Музы согласно вкупе днесь гласите

Детально: музы согласно вкупе днесь гласите - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Электронный каталог: Музы, согласно вкупе днесь гласите!

Музы, согласно вкупе днесь гласите!

Нет экз.

Ноты (аналит. описание) Автор:

Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны : Музы, согласно вкупе днесь гласите! б.г.
ISBN отсутствует

На полку

Ноты (аналит. описание) Щ94я438

Р89

Музы, согласно вкупе днесь гласите! // Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны : виватные, панегирические, покаянные, навигацкие, застольные, пасторальные, любовные / сост. Е. Е. Васильева, В. А. Лапин ; оформ. А. В. Стрельников. – СПб. : Композитор, 2002. – С.111.

общий = Произведения вокальныеобщий = Канты

Привязано к:

Отобрать для печати:

страницу

|

инверсия

|

сброс

|

печать

(

0

)

Нет экз.

Ноты Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны : виватные, панегирические, покаянные, навигацкие, застольные, пасторальные, любовные Композитор, 2002 г.
ISBN 5-7379-0200-5
Библиотека КГИИ : Дом.аб., Кл.аб.

На полку

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе

Тема: «Многообразие поэтических голосов эпохи. Россия, российский интеллигент в столкновении с «тьмой египетской».

Цели: 1) Показать роль и место литературы в тоталитарном обществе, пересечение судьбы художника и диктатора.2) Объяснить значения слов: ТОТАЛИТАРИЗМ, ТЕРРОР, РЕПРЕССИЯ, КАТАКЛИЗМ; научить пользоваться этими понятиями при изучении материала на уроке.3)Познакомить обучающихся с произведениями А. Солженицына, М. Булгакова, Г. Иванова, О. Мандельштама и других поэтов; литературными и историческими материалами о судьбе М. Горького, С. Кирова, поэтов есенинского круга. 4) Показать конфликт личности и власти на примере их судеб.5) Познакомить обучающихся с выставкой книг и подборкой материалов из газет и журналов.6) Развивать эстетический вкус на примерах лучших образцов русской литературы, классической и современной музыки.

Оборудование: интерактивная доска с высказываниями А. Солженицына, М. Булгакова, слова для объяснения, музыка в записи, фотоматериалы, выставка книг, подборка статей из газет и журналов.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения обучающихся, аналитическая беседа, прослушивание музыкальных фрагментов.

Ход урока

1.  Слово учителя.

К середине 30-х годов в России устанавливается тоталитарный режим, который уничтожал то, что входит в понятие «свободная личность»: самостоятельность и независимость суждений, критичность, оригинальность, инициативность, творческое мышление. Люди должны были стать в своем большинстве простыми исполнителями, «средними индивидами». Административно-командная система присвоила несвойственные ей функции: она пронизывала все сферы жизни и внедрялась в них, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, а часто и просто невозможно. Творческая личность нужна была системе ровно настолько, насколько она в нее вписывалась. Для того, чтобы ярче подчеркнуть негативные стороны и особенности этого трагического периода в истории нашей страны, мы воспользуемся понятием ТОТАЛИТАРИЗМА.

2. Объяснение значений слов и запись их в тетради.

Тоталитаризм – одна из форм государства, характерными чертами которого являются его полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил.

Репрессия – подавление, карательная мера, наказание, имеющее целью подавить, пресечь что-либо.

3. Сообщения обучающихся. А) Тоталитаризм в России показывает главное противоречие сталинской эпохи: создание сильного государства – сверхдержавы за счет лишения большинства граждан элементарных экономических, политических, юридических прав, вплоть до права на жизнь. Атмосферу недоверия, доносительства, всеобщего повиновения и страха можно представить, читая строки из романа «В круге первом».

Б) Отражение политических событий в стране мы находим и в произведениях литературы и искусства. «Россия, российский интеллигент в столкновении с «тьмой египетской» своей страны, своего народа – вот что обдумывалось и стало темой произведений . Трагический пророк в статье «Грядущие перспективы» предсказывал о том, что в стране начнется расплата за социальную революцию, заплатят за все интеллигенция и народ. «…Нужно платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни… И мы выплатим»,- писал М. Булгаков.

В) Российский интеллигент всегда чувствовал себя ответственным за «Россию, за народ и за все на свете…» (А. Твардовский) Творческая интеллигенция пыталась найти и донести до народа правду времени, которую говорить не позволялось. Многие судьбы художников пересеклись с властью диктатора. Тот, кто хотел не только личной свободы, но и свободы творчества, не мог ужиться с тоталитарным режимом.

Г) Звучит запись песни в исполнении А. Малинина «Птица в клетке».

Д) На фоне мелодии Бетховена «Лунная соната» 2 чтеца знакомят остальных со стихотворениями «Расстояние: версты, мили…» и «Я слышу – история и человечество, я слышу – изгнание или отечество».

4. Слово учителя.

А) Некоторые поэты и певцы, композиторы и художники покинули Россию, продолжая любить ее и тосковать о ней в эмиграции. А те, кто не мыслил себя вне Родины, остались и разделили с народом трагедию, постигшую страну. За право свободно думать и говорить многие из них расплатились своей жизнью. Первыми пострадали поэты, «вышедшие из недр трудового крестьянства». Семеро поэтов есенинского круга погибли в годы репрессий. Жуткая бесцеремонность по отношению к культуре стала официальной политикой коммунистической России, большевики стали командовать литературой.

Вот почему затравленный Советской властью С. Есенин написал эти грустные строки: «Припадок кончен. Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон. Вчера прочел я в «Капитале», что для поэтов свой закон». Закон этот нам хорошо известен.

А. Вознесенский сказал: «Поэтов тираны не понимают. Когда понимают – тогда убивают». Есенина не стало в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. Если бы тогда он чудом остался жить, то вряд ли ему удалось бы уцелеть в жерновах 1937 года, когда погибли его друзья.

