Детально: бог не любит боязливых - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Виталий Сус: Бог не любит боязливых. Для служения нужна смелость
Служение принимает различные формы и одно из самых сложных посвящений — это служение сиротам. Об этом мы поговорили с руководителем проекта «Сердце для сирот».
— Представьтесь, и расскажите, как Вы пришли к служению сиротам?
— Зовут меня Виталий Сус, я инициатор и руководитель международного служения «Сердце для сирот». У нас с женой пять усыновленных деток. Как пришел к этому? Я родился в христианской семье. Нас было 11 детей. Когда мне было 10 лет, младшему 2 года, а старшая сестра только вышла замуж , умер наш папа. У мамы было, и остается, серьезное заболевание. У нее вторая группа. Мы стали полусиротами. Сложное время, это был 1986 год. Я каждый день задавал вопрос Богу, почему Он забрал верующего отца? Для меня было непонятно, как любящий Бог мог забрать хорошего отца. Я часто заходил за свой дом, плакал там и кричал в небо: «Почему?!» Я думаю, кто был сиротой, тот поймет. Потому что ты не получаешь материальные ценности, любовь, внимание… Ты чувствуешь себя скованным, не ощущаешь себя полноценным, когда нет одного из родителей. Но все равно я был в любящей семье, где были и братья, и сестры. Поэтому не могу понять до конца ребенка-сироту, которых мы называем «круглый сирота». Думаю это страшно. Я немного соприкоснулся с этим. Но у нас была христианская семья, у нас было все необходимое. Была еда, одежда. Возможно, мы не ели чего-то особенного, и лет до 16 я донашивал одежду старших братьев, но в голоде и холоде мы не сидели.
Перед тем как мы женились, я сказал своей невесте, что хочу иметь большую семью. Нас было 11, у нее в семье было 8, я ей сказал, что хочу 12. Пускай мы и не роскошествовали, но для меня было счастье, иметь большую семью. Я помню, как для нас важно было, когда отец приезжал после работы домой, и мы наперебой бежали к папе чтобы первым его обнять, прижаться к его небритой щеке. Счастьем был сам момент простого прикосновения к отцу.
Жена ответила, что сколько Бог даст, столько и будет. Сейчас семьи мало детей рожают: двое-трое детей уже много считаются уже. Даже у нас в церкви, в Бресте, двое-трое детей уже норма. Я ей говорю: «я хочу по-другому, чтобы большая семья была». Но так получилось, что при рождении мы потеряли своего первого ребенка, и вердикт врачей был таков, что шансов иметь своих детей у нас практически никаких. Сам же я занимаюсь бизнесом, у меня свое предприятие. И когда прозвучал такой вердикт, я сказал своей жене: «Леночка, а для чего тогда работать, что-то копить? Для кого? Для себя не интересно. Зачем дом, машина? Удовольствия внутреннего нет». Некоторые люди, которые занимаются бизнесом и прогорают, бывает заканчивают жизнь самоубийством, потому что их дело было для них самоцелью. Но у верующего такого нет, не должно быть. Мы не должны жить для себя. Поэтому я предложил жене усыновить ребенка.
Когда мы достигли согласия в этом вопросе, я пошел изучать процедуру оформления. Я бы назвал это не процедурой усыновления, а процедурой унижения. Шесть лет мне дурили голову чиновники, ссылаясь на то, что за детьми очередь. Я обошел множество служителей, искал совета, может это не христианское дело? Тогда, в 90-е годы, мало кто усыновлял детей. Тема сиротства вообще не звучала в церквях. Братья в лучшем случае говорили: «ну да, доброе дело». Я хотел узнать, что Библия говорит по этому вопросу, как Бог на него смотрит, но мне четкого ответа не дали. Тогда я не нашел никакой поддержки. Некоторые даже возражали: «Для чего брать? Неизвестно какие гены. Зачем вам это нужно?»
