Дивен бог во святых своих

Детально: дивен бог во святых своих - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

дивен бог во святых своих

Пре­по­доб­ный Иов, игу­мен По­ча­ев­ский, чу­до­тво­рец (в ми­ру Иван Же­ле­зо), ро­дил­ся в се­ре­дине ХVI ве­ка в По­ку­тье в Га­ли­ции. В воз­расте 10 лет он при­шел в Пре­об­ра­жен­ский Угор­ниц­кий мо­на­стырь, а на 12-м го­ду жиз­ни при­нял мо­на­ше­ство. С юно­сти пре­по­доб­ный Иов был из­ве­стен ве­ли­чай­шим бла­го­че­сти­ем, стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью и ра­но был удо­сто­ен свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Око­ло 1580 го­да, по прось­бе из­вест­но­го по­бор­ни­ка пра­во­сла­вия кня­зя Кон­стан­ти­на Острож­ско­го, он воз­гла­вил Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Дуб­но и управ­лял мо­на­сты­рем бо­лее 20 лет в об­ста­нов­ке на­рас­тав­ших го­не­ний на пра­во­сла­вие со сто­ро­ны ка­то­ли­ков и уни­а­тов.

дивен бог во святых своих

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.

дивен бог во святых своих

чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) в с. Бояны Новоселицкого р-на Черновицкой обл.

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

 Житие и чудеса Святителя Николая Мирликийскаго Чудотворца.— Я вижу, братия, новое солнце, восходящее над землею и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем, ибо он упасет души заблудших, пропитает их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях.

дивен бог во святых своих

Святитель Николай Мирликийский Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре. Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Эта благословенная чета, за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс. 1:3).

дивен бог во святых своих

Сегодня этот дивный Праздник, глубоко почитаемый нашими предками, только начинает возвращаться в сознание православной Руси. Поэтому естественно, что для большинства даже церковных людей 11 августа никак не ассоциируется с памятью великого угодника Божия. Даже для ученых праздник Рождества святителя Николая Чудотворца 

дивен бог во святых своих

Блаженная Ксения Петербургская Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столе-тия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно

дивен бог во святых своих

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

дивен бог во святых своих

Великомученик и целитель Пантелеимон Святой и славный мученик за Христа Пантелеимон родился в Никомидии в конце III века. Его отец, сенатор Евсторгий, был язычником, а мать, Еввулия, – христианкой. Родители назвали мальчика Пантолеон.

дивен бог во святых своих

Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого Альфред увидел ученость мертвой – и возродил ее.

Образование было запущено – он восстановил его.Законы были бессильны – он дал им силу.Церковь была в упадке – он поднял ее.Землю опустошал зловещий враг – он избавил ее от него.Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое.

дивен бог во святых своих

Икона Умиление (Серафимо-Дивеевская) Локотская мироточивая находится в пос. Локоть Брянской области.

дивен бог во святых своих

Мироточивая икона «Семистрельная»

дивен бог во святых своих

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа.

Перенесение мощей св. Николая Мирликийскаго В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

дивен бог во святых своих

Преподобный Афанасий Афонский Лучезарное светило в созвездии святых отцов, преподобный Афанасий появился на свет в 930 году в городе Трапезунде. Он происходил из благородной семьи и при крещении был наречен Авраамием.

дивен бог во святых своих

Преподобный Виталий Александрийский Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца.

дивен бог во святых своих

Преполовение Святой Пятидесятницы Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Название празднества – Преполовение – означает половину срока — середину по времени между двумя величайшими праздниками — Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей.

дивен бог во святых своих

Пророк Захария и праведная Елисавета. Святой Захария был священником из чреды Авиевой и жил в Иерусалиме с женой Елисаветой из рода Ааронова. Оба они были праведны и соблюдали заповеди Господни беспорочно, но были бездетны и достигли уже преклонного возраста.

дивен бог во святых своих

Рождество Пресвятой Богородицы. Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка – »от Назарета может ли что добро быти», — говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий Пророк Иисус

дивен бог во святых своих

Святая преподобная Мария Египетская  В одном палестинском монастыре в окрестностях Кесарии жил преподобный инок Зосима. Отданный в монастырь с самого детства, он подвизался в нем до 53 лет, когда был смущен помыслом: «Найдется ли и в самой дальней пустыне святой муж, превзошедший меня в трезвении и делании?»

дивен бог во святых своих

 Святой Назарий родился в Риме; отец его был еврей, а матерь, по имени Перпетуя, — христианкою: святое крещение она приняла от самого апостола Петра. Придя в отроческий возраст, Назарий долго размышлял, какой держаться ему веры — отцовой или матерней. Наконец он решил быть подражателем своей святой матери, молитва коей много способствовала его просвещению, — и был крещен епископом Лином.

