Уклонись от зла и сотвори благо

Детально: уклонись от зла и сотвори благо - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде

Псалом Давида; когда он изменил лицо свое перед Авимелехом, и тот отпустил его, и он удалился.

1 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.

1 Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.

2 О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.

2 В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся.

3 Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.

3 Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе.

4 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.

4 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.

5 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

5 Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.

6 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.

6 Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.

7 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.

7 Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.

8 Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.

8 Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него.

9 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.

9 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.

10 Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

10 Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.

11 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

11 Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас.

12 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

12 Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни?

13 Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.

13 Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.

14 Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.

14 Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему:

15 очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

15 очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их;

16 Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

16 но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них.

17 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

17 Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.

18 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

18 Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.

19 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

19 Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь.

20 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

20 Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.

21 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.

21 Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат.

22 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

22 Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.

Слава:

Слава:

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

уклонись от зла и сотвори благо

По книге инока Агапия (Ландоса) «Как спастись»

уклонись от зла и сотвори благо

Книгу «Грешных спасение» написал афонский инок Агапий (Ландос) в 1641 году. Книга многократно переиздавалась на разных языках. Издание 2011 г. – «Как спастись» представляет собой ее сокращенную переработку, рассчитанную на современного читателя. В нем простым и доступным языком изложены глубочайшие и важнейшие истины, без знания которых невозможно понять суть православной науки о душе, православной психологии.

Едино же есть на потребу

Cтремление послужить Богу является истинным подвигом, самым достойным трудом, предивной мудростью и величайшим из существующих в мире благ. Нет ничего более полезного и благодатного: «Едино же есть на потребу» (Лк. 10: 42).

Нам необходимо только одно: любить Господа и служить Ему. В этом состоит ценность и цель человека (см.: Еккл. 12: 13).

Нам необходимо осознать полученные нами от Всеблагого Господа бесчисленные благодеяния и дары, и наши бесчисленные прегрешения. Затем задуматься о конце жизни — о смерти, Страшном Суде Господнем, славе рая и нескончаемых муках ада.

Смертные Грехи

Человек, совершивший смертный грех, лишается:

✦ Благодати Святого Духа, Его даров и силы

✦ Мира с совестью, утешения Св. Духа, плодов и вознаграждения за все благие дела, совершенные до часа прегрешения.

✦ Отеческого попечения Христа и участия в Его таинственном Теле.

✦ Царства Божия

Человек, совершивший смертный грех, приобретает:

✦ Вечные страдания

✦Имя его стирается из книги жизни

✦ Вместо того, чтобы быть чадом Божиим, он становится рабом лукавого

✦ Вместо того, чтобы быть жилищем Пресвятой Троицы, он становится логовищем змей.

Таким образом, человек, совершивший смертный грех, уподобляется Самсону, который вместе с волосами утратил силу и попал в руки своих врагов, безжалостно выколовших ему глаза, связавших и заставивших, подобно скотине, крутить жернова (см.: Суд. 16,19–21).

уклонись от зла и сотвори благо

Каждый раз, когда бесы побуждают тебя ко греху, размысли над описанным выше вредом. Представь себе весы и положи на одну чашу причиняемый грехом вред, а на другую — удовольствия и получаемое от греха наслаждение. Взвесь их и поразмысли: равноценно ли и справедливо ли за столь малую цену лишиться столь бесценного сокровища? Не уподобишься ли ты Исаву (см.: Быт. 25, 27–34), продавшему по неразумию свое первородство за чечевичную похлебку?!

Тяжкие грехи

Смертные грехи – гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, гнев, объядение, зависть и нерадение.

Помимо этих восьми смертных грехов существуют шесть столь же тяжких, порождаемых этими восьмью.

1. Богохульство (в женском варианте – проклинание)
2. Клятвопреступление
3. Хищение
4. Преступление какой-либо церковной заповеди или канона
5. Осуждение
6. Ложь

Малые грехи

Из-за одного недостающего гвоздя слетает вся подкова, из-за одной подковы может упасть лошадь, а из-за лошади может погибнуть и сам человек!