5. (Под тихий звон колокола в память о погибших поэтах зажигаем свечу, обучающиеся по очереди называют их, словно идет перекличка.) 6. Алексей Ганин и Петр Васильев – 30 марта 1926 года, Петр Орешин – 18 марта 1938 г, Иван Приблудный – 13 августа 1937 г, Сергей Клычков – 8 октября 1937 г, Николай Клюев – 25 октября 1937 г, Василий Наседкин – 15 марта 1938 г. Все они были расстреляны. 7. Обзор выставки статей, фотографий. А) Э. Хлысталов в статье «Сын ответил за отца» рассказывает о том, как было сфабриковано дело против сына С. Есенина; Георгий был расстрелян 7 декабря 1937 года, а через 20 лет имя его реабилитировали.

Б) Сообщение об убийстве . Неординарные личности всегда вызывают зависть и неприязнь своей бескомпромиссностью и независимостью. Они раздражают обывателей и тех, кто находится у власти тем, что просто не похожи на них, не вписываются в тоталитарную схему. Начало репрессий в партийном и государственном аппарате было неизбежно, а поводом стало убийство .

В) Звучит отрывок из концерта С. Рахманинова.

8. Аналитическая беседа.

– Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.

А) В течение 30-х годов ушли из жизни те, кто представлял в 20-е годы ту или иную оппозицию внутри партии. Это время стало едва ли не самой кровавой страницей в отечественной истории последних столетий. С декабря 1934 г был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел «врагов народа», в стране появляется целая сеть лагерей для политических заключенных. «Архипелаг ГУЛАГ» – так назвал их , прошедший и вынесший на своих плечах 11 лет сталинских лагерей. «Жить не по лжи» – его главный жизненный принцип. «Одно слово правды мир перетянет», – писал А. Солженицын. – Правда обрушится водопадами! А – обрушится, ведь не миновать». Писатель одним из первых открыл нам эту правду о лагерной жизни. У него была ясная цель – объяснить катаклизм, который поразил нашу страну.

– Как все это произошло? Объясним значение слова «катаклизм».

Б) Катаклизм – наводнение, стихийное бедствие, катастрофический, разрушительный переворот (в природе и обществе).

В) Первый катаклизм, постигший нашу страну в 20 веке, была социальная революция, следующий – тоталитарный режим, который был платой за революцию. Новый этап – «эпоха террора». Официально принято считать, что террор в СССР начался с убийства Кирова, но французский писатель Р. Роллан записал в дневнике тех лет: «Террор в СССР начался не с убийства Кирова, а со смерти Горького…»

Г) Объяснение значения слова «Террор» – страх, ужас. Насилие по отношению к политическим врагам, политика устрашения, подавления.

Д) Прослушивание в записи песни И. Талькова «Россия».

Е) Сообщение о М. Горьком. В своих «Несвоевременных мыслях» писатель скажет о большевиках: «Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России». «Мне безразлично, как меня назовут за это мое мнение о «правительстве» экспериментаторов и фантазеров, но судьбы рабочего класса в России – не безразличны для меня. И пока я могу, я буду твердить русскому пролетарию: «Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного опыта, а в глазах вождей ты все еще не человек! » В 1921 г Горький уехал из России и как бы ушел в сторону от борьбы, развернувшейся в стране, а вернулся через 10 лет уже в державу, созданную Сталиным. Вероятно, в то время из прекрасного итальянского далека ему показалось, будто в России сбывается многое из того, за что он ратовал всегда. Но, когда он понял, что на самом деле происходит в стране, то решил обратиться к мировому общественному мнению с разоблачениями сталинской политики. Но не успел. М. Горький торопил с приездом французских писателей Л. Арагона и Э. Триоле, чтобы «передать миру его поручение». Существует версия о том, что смерть Горького была «ускорена». Сталин боялся, что писатель перестанет молчать и сообщит Западу настоящую правду о событиях в Советском Союзе. Существовала секретная токсикологическая лаборатория, яды которой вовремя «помогали» многим видным советским политическим и общественным деятелям уйти из жизни. Административно-командная сталинская система, однажды начавшая стричь «под нулевку» творческую интеллигенцию, не выпускала из рук смертоносных ножниц. Или станешь славословить, посвящать хвалебные оды товарищу Сталину, или будешь отрезан от мира…

Ж) Сообщение о Мандельштаме. Поэт, для которого высокая потребность ума видеть правду была в то же время и «величайшей нравственной необходимостью», выбирает дорогу терний и мук. Таким был и Осип Мандельштам, который не забывал, что он поэт, оставался верен себе до конца. Тираноборческий дух одержал верх над сомнениями и страхом: в ноябре 1933 г из-под пера поэта выходят гневные антисталинские строки: «Мы живем, под собою не чуя страны»…Поэт был арестован и умер в одном из лагерей.

9. Чтение наизусть этого стихотворения.

10. Обзор выставки книг, рекомендации для чтения.

11.Чтение наизусть стихотворения Л. Киселева «Поэты умирают в небесах».

12.Заключительная часть урока. Звучит запись песни А. Малинина «Дай бог»…

15.Домашнее задание: Выучить 1 стихотворение, ответить на вопросы.

«УМ И ДЕЛА ТВОИ БЕССМЕРТНЫ В ПАМЯТИ РУССКИХ»…

( Литературно-музыкальная композиция, посвященная )

Оформление: портрет , высказывания о поэте А. Пушкина, В. Кюхельбекера. Стенды-раскладушки «Жизнь и творчество », выставка книг, рисунков, сочинений, рефератов, докладов. Музыка русских композиторов, вальсы Грибоедова, духовная музыка.

Участники: 4 ведущих, 1 чтец в роли Пушкина, 2 чтец в роли Грибоедова (оба в темных фраках), 5 чтецов стихотворений, музыкант, исполнитель романса.

Вступление.

На фоне музыки С. Рахманинова выходят 2 ведущих ( юноша и девушка ) и 2 чтеца: 1-й в роли Пушкина, 2-й в роли Грибоедова.

