Псалом 23 толкование

Детально: псалом 23 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 23

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 23

Бросается в глаза сходство (по содержанию) между этим псалмом и псалмом 14 (сравните Пс. 23:3-4 с Пс. 14:1,3). Существует предположение, что оба они были написаны по поводу перенесения из дома Аведдара в скинию, сооруженную в Иерусалиме, ковчега завета (2-Цар. 6); подробнее об этом будет сказано при разборе текста.

А. Восхождение к святилищу (23:1-6)

Пс. 23:1-2. Это славословие выражается в признании факта сотворения вселенной Господом и того, что “основанная и утвержденная” Им она только Ему принадлежит.

Пс. 23:3-4. Псалмопевец задается вопросом о том, кто вправе “взойти” на Сион, гору Господню, где “жилище” Его, и встать на святом месте Его. (Возможно, в процессе богослужения ответ (стихи 4-6) полагалось давать священникам.) Лишь тот имеет право на это, кто не грешит в поступках своих (имеет руки “неповинные”) и чист в сердце своем, кто не дает лживых клятв и клятвы, данной им, не нарушает.

Пс. 23:5-6. Только такие люди-из “рода” ищущих лица Бога Иаковлева – только они могут надеяться на милость Его и благословение.

Б. Грядет Царь славы (23:7-10)

Пс. 23:7. Восклицание псалмопевца в стихе 7, повторяемое в стихе 9, говорит в пользу того предположения, что этот псалом был написан по случаю внесения ковчега в Иерусалим (вступление к комментарию). Поднимите, врата, верхи ваши… Ворота в древневосточных городах были низкими, но верхняя часть их была подъемной. Если вспомнить, что ковчег, крышка которого была украшена херувимами, левиты несли на плечах, то станет ясно, что войти в них со своей священной ношей они не могли: следовало поднять “верхи врат”. Ворота названы “вечными” по причине их древности.

Местом символического “пребывания” Господа была крышка ковчега: Он “восседал” на ее херувимах. Чем знатнее был входивший во врата, тем просторнее должен был быть его путь. Но “знатнее” Господа не было никого. Отсюда подчеркнуто торжественное и ликующее “обращение” царя Давида к древним воротам Иерусалима: поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс. 23:8-10. Следует объяснение того, кто этот Царь славы: Господь крепкий и сильный, Господь, дающий победы в битвах (сильный в брани). Торжественность момента псалмопевец подчеркивает нарочитыми повторами: сравните стих 7 и 9; стих 8 и 10.

Человек, который хотя бы раз в жизни прочитал всю Псалтирь от первой и до последней песни, не мог не заметить сходства между текстами 23 псалма и 14. Это неудивительно, ведь поводом для их написания послужило одно и то же событие: перенесение Ковчега Завета, главной иудейской святыни, из дома Аваддара в израильскую скинию. Как известно из истории, первая попытка перенесения закончилась инцидентом: Ковчег упал с повозки, которую тянули за собой тельцы, и левит Оза, попытавшийся поднять его, упал замертво без всякой видимой причины.

Толкование христианского 23 псалма повествует, что в этот момент израильский царь Давид, автор псалма, задумался над тем, кто достоин прикасаться к Божиим святыням, и эти размышления подтолкнули его к написанию очередной религиозной песни.

В православном тексте 23 псалма Давид перечисляет достоинства, которыми должен обладать человек, входящий в дом Господень и прикасающийся к святыням: «Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душой напрасно и не божился ложно» (Пс. 23, 4). Слушать и читать 23 псалом принято в случаях, когда необходимо открыть дверь, ключи от которой потеряны.

Слушать на видео православную молитву псалом 23 на русском языке

Читать текст православной молитвы псалом 23 на русском языке

В первый день недели.

Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

Псалтырь, православный текст псалом 23 на церковно славянском языке

Господня земля, и исполненiе eя, вселенная и вси живущiи на ней. Той на морях основал ю eсть и на реках уготовал ю eсть. Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем eго? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прiят всуе душу свою и не клятся лестiю искреннему своему; сей прiимет благвенiе от Господа и милостыню от Бога спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога iаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи вашя, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь сил, той eсть царь славы.