Святой Григорий Богослов говорит, что зачастую намного опаснее и вреднее впасть в незначительное прегрешение, чем в тяжкое. Большое падение человек осознает сразу же и тут же раскаивается и исправляется. В малый же грех человек с легкостью впадает снова и снова и делает это до тех пор, пока не придет осознание совершаемого и не заговорит совесть.

Небольшие падения причиняют душе огромный вред, ибо усыпляют совесть, гасят пламя любви, ослабляют желание и готовность к деланию добродетели, подавляют божественную страсть, умаляют благоговение и вообще не позволяют благодати Божией действовать в нас. Необходимо тщательно избегать насмешек и грубых шуток, беспричинного смеха и иронии, лукавства, хвастовства, злословия, многоспания, бесстыдных песен и танцев и всего подобного этому, дабы не впасть в более тяжкий грех, и не соделаться врагом Господа и Творца нашего, и не утратить через это несказанные небесные блага.

Врачевство от всех грехов

1 — это осознание причиняемого грехом вреда и ненависть ко греху, как причине зла и вечного наказания.

2 — это осознание благородства и величия своей души, созданной Триединым Богом по Своему образу и подобию. Пока твоя душа отдалена от греха, она светла и прекрасна. Как только ты падаешь, Господь отдаляется от нее, и тогда в нее вселяется диавол, оскверняет и очерняет ее.

3 — уклонение от причин и мест обитания греха, то есть азартных игр, плохих компаний, излишнего богатства и светских злочестивых сборищ. Также не ешь и не пей больше, чем нуждается твое тело.

4 — частое участие в Таинствах Исповеди и Божественного Причастия.

5 — борьба с нерадением, праздностью и матерью всех страстей — леностью.

6 — размышление и анализирование прошедшего дня.

7 — полное презрение мира и осознание его тщетности. Невозможно одновременно любить мир и Бога, деньги и Христа.

Рассмотрим теперь все восемь смертных грехов по отдельности.

Гордость

уклонись от зла и сотвори благо

Гордость — корень и источник всякого греха, царица всех грехов, истребительница всех добродетелей, враг смирения и послушания.

Существует пять видов гордости. Обладающий духовными дарами человек

1) видит причину их существования не в щедром дарителе Боге, а в самом себе;

2) осознает, что все, чем он обладает, — от Бога, но считает, что произошло это не по милости Божией, а по его личным заслугам и достоинству;

3) почитает себя одаренным исключительными харизмами, но на самом деле их не имеет;

4) начинает презирать других и требовать уважения и почитания к себе; и, наконец,

5) пренебрегает святыми канонами Церкви и святых отцов и противится им. В последнем случае горделивый человек согрешает тяжелее всего, ибо его бесчестье направленно непосредственно против Бога — Того, Кому подобают высшие честь и слава.

Двенадцать дочерей гордости: тщеславие, высокомерие, хвастовство, любопытство, своенравие, наглость, отчаяние, неискренняя исповедь, самооправдание, вероотступничество, распущенность, привычка творить грех.

Смирение — это знамение избранников Божиих, будущих насельников Царствия Небесного.

Гордость – клеймо грешных, всех, кто смирится в аду. «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Смирение — это благодать из благодатей.

Гордость — преграда для всякого блага и причина всех прегрешений.

Если ты возжелал одержать победу в брани с грехом и страстями, победи сначала гордость. Это половина успеха.

Для исцеления от гордости Господь попускает человеку падение в другие тяжелые грехи. Клевета, несчастья, скорби, различные муки и даже телесные болезни постигают человека, чтобы исцелить его самодовольство и высокомерие.

уклонись от зла и сотвори благо

Кроткий и смиренный Господь вознаграждает смирение и осуждает гордыню, возвышает смиренных и смиряет горделивых.

✦ Так Он смирил Адама, изгнав его из рая сладости (см.: Быт. 3, 23–24).