1-й чтец: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию… Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». Живой, свободный разговорный язык, стихи, которые, как и предсказывал Пушкин, на лету превращались в пословицы, картины русской жизни, каких не было со времен Фонвизина. Так отметил Пушкин литературный талант Грибоедова.

1 ведущий: Существует легенда о том, что 17 ноября 1820 г в письме из Тифлиса Грибоедов описал свой вещий сон, в котором он дал клятву, что через год непременно напишет что-то для своего знакомого. Заканчивалось письмо словами: «Во сне дано, наяву исполнится». В 1824 г обещание было исполнено, а имя Грибоедова стало известно не только в Москве и Петербурге, но и во всей России.

2 ведущий: Личность Грибоедова интриговала и современников, и потомков. Его судьба была блистательна и трагична. О ней мы и поведаем сегодня.

1-й чтец: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей»,- писал .

1 ведущий: родился в Москве 15 января 1795 года. Он получил прекрасное образование, а в 11 лет стал студентом Московского университета; к 17 годам прошел курс трех факультетов – словесного, юридического и физико-математического. Его влекли занятия науками. В 1812 году Грибоедов готовился «для возведения в звание доктора прав». Современники отмечали его удивительные способности к иностранным языкам, с юности он свободно владел французским, немецким, английским и итальянским языками. Позже он изучил латынь, греческий, персидский и арабский.

2 ведущий: Грибоедов был прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музыку, тонко понимал ее, часами играл сам. Друзья любили слушать его великолепную игру на фортепиано… сядет он, бывало, к нему и начнет импровизировать… сколько было тут вкуса, силы, живой мелодии! Он был отличным пианистом и большим знатоком музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер – его любимые композиторы.

1 ведущий: А. Грибоедов и сам сочинял музыку, он был автором нескольких музыкальных произведений, но не все они дошли до нас. Если от Грибоедова-писателя остались стихи и водевили, великая комедия, если от Грибоедова-дипломата и ученого остались статьи, трактаты,

различного рода записки, то Грибоедова-музыканта мы знаем только по двум маленьким музыкальным пьесам, по двум вальсам, слушая которые сегодня мы можем получить глубокое удовольствие.

( Звучит 1 из вальсов в исполнении музыканта на фортепиано.)

2 ведущий: Точное время написания вальса неизвестно, но по воспоминаниям современников это было в Москве, когда он посещал балы, различные вечера, до которых не был большим охотником, но наблюдения его за жизнью светского общества отразились затем в его произведениях.

( Начинает звучать тихий колокольный звон, сначала редкие удары колокола, затем все чаще и тревожнее, на их фоне говорит ведущий. )

1 ведущий: «Отечество, сродство и дом мой в Москве»,- определил свое отношение к старой столице . Аристократическое сродство сводило его с будущими декабристами: Одоевским, Якушкиным, Пестелем, Муравьевыми. Со многими из них он дружил долгие годы, они были близки ему по духу.

1 чтец: Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас… и племена сразились,

Русь обняла кичливого врага,

И заревом московским озарились

Его полкам готовые снега. ( )

2 ведущий: Всю жизнь Грибоедова перевернула гроза 1812 года. Движимый патриотическими порывами, он добровольно записался Московский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не довелось: полк выслали в тыл. Так началась его жизнь вне родного дома, вне Москвы, университета и привычных ему занятий. Ему было 18 лет. Походная жизнь, удалая гусарская веселость, бесшабашная смелость нравились ему:

2 чтец: Философы в ученом заточеньи Защитники уединенья Наш посетите стан, когда вам есть досуг.

Здесь узрите вы дружный, братский круг,

Начальника, отца обширного семейства.

Коль надобно – на смерть идут;

Не нужно – праздники дают.

У вас как будто чародейство:

От книг нейдете вы на час,

Минута дорога для вас;

А мы на дней не ропщем скоротечность.

Они не истекут, доколе мы живем;

А там настанет вечность,

Так дней не перечтем.

( Звучит «Патриотическая песня» в исполнении симфонического оркестра, дирижер Светланов Е. )

3 ведущий: Неизвестно, как сложилась бы судьба Грибоедова, если бы он не встретил здесь друга, нравственное влияние которого ощущал потом всю жизнь. Это был Степан Никитич Бегичев.

2-й чтец: Ты, мой друг, поселил в меня, или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души, с того времени, как с тобою познакомился,- и, ей-богу! Когда с тобою побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее».

( Слова из письма Грибоедова звучат на фоне духовной музыки. «Музы согласно вкупе днесь гласите…» в исполнении Академической хоровой капеллы.)

4 ведущий: После выхода в отставку в 1815 г Александр Грибоедов поступил на службу в коллегию иностранных дел, чиновником которой после Лицея стал и Пушкин. Так познакомились будущий великий русский поэт и будущий автор гениальной русской комедии.

1-й чтец: «Я познакомился с ним в 1817 г, его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества,- все в нем было необыкновенно привлекательно»,- писал Пушкин затем в воспоминаниях.

3 ведущий: А тогда они оба были молоды, увлечены веселой столичной жизнью, влюблены в поэзию, в театр, Для Грибоедова театр был праздником и домом:

2-й чтец: Люблю толпящийся народ

Я при раздаче лож и кресел:

Кому терпенье – труден вход,

Тот получил себе – весел,

Но вот ему возврата нет!

Стеной густеют непроломной,

Толпа растет, и ропот громный,

И голоса: билет! Билет!

Как будто их рождает преисподня.

А это чудо кто творит? – Поэт!

( Это стихотворение звучит на фоне мелодии «Тарантелла», по окончании его мелодия усиливается, звучит отрывок.)