Псалом 23

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Самым известным толкованием этого псалма, является толкование

свт. Афанасия Великого.

«Возмите врата князи ваша.»:

 Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вмести с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т. е. вы, имеющие власть над вратами небесными, *) примите их. Поставлено же ваши вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но “возмите”, иначе -совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения. И далее по тексту.

Не претендуя на истину, а самое главное не вступая  в противоречие со свт. Афанасием Великим, мы хотели бы обратить ваше внимание на этот спорный с точки зрения грамматики текст псалма и предложить свое,  недалекое толкование этого места. С течением времени все труднее становиться владеть грамматической основой языка того времени. А порою перевод теперь уже становиться и вовсе невозможным, по причине полного забвения  тех грамматический правил того языка, с которого был сделан перевод псалмов. Здесь нас больше всего заинтересовало словосочетание   «Возмите врата князи ваша», которое повторяется в псалме дважды. Как нам кажется, здесь произошла ошибка перевода, а точнее ошибка чтения буквы «ш» и «щ», как в примере с чтением греческого словопроизношения о Церкви, точнее ка(т)олической или  ка(ф)олической  его интерпритации.  В данном случае мы в поисках слова обращаемся к Дьяченко. (Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год.)

«Ващага» –  и синоним этого слова «Вощага». Первое из них и его производные «вачега», «вачига», «вачуга», или «вачуга» –  обозначают толстую рукавицу, обшитую кожей с верхней стороны. Но есть еще слово «вощага», обозначающая короткую палку с прикрепленной к ней на толстом ремне, деревянным шаром, служившим для ударения в бубен. Т.е. речь идет о «вощаге», как о музыкальном инструменте, с которым князья иудейского народа должны были выйти навстречу Господу.

Если принять этот рассуждение к сведению, то тогда текст псалма выглядит следующим образом:

 Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, князья иудейского народа, возмите, т.е. идите к ним навстречу Господу при Его явлении к вратам Иерусалима с вощагами, т.е бубнами, и возмитеся …. и откроются ….. врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возьмите… их, т.е. откройте эти врата вечности для народа иудейского через познание истины,  врата князи ваша,….в радости и с песнопениями, музыкой и радостью…. и возмитеся….и откроются эти врата души и сердца…. врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Псалом Давиду, 24.К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Ибо вси терпящие Тя не постыдятся… (Пс.24.2)

Здесь интересна сама трактовка слов «…терпящие Тя». Как можно терпеть Господа? Т.е. пророк имеет ввиду те скорби, которые Господь попускает человеку за его беззакония. В этих преступлениях виноват сам человек. И поэтому он и «терпит Господа». Т.е. смиряясь под Его крепкую руку, человек получает прощение. Душа человека знает, что только он сам виноват во всех своих грехах. И их последствия, что приходят от десницы Господа, есть Его награда. И поэтому человеку не стыдно терпеть их, а наоборот почетно.

Далее святой Давид призывает Господа к наказанию тех, кто не принимает  Его промыслительных указаний к исправлению своей души:  «Да постыдятся…» т.е. опустят глаза пред лицом людей и Господа «…беззаконнущие вотще.» (Пс.24.3)

 Вотще: напрасно, втуне, даром, всуе.( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). Своими поступками  они как бы говорят, что вот мы, совершаем беззакония и где Он ваш Бог? Его нет, и поэтому мы будем совершать свои преступления и дальше. Но «…беззаконущие напрасно». – постыдятся не только в этой жизни, но и в вечности. Им будет стыдно за свою жизнь не только перед лицом Господа, но и перед людьми.

                                                    Кафизма 6
                                   Псалом Давиду,  в воспоминание о субботе  ( 37, 7-8)

Пострадах и слякохся… ( Слякохся: сгорбился, скорчился,  Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). …до конца, весь день сетуя хождах: Яко лядвия моя наполнишася поруганий,…

    Очевидно пророк говорит о том  времени когда ему было особенно тяжело как в физическом так и в духовном плане. Скорее всего, этот псалом, предваряющий известный  50 й псалом, говорит нам о том времени, когда наказание за преступление Давида против Иурии вступило в силу. Покаяние, отразившееся в словах последующего 50 го псалма пока не наступило, и пророк терпит скорбные последствия своей минутной слабости.

