Значение кафизм в псалтири

Детально: значение кафизм в псалтири - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

В Православной Церкви с древних времен существует благочестивый обычай чтения самими верующими Псалтири по усопшим. Книга Псалмов Пророка царя Давида входит в состав Ветхого Завета и состоит из 150 псалмов. Без чтения псалмов не обходится ни одна служба в храме, псалмы – это наши молитвы в скорби, в бедствиях, в покаянии, в радости, в благодарения Господа. Псалтирь разделена на 20 частей, называемых кафизмами. Кафизма, в свою очередь состоит из трех частей (трех «Слав»), и каждая из этих частей оканчивается чтением молитвы «Слава Отцу, и Сыну и святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь. Аллилуиа (3 раза)». Псалтирь – изданную отдельно Книгу Псалмов вместе с молитвами и указаниями также можно приобрести в храме. Такое чтение будет соблюдением древней, общераспространенной церковной традиции.

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой “Славы…” надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из “Последования по исходе души от тела”). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (чтецам) за плату или иное вознаграждение. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: “Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя”. Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: “Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее – не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь– довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии”.

Сегодня наблюдается большой рост интереса к православной вере. И это наверняка связано с тем, что люди начали искать Бога. Ведь жизнь с ее крутыми поворотами очень часто заводит их в настоящий тупик. И потом у каждого начинается своя дорога к Богу. При этом основным спутником становится молитва. Она, как светильник во тьме, начинает освящать путь. Вот только нужно научиться правильно ее использовать и понимать. Поможет в этом каждому верующему самая сильная богослужебная книга – Псалтырь и кафизмы. И если с первым понятием все ясно, то второе у многих вызывает неподдельное удивление. Соответственно, неопытных верующих интересует вопрос: кафизма – что это такое? Поговорим обо всем по порядку.

значение кафизм в псалтири

Оглавление [Показать]

Кафизма: что это такое?

Богослужебный раздел Псалтири называется кафизмой. Это слово с греческого переводится как «сидеть». То есть во время ее чтения на службе не обязательно стоять на ногах. Разрешается присесть. Кафизм в священной книге православных очень много. Очень важно усвоить то, что на целых 20 подобных разделов поделен Псалтирь. Кафизма 17 является самой маленькой. Она состоит только из одного 118-го псалма, именуемого «Непорочны». В свою очередь он разделен на три части.

А вот самая большая кафизма – восемнадцатая. Она включается в себя 15 псалмов: с 119-го по 133-й. Читают Псалтирь по кафизмам, где каждая ее часть называется статией (с греческого «глава», «подраздел») или славой. В свою очередь, она может состоять из одного или нескольких псалмов.

значение кафизм в псалтири

Чтение кафизм

На службе чтец произносит первую часть славословия: «Слава, и ныне. Аминь». Певцы – вторую. И третью часть опять заканчивает чтец: «Слава, и ныне. Аминь». Это делается для того, чтобы связать кафизму с воззванием молитвы. Получается, что чтец и хор во время богослужения наперерыв славят Бога. В таблице обозначены кафизмы (где К-кафизма, П-псалмы).

Кафизма

Первая слава

Вторая слава

Третья слава

К. I

П. 1-3

П. 4-6

П. 7-8

К. II

П. 9-10

П. 11-13

П. 14-16

К. III

П. 17

П. 18-20

П. 21-23

К. IV

П. 24-26

П. 27-29

П. 30-31

К. V

П. 32-33

П. 34-35

П. 36

К. VI

П. 37-39

П. 40-42

П. 43-45

К. VII

П. 46-48

П. 49-50

П. 51-54

К. VIII

П. 55-57

П. 58- 60

П. 61-63

К. IX

П. 64-66

П. 67

П. 68-69

К. X

П. 70-71

П. 72-73

П. 74-76

К. XI

П. 77

П. 78-80

П. 81-84

К. XII

П. 85-87

П. 88

П. 89-90

К. XIII

П. 91-93

П. 94-96

П. 97-100

К. XIV

П. 101-102

П. 103

П. 104

К. XV

П. 105

П. 106

П. 107-108

К. XVI

П. 109-111

П. 112-114

П. 115-117

К. XVII

П. 118: 1-72 – подпункты

П. 118: 73-131

П. 118: 132-176

К. XVIII

П. 119-123

П. 124-128

П. 129-133

К. XIX

П. 134-136

П. 137-139

П. 140 – 142

К. XX

П. 143 – 144

П. 145-147

П. 148-150

Тут необходимо также знать, что кафизма 20 включает примыкающий к ней псалом 151. Он содержится в греческой и славянской Библии, но в церковном богослужении его не используют. Поэтому в таблице его нет. Автор этого псалма неизвестен. Скорее всего, его написал какой-нибудь благочестивый левит. Обнаружили его только в XX веке в древних манускриптах, найденных в пещерах Кумрана в свитках Мертвого моря.