дивен бог во святых своих

 Святой Амвросий был сыном вельможи Амвросия, Римского наместника Галлии и других западных стран. Из любви к сыну своему, сей вельможа назвал его тем же именем, какое носил сам.

дивен бог во святых своих

Святого мученика Виктора свт. Амвросий Медиоланский упоминает в ряду др. мучеников, пострадавших в Медиолане (совр. Милан) в толковании на Евангелие от Луки

дивен бог во святых своих

Великий гонитель Церкви Христовой нечестивый царь Максимиан , преследуя и умерщвляя повсюду множество христиан, прибыл в город Никомидию

дивен бог во святых своих

 В духовном облике святого великого пророка Божия Илии, память коего празднует сегодня святая Церковь прежде всего невольно обращает на себя наше внимание его ревность, которою он возревновал о Господе Вседержителе (3 Цар.19:10).

Святитель Григорий Палама.дивен бог во святых своих

 Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе

дивен бог во святых своих

Святой пророк Иезекииль. Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Он был сыном священника Вузия и сам являлся священником, приверженным установлениям Закона и Храма. Когда Навуходоносор впервые взял Иерусалим (597), Иезекиилю было 25 лет. 

дивен бог во святых своих

Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века.

дивен бог во святых своих

Умягчение злых сердец. «Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды — надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…

дивен бог во святых своих

Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна. О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Еще во чреве матери младенец Иоанн взыграл от радости, когда к ней пришла Пресвятая Богородица, носившая в Себе Спасителя. 

Успение Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. 

дивен бог во святых своих

Обрезание Господне  На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве. По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти

дивен бог во святых своих

Ве­ли­кий угод­ник Бо­жий и Бо­го­муд­рый учи­тель Церк­ви Ва­си­лий ро­дил­ся от бла­го­род­ных и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей в Кап­па­до­кий­ском го­ро­де Ке­са­рии, око­ло 330 го­да, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. От­ца его зва­ли так­же Ва­си­ли­ем а мать — Ем­ме­ли­ей. Пер­вая сме­на бла­го­че­стия бы­ли по­се­я­ны в его ду­ше бла­го­че­сти­вой его баб­кой, Мак­ри­ною, 

дивен бог во святых своих

Свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов (326-389 гг.) был сын Гри­го­рия (впо­след­ствии епи­ско­па На­зи­ан­ско­го) и Нон­ны, жен­щи­ны вы­со­ких нрав­ствен­ных пра­вил. Еще до рож­де­ния сы­на она обе­ща­ла по­свя­тить его Бо­гу и упо­тре­би­ла все ста­ра­ния, чтобы скло­нить его во­лю на слу­же­ние Гос­по­ду. Вос­пи­та­ние, дан­ное ему ма­те­рью, свя­ти­тель Гри­го­рий по­чи­тал са­мым для се­бя важ­ным.

дивен бог во святых своих

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский — один из трех Все­лен­ских свя­ти­те­лей, вме­сте со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом. Ро­дил­ся в Ан­тио­хии ок. 347 го­да, в се­мье во­е­на­чаль­ни­ка. Его отец, Се­кунд, умер вско­ре по­сле рож­де­ния сы­на; мать, Ан­фу­са, не ста­ла бо­лее вы­хо­дить за­муж и от­да­ла все си­лы вос­пи­та­нию Иоан­на.

дивен бог во святых своих

 При им­пе­ра­то­ре Алек­сее Ком­нине, ко­то­рый пра­вил с 1081 по 1118 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле раз­го­рел­ся спор, раз­де­лив­ший на три ла­ге­ря му­жей, про­све­щен­ных в во­про­сах ве­ры и усерд­ных в стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей. Речь шла о трех свя­ти­те­лях и вы­да­ю­щих­ся от­цах Церк­ви: Ва­си­лии Ве­ли­ком, Гри­го­рии Бо­го­сло­ве и Иоанне Зла­то­усте. Од­ни вы­сту­па­ли за то, чтобы пред­по­честь св. Ва­си­лия двум дру­гим, по­сколь­ку он су­мел объ­яс­нить тай­ны при­ро­ды как ни­кто дру­гой и был воз­не­сен доб­ро­де­те­ля­ми на ан­гель­скую вы­со­ту.

дивен бог во святых своихИкона Нечаянная Радость: история возникновения

Без скорбей нам не прожить никак, но ведь и радости переживаем. И если в скорбях, бросая самые неотложные дела, торопимся в храм – умолить, упросить, дабы миновала нас сия горькая чаша, в радости и мысли не держим, чтобы поспешить тем же путем – поблагодарить.

