (68 Kb)
- Греческого роспева в гарм. А.А.Архангельского (62 Kb)
- А.А.Архангельского (67 Kb)
- М.П.Строкина (55 Kb)
- Диакона Сергия Трубачева (194 Kb)
- С.В.Рахманинова (147 Kb)
«Буди Имя Господне…»
- Прот. Анатолия Правдолюбова (53 Kb)
- Н.М.Данилина (52 Kb)
- Архим. Матфея (Мормыля) (58 Kb)
Псалом 33
- Архим. Матфея (Мормыля) (88 Kb)
Малое славословие
- Болгарского роспева (101 Kb)
- М.П.Строкина (68 Kb)
- П.Носова (107 Kb)
- В.С.Комарова (173 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 1) (133 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 2) (128 Kb)
«Хвалите Имя Господне…»
- Афонское (167 Kb)
- Руденко (73 Kb)
- Прот. Михаила Виноградова (101 Kb)
- Г.Ф.Львовского (138 Kb)
- П.О.Иванова-Радкевича (для малого хора) (138 Kb)
- Киевского роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (422 Kb)
- Киевского роспева в перел. С.В.Смоленского (174 Kb)
- Киевского роспева в перелож. Ф.Е.Степанова (126 Kb)
- Киевского роспева в перелож. А.Д.Кастальского (183 Kb)
- Киевского роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (202 Kb)
- Знаменного роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (151 Kb)
- Сербского напева в перелож. А.Д.Кастальского (для небольшого хора) (№ 3) (201 Kb)
- А.А.Архангельского (малое) (203 Kb)
- Прот. Димитрия Аллеманова (295 Kb)
- Напева Валаамского монастыря в перел. прот. Георгия Извекова (650 Kb)
Тропари воскресные по Непорочнах
- Напева Оптиной пустыни (395 Kb)
- Малого знаменного роспева в гарм. неизв. (нам) автора (248 Kb)
- Малого знаменного роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (264 Kb)
- А.А.Архангельского (269 Kb)
«От юности моея…»
- Киевского роспева (510 Kb)
- Напева Троице-Сергиевой Лавры (78 Kb)
- Напева Валаамского монастыря в гарм. архим. Матфея (Мормыля) (229 Kb)
- “Монастырского” напева в гарм. Н.И.Озерова (541 Kb)
- Сокращенного греческого роспева в перел. прот. Димитрия Баянова (347 Kb)
- А.Максимова (334 Kb)
- Знаменный роспев в перелож. А.Д.Кастальского (193 Kb)
Антифоны степенны
- Антифон 7 гласа напева Успенского Собора в перелож. Н.С.Данилова (104 Kb)
Ирмосы воскресные восьми гласов
- Московский напев
- Глас 1
- Глас 2
- Глас 3
- Глас 4
- Глас 5
- Глас 6
- Глас 7
- Глас 8
В редакции А.Д.Кастальского
- Глас 1
- Глас 2
- Глас 3
- Глас 4
- Глас 5
- Глас 6
- Глас 7
- Глас 8
В гармонизации Д.М.Яичкова
- Глас 1. Сокращенный знаменный роспев
- Глас 2. Сокращенный знаменный роспев
- Глас 3. Сокращенный киевский роспев
- Глас 4. Сокращенный киевский роспев
- Глас 5. Сокращенный знаменный роспев
- Глас 6. Сокращенный знаменный роспев
- Глас 7. Сокращенный киевский роспев
- Глас 8. Греческий роспев
Напева Троице-Сергиевой Лавры
- Глас 4. В гармонизации архим. Матфея (Мормыля)
- Глас 6. В гармонизации архим. Матфея (Мормыля)
Ирмосы канонов Пресвятой Богородице
- Глас 4
- Напева Киево-Печерской Лавры
- В переложении А.А.Архангельского
- В редакции А.Д.Кастальского
- В переложении П.Г.Чеснокова
Глас 8
- В редакции А.Д.Кастальского
- Напев Троице-Сергиевой Лавры в переложении архим. Матфея (Мормыля)
«Величит душа моя Господа…»
- Напева Дивеевского монастыря (164 Kb)
- Ф.В.Мясникова (574 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. Д.М.Яичкова (270 Kb)
Великое славословие
- Прот. Димитрия Аллеманова (229 Kb)
- Феофановское (128 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 1) (для небольшого хора) (396 Kb)
- А.Д.Кастальского (№ 2) (для большого хора) (485 Kb)
