Псалом 24 толкование

Детально: псалом 24 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 24

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 24

Этот псалом – молитва к Господу о наставлении и прощении – да дарует их Давиду по милости Своей. Псалом написан как акрост, т. е. каждый из его стихов начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности (такая литературная форма была употребительна у народов древнего Востока, потому, что облегчала запоминание поэтического произведения).

Полагают, что Пс. 24 был написан в дни мятежа Авессалома, который Давид воспринимал как расплату за тяжелый грех, некогда им совершенный (движимый страстью к Вирсавии, он обрек на смерть ее мужа Урию). В стихе 3 он говорит о людях, действующих против него, в нарушение закона; в стихе 16 – жалуется на подавленность свою и одиночество (число сохранивших верность Давиду и бежавших вместе с ним из Иерусалима было невелико). С другой стороны, признанием тяжести греха своего, искренним раскаянием в нем и мольбой о прощении по милости Господней звучат стихи 7,11,18 и другие.

Пс. 24:1-3. Беззаконнующие втуне (стих 3); подразумеваются те (по-видимому, Аввессалом и принявшие его сторону), которые решились выступить против Давида, помазанника Божиего, “втуне”, напрасно, не имея на то ни причин ни поводов, сколько-нибудь оправдывающих их. Да постыдятся они, точнее, да будут они постыжены (в значении “да не осуществятся их планы”). В стихе 2 фраза “да не постыжусь я” означает “не дай мне разочароваться” (ибо на Тебя уповаю).

Пс. 24:4-7. Просьба о постоянном, изо дня в день, наставлении Божием; знавший закон Моисея, Давид просит Господа о том, чтобы в практической, повседневной, жизни Он указывал ему пути и “стези”, и ими направлял избранника Своего. Да не отнимутся от Давида щедроты… и милости, вечным источником которых является Господь. Под “щедротами” может пониматься ниспослание материальных благ, под “милостями” – как материальные блага, так и вещи духовного порядка, и прежде всего – чувство внутреннего мира, покоя.

В стихе 7 – мольба о прощении грехов… и преступлений, совершенных в молодости, когда человеку свойственно более действовать в порыве чувств, чем по здравом рассуждении. Давид не пытается оправдывать эти грехи “юностью” своей, он молит Бога простить их по милости… и благости Его.

Пс. 24:8-10. Псалмопевец славит Господа за праведность Его и за то, что кротких, т. е. любящих Его и готовых Ему внимать, хранящих завет Его и откровения Его, Он тоже направляет… к правде, и научает их путям Своим.

Пс. 24:11. В стихе 11 – вновь мольба о прощении “великого согрешения” Давида (очевидно, в поступке с Вирсавией и Урией).

Пс. 24:12-14. Эти стихи перекликаются по своей “теме” с древне-израильской “литературой мудрости” и, прежде всего, – с Притчами (сравните Прит. 1:7; 9:10; 15:33; 31:30): лишь человек, боящийся Бога, пребудет во благе, и потомки его унаследуют землю. Ибо только им укажет Господь путь, который избрать, и откроет “тайну”.

Свою, т. е. нечто, сокрытое от других. (Подразумеваются особо доверительные отношения Бога с такими людьми, в процессе которых им открывается в духовном плане больше чем разумеют другие; глубокое проникновение в смысл завета Его с людьми благотворно сказывается на их внутреннем состоянии, как и все непосредственное воздействие на них Бога.)

Пс. 24:15-22. Псалом 24 завершается смиренной и страстной молитвой, в которой вновь повторяются и сетования на скорби и страдание, и мольба об избавлении от врагов, и выражение искреннего упования на Господа. Надежда на “избавление” тесно увязана в этом псалме с исповеданием греха. Последний стих – молитва об избавлении Израиля от всех скорбей его.

Православный псалом 24 написан царем Давидом во время восстания, организованного против него его же сыном Авессаломом. История рассказывает, что в этот период пророк Давид находился в крайне подавленном духовном и моральном состоянии, поскольку в преследованиях Авессалома видел наказание за тяжкий грех, совершенный им некогда. Влюбившись в красавицу Вирсавию, жену одного из своих лучших полководцев, царь распорядился, чтобы ее мужа отправили в самую гущу кровопролитной битвы, из которой у того практически не было шансов вернуться живым. Расчет Давида оправдался: Урия, муж Вирсавии, погиб, и царь взял красавицу себе в жены.