Views (1409)

Опубликовано в Прихожане пишут…

В каждом номере нашей приходской газеты мы публикуем Краткий православный календарь. Дополнением к календарю будет служить новая рубрика «Азы Православия», в материалах которой в мы постараемся рассказать о почитании святых в Православной Церкви.

Важное место в благочестии Православия занимает почитание святых. Святые являются нашими молитвенниками и Покровителями на Небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним.

Святой (от праслав. swętъ; мн.ч.– святые) – в христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

Православная церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью. Чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами и созиданием во имя их храмов.

Возникнув в христианской церкви на первых же порах ее существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и Литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется самое учение о почитании святых в трудах Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого.

В то же время святость в Православии это не статус, а как бы состояние человеческого духа: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17.20-21), «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48).

Святые, то есть спасенные для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним.

Во время чинопоследования православного отпевания Церковь (по древнему обычаю) многократно упрашивает Бога причислить умершего к лику святых: «Со святыми упокой Христе душу усопшего раба Твоего!». Те же самые слова поются во время прославления святого перед пением величания уже как новому святому.

Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обόжение, становятся «богами по благодати», сами являются христами во Христе Иисусе. Хоть удел человеческий определится окончательно лишь на Страшном суде Христовом, однако уже на так называемом предварительном суде, который совершается после смерти каждого человека, становится ясно предназначение к славе и венец святости. Он горит уже на челе угодника Божьего даже и при жизни его, ибо суд есть лишь очевидное раскрытие его действительного состояния. Жизнь вечная в Боге начинается еще здесь, в волнах времени, которое имеет глубину вечности, но по исшествии же из мира она становится определяющим началом бытия.

Основание для такого прославления видится Православием не в том, что святые совершили какие-то особенные заслуги пред Богом, должные и сверхдолжные дела, за которые бы они по праву имели приять от Бога должную мзду и которыми они могли бы еще делиться с неимущими. Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли на себя изобильную благодать Божию. В этом очищении сердца подвигом души и тела вообще и заключается путь спасения каждого человека, в которого вселяется Христос: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20), по слову Господню: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин.14.23). На этом пути спасения есть количественные различия между людьми, которые переходят в качественные, становятся определяющими для вечной судьбы человека. За этим порогом совершается уже его спасение, как решительное самоопределение, и начинается благодатное возрастание для каждого человека соответственно его личному образу и типу его духовной личности. Святость столь же многообразна, как и человеческие индивидуальности. Подвиг святости всегда имеет в себе индивидуально-творческий характер.

Святость означает, прежде всего, выход из состояния неопределенности к победе, чем освобождаются силы для деятельной, молитвенной любви. Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с Ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но для помощи в спасении других собратьев. И мера силы этого деятельного участия соответственна мере духа и величию его подвига: «Звезда бо от звезды разнствует во славе» (I Кор. 15.41).

Святые, в своей совокупности, возглавляемые Богоматерью и Предтечей, образуют Славу Божию в творении человеческом, в них оправдывается Премудрость. Эта мысль выражена в стихе, составляющем прокимен на Службах Святых: «Дивен Бог во Святых Своих, Бог Израилев». «Бог стал в сонме богов: среди богов произнес суд» (Пс. 81.1). Предвечной Славе Божией соответствует в творении и тварная слава, «сонм богов», венец творения.

Православная Церковь чтит Пресвятую Деву Марию как «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим», Превысшую всей твари. Она видит в Ней Матерь Божию и Ходатаицу пред Сыном за весь человеческий род и непрестанно молится Ей об этом предстательстве. Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистою Матерью, вера во Христа как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая неотделима от любви Богоматери. Православная Церковь одним дыханием призывает святейшее Имя Иисус вместе с сладчайшим именем Мария (как и на иконах Богоматери, Она изображается вместе с Предвечным Младенцем) и не разделяет Их в любви своей. Кто не почитает Марию, тот не знает и Иисуса, и вера во Христа, не включающая в себя почитание Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным.

В силу почитания святых почитаются и их честные останки, например, святые мощи. Иногда телесное нетление даже почитается признаком святости (и наоборот). Однако это нетление не составляет общего правила и совсем не необходимо для прославления в святости. Тем не менее останки святых, если они сохранились (что имеет место далеко не во всех случаях), пользуются особым почитанием; в частности, частицы мощей полагаются в Антиминсе, на котором совершается Литургия (в память того, что в первенствующей Церкви она совершалась на мощах мучеников). Догматически почитание мощей (наряду с иконами святых) основывается на вере в особую связь Духа Святого с его телесными останками, которая не разрушается и смертью. Последняя ограничивает свою силу относительно Святых, которые не вполне оставляют душою свое тело, но имеют особое духовное благодатное присутствие в своих мощах, даже в наималейшей их частице. Мощи есть уже тело, предпрославленное ранее Всеобщего Воскресения, хотя еще и ожидающее его. Оно подобно состоянию тела Господа во гробе, которое, хотя и было мертво, оставленное душою, однако не было оставлено Божественным Его духом, но еще ожидало своего Воскресения.