Не было поддержки и когда мы усыновили. Мы взяли ребенка, которому врачи ставили диагноз ДЦП, сказали что будет больным. Но когда мы увидели, что Бог его исцелил, мы поняли, что ребенка меняет любовь. И я задумался, а как Бог нас изменяет? Чем Бог нас привлек? Именно своей любовью и самоотдачей. Я вспомнил слова Христа перед Его отшествием: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14:18), но пошлю Духа-Утешителя, который будет с вами (Ин.14:16-17).Только Христос до конца понимает что такое быть одиноким, сиротой. И я начал задумываться, почему тема сиротства не звучит в церквях. Максимум, что делали: занесли пончик в интернат, или передали подарок, который какая-нибудь миссия американская привезла, сказали что Христос и мы вас любим, и ушли. А ребенок остался там. Я понял, что этого недостаточно для ребенка.
Я начал искать людей, «мучать» пасторов в вопросе сиротства. В результате, нашел нескольких служителей, которые взяли детей, но мало говорили об этом в церквях. Это было индивидуальное служение. Но если Библия прямо говорит: «Открывай уста… для защиты всех сирот» (Прит.31:8), помогай, защищай, а ребенок на территории интерната. То как мы можем его защитить? То кого касается это повеление? Неужели не христианам это сказано? Только ли израильскому народу? Или Ветхий Завет не для нас написан, а только для израилитян?
В результате я попросил нескольких людей написать статьи, для разъяснения библейского учения о сиротах. Сам я не журналист, поэтому обратился к тем, кто может писать. Так возник наш журнал «Сиротка». Я придумал это название и начал собирать материал. Собрал волонтеров, нашел средства, и сегодня мы выпускаем 20-30 тысяч экземпляров в год.
— В каком году вышел первый номер?
— В 2010. Распространяем его в разные страны. Там статьи по теме усыновления, оформления документов. Попросил нескольких пасторов написать проповеди на эту же тему для журнала. А потом попросил их и с кафедры эти проповеди сказать. Познакомился с семьями взявших детей. Так возникло наше служение «Сердце для сирот».
Так же я увидел еще одну проблему: люди, которые взяли детей, не всегда находят понимание и поддержку со стороны церкви. А дети – это сложное служение. Бывают трудные дети. В результате некоторые отдают детей назад, так как не находят поддержки.
— Поддержки моральной или материальной?
— Моральной, духовной. Даже не материальной. И я понял, что таких людей нужно объединять, давать возможность общаться. Кто лучше всех поймет больного, как не тот, кто сам был болен или ухаживает за таковым? Таким образом, мы объединились, стали проводить различные мероприятия. Начали с Украины, сделали три велопробега на сиротскую тему. В каждом городе, через который проехали, проводили мотивационные встречи. Дети-сироты рассказывали свои истории, родители-усыновители делились свидетельством, проводили круглые столы с властью. Затем сделали автопробег по Беларуси, Украине, Молдове, части России. Уже более 500 детей сирот воспитываются в семьях которые принимают участие в нашем служении. Есть уже люди, которые готовы усыновлять детей. И когда видишь, как дети, обретшие семьи, плачут от радости а не горя , и посвящают себя Богу, понимаешь, что это нужное служение. По этой причине мы приехали сюда, на фестиваль, чтобы представить наше служение, и призвать других присоединиться к нему.
— Как вы находите поддержку для своего служения? Оно основано на поддержке местных церквей, или западных партнеров?
— Это местное служение. Есть организации и церкви которых мы знакомим с семьями которые имеют материальные нужды, а также из запада. У нас есть фонд в Украине, который называется «Будущее детям Украины». Также в Беларуси есть команда где и я проживаю.В России у нас есть партнеры.. Служение «Сердце для сирот» больше нацелена на работу в церквях, тогда как фонд используется для работы с государством.
Еще один важный аспект, в котором мы помогаем – юридическое оформление. Процесс сбора и оформления документов отбрасывает 50% тех, кто хотел бы взять детей и им нужна квалифицированая помощь. Также проводим лагеря. В этом году планируется, что через лагеря пройдет 1200 человек. Но эти лагеря не просто отдых. Там ежедневные семинары, душепопечительские беседы, учебные материалы, общение и обмен опытом.
Для меня два мотивирующих текста из Писания – это Притчи 31:8 и Иакова 4:17. Если я понимаю проблему сирот и буду об этом молчать – Бог с меня спросит.
— С какими самыми серьезными сложностями сталкиваются люди, которые хотят заняться данным служением?