✦ Смирил самодовольного фараона, потопив его с великим войском в глубинах Чермного моря (см.: Исх. 14, 26–28).

✦ Смирил страшного Голиафа, умертвив его рукой юного и слабого Давида (см.: 1 Цар. 17, 1-51).

✦ Смирил жестокосердных царей Саула и Ровоама, лишив их царств (см.: 1 Цар. 28, 16–19; 1 Цар. 31, 1-13; 3 Цар. 12, 1-20).

✦ Смирил надменного военачальника Олоферна, обезглавив его рукой женщины (см.: Иудиф. 13, 1-10).

✦ Смирил Ассирийского царя Сеннахирима, истребив 185000 его воинов (см.: 2 Мак. 8, 19; 15, 22).

✦ Даже возгордившихся Ангелов Он изгнал с небес и осудил на вечные муки!

Если гордость соделывает Ангела демоном, то смирение соделывает человека богом.

У человека нет ни единой причины для гордости

✦ Человек в беззаконии зачинается и во грехе рождается.

✦ Со дня своего рождения несет в себе тяготение ко греху.

✦ Вся жизнь человека проходит в трудностях и мучениях.

✦ Даже смерть его горька. Человек — земля и в землю вернется.

✦ Гордость закончится во гробе, а после него ожидает гордого неусыпающий червь (см.: Мк. 9, 48), тьма внешняя (см.: Мф. 8, 12), геенна огненная (см.: Мф. 18, 9)…

уклонись от зла и сотвори благо

Скажи мне, почему ты превозносишься, восхваляешь себя и презираешь других людей, полагая, что они хуже тебя?

✦ Из-за своей мудрости?

✦ Из-за своей добродетели?
✦ Из-за богатства?
✦ Из-за красоты?
✦ Из-за силы и могущества?

Но ведь все это – дары Божии, за которые ты на Страшном Суде понесешь ответ. Чем больше у даров Божиих, тем строже будет суд.

Если в жизни ты сподобился материальных или духовных благ больше других, то и смиряться, и благодарить Господа за Его щедрость ты обязан больше, нежели кто-либо иной.

Тебе же принадлежат лишь твои грехи и падения.

Гордый человек не только в будущей жизни будет мучиться, но и в настоящей он ненавистен людям.

И внутри него самого нет покоя. Он непрестанно пытается превознести себя над другими, обратить к себе внимание и интерес людей. Если его не уважают, он негодует и печалится. Он постоянно завидует, пребывает в раздоре и противоречии с окружающими.

Смиренного же человека, напротив, все любят, даже если у него есть недостатки. Злого он покоряет своим терпением, гневливого — кротостью, гордого — смирением.

уклонись от зла и сотвори благо

Господь возвышает смиряющихся.

✦ Он возвысил Иакова над Исавом (см.: Быт. 27–28),

✦ Иосифа — над его братьями (см.: Быт. 37–41),
✦ мытаря — над фарисеем (см.: Лк. 18, 14),
✦ бедного Лазаря — над богачом (см.: Лк. 16,19–31).

А самое главное, Бог Отец возвысил Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, смирившегося по собственной воле более какого-либо человека.

уклонись от зла и сотвори благо

✦ Авель научил нас непорочности,

✦ Енох — чистоте,

✦ Ной — великодушию и надежде,

✦ Авраам — послушанию и гостеприимству,

✦ Иаков и Иов— долготерпению,

✦ Иосиф — целомудрию,

✦ Моисей — кротости,

✦ Давид — любви к врагам,

✦ Илья — божественному ревнованию,

✦ Сын Божий — смирению (покорности воле Отца).

Всем этим добродетелям нас учит Господь, но к смирению призывает больше всего, ибо она является сосудом и сокровищницей всех остальных добродетелей. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Советы

✦ Во всем, насколько это возможно, подражай Господу, Богородице и святым, жившим в глубоком смирении.

✦ Стремись к общению с людьми незаметными и смиренными и не превозносись.