     Но здесь интересна трактовка слов  «Яко лядвия моя наполнишася поруганий». Лядвия – мясо на чреслах, мускулы в чреслах, ляжки, (Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год) т.е. задняя поверхность бедер.

     Известно, что во время особенно тяжких телесных страданий у человека не редко происходит непроизвольное извержение кала. В данном случае пророк описывает не только телесные страдания, но и главное свое чувство ужаса перед отступлением от него  Божественной благодати. Это одиночество приводит его в неописуемый трепет и страх даже до состояния когда: «…лядвия моя наполнишася поруганий,…».    Известно, что Давид имел многочисленные свидетельства явлений Божественной благодати.  И поэтому он так переживал ее отступление от своей души, что страдал до «…лядвий, наполнившихся …поруганий. И далее «… и несть исцеления (без возвращения Божественной благодати) в плоти моей. Озлоблен бых… (как человек он говорил в то время: «Где Ты есть? Вот я страдаю. А тебе нет до этого ни какого дела!) …, и «смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего». И только познав свою немощь и смирившись пред Богом, он получил помощь от Него.  О чем и говорит далее в 49м псалме. Но истинное покаяние родилось следом за ним в словах 50 го псалма: « Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству  щедрот Твоих очисти беззаконие мое». 

PS По всей видимости ввиду этической составляющей этого 37 – го псалма его дословное толкование завуалированно: «В переводе с еврейского весь стих читается таю “ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей”. Преосвященный Порфирий переводит первую половину стиха так: “ибо чресла мои наполнены поруганиями”, и в примечании дополняет: “болезни суть как бы ругательства над здоровьем”. Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (блж. Иероним, блж. Феодорит). “Под словом лядвия, – говорит блж. Феодорит, – пророк дает разуметь похотения, потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания” .».

                                                Псалом 98 (6,9).

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призыаающих имя Его, призываху Господа и Той послушаша их. В столпе облачнее глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Господи боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал им, и мщая на вся начинания их.

Нас заинтересовал следующий момент этого псалма:  Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал им, и мщая на вся начинания их.

Безусловно Господь слышит молитвы праведников и мстит, т.е.  помогает им одолеть все препятствия которые творят им люди или демоны в выполнении божественных повелений. Поэтому и сказано: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его, призываху Господа и Той послушаша их… и далее … яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Но здесь интересна трактовка слов: Боже, Ты милостив бывал им, и мщая на вся начинания их.

Как Бог может мстить своему творению? Если он войдет в спор с человеком, то будет ли хотя бы единственный  шанс для него остаться в живых? Мы думаем, нет. Поэтому здесь слова «…мщая на вся начинания их», обозначают милосердие Господа по отношению к людям, исполняющим Его повеления. Т.е. Господь помогает, защищает и мстит за всех тех, кто живет для прославления Его имени и выполняет Его святую волю.

 Аллилуиа, 146.

Хвалите Господа, яко благ псалом. Богови нашему да усладится хваление. Зиждай Иерусалима Господь, разсеяния Израилева соберет. Исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их. Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй. Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа, Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех. Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, дающему скотом пишу их, и птением врановым призывающым Его. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его.

                                                        Псалом 146, (10)

Не в силе констей восхощет( Господь) ниже в  лыстех мужеских благоволит.

Само рассуждение на этот стих не подразумевает под собой особого толкования. Здесь был интересен перевод слов …ниже в лыстех мужеских…

У Дьяченко читаем: « не в силе коней открывает (Господь) хотения Свои и не к

 (сильным) голеням мужей оказывает Свое благоволение (Свою крепость). И далее: не на силу коней смотрит (Господь) и не к быстроте ног благоволит.» ( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год).

Отсюда и понятие  того, что для Господа нет разницы в том на сколько богат человек… Не в силе констей восхощет (Господь)… сколько он имеет сильных  коней или полагает свое упование на их ценность. А так же и на свое здоровье.