— Прежде всего – страх. Люди опасаются того, какой ребенок им попадет, плохая наследственность и прочее. Мы говорим, что ребенок, попадая в семью, освящается молитвой и верующими родителями. Бог силен изменить негативную наследственность. Гены влияют на темперамент ребенка: если родители шустрые, то и он будет таким же, а если флегматики, то будет спокоен. Но гены не заставят его быть алкоголиком, если его отец был алкоголиком. Здесь важную роль играет окружение. Если все определяют гены, то тогда нет смысла и евангелизацией заниматься , служением в реабцентрах.. Проще выращивать ДВРов с правильными генами. Поэтому если есть понимание совершать это служение, нужно побеждать страх.
Ну и недостаток веры. Не торопитесь брать детей, но молитесь: скажите Богу, «я слышал/а о проблеме сирот. Открой мое сердце, чтобы я понимал/а свое призвание». Без веры не следует начинать этого служения. Детей нельзя брать просто из сострадания. Потому что это ответственность. Нельзя брать детей, если одна из сторон не готова. Например, муж надавил на жену, или жена на мужа. Нет, в этом служении нужно чтобы мама и папа любили ребенка и были мамой и папой. Если этого нет – ребенок будет это чувствовать. Если вы хотите взять ребенка, но ваш супруг не готов – молитесь за свою половину. Берите ребенка только когда вы оба готовы его взять и любить.
Если мы не отдаем себя в служении, то Бог будет судить нас за бездеятельность. Что плохого сделал человек из притчи о талантах, когда спрятал талант? Он же не украл его, не разбазарил. Но он был боязлив. Боязливых, говорит Писание, участь в озере огненном. Бог боязливых не любит. Мы редко вспоминаем, что они перечислены в одном ряду с убийцами и прелюбодеями. Люди стали эгоистами и живут для себя.
Даже в церкви так бывает. Люди думают, что побыв на собрании, попев, они совершили служение. Нет, это для нашего личного насыщения важно. Мы исполняемся Духом и назидаемся через это. Но это не служение – это питание для себя, потребность. А служение, когда ты вышел ко внешним людям, взял сироту, поехал на миссию, накормил голодного, помог больному, привлекаешь людей в Царствие Божие. Вот это служение. Многие еще с советских времен думают, что если ты регулярно посещаешь церковь, ходишь на спевки, поешь в хоре и успокаиваешь себя что я хороший христианин. Но я называю таковых людей как в бизнесе говорят- банкротами.
Библия говорит: Мы созданы на добрые дела. И кто разумеет делать добро и не делает тому грех!
Беседовал: Андрей Мелешко
Исследовательский проект Ассоциации «Духовное возрождение»
(Примечание: Странная заметка аутичной девушки о ее подростковом опыте) Он говорил это очень часто. Мой отец.
Самые распространенные слова в Библии: «не бойтесь», – говорил он.
И Бог не любит боязливых.
Это значило, что Бог не любил меня. Потому что тогда мне было очень страшно. Мне было лет тринадцать и мне казалось, что я схожу с ума.
***
Я была аутисткой, и я не знала, что я аутистка.
Я была лесбиянкой, и я не знала, что я лесбиянка.
Я была инопланетянкой, которая отчаянно старалась найти хоть кого-нибудь со своей планеты. Но рядом не было никого. От этого мне становилось еще страшнее.
Но ведь Бог не любит боязливых.
***
Когда я стала старше, у меня родился брат. Через несколько дней после рождения моего брата я заболела и мне было очень страшно. Мне приказали пить святую воду и не бояться, ведь Бог не любит боязливых.
***
Я боялась находиться рядом с девушкой, с которой я хотела находиться рядом. Боялась этого своего желания. Боялась того, что мне нравится ее внешность, я ведь никогда не обращаю внимания на внешность людей! Боялась потому, что мне нравилось смотреть на ее губы.
Боялась потому, что когда я была рядом с ней, я начинала думать о своем здоровье и о том, что я могу не пережить школу. Мое сердце очень быстро колотилось, а потом появлялось такое странное ощущение, будто я наблюдаю за миром откуда-то издалека, будто мое сознание не в моем теле, а где-то еще. Со мной так часто бывало, когда вокруг шумно, но когда рядом была Аня, такое случалось гораздо чаще.
Почему проблемы со здоровьем так часто проявляются, когда рядом она? Или дело не в здоровье?