значение кафизм в псалтири

Богослужение и кафизмы

В продолжение темы под названием «Кафизма – что это такое?» надо отметить, что церковным Уставом определен порядок чтений. За неделю богослужений Псалтирь прочитывается полностью. А в Великий пост – дважды за неделю. Рядовая – кафизма, положенная в этот день по Уставу. В таблице можно ознакомиться с их распределением в обычные периоды.

День

Вечерня

Утреня

Воскресение

К. 1

К. 2, 3, (+17)

Понедельник

К. 4, 5

Вторник

К. 6

К. 7, 8

Среда

К. 9

К. 10, 11

Четверг

К. 12

К. 13,14

Пятница

К. 15

К. 19, 20

Суббота

К. 18

К. 16, 17

В неделю кафизмы читаются в следующем порядке: одна на вечерней службе и две на утреней. Однако важно знать то, что неделя начинается с воскресения. Значит, первая кафизма читается вечером в субботу. Её называют воскресной вечерней. Если в этот день выпал праздник и накануне было Всенощное бдение (торжественное общественное богослужение), то чтение отменяется. Устав допускает накануне каждого воскресения совершать бдения. Поэтому вечером в воскресенье кафизмы не бывает.

Отдельные моменты

Что касается 17-й кафизмы, она вместе с 16-й читается в субботу, а не в пятницу. Так как в будние дни ее декламируют на полунощнице (одна из служб суточного церковного богослужения). Если праздник имеет полиелей (часть утренней, где читаются 135-136 псалмы), то уже рядовая кафизма на вечерне не читается. Вместо этого декламируется слава первой из них. И она же произносится и на воскресной вечерне тоже.

Когда идут Великие праздники Господнии на вечерне кафизмы не бывает. Но это не касается вечера субботы. В это время произносится 1-я кафизма. исключением также является и вечер воскресенья. Тогда прочитывается 1-я статия кафизмы. На утрени их декламируют даже в великие праздники. Однако это правило не распространяется на Пасхальную седьмицу (первые семь дней Пасхи), у которой существует особый богослужебный Устав.

значение кафизм в псалтири

Расписание

В Великий пост много времени уделяется чтению кафизм. Они декламируются таким образом, чтобы Псалтырь за неделю прочитывался два раза. В это время кафизмы есть на вечерне, а также на утрени и часах после отдельных псалмопений. Во все седмицы Великого поста (кроме пятой) они читаются по расписанию.

День

Вечерня

Утреня

Час первый

Час третий

Час шестой

Час девятый

Воскресенье

К. 2, 3, (+17)

Понедельник

К. 18

К. 4, 5, 6

К. 7

К. 8

К. 9

Вторник

К. 18

К. 10, 11, 12

К. 13

К. 14

К. 15

К. 16

Среда

К. 18

К. 19, 20, 1

К. 2

К. 3

К. 4

К. 5

Четверг

К. 18

К. 6, 7, 8

К. 9

К. 10

К. 11

К. 12

Пятница

К. 18

К. 13, 14, 15

К. 19

К 20

Суббота

К. 1

К. 16, 17

А вот в четверги Великого поста на пятой седмице служится канон Андрея Критского. А на утрени прочитывается всего одна кафизма. Псалтырь на Страстной седьмице декламируется с понедельника по среду. И всего только один раз. После этого кафизм нет. Только потом на утрени Великой Субботы произносится псалом «Непрочны» с похвалами. В Светлую седьмицу тоже кафизмы нет.

Но совсем иной тип псалмопения – шестопсалмие, когда читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Христиане в этом случае молятся, как бы беседуя с невидимым Богом. В это время нельзя ходить и сидеть. В заключении темы «Кафизма – что это такое?» стоит отметить еще несколько важных моментов.