✦ Во всем стремись быть последним.

✦ Никогда не произноси слова и не совершай поступка, которые ставили бы тебя выше других.

✦ Имей лишь самое необходимое.

✦ Как ветви дерева, чем больше отягощены плодами, тем ниже склоняются к земле, так и верные рабы Господа, чем больше приобретают Его благодеяния и дары, тем больше смиряются. «Когда исполните все побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Тщеславие

Тщеславие — это желание выделиться, прямо или косвенно показать свои добрые дела, как действительные, так и мнимые, подчеркнуть важность своей особы с целью стяжания славы, почета, похвал, восхищения и преклонения.

В грех тщеславия впадают не только являющие свои благодеяния в погоне за славой и преклонением, но и превозносящиеся своими грехами! В тщеславие впадают и нарушающие Божественный или человеческий закон из неукротимого желания нравиться.

уклонись от зла и сотвори благо

У тщеславия семь дочерей
Хвастовство.
2) Тщеславная и суетная изобретательность не во благо человечества, а ради славы и известности.
3) Лицемерие.
4) Упрямство.
5) Дух противоречия и постоянного несогласия.
6) Вздорность и сварливость.
7) Ослушание.

Рядом с каждым добрым делом бес отверзает три пропасти и пытается столкнуть тебя в одну из них.

Едва ты помыслишь о добром поступке, бес представлявляет его трудным и недостижимым, дабы ты убоялся и не приступил к нему вообще.

Едва ты примешь твердое решение осуществить задуманное, как он сразу же делает все возможное, чтобы вытравить доброе намерение, и, чтобы благое дело творилось не ради любви к Богу и ближним, а ради корыстной цели.

Если диаволу не удалось столкнуть тебя в первые две пропасти, то он начинает толкать в третью —восхваляет твой поступок с целью пробудить тщеславие. Тщеславие же губит плод доброго дела.

Истинная польза будет тебе, если ты обратишь взгляд от земной славы к небесной, от преходящего к вечному, от людей к Богу.

Презри суетную славу обманчивого мира и сотвори следующие три вещи, которые помогут тебе одержать победу над тщеславием.

Во-первых, какой бы добродетелью ты ни обладал, какой бы подвиг ты ни сотворил — скрывай их, чтобы люди даже не догадывались о них.

Во-вторых, если тебя кто-либо восхваляет, помышляй о своих грехах, о которых хвалящий тебя не ведает, оплакивай их и глубоко сокрушайся.

В-третьих, непрестанно помни, что всем, чем ты владеешь, ты обязан благодетелю Богу. Ему, Подателю всякого блага, подобает всякая хвала, слава и благодарение.

Сребролюбие

уклонись от зла и сотвори благо

Апостол Павел верно замечает, что сребролюбие есть корень всех зол (ср.: 1 Тим. 6: 10), а любостяжание — идолопоклонство (ср.: Кол. 3: 5).

Сребролюбец словно море, поглощающее множество рек, но никогда не насыщающееся водой.

Он словно огонь, которому, сколько дров ни подбрось, все сожрет.

Сребролюбивый человек никого не любит, не признает ни родства, ни дружбы. Ему неизвестно значение слов «совесть», «сочувствие» и «милосердие». Деньги — его друзья, товарищи и даже бог!

Сребролюбие порождает семь зол: 1. Жестокосердие.

2. Расстройство разума. Насилие.
3. Ложь.
4. Клятвопреступление.
5. Коварство.
6. Предательство.

Если ты богат — будь щедр на милостыню. Если же ты беден и желаешь обогатиться — это также сребролюбие.

Лучшее врачество от сребролюбия – память смертная.

Блуд

уклонись от зла и сотвори благо

Блудодеяние — это одна из самых жестоких и трудно усмиряемых страстей. Плотское вожделение подобно необузданной лошади, несущейся в пропасть и калечащей себя.

Воздержание и благоразумие — это узда, крепко сдерживающая блуд.