Я боялась ее, в этом вся причина!
А может быть, мне становилось все хуже от того что я не могла почувствовать себя в безопасности. Ведь если после каждого твоего слова ты слышишь смех, если тебя валят на пол и душат, если фотографируют твои трусы, если у тебя отнимают вещи… это ведь может негативно сказаться на здоровье, да?
***
Чем отличаются физические ощущения от эмоций? Как отличить депрессию от физической слабости?
Или какую-то непонятную проблему со здоровьем от влюбленности?
Люди говорят, что любовь распознаешь всегда.
***
Любовь слишком многозначное слово. Секс — это любовь. Материнское чувство — это любовь. Дружеская привязанность — это любовь. Увлечение каким-то делом — тоже любовь. Жертвенность — это любовь.
Говорят, что можно любить маму, котят, природу, государство, сексуального партнера, Бога, картошку, музыку и фондовый рынок.
Кто додумался называть все это одним словом?! Это слово бесполезное. К этому слову нельзя подобрать ощущения. Ощущения и без того почти не определяются словами!
***
Я отказалась от слова любовь. Люди придумали его для того, чтобы запутать друг друга. Любила ли я Аню?
В их понимании, наверное, да. Я ведь могла бы умереть, если надо было бы спасти ее.
Но знала ли я, что это именно за «любовь»?
Конечно же нет!
***
Зато я уже знала, кто такие «гомосексуалисты». Я знала, что это грех. Я знала, что это болезнь. Я знала, что это противно Богу. И мне было страшно, ведь я подозревала…
Но Бог не любит боязливых!
***
«Как могут существовать такие люди как она, которые могут думать только о том, как есть и спать, которые вообще ничем не интересуются?!»
Это было на уроке географии. Эти слова были сказаны обо мне.
Я открыла рот и не смогла произнести ни слова.
***
Я стояла возле Аниной парты и вертела в руках карандаш. Я открыла рот и не смогла произнести ни слова. Я физически не могла говорить.
***
Если ты не можешь говорить, ты не совсем человек.
Я знала это.
То, что тебе есть что сказать, не имеет значения, если ты не можешь сказать это.
Я знала это.
Мне хотелось умереть.
Бог не любит боязливых. ***
Я бегу по коридору. Я свободно машу руками, не прижимая их к себе, как другие. Только так я могу чувствовать себя в безопасности. Только так я могу нормально думать — нормально думать в школе, это ведь так сложно!
Вокруг много других детей. Они говорят, что я ненормальная. Я знаю это и без них.
Но из-за них мне снова стало страшно.
Но ведь Бог не любит боязливых. ***
Если я хочу быть принятой, я не должна бегать. Не должна, как сильно бы это не помогало мне мыслить. Я должна заставить себя прекратить это!
Я виновата в том, что я не могу иначе думать.
Я виновата в том, что я не могу говорить. Ведь сила воли может все преодолеть. Я просто недостаточно сильная.
Мои родители говорили мне это. И они правы. Я виновата в том, что меня донимают. Это я не отвечаю им. Я позволяю забирать у меня вещи, позволяю душить себя и донимать глупыми вопросами. Если бы я могла что-то сделать, чтобы прекратить это, я бы это прекратила. А я не могу. Значит это моя вина.
***
В том, что я боюсь и в том, что я испытываю по отношению к Ане виновата тоже я.
Я ведь могу контролировать свои мысли. Невозможно только то, что есть что-то невозможное. Содомия — страшный грех.
Бог не любит боязливых.
***
Прошло много лет. Я могу говорить, и значит, мы теперь на равных.
Я иду по улице. На улицах часто гуляют родители с детьми.
– Ты не должен бояться! Прекрати немедленно, какой позор. У всех дети — нормальные дети, как я хочу чтобы ты был нормальным!
Я останавливаюсь. Поворачиваюсь к ним. Когда я слышу подобное, мне хочется кричать! Мне хочется доказывать этим родителям, что нельзя заставить себя не бояться. Мне хочется доказывать им, что их ребенок в порядке. И что норма… норма… норма такое бессмысленное понятие!
Мне хочется сказать, что ни один человек не будет бояться по собственному выбору! Мне хочется сказать этим родителям, что приказы не могут заставить человека не бояться. И приказы не могут заставить человека изменить себя. Во всяком случае, ничего хорошего из этого не получиться.
