Детально: семипоклонный начал текст - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Начал — это последовательность молитв, которыми старообрядцы начинают и заканчивают Богослужение в храме или дома. Поскольку они совершаются в начале и конце всякого молитвенного правила, их также называют приходными и исходными поклонами, соответственно. Это краткие молитвы, за которыми следует завершение — «отпу́ст». Первые три молитвы сопровождаются поклонами (в современной практике — поясными, кроме будних дней Великого поста).
Молитва, обращенная к Богородице, всегда оканчивается земным поклоном. И, наконец, славословие Святой Троице с тремя поклонами, обычно — поясными (кроме Великого поста). После отпу́ста полагается земной поклон без крестного знамения, обращенный к настоятелю храма, а в домашней молитве — мысленно, к своему духовному отцу. Таким образом, «начал» содержит 7 поклонов с крестным знамением, отчего и получил свое название. У современных старообрядцев-поморцев поклон после отпу́ста совершается с крестным знамением.
История семипоклонного начала весьма древняя, он обретается еще в рукописных книгах дораскольной русской Церкви. В частности, вариант такого начала был опубликован в научном издании сборника преподобного Кирилла Белозерского.
Приходные и исходные поклоны являются важной частью старообрядческого богослужения. Они означают переход человека от светской, суетной жизни к общению с Богом, настраивают молящегося на особый лад. В новообрядчестве после реформ патриарха Никона приходные и исходные поклоны были отменены.
Семипоклонный начал — самый краткий вариант домашней утренней и вечерней молитвы, необходимый минимум. Даже собираясь утром в храм на службу, старообрядцы полагают дома семипоклонный начал. Перед тем, как лечь спать, также принято молиться «начал», независимо от того, был ли человек за вечерней службой в храме, молился ли дома павечерницу или иные вечерние молитвы или не молился совсем.
Текст молитв |
Значение молитв |
Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной). |
Боже, будь милостив ко мне, грешнику.
Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня. Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.
|
Примечание 1. Это молитва мытаря, о которой мы узнаем из евангельской притчи о мытаре и фарисее. |
|
Примечание 2. Женщина или девочка, молясь наедине, изменяет окончания мужского рода на женский: «грешней», «грешную». |
|
Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон всегда земной). |
Нам, людям, всегда следует восхвалять и прославлять Тебя, Богородицу, родившую Бога, всегда блаженную и не имеющую порока, матерь Бога нашего, заслужившую даже большего почитания, чем Херувимы, и достойную большего прославления, чем Серафимы. Безболезненно родившую Сына Божия, истинную Богородицу, Тебя величаем. |
Примечание. Эта молитва в старообрядческих книгах называется «Достойно». |
|
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной). И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон поясной). Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон поясной). |
Краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, всегда и вечно; воистину так! По множеству наших грехов, не имея, чем оправдаться пред Богом, |
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения). |
Отпуст — так называется эта молитва. Мы обращаемся ко второму лицу Святой Троицы, к Господу нашему Исусу Христу (Исус означает Спаситель, а Христос — Помазанник). Это имя Сына Божия, Творца вселенной. Мы просим, чтобы ради молитв Пречистой Его Матери, Пресвятой Богородицы, и силой Честного Креста, дающего всем жизнь, и ради молитв Ангела-хранителя (Ангел — вестник Божий, Бесплотный дух, данный от Бога каждому человеку при таинстве Крещения для его охранения), а также ради молитв всех святых, Господь Исус Христос спас и помиловал нас грешных, потому что Он бесконечно добр и человеколюбив. И это воистину так! |
Если семипоклонным началом заканчивается молитва, то после «отпуста» совершается три поклона с молитвой мытаря «Боже, милостив…»
Старообрядцы часто так и говорят: «Положи три поклона». В таком случае при поклонах читается только «Молитва мытаря», которая совершается при входе в храм, жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы. Перед выходом также нужно помолиться три поклона.
Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы.
Текст молитвы:
- Боже, милостив буди мне грешному.
- Создавый мя Господи, помилуй мя.
- Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго.
- Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженую и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
- Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.
- Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец.
В конце каждого из первых семи стихов совершается крестное знамение: с первого по третий и с пятого по седьмой — с поясным поклоном, на четвёртом (после «Достойно есть») – с великим земным поклоном. В конце восьмого стиха совершается земной поклон без крестного знамения.
После реформ Патриарха Никона в обряде Русской Православнной Церкви вместо семипоклонного начала в качестве предначальной обычно используют следующую молитву:
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Несмотря на то, что молитвенное правило для мирян имеет, в общем, рекомендательный характер, и поэтому различия в текстах личных молитв не должны иметь принципиального значения, многие старообрядцы воспринимают семипоклонный начал, как один из элементов, отличающий их от новообрядцев. Так у некоторых старообрядческих согласий (например — «спасовцев») семипоклонный начал даже использовался в качестве правила приёма в свою веру.
Примечания
См. также
- Обычное начало (литургика)
Ссылки
- «О старообрядчестве. Начал»
- Семейские — староверы Забайкалья
Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы.
Текст молитвы:
- Боже, милостив буди мне грешному.
- Создавый мя Господи, помилуй мя.
- Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго.
- Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженую и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
- Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.
- Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец.
В конце каждого из первых семи стихов совершается крестное знамение: с первого по третий и с пятого по седьмой — с поясным поклоном, на четвёртом (после «Достойно есть») – с великим земным поклоном. В конце восьмого стиха совершается земной поклон без крестного знамения.
Новообрядцы, в рамках общего упрощения службы, вместо семипоклонного начала в качестве предначальной обычно используют следующую молитву:
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас.
Несмотря на то, что молитвенное правило для мирян имеет, в общем, рекомендательный характер, и поэтому различия в текстах личных молитв не должны иметь принципиального значения, многие старообрядцы воспринимают семипоклонный начал, как один из элементов, отличающий их от новообрядцев. Так у некоторых старообрядческих согласий (например — «спасовцев») семипоклонный начал даже использовался в качестве правила приема в свою веру.
Примечания
См. также
- Обычное начало (литургика)
Ссылки
- «О старообрядчестве. Начал»
- Cемейские — староверы Забайкалья