В Православии существует обычай давать при крещении имена в честь христианских святых, которые, при этом, называются Ангелами данного человека (день именин также называется День Ангела). Это словоупотребление указывает, что святой и Ангел-Хранитель сближаются в служении своем человеку настолько, что обозначаются даже общим именованием (хотя и не отождествляются). При изменении духовного состояния, представляющего как бы новое рождение, меняется и имя, именно при монашеском пострижении, причем носитель его вверяется уже новому Святому.

Почитание святых Ангелов и святых в Православии создает атмосферу как бы духовной семьи, исполненную глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его Телу – Церкви.

Лики святости в Православии: Апостол, Равноапостольный, Пророк, Мученик, Исповедник, Первомученик, Великомученик, Святитель, Священномученик, Вселенский учитель, Преподобный, Преподобномученик, Преподобноисповедник, Праведный, Праотец, Бессребренник, Юродивый, Блаженный, Благоверный, Столпник. Страстотерпец, Чудотворец. Как у простых смертных, у всех святых разные судьбы и разное предназначение.

АПОСТОЛЫ – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которые во время Его земной жизни проповедовали новое учение, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Сначала их было двенадцать, потом стало семьдесят. Апостолов Петра и Павла называют ПЕРВОВЕРХОВНЫМИ, так как они больше других потрудились в проповеди христианской веры. Четырех апостолов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна Богослова, написавших каждый свои воспоминания о Христе, принесших нам через века благую весть о Спасителе или, по-гречески, Евангелие, – называют ЕВАНГЕЛИСТАМИ.

Святых, которые, подобно апостолам, распространяли веру христианскую, называют РАВНОАПОСТОЛЬНЫМИ. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Владимир, святая Нина – просветительница Грузии, Мария Магдалина, первомученица Фекла и другие.

ПРОРОКИ – это святые, которые по внушению Святого Духа предсказали будущее, и не просто будущее, а самое главное, что ждет людей, – приход мессии, Спасителя.

МУЧЕНИКАМИ называют христиан, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если они претерпели мучения, а скончались мирно позже, уже после перенесенных испытаний, то их называют ИСПОВЕДНИКАМИ. Первыми пострадавшими за веру Христову были архидьякон Стефан и святая Фекла. Их называют ПЕРВОМУЧЕНИКАМИ. Умерших за святую веру после особенно тяжелых страданий называют ВЕЛИКОМУЧЕНИКАМИ.

СВЯТИТЕЛИ – это епископы или архиепископы, угодившие Богу своей праведной жизнью, например святой Николай Чудотворец. Святителей, которые претерпели мучения за Христа, называют СВЯЩЕННОМУЧЕНИКАМИ.

Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют ВСЕЛЕНСКИМИ УЧИТЕЛЯМИ, то есть учителями всей христианской церкви.

ПРЕПОДОБНЫЕ – это праведные люди, которые оставили общество, удалились от мирской жизни и угодили Богу, пребывая в девстве (то есть не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях или монастырях. Даже не очень набожные люди знают таких преподобных, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКАМИ. Исповедников из числа монахов называют ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКАМИ.

ПРАВЕДНЫМИ называют святых, которые жили в миру, имели семью, но жизнь вели угодную Богу, например, святые праведные Иоаким и Анна. Первых праведников на земле, родоначальников человеческого рода, называют ПРАОТЦАМИ – это Адам, Ной, Авраам и другие.

БЕССРЕБРЕНИКИ, например Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, великомученик и целитель Пантелеймон и другие, безвозмездно врачевали болезни, исцеляя как телесные, так и душевные болезни.

ЮРОДИВЫМ Христа ради называют человека, который ради Христа представляется миру по своим поступкам странным, но на деле исполнен особой мудрости. Другое название таких людей – БЛАЖЕННЫЙ. БЛАГОВЕРНЫЙ – лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам.

СТРАСТОТЕРПЕЦ – так называются в Православной Церкви вообще все христианские мученики, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Но преимущественно это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев – в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, заговора.

ЧУДОТВОРЕЦ – это лик святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

(Продолжение следует)

Летописец, № 9 (19), 2010

Светлана МИНЕВА

“От чрева матере моея Ты еси мой покровитель” (Пс. 70:6), написано на гробе владыки Серафима. И эти слова оправдались в жизни с самого его рождения. Николай Борисович Соболев родился 1/14 декабря 1881 года в Рязани, в семье чиновника. Мать его была глубоко верующим человеком, мужественным и терперливым. Из одиннадцати детей, которых она родила, семеро умерло. Николай был десятым, любимым сыном. Родился он в ужасных страданиях. Мать при родах потеряла сознание, и врачам пришлось ее спасать. Надо было приступить к операции и извлечь младенца по частям. Но в это время сознание вернулось к матери и она с клятвой запретила убийство младенца. После ночи, проведенной в срашных муках, при первом ударе церковного колокола 1/14 декабря 1881 года в пять часов утра младенец родился сам, без всякой посторонней помощи.