Собственно говоря «Лысто» – это голень, мышца. ( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). И поэтому пророк говорит о бесполезности силы человека перед лицом его Создателя. Ведь все его богатство, и он сам принадлежит Творцу. Отсюда и  … ниже в лыстех мужеских благоволит.

Т.е. надеющийся только на свое здоровье и силу не получает благоволения от Бога.  А паче благоволит Он к смиренной душе, которая  если и сознает свое превосходство над природой и обладает всеми богатствами сего мира, но использует их для прославления  Творца и благодарит Его за  то, что: « не на силу коней смотрит (Господь) и не к быстроте ног благоволит.» ( Полный церковно слав. словарь Дьяченко, изд. отд. Моск. Патр. Москва 1993 год). А любит тех, кто будучи сильным и богатым  приобретает смирение и любовь. О чем и подтверждают слова данного псалма идущие следом за ними:

Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его.

23 Псалом Давида – объяснение (Видео)

скачать конспект урока по 23 псалму

Псалом 23

Этот  псалом  должны  были  произносить  при  внесении  ковчега  в  Святая  Святых.  Он  был  составлен  после  того,  как  Давид  принес  жертву  всесожжения  на горе  Мория на том месте где приносилась жертва Адамом, Ноем, и Авраамом,  и  ему  в пророческом видении открылось,  на  каком  месте  будет  находиться  Дом  Господень,  как  сказано  в  Летописи 

28 В это время Давид, видя, что Господь услышал его на гумне Орны Иевусеянина, принес там жертву.

29 Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения в то время на высоте в Гаваоне.

30 И не мог Давид пойти туда, чтобы взыскать Бога, потому что устрашен был мечом Ангела Господня. (1Пар.21:28-30)

1 И сказал Давид: вот дом Господа Бога и вот жертвенник для всесожжений Израиля.

(1Пар.22:1). (Радак)

И как только увидел это место, начал отмерять и говорить «Отсюда и до сюда – двор Храма, отсюда и до сюда Святая Святых»… (Псикта рабати 43)

Древние отцы и учители Церкви усматривали в этом псалме пророчество о вознесении Христа на небо и восхождении верующих в духовный Иерусалим (Афанасий, Феодорит, Златоуст, Киприан).

23.1 Псалом Давида. (Давида псалом = ЛЕДАВИД МИЗМО¢Р) Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

а7 ГDнz землS, и3 и3сполнeніе є3S, вселeннаz и3 вси2 живyщіи на нeй.

1. ЛЕДАВИД МИЗМОР, ЛАДОНАЙ hААРЕЦ УМЛОА, ТЕВЭЛЬ ВЕЁШЕВЭ ВА.

לְדָוִד מִזְמוֹר לַיהוָה הָאָרֶץ וּמְלוֹאָהּ תֵּבֵל וְיֹשְׁבֵי בָהּ׃

Буквально: Хотя  вся  земля  принадлежит  Господу,  эта  гора по  праву  называется  горой  Господней,  ибо  место  Его  Святилища  расположено  против  престола  Славы. (Радак)

Но в иудейских комментариях (Хафец Хаим Рамбам и др.) понимают под Горой Господа грядущий мир. «Все что мы видим в этом мире, имеет аналог в духовном мире. Есть Иерусалим внизу, и есть небесный «Горний Иерусалим». Есть гора Господа, те. Храмовая гора внизу, есть и вверху место называемое Горой Господа…» (Шмират алашон гл5)

Этот псалом левиты пели в первый день недели (Господня земля (ибо в первый день были созданы небо и земля и Господь стал их Властителем) (ВТ Рош ашана 31а.)

Земля = Земля Израиля. Мир = остальные страны (Раши)

Нравственно аскетический: В книге Теhѓилим есть два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем: «Господу принадлежит земля и все, что на ней», а в главе 115-й — «а землю Он отдал сынам человека». Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй — после. То есть Всевышний, сотворивший землю и все, что есть на ней, дарит нам право использовать все это нам на благо — однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение. (Иуд. Ком.)