4 ведущий: 12 марта 1818 г судьба переменилась: он назначен секретарем персидской дипломатической миссии в Тейране, как тогда называли Тегеран. Грибоедов – человек долга. Все, что он делает, он делает добросовестно. Грибоедов – человек гениальный – свои способности он вкладывает и в дела дипломатические. Более 10 лет на дипломатической службе его миссия удавалась блестяще. А в его письмах по-прежнему звучит желание уйти в отставку и отдаться целиком занятиям литературным:

2-й чтец: «Я еще нового назначения не имею. Да если и не получу, да мимо идет меня чаша сия. Душевно бы желал некоторое время пробыть без дела официального и предаться любимым моим занятиям», то есть поэзии и музыке. Но быть без дела, без официальной службы в николаевской России почти то же, что быть вольнодумцем!

3-й чтец читает наизусть стихотворение «Прости, отечество». Фоном звучит «Большой вальс» , в конце музыка усиливается.

Не наслажденье жизни цель,

Не утешенье наша жизнь

О! не обманывайся, сердце.

О! призраки, не увлекайте!..

Нас цепь угрюмых должностей

Опутывает неразрывно.

Когда же в уголок проник

Свет счастья на единый миг,

Как неожиданно! Как дивно! ..

1 ведущий: «Свет счастья» иногда выпадал и на долю Грибоедова. В Петербурге (1828 ) встретил Пушкина, Вяземского, Мицкевича. Кто еще так чувствует поэзию! В этот приезд поэты много беседовали. А когда Грибоедов наиграл Глинке мелодию грузинской песни, музыка пленила Пушкина, и он написал слова, а Глинка музыку. Так родился романс «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной…»

( Исполняется романс под фортепиано.)

2 ведущий: Пусто в Петербурге. Многих нет из тех, кто был дорог Грибоедову, – Рылеев погиб, Бестужев и Одоевский в Сибири… мучительно тревожила Грибоедова, а невозможность помочь приводила в отчаяние, которое выливалось в стихи:

Я дружбу пел… Когда струнам касался,

Твой гений над главой моей парил,

В стихах моих, в душе тебя любил

И призывал, и о тебе терзался!..

О, мой творец! Едва расцветший век

Ужели ты безжалостно пресек?

Допустишь ли, чтобы его могила

Живого от любви моей сокрыла?..

1 ведущий: А после трагической гибели Грибоедова о нем грустил в Сибири осиротевший Одоевский.

Где он? Где друг? Кого спросить?

Где дух?.. Где прах? В краю далеком!

О, дайте горьких слез потоком

Его могилу оросить,

Согреть ее моим дыханьем!

2 ведущий: Последние свои годы А. Грибоедов провел на Кавказе. Среди причин возвращения на Кавказ – и желание быть дальше от Петербурга, ведь друзьям помочь он ничем не мог, хотя продолжал хлопотать о переводе разжалованных декабристов из Сибири на Кавказ, который казался ему краем вольности, там он чувствовал себя свободнее.

2-й чтец: «Буду ли я когда-нибудь независим от людей? Зависимость от семейства, другая от службы, третья от цели в жизни, которую себе назначил, и может статься наперекор судьбе. Поэзия! Люблю ее без памяти, страстно, но любовь одна достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава? По словам Пушкина… «Яркая заплата на ветхом рубище певца». Свобода была его любимым словом, независимость – задушевною мечтою. «Я как живу, так и пишу свободно и свободно»,- утверждал Грибоедов».

4-й чтец читает наизусть стихотворение «Освобожденный». Фоном звучит мелодия «Перезвоны» в исполнении камерного хора.

3 ведущий: Но свобода не давалась легко. Плохо поэту среди чиновников. Эта нота недовольства, ощущение себя не на месте будет теперь постоянно. писал о нем так:

Певец, тебе даны рукой судьбы

Душа живая, пламень чувства,

Веселье тихое и светлая любовь,

Святые таинства высокого искусства

И резво скачущая кровь!

4 ведущий: Его мучила необходимость служить. Но целью всей жизни Грибоедова было служение отечеству. Он считал: чем образованнее человек, тем он больше может быть полезен для общества. Пушкин об этой поре его жизни писал: «…совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником… Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни».

( Звучит музыка «Осенняя песня», затем на фоне мелодии ведущие рассказывают о любви и женитьбе Грибоедова.)

3 ведущий: Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился на той, которую любил – Нине Александровне Чавчавадзе. Дочь известного грузинского поэта писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии, давал Нине уроки музыки. «Его будущая жена – молодая 16-летняя княжна Нина Чавчавадзе; она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна». В одном из писем Грибоедова есть воспоминание о том, как он сделал предложение своей будущей жене:

2-й чтец: «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из-за стола, я взял ее за руку и сказал ей: «Пойдемте со мною, мне нужно что-то сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда, верно думала, что я ее усажу за фортепиано, вышло не то, дом ее матери возле, мы туда уклонились, взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее… нас благословили»…

5-й чтец читает наизусть стихотворение А. Грибоедова «Романс»

1 ведущий: Юная очаровательная Нина была его ученицей в игре на фортепиано, теперь стала женой. Он сам изумляется своей способности безоглядно, молодо любить и быть счастливым.

2-й чтец: «Мой роман живой у вас перед глазами… главное в нем лицо – ваш друг, неизменны в своих чувствах, но в быту, вроде жизни, в различных похождениях не похожий на себя прежнего, на прошлогоднего, на вчерашнего даже; с каждой луной со мной сбывается что-нибудь, о чем не думал, не гадал»,- пишет Грибоедов друзьям.

2 ведущий: Но счастье оказалось недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов вместе с женой и в сопровождении всей русской миссии выехал в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе, потом очень тосковал. Вот строки из его последнего письма жене.

2-й чтец: «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить… чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще немного, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того более не разлучаться».

1 ведущий: Письма – зеркало души поэта. Нам, спустя 200 лет, позволено заглянуть в это зеркало, имеющее волшебную силу оживить прошлое. Письма Грибоедова – маленькие литературные шедевры, в которых сохранилась живая интонация его речи, можно даже угадать тембр голоса. В них печали и радости, недовольство собой, жизненные невзгоды…Писем осталось немного, самые искренние – к друзьям, некоторые из них прозвучали сегодня и помогли открыть несколько страниц его жизни.