Мальчик рос светлым, кротким и ласковым, смиренным и сострадательным. На нем лежала печать Божьего избранничества. Когда Коле было 6 лет, его отца парализовало и он оказался прикованным к постели 14 лет, до самой смерти. Маленький Николай с любовью помогал матери заботиться о больном отце.

В 1904 году Николай Соболев закончил с отличием Рязанскую духовную семинарию. Будучи в предпоследнем классе семинарии, Николай дал такой обет Спасителю: “Спаситель мой! Дай мне хорошо писать сочинения, а я даю обет быть монахом и принадлежать Тебе всеми атомами своего существа!”

С этого момента его сочинения всегда были самыми лучшими, появился дар слова.

Многократные попытки матери найти ему невесту, чтобы Николай стал священником, не увенчались успехом. Тогда они решили, что Воля Божия другая. И стали молить Царицу Небесную, чтобы она сама указала, каков должен быть его жизненный путь. И Она указала: Санкт-Петербургская Духовная Академия. Всупительные экзамены Николай сдал без всякой подготовки, совсем больной, с высокой температурой, но с усиленной молитвой ко Спасителю и слезными мольбами. Чудесным образом он получил высокие оценки и поступил.

Живя в Академии, Николай Соболев каждое утро ходил к ранней литургии в Александро-Невскую Лавру, а потом читал творения святых отцов и жития святых. Его любили все, злоупотребляя его кротостью. Шумная среда Академии не помешала боголюбивому юноше жить как в монастыре. В свою бытность в Академии он несколько рад посещал св. Иоанна Кронштадтского, а при последнем посещении в 1907 году получил сугубое благословение в алтаре Андреевского Кронштадтского собора: отец Иоанн возложил крестообразно на его голову руки, поднял очи к небу и произнес: ”Да почиет над Вами благословение Божие”. Святитель Серафим вспоминал впоследствии: “Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и все мое существо… Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и как бы носился в воздухе”.

В 1908 году, в последний год своего обучения, Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Новопостриженный монах предался подвигу строгого поста и непрестанной молитвы. Со дня пострижения и до самой смерти владыка не вкушал мяса. В продолжение многих лет, вплоть до заболевания туберкулезом, он принимал пищу только раз в день. В этом же году он был рукоположен во иеродиаконы, затем в иеромонашеский сан, и закончил Академию в разряде лучших. Любимым его предметом было догматическое богословие.

Период с 1908 по 1920 годов в жизни отца Серафима был посвящен духовно-просветительской деятельности: он – преподаватель в богословском училище Житомира, в духовном училище Калуги, инспектор семинарии в Костроме, а затем и ректор воронежской духовной семинарии. Своей великой любовью, мудростью и безграничным терпением он завоевывал все большую любовь окружающих, а когда его переводили на работу в другое место, ученики его училища плакали, отказывались от еды, словом, пребывали в большом горе.

В бытность свою в Калуге иеромонах Серафим часто ездил в Оптину пустынь, где посещал богомудрых старцев: иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), схиархимандрита Варсануфия (Плиханкова), иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Отец Анатолий относился к нему с особой любовью и был его духовником. В 1912 году иеромонах Серафим был возведен в архимандритское достоинство. В качестве ректора “самой безнадежной и бунтарской” воронежской семинарии он вложил громадные усилия в возрождение семинарии. Молитвенные труды молодого архимандрита дали результат.

Наступил судьбоносный 1917 год. Молодой духовник искал Божьего указания, что следует ему делать при надвигающихся гонениях. Он обратился за советом к прозорливому старцу Задонского монастыря иеросхимонаху Аарону, из слов которого понял, что Божий промысел отведет его в “хорошую сторонушку”. В октябре 1919 года красные отряды возобладали над беловардейскими частями и приблизились к Воронежу. Тогда мать, Мария Николаевна, стала настойчиво умолять своих сыновей – архимандрита Серафима и иеромонаха Сергия бежать из города, поскольку чувствовала что над ними нависает смертельная опасность. Сама она уже была совсем немощной и больной. Взяв икону Пресвятой Бгородицы, она благословила их, сказав архимандриту Серафиму: “Поручаю тебя Покрову Божией Матери”. Вскоре она скончалась.