Тропари воскресные по Великом славословии
- Из обихода Соловецкого монастыря (нечетные гласы) (133 Kb)
- Из обихода Соловецкого монастыря (четные гласы) (144 Kb)
- Знаменного роспева в перелож. прот. Петра Турчанинова (нечетн.) (157 Kb)
- Знаменного роспева в перелож. прот. Петра Турчанинова (четн.) (211 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. иером. Нафанаила (Бачкало) (нечетн.) (172 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. иером. Нафанаила (Бачкало) (четн.) (221 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. А.Ф.Львова (нечетн.) (181 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. А.Ф.Львова (четн.) (232 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. А.Д.Кастальского (нечетн.) (154 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. А.Д.Кастальского (четн.) (207 Kb)
- Знаменного роспева (мел. из сб. Н.Потулова) в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (нечетн.) (213 Kb)
- Знаменного роспева (мел. из сб. Н.Потулова) в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (четн.) (197 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (нечетн.) (160 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (четн.) (200 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (№ 2) (нечетн.) (168 Kb)
- Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (№ 2) (четн.) (204 Kb)
«Взбранной Воеводе…»
- 8 глас древнеболгарского роспева в переводе на западную нотацию П.К.Динева (одноголосная) (93 Kb)
- Греческого роспева (из обихода 1864 года — одноголосная) (113 Kb)
- Греческого роспева в гарм. неизв. автора (75 Kb)
- Греческого роспева в гарм. диак. Сергия Трубачева (119 Kb)
- Греческого роспева в гарм. диак. Сергия Трубачева (ред. архим. Матфея (Мормыля)) (121 Kb)
- Греческого роспева в перелож. И.А.Гарднера (112 Kb)
- Киевского роспева в гарм. П.Г.Чеснокова (136 Kb)
- Киевского роспева в перелож. В.Жданова (114 Kb)
- Напева Киево-Печерской Лавры в перелож. прот. Михаила Лисицына
- Знаменного роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (321 Kb)
- Напева Ипатьевского монастыря в гарм. Д.М.Яичкова (107 Kb)
- Напева Троице-Сергиевой Лавры в излож. прот. Димитрия Аллеманова (77 Kb)
- Прот. Анатолия Правдолюбова (80 Kb)
- А.А.Архангельского (85 Kb)
- А.А.Филатьева (72 Kb)
- М.М.Ипполитова-Иванова (57 Kb)
- П.О.Иванова-Радкевича (102 Kb)
- Н.Н.Кедрова-отца (112 Kb)
- Б.М.Ледковского (140 Kb)
- А.В.Никольского (66 Kb)
- Прот. Петра Турчанинова (№ 1) (59 Kb)
- Прот. Петра Турчанинова (№ 2) (63 Kb)
- Свящ. Василия Старорусского (86 Kb)
- Прот. Димитрия Аллеманова (из сб.: «Византийские церковные мелодии») (146 Kb)
- Коченовского (47 Kb)
- Напева Валаамского монастыря (поемая в субботу 5-й седм. В.П.) (252 Kb)
Подобны, как часть исконно церковного пения, обладают удивительным свойством. Они не подчиняются законам музыки (мажор/минор). То есть если напев минорный, то он должен сопровождать исключительно печальный текст и наоборот, если мажор, то звучит весело. Одна и та же мелодия подобна используется как для радостного праздника (например, подобен “Радуйся Живоносный Кресте” в службе Воздвижения Креста Господня), так и в период Великого поста, когда радость сменяется покаянием, и Кресту мы поклоняемся (тот же подобен на Крестопоклонной неделе Великого поста).
Или подобен “Тридневен” изначально является текстом воскресной стихиры, но часто на него положено петь тексты, связанные с распятием Господа.