Правила чтения псалмов

Кафизмы – особый род песнопений, отличных от других, например, предначинательных псалмов. Последние читаются более спокойно и мене торжественно. Дома псалмы декламируются при горящей лампадке. Их произносят, соблюдая правильные ударения, вслух или вполголоса, чтобы не только ум, но и слух внимали молитвенным словам. Это можно делать сидя, но при начинательных и заключительных молитвах и славах необходимо вставать.

Псалмы читаются без выражения, монотонно, немного нараспев, без театральной выразительности. Если слова непонятны, не стоит смущаться. Есть утверждение относительно Псалтири: «Ты можешь не понимать, но бесы все понимают». По мере духовного развития будет раскрываться и весь божественный смысл прочитанного.

значение кафизм в псалтири

Заключение

И вот напоследок хочется ответить еще на один волнующий многих вопрос: когда читается кафизма 15? Некоторые суеверные или связанные с магией люди утверждают, что ее нужно декламировать только тогда, когда есть покойник в доме. В других случаях это принесет много бед и несчастий. Но православные священники утверждают, что можно без ограничений читать абсолютно все кафизмы.

значение кафизм в псалтири

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь — священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

Советы начинающим

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача — бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь — бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Молитвы перед чтением кафизмы 

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее — поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее — следующие псалмы.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз — по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы — «Достойно есть» и заключительные молитвы.

О чтении Псалтири

Схиархимандрит Иоанникий: «Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие — здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех, кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Читайте 17-ю кафизму — отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.»

Рассказ сельского священника: «Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.

Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.» (М.,1998): «Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, — беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие. Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: «Вот давно бы так!».

Старица схимонахиня Антония: «Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших — это великая помощь!»

Старец Иероним (Санаксарский) советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).  На жалобы батюшка отвечал: — Читай Псалтирь!  — Батюшка, в семье большие ссоры. — Читай Псалтирь. — Батюшка, на работе неприятности.  — Читай Псалтирь. Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается.

Иерей Андрей Углов: После молитвы ‘Отче наш’ читать Тропари сия, глас 6:

Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз.

И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. 

КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ

Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.

Многие подвижники, например праведный батюшка Николай Рагозин. Или например Блаженная старица Пелагия — Рязанская подвижница — советовали для защиты от тёмных сил почаще читать 26 псалом. Блаженная Полюшка говорила: «Кто будет читать этот псалом хотя бы три раза в день — тот будет ездить среди колдунов как на танке» — вот такое образное выражение. Ещё Блаженная Полюшка советовала, что если человек одержим нечистым духом или занимался колдовством, — то есть демоны насилуют этого человека, — то очень полезно взять благословение у хорошего священника и в течении 40 дней по 40 раз в день прочитать 26 псалом. Конечно это большой подвиг, но многие люди через это получают исцеление. Этот псалом по словам Блаженной Полюшки — имеет огромную силу. Это самый сильный псалом во всей Псалтири.

Дополнительная информация:

Текст Псалтири на церковнославянском языке гражданским шрифтом с параллельным переводом —

Псалтирь на всякую потребу, составленная по советам и наставлениям святых отцов —

Аудиозаписи Псалтири —

И тексты и аудио включи

Просмотров (6630)

Георгий Кутырев. Значение Псалтири и ее богослужебное употребление

Георгий Кутырев

Значение Псалтири и ее богослужебное употребление 

Содержание статьи:

Глава 1. Богослужебное употребление псалмов у древних евреев

Глава 2. Богослужебное употребление псалмов в Православной церкви

Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири

Введение

Из всех книг, подлежащих нашему рассмотрению, несомненно, наибольшею известностью и интересом среди христианского общества пользуется Псалтирь. Псалтирь, со времени своего появления, сделалась одной из драгоценнейших священных книг мира. Она занимала первое место в богослужении в иудейской церкви. Ей, более чем всякой другой ветхозаветной книгой, пользуются священные новозаветные писатели. Пасхальные псалмы были воспеты Спасителем мира после тайной вечери (Матф.26, 30)

В первые века христианства, псалмы на вечерях любви и вообще в богослужении служили обычными священными гимнами христиан. И до настоящего времени Псалтирь всегда была и есть непременная часть богослужения всех христианских церквей и общин. И не только на священных собраниях, но и в обыденной жизни, Псалтирь всегда была в чрезвычайном употреблении у христиан.