Мне хочется защитить этого ребенка. Мне хочется стать той, кем мне хотелось бы чтобы стал кто-то другой, когда я была ребенком. Я ведь искала человека со своей планеты.
Но я не знаю этого ребенка и этих родителей.
Я открываю рот и не могу ничего сказать, как в детстве.
Потому что я не хочу навязываться другим людям так же, как взрослые навязывались мне.
Я иду мимо.
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою.
Иисус Христос (Спаситель)
ЕВАНГЕЛИЕ
Иисус Христос (Спаситель)
Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать, но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк.12:4-5). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр.21:6-8).
Апостол Иоанн Богослов
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:18).
Апостол Павел
Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15).
Преподобный Иоанн Лествичник
СЛОВО – 21
О малодушной боязливости, или страховании
Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.
Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе.
Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
Страх есть предвоображаемая беда, или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений.
Страх есть лишение твердой надежды.
Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований, а страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры, ибо случается, что и разбойники и гробокопатели не боятся.
Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою, пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего, ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
Нельзя в одну минуту насытить чрево, так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит, а с уменьшением оного увеличивается в нас.
Устрашишася ми власи и плоти (Иов. 4:15), говорил Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передает. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностью Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души, иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.
Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело, а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.
Преподобный Исаак Сирин
Мужественный и боязливый
Не унывай, когда дело идет о том, что доставит тебе жизнь, и не поленись за это умереть, потому что малодушие – признак уныния, а небрежение (о должном) – матерь того и другого. Человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, т.е. телолюбием и маловерием. А телолюбие признак неверия, но кто пренебрегает сим, тот удостоверяет о себе, что всею душою верует Богу и ожидает будущего (разумеется, вероятно, блаженство будущей жизни).
Страх за тело бывает в людях столько силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. И когда на страх за тело приникнет страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня.
Пока купец в море, в членах у него страх, чтобы не восстали на него волны, и не потонула надежда делания его: пока и монах в мiре, страх овладевает житием его, чтоб не пробудилась в нем буря, и не погибло дело его, над которым трудился от юности и до старости своей.
Страх Божий есть начало добродетели… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия…
Страх есть отеческий жезл, управляющий нами, доколе не достигнем духовного рая благ, когда достигнем туда, он оставляет нас и возвращается.
Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всех блаженств…
Преподобный Ефрем Сирин
Кто боится Господа, тот выше всякого страха
Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему. Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи.
Хочу объявить вам, возлюбленные мои, о великом страхе и трепете души моей, в каком я бедный и рассеянный, находился в один день. Сидел я наедине в одном не шумном, безмолвном и возвышенном месте, размышлял сам с собою и перебирал жизнь сию, ее заботы, смятение, молву и, заплакав, стал говорить сам себе: «Почему жизнь эта проходит, как тень, и увядает, как утренний цветок?» И опечаленный, воздыхая, сказал я: «Как проходит сей век, мы не знаем. Для чего же по слабости своей связаны делами и помыслами непристойными?»
Кто боится Господа, тот выше всякого страха …
Размышляя об этом сам с собою, вдруг возвел я очи к небу, и пришел как бы в исступление. Напал на меня великий страх, и очами сердца своего узрел я Господа, сидящего в великой славе, и Он сказал душе моей так: “для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим чертогом, который наполнен светом славы? Для чего ты, душа, невеста Моя, ненавидишь пречистого и бессмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какие уготовал Я тебе во свете жизни? Для чего ты, душа, сделалась мне чуждою по непристойным делам и помыслам? Для чего ты, душа, не заботишься предстать Мне в пришествие Мое? Для чего ты, душа, не держишь светильника своего, ожидая клича, когда скажут: «се Жених грядет, исходите во сретение Его» (Мф.25:6) с радостью? Для чего ты, душа, не поспешила приготовить на брак приличное одеяние? Для чего ты, душа, не входишь с радостью в святой и небесный чертог? Для чего ты, душа, ненавидишь Меня благого, искупившего жизнь твою от смерти? Для тебя, душа, вошел Я в общение со смертью, чтоб тебя снарядить Себе невестою. В наследие твое, душа, беззавистно отдал Я тебе царство. Все блага Мои сообщил Я тебе, душа, как Царь. Для тебя, душа, и человеком Я стал, желая искупить жизнь твою от тления. Жизнь твою, душа, почтил и возвысил Я пред всеми делами Моими. Тебе, душа, уготовал Я чертог на небесах, и сделал, чтоб Ангелы служили тебе в этом чертоге, приготовленном Мною для того, чтоб вошла ты туда с радостью. А ты, душа, возгнушалась небесным Женихом и неизреченными благами, какие уготовал Я тебе. И кто ж вожделеннее Меня, Который всякую тварь спасаю Своими щедротами? Какой отец дает жизнь, как Я даю? И ты оставила Меня, душа, возлюбив чуждого и ненавистного?”