При пении на мелодии подобнов певчии словно сами проникаются смыслом соответствующего текста и пение будет звучать в соответствии с настроением текста, конкретной службы. Это некое незримое действие Святого Духа, душа сама проникается нужным настроением. Я это ощущала на себе, что в самом деле удивительно.
И это ещё раз подтверждает тот факт, что не нужно откладывать подобны в долгий ящик, надо обязательно учить и петь эти мелодии. Уже за нас давно было продумано, что музыкально хорошо подойдет к тому или иному тексту и именно при соблюдении этого правила (своего рода тоже послушание) эффект будет максимальный, в том смысле, что пение будет настраивать молящихся на нужную волну.
Поэтому теперь рассмотрим каждый из наиболее распространенных подобнов по отдельности с нотными и аудио примерами и правилами их распева. Представленные ниже ноты охватывают лишь один вариант распева подобнов. Для многих из них существует несколько вариантов напевов, ноты которых будут представлены в третьей части.
ГЛАС 1
Самоподобен «Небесных чинов»Небѐсных чино̀в ра̀дование,/ на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство,/ Пречѝстая Дѐво,/ спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия,/ я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе,// Богоро̀дице, возложѝхом.Напев этого самоподобна очень простой и состоит всего из двух колен (мелодий). Оригинал (самоподобен) по сути является богородичном и находится как в приложении отпустительных богородичнов, которые поются в будничные службы в понедельник на «И ныне», если святому полагалась стихира на «Слава», так и в службе понедельника 1-го гласа на стиховне.
В богослужебных книгах указание о пении на «Небесных чинов» встречается достаточно часто. При пении стихиры на данный самоподобен разделить её нужно так, чтобы заключительный текст распевался на мелодию 2-го колена. Еще раз обращаю внимание, что в Минее часто стихиры разделены неверно, следует проверять.
Самоподобен начинается с безударного слога «не» (минорный квартсекстаккорд). Но стихиры, которые начинаются с ударного слога, соответственно должны распеваться с ударного слога «бе» самоподобна (минорное трезвучие).
Пример пения (Оптина Пустынь):Самоподобен «О, дивное чудо»О, дѝвное чу̀до!/ Исто̀чник Жѝзни/ во гро̀бе полага̀ется,/ и лѐствица к небесѝ гро̀б быва̀ет:/ веселѝся Гефсима̀ние,/ Богоро̀дичен святы̀й до̀ме./ Возопиѐм вѐрнии,/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:/ Благода̀тная, ра̀дуйся,/ с Тобо̀ю Госпо̀дь,/ подая̀й мѝрови// Тобо̀ю вѐлию мѝлость.Указание на пение на этот самоподобен реже встречается в богослужебных книгах. Он также сложнее по структуре, поэтому распеть его без нот будет не просто.
Самоподобен находится в службе Успения Пресвятой Богородицы, 1-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни.
Пример пения:
из службы Субботы Акафиста ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)
ГЛАС 2
Самоподобен «Егда от древа»Егда̀ от дрѐва Тя̀ мѐртва,/ Аримафѐй сня̀т всех Живота̀,/ смѝрною и плащанѝцею Тя̀, Христѐ, обвѝв,/ и любо̀вию подвиза̀шеся,/ сѐрдцем и устна̀ми/ Тѐло нетлѐнное Твоѐ облобыза̀ти./ Оба̀че одержѝмь стра̀хом,/ ра̀дуяся, вопия̀ше Тѝ:// сла̀ва снизхождѐнию Твоему̀, Человеколю̀бче.Самоподобен является стихирой на стиховне службы Великой Пятницы.
Состоит из 5-ти колен. Распевается он строго на 9 строк, из которых с 1-й по 4-й повторяются дважды друг за другом, а 9-я является заключительной. На это следует обращать внимание при разделении стихиры (в Минее бывают ошибки). Встречается достаточно часто. Несмотря на большое количество строк, запоминается легко. На него часто поют «Достойно есть» на литургии.
Пример пения (Псково-Печерский монастырь):Самоподобен «Доме Евфрафов»До̀ме Евфра̀фов,/ гра̀де святы̀й,/ проро̀ков сла̀во,/ украсѝ дом,/ в нѐмже Божѐственный ражда̀ется.Самоподобен находится в службе недели святых отцов (1-я стихира на стиховне).