1-й чтец: «Жизнь его была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств»,- писал Пушкин.

2 ведущий: Трагическая гибель в Персии тоже затемнена «некоторыми облаками», он выполнил до конца свой долг на посту русского посла. Есть разные воспоминания и предположения. Когда не было рядом с Грибоедовым близких и любимых им людей, его спасала музыка, которая всегда и везде сопровождала во всех скитаниях от Бреста до Москвы, от Петербурга до Тавриза. Полномочный российский министр при тегеранском дворе – Грибоедов 30 января 1829 г с саблей в руках встретит толпу разъяренных убийц – мусульманских фанатиков, подстрекаемых властями, и погибнет одним из первых.

1-й чтец: «Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна»,- так писал потом Пушкин, который встретил траурную арбу с телом русского посла на дороге.

1 ведущий: был похоронен в Тифлисе ( Тбилисси ), на памятнике вдова поэта написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя»

2 ведущий: Возможно, в последнюю зиму в Персии 1829 г он не раз сидел в своем кабинете за фортепиано и играл тот самый вальс, который послушаем сейчас и мы.

( Звучит 2 вальс Грибоедова в исполнении музыканта.)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 02-04-00211а.

«Книжная песня» — такой термин предложил А. В. Позднеев к феномену русской музыкально-песенной культуры Нового времени, который активно развивался и функционировал со второй пол. 17 в. до первой пол. 19 в.. Особая, устно-письменная природа «книжной песни» предполагала форму песенного музицирования и письменную запись текстов и музыки. Поэтому и возникла она первоначально в виде внебогослужебных п с а л м о в в монастырях и школьно-книжных центрах. Первая и самая яркая школа псалмотворчества нового типа сформировалась в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном Патриархом Никоном на Истре в 1656 году.

18 век — период расцвета книжно-песенной традиции. В первой половине столетия она, с одной стороны, «опускается» в средние и нижние социальные слои русского общества, включая воинское сословие мелкопоместного дворянства и городское мещанство, купцов и прикащиков, семинаристов, сельский церковный люд и крестьян; с другой же — оказывается уже достаточно крепко стоящей на ногах, чтобы активно включиться в петербургский период русской государственно-общественной жизни и вспыхнуть мощным протуберанцем виватных к а н т о в и панегирических хвалений в честь прибытия императорских особ и высших церковных иерархов, в честь воинских побед русской армии и молодого российского флота.

По мере развертывания личностного начала в песенном творчестве круг этот стал расширяться и вверх по социальной лестнице, вплоть до аристократических салонов. Книжно-песенная традиция с легкостью включала в себя и «безымянные» поэтические тексты Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, создавая определенную поющую и переписывающую аудиторию. В ней актуализировались и поддерживались и более ранние вещи — духовные с т и х и, главным образом, покаянные, тексты псалмов и п е с е н Феофана Прокоповича, Симеона Полоцкого, св. Димитрия Ростовского и многих других авторов, не оставивших нам своих имен. К середине века книжно-песенная традиция, сохраняя и развивая накопленный багаж, находит для себя главное русло развития, л и р и к у — п е с н и любовные, пасторальные, шуточные, пародийные, застольные и т.д.. Приблизительно в это же время начинается все более активное освоение песен к р е с т ь я н с к о й традиции; «книжная песня» вырабатывает новую песенную стилистику и участвует, в частности, в формировании с л о б о д с к о г о и собственно г о р о д с к о г о песенного фольклора. Значительная часть лирического книжно-песенного репертуара вошла в крестьянскую песенную традицию, подвергшись там более или менее существенной переработке и трансформациям. И до сих пор экспедиции привозят время от времени записи крестьянской лирики явно «книжного» происхождения.

Эта область русской музыкально-поэтической культуры еще очень мало изучена, хотя дошла до нас в виде сотен рукописных книг, которые к концу 19 в. составили уже серьезные коллекции у некоторых знаменитых собирателей (А.А.Титов, И. А. Вахрамеев, Н. С. Тихонравов и др.). Если не считать сравнительно небольшого количества статей и неутомимой подвижнической работы с рукописями филолога А. В. Позднеева, то в остатке до недавнего времени оставалась только одна полноценная публикация — нотный рукописный песенник, опубликованный Т. Н. Ливановой в 1952 году. Много времени спустя появился небольшой сборник избранных кантов на стихи поэтов 18 в., подготовленный В. С. Копыловой, и сюита кантов на Петровскую баталию, извлеченная из одной рукописи В. В. Протопоповым. Нужно, правда, еще назвать великолепную в научном отношении трехтомную публикацию одного рукописного песенника (к сожалению, безнотного), подготовленную двумя английскими профессорами-славистами C. L. Drage и J. Sullivan; отдельный том этого издания — полное факсимильное воспроизведение рукописи. Только недавно нам с Е.Е.Васильевой удалось опубликовать вместе с нотами еще один песенник целиком и порядочную подборку из нескольких рукописей. (Выходные данные всех изданий, о которых здесь говорится, приведены в конце статьи в списке литературы.)

Итак, значительная часть рукописных песенников содержит нотные записи. Обычно это 3-строчные нотные партитуры, записанные «киевской квадратной нотой» по верху страницы или разворота. Текст записывается под нотами, каждая строфа в одну линию; при этом каждая строка стиха соотнесена по вертикали с соответствующей музыкальной фразой. Таким образом, в «правильной» рукописи полный текст выстраивается под нотами в вертикальном ранжире, образуя отделенные друг от друга колонны стихов по разделам строф. В безнотных песенниках также часто сохраняется песенная форма записи текстов. Киевская нотация (запись музыки «на линейных нотах») пришла в Россию из Белоруссии и Украины в сер. 17 в., все более активно вытесняя древнерусское крюковое письмо. Но еще долго сохраняются в ней некоторые архаичные формы и способы записи вокальной музыки. Поэтому вместе с порой витиеватой формой беглой скорописи 18 в. рукописные песенники представляют иногда значительные трудности при расшифровке и прочтении музыкально-поэтических текстов.