Преподобный Симеон Новый Богослов
Боящийся Бога не боится бесов, ни угроз злых людей Кто стяжал чистое сердце, тот победил страхование. А кто еще очищает его, тот иногда побеждает его, а иногда сам бывает побежден им. Кто же совсем не подвизается (о сей чистоте), тот или всеконечно ниспал в состояние нечувствия и, как друг страстей и бесов, при тщеславии болезнуя еще и самомнением, мнит себе быти что, ничтоже сый (Гал.6:3), – или есть раб, преданный в руки страхования, и, как младенчествующий умом, трепещет и боится страха там, где для боящихся Бога нет страха, ни страхования.
Предавший себя в рабы своим по Богу отцам не станет, ради страха мук, избирать из повелеваемого то, что облегчало бы болезнь сердца его и разрешало узы страха, и тех не послушает, которые дружески, или льстительно, или повелительно поощряли бы его к тому. Но паче предпочтет то, что возвращало бы сию болезнь, возжелает того, что крепче стягивало бы сии узы, и возлюбит то, что делало бы более сильным палача. В таких расположениях пребудет он навсегда, не питая надежды когда-либо совсем освободиться от заслуженных крайностей, ибо надежда избавления делает болезнь сердца легчайшею, что не полезно теперь кающемуся.
Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца. Кто же без такого болезнования и без таких уз страха думает положить начало (доброй жизни), тот не на песке только полагает основание своих деяний, но мечтает построить дом на воздухе без основания, что конечно невозможно. Между тем болезнование то скоро порождает всякую радость, узы сии разрывают узы всех грехов и страстей, и палач сей не смерти, а вечной жизни бывает виновником.
Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня.
Преподобный Паисий Величковский
О смущении и страхованиях бесовских
Во время бури ума и мрака, когда бывает особенно тяжелое время для живущего в одиночестве, полезна непрестанная молитва, рукоделие с молитвою также служит большой помощью или просто проспать то тяжелое время, не задумываясь и не печалясь, и тем избавиться от вреда. Во время сильного вражеского смущения, когда душа страшится, должно псалмы и молитвы произносить вслух или с молитвою соединять и рукоделие, чтобы ум внимал тому, что исполняет, и ничуть не обращать внимания на смущения и не бояться, ибо с нами пребывает Господь и ангел Господень никогда не отступает от нас; иногда можно прохлаждаться на ветре,— и от всего этого бесы тотчас отойдут. Особенно противятся бесы Иисусовой молитве, потому что ничто так не вредит им и не повергает их в уныние, как молитва сия. Очень страшна бесам молитва Иисусова, ибо, как огонь попаляет терние, так молитва сия, соединенная с постом, опаляет и прогоняет их. Посему они и усиливаются отнять ее, но, немного побеспокоивши, как дым в воздухе исчезают и бывают невидимы. Если готовишься к молитве, готовься к брани бесовской и твердо вооружись, чтобы мужественно претерпеть находящую от них брань. Как дикие звери выйдут они против тебя и всему твоему телу причинят страдание, ибо большое смущение делают бодрствующему и прилежно занимающемуся молитвою, так как видят оружие то уничтожающее силу их, и, не терпя его, с болезнью и трепетом исчезают. Господь Бог да поможет нам и да сохранит нас Своею благодатью во веки. Аминь.