Подобен ему – это стихира в службе русских святых – стихира на «Слава» на стиховне:
Но̀вый до̀ме Евфра̀фов,/ удѐле избра̀нный,/ Ру̀сь свята̀я,/ хранѝ вѐру правосла̀вную,// в нѐйже тебѐ утверждѐние.
Стихиры распеваются на 5 строк, обычно они такие же короткие по тексту, как и подобен, и повторять мелодии колен заново не приходится, если только при пении на него неизменяемых песнопений (к примеру, “Достойно есть”).
Пример пения (Троице-Сергиева Лавра):
ГЛАС 3
Самоподобен «Дева днесь»Достаточно известный тропарный самоподобен, является кондаком праздника Рождества Христова.
Дѐва днѐсь Пресу̀щественнаго ражда̀ет, и земля̀ вертѐп Непристу̀пному прино̀сит, А̀нгели с па̀стырьми славосло̀вят, волсвѝ же со звездо̀ю путешѐствуют, нас бо ра̀ди родѝся Отроча̀ Мла̀до, Превѐчный Бог.Помимо прямых указаний богослужбных книг для случаев пения на этот подобен (к примеру, для кондака Покрова Борогорицы) его прекрасно можно применить в службе в период Великого поста – Суббота Акафиста, где кондак Взбранной Воеводе должен исполняться 8 раз. Поэтому часто для этих целей используют 8 напевов разных подобнов на 8 гласов.
Пример пения (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):
ГЛАС 4
Самоподобен «Дал еси знамение»Да̀л есѝ зна̀мение/ боя̀щимся Тебѐ Го̀споди,/ Крѐст Тво̀й честны̀й,/ ѝмже посрамѝл есѝ/ нача̀ла тьмы̀ и вла̀сти,/ и возвѐл есѝ нас/ на пѐрвое блажѐнство,/ тѐмже Твоѐ человеколю̀бие сла̀вим,/ Иису̀се Всесѝльне,// Спа̀се душ на̀ших.Самоподобен является стихирой Октоиха на стиховне утрени в среду.
Состоит из 4-х колен и заключительного, но после 4-го перед заключительным снова следует 1-е. Стихиру следует разделять так, чтобы перед заключительной петь 1-ю мелодию.
Стихиры на этот самоподобен встречаются достаточно редко. Чаще у 4-го гласа можно увидеть подобны «Яко добля» и «Званный свыше». Но они по структуре сложнее и поются обычно по нотам.
Пример пения ( Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):
Самоподобен «Яко добля»Самоподобен «Яко добля» находится в службе Георгию Победоносцу (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне).
Я̀ко до̀бля в му̀ченицех,/ страстотѐрпче Гео̀ргие,/ сошѐдшеся днѐсь восхва̀лим тя,/ я̀ко течѐние совершѝв, вѐру соблю̀л есѝ,/ и прия̀т от Бо̀га побѐды твоея̀ венѐц:/ Его̀же молѝ, от тли и бед изба̀витися,/ вѐрою соверша̀ющим// всечестну̀ю па̀мять твою.Пример пения (Хор ПСТГУ – Течение совершил еси, Филиппе святителю)Самоподобен «Званный свыше»Самоподобен «Званный свыше» – стихира на “Хвалитех” из службы апостолам Петру и Павлу (29 июня).
Зва̀нный свы̀ше,/ а не от человѐк,/ егда̀ земна̀я тьма̀/ помрачѝ о̀чи телѐсныя,/ нечѐстия облича̀я сетова̀ние,/ тогда̀ небѐсный свет облиста̀/ мы̀сленныя о̀чи,/ благочѐстия открыва̀я красоту̀./ Тѐмже позна̀л есѝ изводя̀щаго свет из тьмы̀/ Христа̀ Бо̀га на̀шего:/ Его̀же молѝ,// спастѝ и просветѝти ду̀ши на̀ша.Пример пения (Хор ПСТГУ – Егда прежде рождества твоего): Стихиры 4 гласа. Подобен ‘Званный свыше’
ГЛАС 5
Самоподобен «Радуйся Живоносный Кресте»Ра̀дуйся Живоно̀сный Крѐсте,/ благочѐстия непобедѝмая побѐда,/ двѐрь ра̀йская,/ вѐрных утверждѐние,/ Цѐркве ограждѐние,/ ѝмже тля разорѝся и упразднѝся,/ и попра̀ся смѐртная держа̀ва,/ и вознесо̀хомся от землѝ к небѐсным:/ ору̀жие непобедѝмое,/ бесо̀в сопротивобо̀рче,/ сла̀ва му̀чеников,/ преподо̀бных я̀ко воѝстину удобрѐние,/ приста̀нище спасѐния,// да̀руяй мѝру вѐлию мѝлость.Самоподобен является стихирой на «Слава» на стиховне службы Крестовоздвижения (14 сентября).