После трудного и опасного пути братья оказались в Ростове-на-Дону. Там по Божьему промыслу они встретились с другими архиереями. В 1919 году в Новочеркасске состоялся архиерейский собор. Когда власть в городе взяли банды Махно, архимандрит Серафим был переназначен ректором Таврической духовной семинарии в Симферополе, где занятия вопреки всему продолжались.

1/14 октября 1920 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе Св. Александра Невского в Симферополе архимандрит Серафим был удостоен рукоположения в сан епископа Лубенского. Хиротонию совершили семеро архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Большим утешением для владыки было то, что в этот момент в соборе по неведомым Божьим судьбам находилась великая русская святыня – чудотворная Курско-Коренная икона Божьей Матери “Знамение”. Незадолго до этого она была возвращена из Сербии для духовной поддержки горстки воинов-патриотов, которые героически защищали Крымский полуостров.

29/11 ноября войска Красной армии были в 30 километрах от Симферополя. Наступила паника. Епископ Серафим горячо молился перед чудотворной иконой, которая через несколько часов на военном корабле покинула русскую землю. Владыка пошел к таврическому архиепископу Дмитрию просить благословения остяться в России, но тот благословил покинуть Родину. 1/14 ноября 1920 года епископ Серафим покинул Россию на комендантском пароходе “Херсонес”.

Епископ Серафим продолжил трудиться для Святой Церкви в изгнании, нося тяжелый крест епископского служения. В те времена, по словам самого владыки, это было равносильно бескровному мученичеству.

Первые несколько месяцев в эмиграции епископ Серафим провел на острове Халки, где образовалась многочисленная русская колония. В мае 1921 года Высшим церковным управлением он был определен настоятелем храма Св. николая Чудотворца в Софии и русского Спасо-Александровского монастыря близ Ямбола. А в августе указом, подписанным самим патриархом Тихоном, он был назначен управляющим всеми русскими православными общинами в Болгарии с правами епархиального архиерея. Именно тогда патриарх Тихон присвоил ему титул “Богучарский” – по имени одного из городов Воронежской епархии.

Молодой архиерей приехал в Софию 6/19 мая 1921 года в день памяти св. праведного Иова Многострадального, что было как бы предзнаменованием скорбного пути, который предстояло ему пройти здесь. На его плечи лег непосильный крест быть духовным отцом страдающей паствы, обреченной на бедность, болезни и изгнаннические муки, не имеющей работы, средств к существованию, отчаянной и одинокой. Владыка приложил все усилия для облегчения их участи. Он окружил свою паству отеческой заботой и любовью, обращался за помощью к болгарским властям, участвовал в организации русского “Красного креста”, был попечителем русских школ, детских инвалидных домов, дома для сирот, для которых собирал средства. Старался каждому помочь, утешить словами надежды и назидания, заботился о больных и бедных русских людях. Владыка окормлял не только свою софийскую паству, но объезжал и другие приходы в провинции, где своим служением, проповедями, беседами дарил утешение и любовь, которая изливалась из его смиренного и кроткого сердца.

Живя в непрестанном духовном подвиге, находясь, как и другие, в бедственном положении, владыка от воздержания и лишений заболел туберкулезом в тяжелой форме. Его лечащий врач находил его состояние безнадежным. Едва держась на ногах, епископ Серафим по воскресным и праздничным дням совершал архиерейские служения, произносил поповеди, призывая своих пасомых к покаянию и христианскому смирению, а по средам неизменно читал акафист святителю Николаю Чудотворцу. Старался разбудить у русских людей чувство греха за богоотступничество, которое привело Россию к гибели, призывал к покаянию, напоминал о цели человеческой жизни – стяжании и умножении Божественной благодати, без чего спасение невозможно. Заботился также и о русских голодающих иноках на Афоне. Он создал комитет для сбора помощи им и призывал прихожан к пожертвованиям. Болезнь его прогрессировала и была уже на последней стадии, но об этом знали лишь его самые близкие духовные чада. Но именно тогда, когда человеческие силы были уже на исходе, на него сошла великая Божия милость.

15/28 мая 1922 года во время св. Литургии епископ Серафим почувствовал в своем сердце необыкновенную духовную радость, как будто был не на земле. А причастившесь Христовых Таин, дивное райское блаженство и великая любовь ко Христу и Его словесному стаду исполнили все его существо и воцарились в его сердце. Идя по аллеям сквера, он умолял Господа никогда не лишать его этой благодати и услышал внутренний голос, неоднократно сказавший: ”Не бойся, ты никогда не отпадешь от Меня. Ты всегда будешь Мне верен!” Слезы умиления и радости текли по его лицу. Это был голос Спасителя. И тогда епископ Серафим получил дар совершенной чистоты и целомудрия. В его душе воцарились неземной мир и бесстрастие. И смерть отступила.