Именно поэтому текст христианского псалма 24 является одновременно и покаянным, и молитвенным: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс. 24, 7) – такими словами обращается Давид к Богу, вымаливая у Него прощение. Одновременно автор просит Творца указать ему правильный путь, потому что положение его непросто, и ему трудно решить, как поступить. Псалом 24 следует читать и слушать тем, кто часто подвергается искушениям.

Слушать на видео православную молитву псалом 24 на русском языке

Читать текст православного псалма 24 на русском языке

К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мною враги мои, да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих, призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Псалтырь, канонический текст псалма 24 на церковно славянском языке

К тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои; ибо вси терпящiи тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующiи вотще. Пути твоя, Господи, скажи ми и стезям твоим научи мя. Настави мя на истину твою и научи мя; яко ты eси Бог спас мой, и тебе терпех весь день. Помяни щедроты твоя, Господи, и млти твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведенiя моего не помяни; по млти твоей помяни мя ты, ради благости твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткiя на суд, научит кроткiя путeм своим. Вси путiе Господни милость и истина, взыскающым завета eго и свиденiя eго. Ради имене твоего, Господи, и очти грех мой, мног бо eсть. Кто eсть человек бояйся Господа? законоположит eму на пути, eгоже изволи. Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю. Держава Господь боящихся eго, и завет eго явит им. Oчи мои выну ко Господу, яко той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко eдинород и нищь eсмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смиренiе мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавиденiем неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя. Незлобивiи и правiи прилепляхуся мне, яко потерпех тя, Господи. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

К Тебе, Господи, возношу душу мою.

Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь , да не восторжествуют надо мною враги мои,

да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.

Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,

призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.

Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

СОДЕРЖАНИЕ

Впредлагаемом псалме вводится лицо каждого из званных, т. е. из всех тех, которые собраны для направления их к жизни духовной. И этот же псалом произносится от лица целого народа, который просит об избавлении его от плена. Слова псалма сего прилично произносить во время мученичества.

(1). К Тебе, Господи, воздвигох душу мою. Говорят это, как обратившиеся уже от идолослужения.

(2). Ниже да посмеют ми ся врази мои, и именно враги мысленные.

(3). Ибо вcu терпящии Тя не постыдятся – т. е. все возложившие уже упование на Бога и соделавшиеся славными. Поскольку возымел упование, то и утверждает смело, что получит испрашиваемое в молитве. Да постыдятся беззаконнующие вотще. Это говорит о пребывающих еще в идолослужении.

(4). Пути Твоя, Господи, скажи ми. Разумеет евангельские догматы.

(5). Настави мя на истину. Говорит это, как недостигший еще истины.

И научи мя, яко Ты ecu Бог Спас мой. Если так молится пророк, как бы не познавший еще путей Господних, не научившийся ходить стезями Господними, не наставленный на истину Божию и не наученный тому, что должно знать о Боге как о Спасителе, то кого не устрашит сказанное: горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни (Ис. 5, 21)?

(7). Грех юности моея и неведения моего не помяни. Юностью именует безумие; а явным безумием было время их идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте, потому что и там служили идолам. Итак, не помяни ныне тех грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим. Ради благости Твоея, Господи. Умоляю сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию.

(8). Сего ради законоположит согрешающим на пути. Просветит грешников, покажет согрешающим путь.

(10). Вси nymиe Господни милость и истина. Ибо постоянно питающиеся Божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаяние, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания.

(13). И семя его наследит землю – разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю. Соделаются же они семенем мужей добрых, под которыми разумеет рожденных по Богу.

(14). Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им – т. е. завет евангельский. Что же явит, как не путь спасения? Ибо все законоположение Божие направлено к тому, чтобы добрым доставить наслаждение тем, что вожделенно для них. Cиe-то, говорит, явит им, т. е. ведет их в наслаждение вожделенным для них.

(17). Скорби сердца моего умножишася. Отовсюду окружен я многими скорбями. Поэтому, cиe уничижение и бедствие уравновесив с беззакониями моими, даруй мне оставление и прощение грехов. От нужд моих, угнетающих меня, изведи мя.

(18). Виждь смирение мое и труд мой. Так как не должно быть нам нерадивыми и недеятельными, полагаясь на милость Божию, но надлежит и от себя привнести труды дел.

(19). Виждь враги моя, яко умножишася. Преклоняет Бога к милости неправдами врагов.

(21). Незлобивии и npaвиu прилепляхуся мне. И это свойственно добродетели – гнушаться общением с людьми худыми, иметь же сообщниками и друзьями уважающих правду и соблюдающих прямоту. Так поступал и пророк (как говорит о себе), в той мысли, что чествует тем Владыку.

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here