Эта же стихира есть также в службе Крестопоклонной недели Великого поста.
Напев подобна «Радуйся…» состоит из 4-х колен и заключительного. Стихиру распределять лучше так, чтобы заключительная мелодия была после 4-го, 1-го либо 2-го колен.
Существуют разные варианты распева для 1-го, 3-го и 4-го колен (см. ноты).
Пример пения –
Из службы Живоносного Источника в Светлую Пятницу ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):
ГЛАС 6
Самоподобен «Тридневен»Самоподобен «Тридневен» – воскресная стихира Октоиха на «Хвалитех».
Триднѐвен воскрѐсл есѝ, Христѐ, от гро̀ба/ я̀коже пѝсано ѐсть,/ совоздвѝгнувый праотца̀ на̀шего./ Тѐмже Тя и сла̀вит/ ро̀д человѐческий,// и воспева̀ет Твоѐ воскресѐние.Очень проста его структура, всего 2 колена, заканчивается 2-м либо его хорошо заканчивать мелодией заключительного колена напева ирмологического 6-го гласа, называемого в обиходе «Волною морскою» (ноты). При выборе мелодии заключительного колена хорошо сопоставить мелодию с текстом стихиры. Мы можем встретить указания петь на данный подобен как радостные праздничные стихиры (как воскресная, они повествуют о воскресении Господа), так и стихиры, связанные со скорбью о распятии Христа.
Сравните текст воскресной стихиры со следующим текстом Крестобогородична из службы в пятницу на стиховне утрени 3-й седмицы Великого поста, который по указаниям Триоди поётся на данный подобен:
Всечѝстая, я̀ко вѝде Тебѐ/ на крестѐ повѐшена,/ пла̀чущи вопия̀ше ма̀терски:/ Сы̀не Мо̀й, и Бо̀же Мо̀й,/ сладча̀йшее Моѐ Ча̀до,/ ка̀ко терпѝши// стра̀сть поно̀сную.Заканчивать напевом на «Волною морскою» лучше при радостном тексте стихиры, не делая музыкального ударения на новую мелодию, тем самым не отвлекая от самого текста мелодическим подъёмом. В случае воскресных стихир и иных радостных текстов хорошо музыкально приукрасить и сделать акцент на заключительном тексте, спев его на «Волною морскою».
На эту мелодию также часто поют 3-й антифон «Во Царствии Твоем».
Пример пения (Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):Подобен «Все отложше»Стихира на литии службы всем русским святым. Интересен тот факт, что на литии этой службы поются стихиры на все восемь гласов на различные подобны.
Все отложѝвше/ житѐйское томлѐние/ и сла̀дость теку̀щую презрѐвше,/ крест взя̀сте, я̀ко ѝго Божѐственное,/ и Христу̀ послѐдовасте,/ и к Небѐсному поко̀ю чу̀дно вселѝстеся./ О дру̀зи Христо̀ви, сосу̀ди честнѝи,/ святѝи вси, в России просия̀вшии,/ приидѝте посредѐ нас невѝдимо,/ предначина̀юще торжество̀ и пѐние/ и сподобля̀юще даро̀в невещѐственных// ваш пра̀здник соверша̀ющих светолѐпно.Подобен состоит из 5-ти колен и заключительного, при этом мелодии повторяются после 5-го начиная с 3-го, т.е. 1-е и 2-е поются только один раз. Заканчивать необходимо после мелодии 5-го, в крайнем случае – после 3-го колена.