За свою чистоту владыка получил от Господа дар видеть самые незначительные отклонения от православной истины. Он был борцом и совестью Православия.В результате появились бесценные богословские творения. “Мои книги – это моя кровь”, – говорил он.

Епископ Серафим пользовался большим авторитетом и у болгарских гражданских властей. Сам царь Борис ІІІ был лично знаком с ним, знал и очень уважал его, дважды награждая его высокими болгарскими отличиями. Это было выражение благодарности за его поддержку Болгарской Православной Церкви, которая полвека находилась в схизме, наложенной на нее Константипольским патриархатом. Было положено начало церковному общению с Болгарской Церковью, что способствовало снятию схизмы.

В 1934 году владыка Серафим был возведен в сан архиепископа Богучарского. Дерзновенная молитва владыки ко Спасителю и Пресвятой Богородице много раз творила чудеса. Господь наделил его и даром прозорливости, что особенно ощущали на себе его духовные чада, которым он говорил: “Я вам не только отец, но и родная мать”.

В 1935 году им был написан фундаментальный богословский труд ”Новое учение о Софии – Премудрости Божией”. Это было опровержение ереси парижского богослова прот. Сергия Булгакова. За этот труд он был удостоен звания магистра богословия. Владыка часто говорил: “Православное богословие прямо пропорционально целомудрию”. Писал он большей частью по ночам. Во время исповеди напоминал кающимся забытые грехи, а когда они удивлялись, он улыбался: “Это случайно”. Нищим отдавал все, что было под рукой. Он всегда приносил с собой необыкновенную тишину и мир. Духовные чада не раз видели его озаренным неземным светом.

Его духовное чадо, архимандрит Серафим (Алексиев) рассказывал впоследствии: “В моей жизни мне встречались архиереи двух противоположных типов. Одни из них, хотя и не такие образованные, были смиренны и сердечны, другие же были ученые, но гордые и холодные. Архиепископ Серафим представлял собой образец редкого и счастливого сочетания учености и смирения, простоты и глубоких богословских знаний. Его простота и любовь ко всем были самыми характерными его чертами”.

В 1939 году архиепископ Серафим написал книгу “Русская идеология”, обосновав в ней богоустановленность царской власти, а впоследствии ответил ее критикам. В 1943 году он опубликовал сочинение “Искажение православной истины в русской богословской мысли”, а через год были изданы некоторые проповеди владыки. В одной из них он пишет: “Некогда св. Антоний Великий и св. Феодосий Великий пророчествовали, что в последние времена оскудеет ревность к подвигам христианской жизни, и таких святых отцов, которые просияли в древние времена своими подвигами и благодатными дарованиями, уже не будет. Благочестие ослабеет, и иноки будут жить в миру, не отличаясь ничем от светских людей. Но среди христиан последнего времени, как предсказывали древние св. отцы Церкви, будут и такие, которые благополучно укроют себя смирением и будут спасаться сердечными скорбями. Они в очах Божиих будут выше всех великих подвижников древности”. И дальше продолжает: “Тогда крещенская благодать Святого Духа воссияет в нас своим божественным светом и другими дивными проявлениями. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни: “Елици во Христа креститеся, во Христа облекостеся”, и благодать Крещения будет для нас одеждою Христа. Эта одежда Христова, или, что то же, благодатный божественный свет, покроет нас от всех бесовских козней, от бед и скорбей. Она покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души, после нашей смерти, будут проходить воздушные мытарства. Эта одежда, сия благодать, полученная при Крещении, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет средством и источником вечной непрестанной радости в небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа. Аминь”.

Архиепископ Серафим знал день своей кончины. И когда его духовные чада, плача, спросили его: “Батюшка, что мы будем делать без Вас?”, он ответил: “Пишите мне письма”.

За непоколебимое служение святой Православной Церкви Господь удостоил владыку Серафима праведной кончиной в Неделю Православия 13/26 февраля 1950 года. Одному своему духовному сыну-монаху, плакавшему в ночь после его погребения, владыка явился во сне и сказал: “Что ты плачешь, ведь я не умер, я жив!”

Рака с мощами архиепископа Серафима стала непрекращающимся источником чудес. Люди не только из Болгарии, но и из других стран и сейчас прибегают к его молитвенному заступничеству.

Расскажу о чудесах, которые происходили, можно сказать, на моих глазах.

Одна женщина, Л. Л., устроилась на работу в Русскую церковь. В первый свой рабочий день она подошла к гробу владыки и сказала: “Владыка, мне сегодня нечего есть, ты накорми меня сам”. Через несколько часов она подошла к гробу и увидела на нем арабскую лепешку и жареную курицу на ней. Такого больше никогда не случалось.