Корпус «книжных песен» плохо поддается жанровому членению. Это континуум непрерывных трансформ, вариантов, перетолкований и изобретений в словоформах и ритмоинтонациях, в мотивах, образах и сюжетах, в ритмике и композиционных формах музыкально-поэтических строф и т.д. При очевидной невозможности провести в материале четкие разграничительные линии ориентирами во времени и пространстве «книжных песен» остаются лексемы — определения естественного языка: псалмами в 18 в. называли наследие 17 в.; в 19 и 20 вв. все наследие 17 — 18 вв. стали чаще всего называть кантами и песнями.

Для того, чтобы дать представление о круге популярных псалмов, кантов и песен, которые бытовали в 17-18 вв. и зафиксированы во многих рукописных книгах, приводим суммарно-сравнительный перечень записей (по инципитам) из трех нотных сборников. За основу взята рукопись из самой богатой коллекции А. А. Титова, хранящейся в фондах Российской Национальной Библиотеки в Петербурге (ОР РНБ, Q. XIV. 150). Сборник составлен и написан очень тщательно, имеет сквозную нумерацию (№ 1 — 110; на первых трех страницах, л. 2 / 2 об. / 3, — ненумерованная одноголосная запись «Многолетствия» Екатерине II и вел. кк. Павлу, Александру и Константину; по-видимому, это запись хоровой партии альтов). Реестр в начале рукописи (частично утраченный) дает заглавия трех разделов: псалмы (1 — 57), канты (58 — 63), песни (64 — 110), однако разделение это вполне относительно. Сборник достаточно известен, не раз упоминается в работах музыковедов-историков (Р.И.Зарицкая, Ю. В. Келдыш) и филологов (А.В.Позднеев); несколько записей из него опубликованы в сб. В. С. Копыловой. Полный состав сборника публикуется здесь впервые. Рукопись датируется 1770-ми годами (филиграни Ярославской бумажной фабрики с датой «1773»).

Продолжают и дополняют список отсутствующие в нем тексты из так называемого «якушкинского» сборника ГИМ, 2473 (Москва) и ОР РНБ, Тит. 4272. Московский сборник — единственный опубликованный целиком, хотя и с небольшими изъятиями. Т. Н. Ливанова датировала его 1748 — 1751 гг. Сборник хорошо структурирован, состоит из двух разделов: псалмы (№ 1 — 56), расположенные по тематическому принципу, и канты и песни, расположенные в алфавитном порядке (1 — 53; нумерация в каждом разделе самостоятельная).

Сб. Тит. 4272 — целиком песенный, дошел до нас со значительными утратами: из возможных 219 песен (по нумерации) сохранилось только 66; датируется 1770-ми гг. Сборник уникален по составу, в нем, единственном из известных исследователям, содержатся, в частности, записи 12 исторических песен. Недавно он опубликован отдельным, хорошо комментированным изданием в составе многотомной энциклопедии «Музыкальный Петербург — XVIII век».

В таблице-перечне после инципита-заголовка в скобках указывается установленный автор текста; в правых колонках — номер варианта в соответствующем сборнике (в ГИМ.2473 — по публ. Ливановой).

ОР РНБ, Q.XIV.150 ГИМ.2473 Тит.4272
   
1.Хвалу Всевышнему владыке (Ломоносов) I, 24  
2. Исусе мой прелюбезный (Димитрий Ростовский) I, 34  
3. Господи, кто обитает (Ломоносов) I, 23  
4. Кто, Плутон, сидит с тобою (Ломоносов)    
5. Мире лукавый, скорбьми исполненный I, 55  
   