«О других книгах св. Писания, – говорит блаженный Феодорит, – большинство людей почти не знают ничего. Но вы то и дело встретите, как псалмы повторяются и поются в частных домах, на рынках, на улицах, теми, ко­торые заучили их наизусть и которые услаждают себя их божественной мелодией». Во время блаженного Иepoнима, псалмы распевались пахарями, виноградарями и жнецами Палестины при полевых работах. По сви­детельству св. Григория Нисского и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины и женщины, здоровые и больные, почитают для себя утратою не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение. Псалтирь и ныне составляет обычную принадлежность, особенно праздничного, семейного чтения в набожных домах исповедников римской, англиканской, протестантской и иных западных церквей и общин. Наконец, в Русской Православной Церкви Псалтирь есть самая употребительная книга во время богослужения и вместе с тем настольная книга всякого верующего христианина, и целые поколения русского народа приобретали и приобретают искусство чтения на псалмах.

Именно, широкое знакомство с одной из книг канона Священного Писания, ее употребление в Ветхом Завете и, главным образом, в православном богослужении явилось аспектом и задачами нашей работы

Глава 1. Богослужебное употребление псалмов

у древних евреев

Прежде, чем приступить к рассмотрению проникновения Псалтири в наше богослужение, мы должны проследить историю возникновения и употребления пения и чтения псалмов в Ветхом Завете.

Начало общественно-церковному употреблению псалмов положено Давидом при его заботах о более торжественном устройстве богослужения. Им была построена новая скиния в Иерусалиме, куда и перенесен Кивот Завета.

В первый раз Давид дал свой псалом для богослужебного исполнения по перенесении Ковчега в Иерусалим; впоследствии псалмы, составляемые им, получали такое же назначение. Кроме Давида псалмы составлялись и другими лицами, Ефаном и сыновьями Кореевыми, так что к концу его жизни количество новых богослужебных песней было очень значительным и отличалось разнообразием содержания.

Порядок употребления псалмов Псалтири был установлен такой: на каждый день был назначен особый псалом, а на дни праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. – особые, назначенные для них, псалмы. Так в первый день недели пелся 23-ий Пс., во второй – 47-ой, в третий – 71-ый, в четвертый – 93-ий, в пятый – 80-ый, в шестой – 92-ой и в седьмой – день субботний – 91-ый и Молитва Моисея (89-ый Пс.). Для указанных выше торжественных праздников были позже назначены так называемые псалмы «галлел» или «аллилуйные» (112-117). Они же пелись и в новомесячия. Давидом при богослужении было введено употребление музыкальных инструментов. Назначение последних было – восполнять силу голоса певцов, так что было бы неточно понимать значение их только как аккомпанемента. Все псалмы пелись в тон голоса певцов и в унисон, с хорами строилась и музыкальная часть, причем как пение, так и музыка отличались громогласием, «играли пред Богом из всей силы», чтобы «громко возвещать глас радования» (1 Пар. 13,8; 15,16).

Музыкальные инструменты были довольно разнообразны: гусли, тимпаны, Псалтири, кимвалы и трубы. Их можно разделить на три рода: А) струнные, Б) духовые и В) ударные.

К струнным принадлежат:

1. «Кинкор», самый употребительный инструмент. Он представляет собою деревянный треугольник, натянутый в длину жилами животных. Число струн бывало 6, 10, 24 и 47; на малострунных играли смычком, а на многострунных – пальцами.

2. «Киннир», позднейший инструмент, употреблялся в дни плача, а первый – в дни веселья,

3. «Китрос» или «самбук» с острыми звуками. Это – кинкор малых размеров, употребляемый женщинами.

4. «Симфония» – дуга с тремя струнами.

5. «Псалтирь» (более поздний инструмент, появившийся около времен плена вавилонского) – звучный ящик, по отверстию которого проводились двойные или тройные струны в числе 10; играли пальцами или смычком,

6. «Невел» отличался от киннора тем, что игра на первом зависела от видоизменения звуков одних и тех же струн, а на кинноре – от разнообразия струн. Невел – прототип испанской гитары.

Б) Духовые:

1. «Керен» – роговая изогнутая труба, возвещавшая праздники, новомесячия, юбилеи.