У дочери одной моей знакомой из Радомира шесть лет не было детей. Знакомая устроилась на работу в Русскую церковь и стала просить владыку о помощи. Приезжали и ее дочь с мужем, тоже просили. Сейчас ее внучке Марии около трех лет.

С. М., учительница математики, готовила учеников к конкурсным экзаменам. Детям и их родителям она посоветовала сходить к горобу владыки Серафима и попросить его о помощи. В результате оказалось, что более слабые ученики, попросившие о помощи, получили такие хорошие оценки, о которых даже не мечтали, а очень сильные, надеявшиеся только на себя, получили оценки ниже своих возможностей.

Л. Т. периодически работала в Русской церкви при гробе владыки. Приснопамятный архимандрит Сергий однажды спросил ее, не хочет ли она остаться на этой работе постоянно. Л. Т. ответила: “Хочу. Помолитесь за меня, батюшка!” Отец Сергий встал лицом к церкви, поднял руки и сказал: “Святый Серафиме, прошу тебя, устрой так, чтобы ее взяли на постоянную работу”. Это случилось в июле. А в августе архимандрит Сергий сказал одному их общему знакомому: “Ее возьмут, но чуть позже”. В октябре Л. Т. получила назначение на постоянную работу.

Г. М., молодой человек из Софии, жил в стесненных условиях. Его мать несколько раз просила владыку помочь разрешить квартирный вопрос. Просил и он сам. И проблема разрешилась неожиданно и быстро. Буквально чудесным образом. “Это мне подарок с небес”, – говорит Г. М.

Л. В. болела бронхиальной астмой и серьезно страдала Через месяц после того, как она устроилась на работу в Русскую церковь, болезнь начала отступать, а затем по молитвам владыки Серафима и вовсе исчезла.

Однажды на мою знакомую Р. Й. упала ночная лампа и сильно обожгла ей щеку. Появилось черное пятно. В аптеке посоветовали ей мазь Вишневского как первое средтство, а затем и другую мазь для ликвидации последствий ожога. Утром она пошла в Русскую церковь и помолилась. Коллеги посоветовали ей помазать черное пятно на щеке елеем от гроба владыки, что она и сделала. На слредующий день на лице не было никаких пятен, как будто ничего и не произошло.

Л. С., работающая в Русской церкви, рассазывает: “Я получиле сообщение о смерти моей матери вечером. Со слезами побежала помолиться к воротам Русской церкви. Было уже поздно, двери были заперты. Молилась, плача и взывая к владыке Серафиму о помощи. Надо было срочно ехать в Белоруссию. Похоронить мать было некому. Я была в очень тяжелом состоянии. Но, по молитвам владыки, все устроилось так, как будто было предварительно подготовлено. Во-первых, еще от стен церкви и до самой Белоруссии меня сопровождали монахи – сначала один, потом другой, затем третий. Они становились моими попутчиками, утешали в горе, давали советы. Во-вторых, по приезде в Белоруссию я сразу смогла похоронить мать – без проблем и волокиты с документами (чего практически не бывает), без излишних формальностей. Слава Богу за все!”

Недавно пришло письмо из Киева с просьбой обязательно купить большой букет роз на гроб владыки Серафима, поскольку все, о чем просили, исполнилось. Приходят письма из Петербурга, Москвы, Австралии и других стран молитвенные письма и письма благодарности. “Никогда у нас не было так много молитвенных писем, как в этом году”, – сказала мне одна служительница храма.

Чудес на гробе владыки совершается много, все мы пишем ему письма, как он и завещал нам. О посмертных чудесах архиепископа Серафима рассказывается в книгах: “Православные чудеса в ХХ веке”, “Краткое жизнеописание архиепископа Серафима” и других.

Дивны дела твои, Господи!

Мы любим нашего святого и праведного архипастыря, нашего “аввочку”, как любовно называли его в свою бытность семинаристы (авва – отец), и очень надеемся на его заступничество перед Господом и Пресвятой Богородицей.

Литература

1. Краткое жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева). Салоники, 1991 г.

2. Проповеди. Архиепископ Серафим (Соболев). Изд. “Св. Лука”, 1988 г., София.

3. Православные чудеса в ХХ веке. Вып. 4, 1995 г., Москва.

4. Православная вера – это и есть само христианство. Архимандрит Сергий (Язаджиев). Изд. “Витезда”, 2008 г., София.

5. Русское слово. Издание общества “Русский клуб” 3/15811-12, 2001 г., София.

6. Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. Архимандрит Сергий (Язаджиев), архимандрит Серафим. Пер. с болг., Санкт-Петербург, 1992 г.

7. Всеправославное совещание в 1948 году об экуменизме. Доклады архиепископа Серафима (Соболева). Михаил Кригер. Изд. монастыра Св. великомученика Георгия Зографа. Пер. с рус., Афон.

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here