О страховании
Если кто боязлив, то не смущайся нисколько, но будь мужествен и возлагай упование на Бога и совсем не обращай внимания на смущение. Не допускай укорениться в тебе сему детскому настроению, как обычно дети боятся, но считай его, ни за что, как бесовское. Раб Божий боится только своего Владыки, Который создал тело, вложил в него душу и оживил, бесы же, без попущения Божия, ничего не могут причинить нам, но только устрашают и угрожают мечтаниями. Кто приобрел мужественный ум и возложил упование на Бога, Тот не боится их, тот имеет в Господе крепкого помощника и надежду, ибо какая тварь может повредить нам, когда Богу неугодно — не попустит сего против нас. От своего помысла человек или укрепляется или ослабевает, ибо в нем рождается всякое доброе и худое дело, через обычай же всякое доброе и худое дело прививается человеку, к чему же привыкнет человек, то для него кажется своим. А ты будь мужествен, и да крепится сердце твое, и ограждай себя крестным знамением, когда найдет страхование. То место, куда войдешь, огради крестным знамением, входя и во всякую пустую храмину перекрестись и, сотворив молитву и сказав: «Аминь»,— войди смело. Если бесы найдут, что мы тверды Господом, тотчас посрамляются и не смущают нас. Будем держать в мысли, что мы в руке Божией. Господь сказал: «Се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит» (Лук. 10:19).
Будем держать в мысли, что без повеления Божия ни влас главы нашей не погибнет (Лук. 21:18). Сами себе мы причиняем страхование боязливым помыслом, говоря: «Что, если бес придет и поразит меня или подскочит и устрашит». Никак не будем думать об этом, как будто это случается с нами, и не будем сами для себя врагами, думая о чем-либо неожиданном, но будем помышлять, что одесную нас Бог, и не подвижимся. Бесы следят за нами как ловцы и внимательно наблюдают за помыслами нашими, каковы мы в помыслах, подобные же подносят нам свои мечтания. Но страх Божий изгоняет страх бесовский.
Святитель Иоанн Дамаскин
О боязни
Слово боязнь имеет двоякий смысл. Есть боязнь естественная, когда душа не хочет разлучиться с телом по естественному сочувствию и сродству, какие Творец вложил в душу с самого начала, – из-за коих душа естественно страшится, мучится и отвращается от смерти. Определение этой боязни такое: естественная боязнь есть усилие отстоять свое бытие по отвращению к смерти. Ибо, если Творцом все приведено из небытия в бытие, то естественно – все имеет стремление к бытию, а не к небытию; и всем тварям по естеству свойственно влечение к тому, что поддерживает бытие. Посему и Бог Слово, соделавшись человеком, имел таковое же стремление, обнаруживая влечение к тому, что поддерживает естество – желал Себе пищи, пития и сна, и естественно все это употреблял. От того же, что гибельно для жизни, Он отвращался, как, например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершалось и по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно – по Своему хотению. Поэтому самая боязнь, страх и борение – относятся к страстям естественным, безупречным и не подлежащим греху.
Есть еще боязнь, происходящая от помрачения помыслов, неверия и неведения часа смертного, когда, например, мы устрашаемся ночью, если произойдет какой-нибудь шум. Таковая боязнь – вопреки природе, и, определяя ее, мы говорим: неестественная боязнь есть содрогание от неожиданности. Таковой робости Господь к Себе не допускал. Потому Он никогда и не устрашался, как только в час страданий, хотя неоднократно, по планам домостроительства, скрывался (от опасности) – ибо Он знал час Свой. А что Господь действительно устрашился, об этом говорит священный Афанасий в слове против Аполлинария: “Посему Господь сказал: ныне душа Моя возмутися (Ин.12:27). Слово ныне означает – когда восхотел; тем не менее показывает то, что было в действительности; ибо Господь не называл присущим Себе того, чего в Нем не было, как будто бы речь шла лишь о мнимо происходящем, так как все это совершалось действительно и истинно”. И в другом месте – “Божество никак не приемлет страдания без страждущего тела, не показывает смущения и скорби без скорбящей и смущаемой души, не тоскует и не молится без тоскующего и молящегося ума. Впрочем, все происходившее совершалось не от того, что естество было побеждено, но для доказательства бытия человеческой природы во Христе”. Выражение же: “все происходившее совершалось не вследствие того, что естество было побеждено” – показывает, что Христос терпел это не против воли.