Эти слова произносятся при погребении человека землей. (ПВ)

23.2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

в7 Т0й на морsхъ њсновaлъ ю5 є4сть и3 на рэкaхъ ўгот0валъ ю5 є4сть.

2. КИ-¢ АЛЬ-ЯМИМ ЕСАДА, ВЕАЛЬ-НЕhАРОТ ЕХОНЕНЭhА.

כִּי־הוּא עַל־יַמִּים יְסָדָהּ וְעַל־נְהָרוֹת יְכוֹנְנֶהָ׃

Стихия воды. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:2)

23.3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

г7 Кто2 взhдетъ на г0ру гDню; и3ли2 кто2 стaнетъ на мёстэ с™ёмъ є3гw2;

3. МИ-ЯАЛЕ ВЕhАР-АДОНАЙ, УМИ-ЯКУМ БИМКОМ КОДШО.

מִי־יַעֲלֶה בְהַר־יְהוָה וּמִי־יָקוּם בִּמְקוֹם קָדְשׁוֹ׃

Возможно, Давид воспел этот псалом после страшного случая с Озой (2Царст. 6), во время перенесения ковчега завета на Сион (Грюнцвайг).

4 И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом.

5 А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.

6 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его.

7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.

8 И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: “поражение Озы”.

9 И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?

(2Цар.6:4-9)

Кто может, или кто удостоится, взойти на гору Его и стать на святом месте Его? Гору пророк именует здесь, конечно, не земную – Сионскую или какую иную, а ту небесную гору, о которой апостол Павел пишет в Послании к Евреям: Приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22). (Разумовский)

Кто взойдет… кто устоит – плохо, когда человек в великом воодушевлении достигает святости на короткий момент, ибо падение с высоты может повлечь очень серьезные последствия для всей его духовной жизни. Поэтому в псалме сказано: Кто поднимется и кто устоит – подниматься следует с тем, чтобы устоять в святости (hАфлаа).

Перед лицом Божьим в мире грядущем, кто устоит перед Славой Его? Все? Нет не все. Но только…. (см. следующий стих) (ПВ)

23.4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, –

д7 Непови1ненъ рукaма и3 чи1стъ сeрдцемъ, и4же не пріsтъ всyе дyшу свою2 и3 не клsтсz лeстію и4скреннему своемY:

4. НЕКИ ХАПАЙИМ УВАР-ЛЕВАВ, АШЕР ЛО-НАСА ЛАШАВ НАФШИ, ВЕЛО НИШБА ЛЕМИРМА.

נְקִי כַפַּיִם וּבַר־לֵבָב אֲשֶׁר לֹא־נָשָׂא לַשָּׁוְא נַפְשִׁי וְלֹא נִשְׁבַּע לְמִרְמָה׃

Неповинные руки – свобода от злых дел

Чистое сердце – свобода от злых желаний и намерений.

Как важно держать обещание выполняя их, и как важно с именем Божьим не связывать обман. (ПВ)

Но все же, одних невинных рук мало для того, чтобы войти в общение с Богом. Необходимо, чтобы внешнее благочестие было связано с «чистым сердцем». Истинная религия гнездится в сердце. Можно мыть сосуд снаружи сколь угодно долго, однако если внутри он полон скверны и нечистот, то мы всецело осквернены в очах Божьих, ибо мы — это наше сердце, а не наши руки. Мы можем лишиться рук, и это не помешает нам жить, но, потеряв сердце, мы потеряем и жизнь. Источник жизни в сердце, поэтому мы должны содержать его в чистоте. Благодать должна действовать в сердце человека и влиять на его поступки, а иначе наша вера — обман. (Сперджен)

Если дополнить Сперджена: Как, если человек потерял «чистые руки» (по какой-то причине совершать добрые дела), жизнь для Бога на этом не кончается в том случае, если у него осталось «чистое сердце» (добрые намерения и желания). Но лишается человек жизни вечной, даже если потерял «грязные руки» (уже не делает злые дела), но продолжает иметь «грязное сердце» (имеет злые намерения и желания). (ПВ)