У этого подобна может быть два окончания, первое – как указано в нотах и второе – на заключительную мелодию «Волною морскою» (как «Тридневен»).
Также существует 2 варианта теноровой партии в 4-м колене – один из тех случаев, когда тенору в единственном лице принадлежит мелодическая партия, а все остальные голоса смиренно ждут, когда тенор её споет 🙂
Пример пения (Хор Нижегородской Духовной Семинарии):
Подобен «Волною морскою»Не является подобном как таковым. Это ирмологический напев 6-го гласа, но я решила включить его в список вместе с подобнами, поскольку он не употребляется в обиходе постоянно для пения ирмосов в отличие от остальных ирмологических гласов.
Волно̀ю морско̀ю/ Скры̀вшаго дрѐвле,/ гонѝтеля мучѝтеля,/ под землѐю скры̀ша спасѐнных о̀троцы;/ но мы, я̀ко отроковѝцы,/ Го̀сподеви поѝм,// сла̀вно бо просла̀вися.Воскресные ирмосы на него обычно не поются. Этот напев используется в Великий пост для пения ирмосов канонов Страстной седмицы. Также на него иногда поют ирмосы Великого покаянного канона Андрея Критского, и неизменяемые песнопения «Достойно есть» или песнь Богородицы «Величит душа моя Господа».
Напев не сложный, состоит из 3-х колен и заключительного, после 3-го следует 2-е, т.е. 1-е поётся только один раз. Начинаться может с типичного для 6-го гласа минорного квартсекстаккорда либо, если на начало приходится ударный слог, существует два других варианта начала (см. ноты).
Существует иной более умилительный вариант напева с измененным 3-м коленом для тенора и баса (соответственно используется как минимум для трио). Пример см. на «Достойно есть».
ГЛАС 8
Самоподобен «О, преславного чудесе!»Самоподобен «О, преславного чудесе!» является стихирой на «Хвалитех» службы Крестовоздвижения.
О, пресла̀вного чудесѐ,/ живоно̀сный сад,/ Крѐст пресвяты̀й,/ на высоту̀ возно̀сим явля̀ется днѐсь./ Славосло̀вят вси концы̀ земнѝи,/ устраша̀ются дѐмонские полкѝ,/ о каковы̀й дар земны̀м дарова̀ся,/ ѝмже Христѐ, спасѝ ду̀ши на̀ша,// я̀ко Едѝн Благоутро̀бен.Самоподобен содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1-я и 2-я повторяются дважды в начале стихиры, затем следуют 3-я и 4-я, снова 1-я, 2-я единожды и заключительная 5-я. Разбивать стихиры необходимо строго по этой схеме. Бывает, правда, что заканчивать приходится после 1-го колена. Встречается достаточно часто для пения стихир на глас 8.
Пример пения – Из службы блаж. Ксении Петербургской (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)
Самоподобен «Се Жених»Се Женѝх грядѐт в полу̀нощи,/ и блажѐн раб, его̀же обря̀щет бдя̀ща:/ недосто̀ин же па̀ки, его̀же обря̀щет уныва̀юща./ Блюдѝ у̀бо душѐ моя̀,/ не сно̀м отяготѝся,/ да не смѐрти предана̀ бу̀деши,/ и Ца̀рствия вне затворѝшися,/ но воспрянѝ зову̀щи:/ Свят, Свят, Свят есѝ Бо̀же,// Богоро̀дицею помѝлуй нас.Этот подобен является напевом для тропарей, а не стихир и используется в период Великого поста. Напев очень простой, двухстрочный, заканчивается 2-й строкой.
Пример пения (Оптина Пустынь):
Возможно, что приведённые примеры пения подобнов (особенно в монастырском исполнении) растрогают Ваши души и привьют любовь в этим умилительнейшим мелодиям, которые сами заставляют душу молиться и возноситься к Господу.
Ни одно авторское песнопение не обладает таким свойством, потому что в нём присутствует отголосок личности конкретного человека. В церковном пении личность должна преобладать лишь одна – Триединый Господь и всё остальное вокруг Него.
Певчий будет петь на небесном клиросе…