2. Прямая труба, делавшаяся из меди, серебра или дерева. Эта труба имела более большее, чем керен, назначение в храме: она употреблялась при жертве мира и отправлении воинов на сражение. По разрушении Иерусалима евреи употребляли в память своего унижения керен, как более грубый и простой инструмент. Духовая музыка вообще была слабо развита у евреев.

В) Ударные:

1. Ручной барабан в форме вазы, обтянутой кожей, по которой ударяли железными прутьями. Более всего употреблялся для танцев и веселья.

2. Наподобие нашего бубна – доска, увешанная погремушками. Употреблялся у плакальщиц.

3. «Кимвалы» – медные тарелки, ударяемые одна о другую. Были и малые кимвалы, употреблявшиеся при танцах.

Все перечисленные инструменты, имея каждый в отдельности специальное назначение, как можно думать из приведенного выше изречения книги Паралипоменон входили в оркестр храмовых инструментов и употреблялись при богослужении. Весь оркестр, как мы говорили, играл в унисон с хором; из содержания некоторых псалмов (41, 42, 106 и др.) видно, что у евреев было и антифонное пение, когда один хор начинал, а другой продолжал начатый псалом или повторял за ним какой-либо припев. В пении принимал участие и народ.

Глава 2. Богослужебное употребление псалмов

в православной церкви

В христианском богослужении Псалтирь пользуется самым широким употреблением. Начало последнему было положено еще Иисусом Христом, когда Он, по совершении тайной вечери, «воспевши» пошел на гору Елеонскую (Мф. 26, 39). Пасху же Христос совершал по обычаю Иудейскому, по которому требовалось исполнение малого «галлела» (хвалебных псалмов 112-117). По примеру Христа и апостолы, основывая церкви и устраивая там богослужение, заповедовали употреблять Псалтирь, как лучшее средство в христианской молитве (Еф 5, 18-19; Кол 3, 16; 1 Кор. 14, 15 и 26).

В первые три века, о чем свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. 2, гл. 59), Псалтирь являлась существенною частью всякого богослужения. В четвертом веке для удобства употребления Псалтирь была разделена на 20 кафизм (т. е. сидений, так как по окончании пения положенных псалмов, когда читались отеческие писания и жития святых, можно было сидеть, псалмы же выслушивались стоя), каждая же кафизма на три славы (слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу).

Настоящее употребление Псалтири в Православной Церкви определяется особым уставом о ней. По этому уставу употребление Псалтири в продолжение года разделяется на четыре периода.

Первый период простирается от недели антипасхи до 22 сентября (до отдания праздника Воздвижения Креста Господня). На вечерни в субботу Светлой недели читается 1 кафизма (1-8 Пс.), на утрени Фоминой недели кафизмы 2 и З (Пс. 9-16 и 17-23), в прочие воскресные дни читается еще кафизма 17 (Пс. 118). На воскресных вечернях кафизм не полагается в продолжение года. За каждые шесть дней недели прочитываются остальные кафизмы: на вечерни одна, на утрени – две. На полуночницах понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы в продолжение года читается кафизма 17, а в субботу всегда кафизма 9 (Пс. 64-69).

Второй период простирается от 22 сентября до 19 декабря. В этот период на утрени с понедельника до субботы полагаются три рядовые кафизмы, а на вечерни кафизма 18 (Пс. 119-133), на утрени в воскресенье к двум рядовым кафизмам (2 и 3) присоединяется пение псалмов 134 и 135.

Третий период – от 20 декабря до сырной недели. В начале этого периода до 14 января (отдания праздника Богоявления) Псалтирь употребляется также, как и в первый период, т. е. две кафизмы на утрени и одна рядовая на вечерни. С 15 января до субботы пред неделей «о блудном сыне» полагаются три кафизмы на утрени и на вечерни кафизма 18. В воскресенье недели «блудного сына», мясопустной и сырной после псалмов полиелейных (134 и 135) поется псалом 136 – «на реках вавилонских». В мясопустную и сырную неделю на утрени полагаются две кафизмы, а на вечерни одна рядовая.

Четвертый период обнимает собою Четыредесятницу. В течение шести недель Великого поста каждую неделю прочитывается Псалтирь два раза преимущественно на утрени и часах. В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу пятой недели на вечерни полагается особая кафизма на каждый день, тогда как в эти пять дней остальных недель поста на вечерни полагается кафизма 18. На страстной неделе кафизмы читаются до четверга на утрени и на часах; с четверга Псалтирь отлагается до субботы Фоминой недели; только в великую субботу на утрени поется кафизма 17 с припевами.