Над душой человека не должны властвовать ничтожные земные утехи. Рожденный свыше «не клялся душею своею напрасно» (в англ. — «не отдавал свою душу суете». — Примеч. ред.). У каждого человека есть свои утехи, в которых душа его находит веселье. Плотский человек веселит свою душу плотскими удовольствиями, которые суть не что иное, как суета. Святой же питает страсть к более существенным вещам, и, подобно Иосафату, «делает угодное в очах Господних» (3Цар. 22:43). Тот, кому достаточно свиных рожков, будет причтен к свиньям. Если мы кормимся грудью мира сего, лежащего во зле, получая удовлетворение и  утешение, то тем самым показываем, что мы его истинные дети (дети мира сего). Удовлетворяет ли тебя мир? Если да, то ты уже получил свою награду; выжми из нее все соки, ибо других радостей ты не увидишь вовек. (Сперджен)

В  этом стихе названы три человеческих  проявления: действие, мысль и речь.  Во  всех  трех  отношениях  человек  должен  быть непорочным: чистым в поступках  своих, и ясным в сердце своем (в помыслах), и верным в своем речении. (Радак)

23.5 получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

є7 сeй пріи1метъ блгcвeніе t гDа и3 млcтыню t бGа сп7са своегw2.

5. ЙИСА ВЕРАХА МЕЭТ АДОНАЙ, УЦДАКА МЕЭЛО ЙИШЪО.

יִשָּׂא בְרָכָה מֵאֵת יְהוָה וּצְדָקָה מֵאֱלֹהֵי יִשְׁעוֹ׃

Не следует думать, будто святые люди спасаются своими заслугами. Напротив, их дела — свидетельство о том, что они воистину дети Божьи. Данный стих показывает, что святые живут по благодати и только по благодати. Эти люди носят царскую ливрею потому, что Царь по Своей великой любви даровал им это одеяние. Истинный святой носит свадебные одежды, признавая, что получил их от Хозяина пира без денег и без платы. (Сперджен)

23.6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!  (СЕЛАh = навеки).

ѕ7 Сeй р0дъ и4щущихъ гDа, и4щущихъ лицE бGа їaкwвлz.

6. ЗЕ ДОР ДОРЕШАВ, МЕВАКШЕ ФАНЭХА ЯАКОВ СЭЛАh.

זֶה דּוֹר דֹּרְשׁוֹ (דֹּרְשָׁיו); מְבַקְשֵׁי פָנֶיךָ יַעֲקֹב סֶלָה׃

Лицо Божие  – как Милость и Истина в этом мире. Бог есть любовь. Ищущие лица Его ищут Истину и Милость. Светом Лица Его ищущие просвещаются Светом Его. Просвященные Светом Творца уподобляются Ему. Бог делает ищущих Лица его подобными Себе (ПВ).

И здесь возможен другой перевод стиха (перевод Ф. Гурфинкель) – Это род вопрошающих Господа, и это есть сыны Йакова.  Ктив и кри:

‎דָּרַשׁ‎
A(qal): 1. заботиться, печься;
2. расспрашивать, разыскивать;
3. требовать, взыскивать;
4. искать, разыскивать.
B(ni): быть найденным.

Кто же взойдет на гору Господню и на место Его Святыни, с руками чистыми и сердцем ясным?

Так было в дни Шломо, кто возвел Дом Господний.

Ктив и кри: Написание ДОРШО = ищущего (в единственном числе) относится к поколению в целом, а написание ДОРШАВ = ищущих (во множественном числе) относится ко всем его представителям. (Радак)

СЭЛА = навеки. (см ком. 3 псалма). Такие люди ищущие Правды Его, такой род ищущих Лица Его будет СЭЛА = всегда. (ПВ)

23.7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

з7 Возми1те вратA кн‰зи в†ша, и3 возми1тесz вратA вBчнаz: и3 вни1детъ цRь слaвы.

7. СЕУ ШЕАРИМ РАШЕХЭМ ВЕhИНАСЕУ ПИТХЭ ОЛАМ, ВЕЯВО МЭЛЕХ hАКАВОД.