7. Превзыдох меру, о! мой вечный Боже (Димитрий Ростовский) I, 47  
8. Суди ми, Боже, прю да рассудиши    
9. Кто крепко на Бога уповая (Прокопович) I, 1  
10. Исусе сладосте, предвечна радосте    
11. Почто мир гордится во временной славе    
12.Божие ныне Рождество I, 36  
13.Вси языцы, всех стран лицы I, 3  
14. Не плачь, Рахили I, 42  
15. Шедше трие цари I, 38  
16. В день Христова Рождения    
17. В день Христова Востания    
18. Почто мрачны, глухи ночи (Симеон Тверской) I, 46  
19. Днесь наши ребята    
20. Суди обидящих, Зиждитель ( )    
21. Благословен Господь мой Бог (Ломоносов)    
22. Благословен Творец вселенны (Сумароков)    
23. О, Иерихон проклятый    
24. Владыко мой и Боже мой    
25. Плачите сердца, очей моих зеницы    
26. Воплю Богу в беде моей    
27. Како восплачу, како возрыдаю    
28. Взирай с прилежанием (Стефан Яворский)    
29. Плачуся и ужасаю    
30. Надежду мою в бозе полагаю    
31. Ты мой Бог Исусе    
32. Совесть кто в себе непорочну знает I, 22  
33. Света лукавства и беды злыя (Кантемир)    
34. Коли дождуся весела ведра (Прокопович)   2/10
35. Бог Богом Господь людем глаголаше    
36. Бога с небес вси хвалите    
37. Егда от Вавилона (Симеон Полоцкий) I, 32  
38. Господи сердце мое не бяше высокое    
39. Воспоем песнь нову Господеви Богу I, 18  
40. Боже Отче всемогущий    
41. Коль наше на сем свете житие плачевно    
42. Прийде архангел    
43. Апостоли с конца света    
44. Склонитеся веки купно с человеки    
45. Притецыте братие    
46. Радуйся царице, наша заступнице    
47. А кто, кто Николая любит I, 51  
48. Торжествуй днесь Российска страна    
49. Ясно возсия свеща    
50. Ликуйте церкви восточная чада I, 45  
51. Христе мой Боже, Исусе сладчайший    
52. Мати милосерда, ты еси отрада    
53. В плен плоть дух мой ведет во мне    
54. Что то за злость и что за ярость (Тредиаковский) I, 56  
55. Ах, свете лукавый, полон злыми нравы II, 5 33(46)
56. Буря море раздымает II, 9 38(106)
57. Ах, житье мое, житье бедное II, 41  
58. Уже прекрасное светило (Ломоносов)    
59. Лице свое скрывает день (Ломоносов)    
60. Какой прекрасный взор открылся    
61. Днесь торжествуйте вси купно ныне I, 7  
62. Сладки оды пойте роды    
63. Начну на флейте стихи печальны (Тредиаковский)    
64. Ах, любезная весна II, 20 18/29
65. Добро тому жити, кто весел живет    
66. Вы дали язву, як в первой раз видел    
67. Всякому зла мука в монастыре жить    
68. Вам, прекрасныя долины    
69. Часть оплакивая люту    
70. Жизнью я своей скучаю (Сумароков)    
71. Знать судьба мне так судила (Сумароков)    
72. Не смущай меня, драгая    
73. Чувствую скорби люты (Сумароков)    
74. Середи прекрасных роз (Попов)    
75. Лишь только занялась заря    
76. Потеряю, что люблю (Келейников)    
77. Что повыше было города Саратова    
78. Разлейтеся по рощам потоки чистых вод (Сумароков)    
79. Ночною темнотою покрылись небеса (Ломоносов)    
80. Толь награда за мою верность (Сумароков -?) II, 51 1/9
81. Вспомниш ли меня, мой свет (Сумароков)    
82. Не пью я, младешенка, пива ни вина    
83. Как бы знала, как бы ведала, мой свет    
84. Ты проходиш, мой любезной, мимо кельи    
85. Ты проходиш, дорогая, мимо кельи (Волков -?)    
86. Ивушка, ивушка зеленая моя    
87. По горам, по горам и я по горам ходила (Нарышкина)    
88. Во моем во садочку    
89. Поди прочь, не докучай мне, молодец    
90. Здравствуй тот, кто пьет    
91. Бес проклятой дела нам затеял    
92. Весела будь кровь работна    
93. Пейте, братцы, попейте    
94. Недалеко здесь живет муж с своей женою    
95. У старухи за рекой садик расцветает    
96. Как на матушке на Неве-реке    
97. Под дубом, под дубом, под дубиною    
98. А в поле, поле трава мурава    
99. Чарочки по столику похаживают    
100. Да орал мужик при дороге    
101. Ельник мой, ельник    
102. Ах, никто, братцы, про хмелюшка не знает    
103. За морем синичка не пышно жила    
104. Ах, жил я , молодец, во своей деревне    
105. Ах, я селезня любила    
106. Сидит сова на печи II, 48  
107. Я не видал таких веселых    
108. Было в литвинке четыре дочки    
109. Я у матушки просилась    
110. Подпили-пили две невестушки   31/44
     