Кроме кафизм, на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие псалмы: «предначинательный» 103, на вечерни – 140, 141 и 129, на повечерии малом «покаянные» – 50, 69, 142; на полуночнице повседневной Пс. 50, 120 и 133; на утрени – 19 и 20, на шестопсалмии – 3, 37, 62, 87, 102 и 142 и хвалитные – 148-150. На первом часе – Пс. 5, 69 и 100, входящие в состав утреннего богослужения, на третьем – 16, 24 и 59, на шестом – 53, 54 и 90; последние два часа читаются во время совершения проскомидии; на девятом часе, входящем в состав вечернего богослужения, читаются Пс. 83, 64 и 85.

В христианской Церкви псалмы читаются и поются. Пение бывает трех родов: «антифонное» на два хора или с канонархом, возглашающим часть псалма, которую хор за ним повторяет, «нотное» отличающееся разнообразием своей гармонии и мелодии, и «простое», сходное с речитативным пением. Музыка в православном богослужении не принята. Это потому, что в православном богослужении стараются выделить содержание песней, которые могут научить молящихся, музыка же инструментальная может препятствовать усвоению заключающихся в песнопениях мыслей; отсюда и задачей хора является, кроме стройного исполнения голосовой музыки, отчетливость и ясность произношения. В католической же церкви и у протестантов введена при богослужении музыка, как необходимая принадлежность храмового богослужения. Последним введением преследовалась цель не столько дать определенное содержание мысли молящегося, как у православных, сколько подействовать стройными и мелодичными звуками музыки на его настроение.

Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири

Все псалмы по своему содержанию принято делить на отделы. Этопсалмы хвалебные, псалмы благодарственные, псалмы, содержащие прошение или молитву о даровании просимого, уте­шительные, содержащие побуждение к дея­тельности и, наконец, псалмы, содержащие искусство или правила добродетельной жизни. Именно они не только побуждают делать или не делать то или иное, но и предлагают совет каким способом,  жить добродетельно.

Действительно, книга псалмов – это общедоступная лечебница, где излечивается всякая болезнь,- это верное вра­чебное средство. И что весьма достойно удивления, так это то, что слова ее доступны всем людям – вот особенность, свойствен­ная одной этой книге. И действительно, нет в людях ни такого действия, ни такого намерения, ни такой страсти, ни такого помышления, против которого не нашел бы здесь кто – либо врачевания. Подлинно она представляет изобилие всякого созерцания и правил жизни. Это общественная сокровищница настав­лений, содержащая в себе при этом только то, что полезно. Ведь она и раны застарелые излечивает, и человеку только что ра­ненному доставляет быстрое облегчение от боли. Вместе с тем, Псалтирь предохраняет так­же от повреждения еще неповрежденное и во­обще уничтожает всякое страдание. Все это совершается в соединении с неким отрадным успокоением и благоразумной жизнью, чтобы посредством благоразумия и мягкости речи, когда за этой мягкостью для нас становится как бы не заметным слышимое нами, мы восприняли в себя пользу от этих слов. Это подобно тому, как делают опытные врачи, которые при слишком острых лекарствах обмазывают медом тот сосуд, в котором дается лекарство больному. Точно так и мы, когда поем псалмы, то, по-видимому, издаем только звуки и произносим слова, на самом же деле, назидаем наши души и поддерживаем нена­рушимую память божественных слов. Псалом есть собеседование с Богом. Псалом приближает к нам ангелов, отгоняет от нас бесов, возбуждает ясное настроение в душе, облегчает дневные труды наши, служит средством защитынас от ночных страхов, для начинающих учиться – он есть самое первое и основное наставление, для успевающих в учении -он еще большее знание, для оканчивающих его он утверждение в приобретенных познаниях. Псалом – это неодолимый щит, самое лучшее украшение для царей и подданных, как – то: начальников и находящихся под начальством, для воинов и для людей вовсе не знакомых с военным искусством, для образованных и не образованных, для отшельников и для людей принимающих участие в делах государственных, для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и не знающих вовсе никакого ремесла, для мужчин и женщин, для старцев и юно­шей, для людей всякого происхождения, воз­раста, положения в свете, для людей всякой профессии, – украшение как вообще, так и в частности и даже в каждую минуту, как у себя дома, так равно и в собрании, в храме, на поле, в пустыне, в дороге и вообще всюду. Поистине, псалом для человека это совершенно тоже, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь такое, что всякому и необходимо и полезно. И в высшей степени достойно удивления то, что работающие, не отвлекаясь пением псалмов от своей работы, облегчают, однако же, этим ее трудность. Цель же всего этого одна, именно та, чтобы сделаться добрым учеником сих вещей, и мудрым совершителем, и даже подобным Богу. «Псалмы потому являются основой, фундаментом всего православного богослужения,- говорит митрополит Вениамин (Федченков), – что богатство их содержания, было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души. Здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников». Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой.