שְׂאוּ שְׁעָרִים רָאשֵׁיכֶם וְהִנָּשְׂאוּ פִּתְחֵי עוֹלָם וְיָבוֹא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד׃

Буквальный смысл (пшат): Станьте выше, врата! – эта часть молитвы была добавлена во времена царя Шломо, в момент освящения Храма, когда в Святую Святых вносили Ковчег Завета. Сам царь Соломон тогда произнес: Тебя (Создателя) не вмещают небеса и небеса небес, но все же я поставил Храм Тебе. Здесь эта мысль повторена в поэтической форме: Тебя, Создатель не вместит никакое здание на земле, а потому, пусть распахнутся храмовые врата до входов вечности, чтобы Сияние Всевышнего могло заполнить Храм. (иуд. Ком)

Мессианское толкование: Последние несколько стихов показывают нашего великого Заместителя – Мессию, который полностью удовлетворил требованиям, изложенным в первых стихах, и приобрел полное право взойти на святую гору Божью. Господь Иисус Христос мог взойти на гору Господнюю, потому что руки Его были невинны, а сердце чисто. Если мы верой преобразимся в Его образ, то также взойдем к Богу. (Сперджен)

23.8 Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

и7 Кт0 є3сть сeй цRь слaвы; гDь крёпокъ и3 си1ленъ, гDь си1ленъ въ брaни.

8. МИ ЗЕ МЭЛЕХ hАКАВОД, АДОНАЙ ИЗУЗ ВЕГИБОР, АДОНАЙ ГИБОР МИЛЬХАМА.

מִי זֶה מֶלֶךְ הַכָּבוֹד יְהוָה עִזּוּז וְגִבּוֹר יְהוָה גִּבּוֹר מִלְחָמָה׃

Небесные силы (князи), как бы изумленные таким необычайным событием, что видели истинного человека во плоти, восходящего на небо, превыше духов небесных, превыше ангелов и архангелов, и притом такого, которого называют Царем славы, решаются вопросить: кто есть сей Царь славы? – и на вопрос свой получают ответ, что это – Господь Крепкий, Всемогущий, Которому покорены всяческия, яже на небеси и на земли (1Кор. 15:27), Который силен в брани и есть Победитель смерти и ада и самого князя тьмы.

23.9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

f7 Возми1те вратA кн‰зи в†шz, и3 возми1тесz вратA вBчнаz: и3 вни1детъ цRь слaвы.

9. СЕУ ШЕАРИМ РАШЕХЭМ УСЪУ ПИТХЭ ОЛАМ, ВЕЯВО МЭЛЕХ hАКАВОД.

שְׂאוּ שְׁעָרִים רָאשֵׁיכֶם וּשְׂאוּ פִּתְחֵי עוֹלָם וְיָבֹא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד׃

В асктическом аспекте толкования. Какие врата? – врата нашего сердца, которым владеют различные страсти: гордость, злоба, плотоугодие, леность, непослушание, жестокосердие. Эти страсти порабощают душу человека и препятствуют Господу войти в нее и обитать в ней. Князи (страстей) господствуют на этих вратах и не допускают Царя славы войти ими. Это наставление христианину к достойному принятию в сердце Господа. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3:20) (Отцы Церкви).

23.10 Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы. 

‹ Кт0 є3сть сeй цRь слaвы; гDь си1лъ, т0й є4сть цRь слaвы.

10. МИ hУ ЗЕ МЭЛЕХ hАКАВОД, АДОНАЙ ЦеВАОТ hУ МЭЛЕХ hАКАВОД СЭЛА

מִי הוּא זֶה מֶלֶךְ הַכָּבוֹד יְהוָה צְבָאוֹת הוּא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד סֶלָה׃

Господь  (сил) воинств понимать нужно в том смысле, что люди в том поколении  будут  подобны Господним ангелам. Теперь же под воинством подразумевается воинство  небесное. (Радак)

1 Псалом Давида. Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, –
5 получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы.
(Пс.23:1-10)

Назад к списку

Оценка 3.5 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here