  ГИМ. 2473 Тит.4272
111 ( I, 2). Петра Первого дщерь наша мати    
112 (I, 4). Гряди наш свет, Елисавет (Ломоносов)    
113 (I, 5). Виват преславна, самодержавна    
114 (I, 6). Показася даровася, пой, Россия, пой    
115 (I, 9). Слава Богу всемогущу    
116 (I, 10). Приспе день красный    
117 (I, 11). Начнем убо вдруг сугубо    
118 (I, 12). Ныне согласно вкупе днесь гласите    
119 (I, 13). Пойте вси хвалу Богу    
120 (I, 16). Вси тецыте, вси плещите    
121 (I, 19). Тебе слава и держава, всемогущий Боже    
122 (I, 20). Боже мой, Твои судьбы    
123 (I, 21). Крепкий, чудный, бесконечный (Тредиаковский)    
124 (I, 25). Господи, силою Ти царь возвеселится (Симеон Пол.)    
125 (I, 27). Господи мой, ярость Твою    
126 (I, 28). Муж буй в сердцы глаголаше (Симеон Полоцкий)    
127 (I, 29). Сильне в злобе что блажиши (Симеон Полоцкий)    
128 (I, 31). Иже помощи Вышнего вручится (Симеон Полоцкий)    
129 (I, 39). Пастушкове, пастушкове    
130 (I, 40). Ныне весь мир играет    
131 (I, 41). Глас слышен в Раме    
132 (I, 43). Престани горце, вифлеемска мати    
133 (I, 49). На Фаворе преображася    
134 (I, 54). Что гониши, что бежиши    
135 (II, 1). Аще бы постоянство пребывало в свете    
136 (II, 2). Ах, коль радостно время сладостно    
137 (II, 3). Ах, что творится между человеки    
138 (II, 4). Ах, свет мой горький   35/48
139 (II, 6). Ах, невозможно сердцу пребыть без печали (Тред.)    
140 (II, 7). Ах, коль я цвела в летах молодых   29/42
141 (II, 8). Ах, коль преславно без печали жити    
142 (II,10). Безмерная любовь сердце во мне запалила    
143 (II,11). Белая голубонька, красная девонька    
144 (II,12). Бедна ж моя головонька    
145 (II,13). Весна катит, зиму валит (Тредиаковский)   16/27
146 (II,14). Возгласит, воскукурлу журавль на воздуху   6/17
147 (II,15). Всегда есть во свете Фортуна пременна    
148 (II,16). В предражайшей любви егда    
149 (II,17). Где златое время и дни предрагие    
150 (II,18). Доколе имам сердце сокрушати    
151 (II,19). Два каплуна, хоробруна жито молотили    
152 (II,21). Долголь тебе мучить, лапушка моя    
153 (II,22). Едина моя благая радость    
154 (II,23). Живот мой любезный    
155 (II,24). Зело тому болезненно    
156 (II,25). Злосчастное время в свете всегда пребывает    
157 (II,26). Замочить колос, наварить пива    
158 (II,27). За рекою, за быстрою все кумы мои живут    
159 (II,28). За что моя радость любовь пременяешь    
160 (II,29). Истинную любовь держит    
161 (II,30). Ишов казак з Украины    
162 (II,31). Кое похваление имею воздати    
163 (II,32). Когда мои очи знати вас начали   28/41
164 (II,33). Красот умильна, паче всех сильна (Тредиаковский)    
165 (II,34). Люблю тя, друже мой, паче себе    
166 (II,35). Любовь твоя всегда мне скучает    
167 (II,36). Мысли презелны и пребезмерны    
168 (II,37). Несчастная доля без милого жити    
169 (II,38). Нет такового цвета подселенней    
170 (II,39). Очи мои видети давно тя желали    
171 (II,40). Ох, счастье, счастье бедное, злое (Сковорода)    
172 (II,41). Ох, житье мое, житье бедное   34/47
173 (II,42). Ох, матушка, жениха, жениха    
174 (II,43). Посмотри в печали, друг любви сердечной    
175 (II,44). Почто, Фортуна, от мене отходишь    
176 (II,45). Почто, девонька, мене оставляешь    
177 (II,46). Приказал боровик, сам большой полковник   10/21
178 (II,47). Распалися, мое сердце, по тебе, любимая    
179 (II,49). На горах Валдайских сидел Аполлон    
180 (II,50). На горах Кронштатских ходил инженер    
181 (II,52). Худая жена мужу сухота    
182 (II,53). Щиголь тугу мает    
Тит. 4272    
183 (3/11). Начну играти я на скрыпицах    
184 (5/16). Ко многим днесь приходил    
185 (7/18). Дружеская благость и щедрая милость    
186 (8/19). Да не ходи ты в черне при мне    
187 (9/20). Полно стояти на той дорози    
188 (11/22). Сизы голубоньку сидит на дубоньку    
189 (12/23). Ах, распалися нам огнь геены    
190 (13/24). Уж мой цветочик в поле увядает    
191 (14/25). А злоба люта сплетает пута    
192 (15 /26). В несносной жалости души нет радости    
193 (17/28). О чем зажурився, славная птица журавель    
194 (19/30). Ах, суетные мысли како превращают    
195 (20/31). Престань мя, злая Фортуна, прельщати    
196 (21/32). Стукнуло, грянуло в леси    
197 (22/34). Кто хощет кем любим быти    
198 (23/35). Стала Фортуна мене оставляти    
199 (24/36). Когда дома я сижу    
200 (25/37). Отправляяся в дорогу    
201 (26/38). Ах, велика мне беда    
202 (27/39). Во печали я великой    
203 (30/43). Не пора было, не время    
204 (32/45). Ах, как трудо человеку    
205 (36/49). Ах, как трудно жити    
206 (37/105). Не бунтуйте вы, ветры буйные    
207 (39.129). Ах, ты поле, поле чистое    
208 (40/130). Что победны наши головушки салдатцкие    
209 (41/131). Во тихой смирнной во беседе    
210 (42/132). Во тысяче семсот двадцать первом году    
211 (43/133). Все белы шатры при буграх, братцы, стоят    
212 (44/1134). Равно по три дни Азов-город заперт был    
213 (45/135). Ах, во тысяча семсот сорок втором году    
214 (46/136). У дороднова добра молодца    
215 (47/137). Ах, как сядемко, братцы, во единой круг    
216 (48/139). Соловей кукушку уговаривал    
217 (49/140). Ах, житье мое, житье бедное    
218 (50/141). В день на свете поглядаю    
219 (51/142). Уж злой нрав в людех силен состоит    
220 (52/206).    
221 (53/207). Всякому изрядно деньги-та иметь    
222 (54/208). Восколебалося море    
223 (55/209). Что мне нужды в свете сем (Державин)    
224 (56/210). Кака ето дума, чтоб други згубить    
225 (57/211). Не месяц, не лето уж мною прожито    
226 (58/212). По лугам гуляла и цветочки рвала    
227 (59/213). Не прогневайся, драгая    
228 (60/214). Ах, как очень тому трудно    
229 (61/214а). Ах, весьма я ныне бедный    
230 (62/215). О бедной ты брат, бедной человек    
231 (63/216). Всякому зла мука подъячим-то быть    
232 (64/217). Вси люди живут, как ал цвет цветут    
233 (65/218). Когда злоба будеши сыта    
234 (66/219). Ах, как скучно мне одной    

Л и в а н о в а Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: Т. I. М., 1952: Приложение: Сборник кантов XVIII века (в извлечениях): Из рукописных фондов Государственного исторического музея. М., 1952.

Музыка на Полтавскую победу / Сост., публ., исслед. и комм. В. В. Протопопова // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2. М., 1973.

Избранные русские канты XVIII века / Публ. В. С. К о п ы л о в о й. Л., 1983.

П о з д н е е в А. В. Рукописные песенники XVII-XVIII вв.: Из истории песенной силлабической поэзии. М., 1996.

В а с и л ь е в а Е. Е., Л а п и н В. А. Кант // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь: XVIII век — Т. 1. Кн. 2. СПб., 1998. С. 20-37.

О н и ж е. Псальма, псалм, псалом // Там же. С. 482-497 (библ.).

В а с и л ь е в а Е. Е. Вертеп и музыка // Традиционная культура: Научный альманах. М., 2002, № 1. С. 37-54.

Рукописный песенник XVIII века / Отв. ред. Е. Е. В а с и л ь е в а // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь: XVIII век — Т.1. Кн.5. СПб., 2002.

Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны / Изд. подг. Е. Е. В а с и л ь е в а, В. А. Л а п и н, А. В. С т р е л ь н и к о в. СПб., 2002.

Russian love-songs in the earli eighteenth century: a manuskript collection. Vol. 1-3. / By C. L. Drage and J. Sullivan. London, 1988-1989.

Оценка 3.3 проголосовавших: 24
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here