Заключение

Обозренная нами ветхозаветная книга предстала перед нами как смысловая и неотделимая часть православного богослужения. Для более полного раскрытия мы взяли историческое значение пения псалмов. Древние евреи, как было сказано, при совершении богослужения употребляли музыкальные инструменты, которые были введены в свою очередь пророком, псалмопевцем и, поистине поэтом Давидом. Псалтирь как род струнных инструментов непосредственно имел употребление в богослужении евреев. Исторический путь той или иной книги Священного Писания значительно важен, неоценим вклад в становлении гимнографии и всего богослужебного строя без Псалтири.

Основываясь на цитатах Священного Писания, мы показали, что Псалтирь, именно, употреблялась и в Новом Завете. Это дало нам опору в рассмотрении Псалтири, как гимнографического текста в развитии употребления священной книги православной церкви.

Четыре, именно, столько дает устав в своей семнадцатой главе, периода, в которые Псалтирь употребляется в богослужении православных. Вкратце мы не только обозначили их, но и показали, что каждый псалом, имея свою смысловую нагрузку, употребляется при совершении того или иного богослужения.

Также необходимо было отметить роль и значение пения или чтения Псалтири. Нам удалось выяснить, что практическое употребление книги имело место быть не только в священных собраниях, храмах, Псалтирь читалась всеми, везде, при всяком настроении. Псалтирь и повышала дух, и утешала и врачевала. Вряд ли мы найдем того отца, то или иное произведение христианской письменности, которое бы не ссылалось на Псалтирь. Имея такое духовное лекарство в православном богослужении, мы должны осознать, что действие его ведет нас ко спасению.

Список использованной литературы

1. Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения священного Писания в России. –М,2001,№3 (29). Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа.

2. Архиепископ Вениамин (Федченков). «О богослужении Православной Церкви», – СТСЛ, «Отчий дом»,М.,1999г.с.145

2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Рос. Библ. Общество, 2001.- 1337 с.

3. Псалтирь в святоотеческом изъяснении.- св. гора Афон: Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря, 1997.- 537 с.

4. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Киррского.- М.: Изд. храма во имя Преображения Господня, 1997.- 694 с.

5. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха). Изъяснения по святоотеческим толкованиям: Пер. с греч. – Репринт. Изд.- М.: Донской монастырь, 1993.- 420 с.

6. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет.- М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов. ин-т,- Кн. 2: Частное историческо – критическое введение в священные Ветхозаветные книги.- 2003.- 476.

7. Юнгеров П. А. Вероучение псалтири, его особенности и значение в общей системе Библейского вероучения.- Казань: Типо-литогр. имп. ун-та, 1897.- 149 с.

8. http:// lib. eparhia- saratov. ru. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви (16 октября 2009)

Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Киррского.- М.,- 1997.- с. 94. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет.- М, – 2003.- с 208. http:// lib. eparhia- saratov. ru http:// lib. eparhia- saratov. ru Юнгеров П. А. Вероучение псалтири, его особенности и значение в общей системе Библейского вероучения.- Казань,- 1897.- с 8. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет.- М,- 2003.- с.226. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Изъяснения по святоотеческим толкованиям: Пер. с греч. –М.: Донской монастырь, 1993.- с 5. Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения священного Писания в России. –М,2001,№3 (29). Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа. Архиепископ Вениамин (Федченков). «О богослужении Православной Церкви», – СТСЛ, «Отчий дом»,М.,1999г.с.48

span style=

Назад к списку

Оценка 3.3 проголосовавших: 31
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here