Оружие в борьбе со страстью 1. Хранение чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

2. Немедленное отгнание от разума лукавых помыслов.
3. Молитва.
4. Память смертная.
5. Телесная боль.

Гнев

уклонись от зла и сотвори благо

Гнев может быть добрым и злым.

Добрый гнев проявляется исключительно вовне, ради педагогических целей, без враждебности и ненависти. Речь идет о гневе родительском, учительском, гневе начальствующих, духовников и других ответственных лиц. Такого рода гнев заключается в стремлении положить конец беспорядкам, исправить ошибки или пресечь страсть.

Злой гнев — несвоевременен, беспричинен, пристрастен и всегда преувеличен. Такой гнев соделывает нас человекоборцами, а порой и богоборцами. Гнев порождает такие тяжкие грехи, как ярость, сварливость, месть, богохульство, злословие, проклятие и т. д.

Мать гнева – гордость. Смирение побеждает гнев. Гневаясь, мы причиняем вред себе, а не другому.

Если гнев обуревает тебя: ✦ Не говори ни слова возмутившему тебя человеку.

✦Не делай того, к чему в момент пыла подталкивает тебя гнев. Подожди, пока твой разум успокоится, хладнокровно обдумай происшедшее и поразмысли, как лучше поступить.

Что делать, когда гневаются на тебя? ✦ Удались, пока не утихнет ярость гневающегося.

✦ Если ситуация не позволяет удалиться, успокой его смиренными и дружелюбными словами.
✦ Если ты не в силах сделать ничего из этих двух, то молчи и молись об обидчике.

Часто гнев вызывает не человек, а скорби жизни. Но Господь попускает скорби ради душевной пользы и духовного роста, для искоренения страстей и грехов. Поэтому нужно терпеть, благодарить и прославлять Бога.

✦ Вспомни многострадального Иова, который в бесчисленных скорбях повторял: как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно (Иов. 1: 21).
✦ Вспомни пророка Моисея. Сколько он вытерпел от неблагодарного народа иудейского и какое долготерпение проявил.
✦ Вспомни царя Давида. Какие гонения и бесчестья он перенес без гнева, не возжелав мести.
✦ Вспомни и святых апостолов. С какой незлобивостью вынесли они избиения, которым подверг их беззаконный иудейский синедрион.
✦ Вспомни святых мучеников, проливших свою кровь и с радостью отдавших жизнь в жертву любви ко Христу.

Подражай им всем. Возненавидь не человека, но гнев, ибо чрез него мы забываем Бога и попираем совесть.

Гнев затуманивает рассудок, будоражит сердце, парализует способность здраво и беспристрастно судить, отнимает у человека мир с самим собой и ближним.

Гнев подобен толстому канату, с помощью которого лукавый тянет нас за собой и толкает на различные грехи.

Кротость — это тот меч, который может рассечь влекущий тебя к нечестию канат настолько легко, насколько он отточен о камень — наикротчайшего и смиреннейшего Христа. Кротость делает человека миротворцем и дарует ему мудрость.

Становясь истинным христианином, человек перестает обращать внимание на людей, причиняющих ему зло. Единственно, о чем он печется, так это о своем поведении.

Итак, каждое утро, едва откроешь глаза, принимай твердое решение встречать с радостью и спокойствием любые испытания, которые могут постигнуть тебя в течение этого дня, твердо веря, что их тебе послал человеколюбивый Господь ради приготовления тебя к вечному блаженству.

Объядение

уклонись от зла и сотвори благо

Объядение — это страсть, побуждающая нас пресыщаться, есть и пить больше, чем нуждается наше тело для поддержания сил. Объядение — это врата, через которые проходят многие страсти и грехи, первым из которых является блудодеяние.

Объядение становится смертным грехом, когда человек:

✦ вводит в искушение ближнего
✦ пресыщается, зная, что это вызовет серьезную болезнь
✦ тратит много средств на дорогую пищу, тогда как ближний лишен самого необходимого
✦ не соблюдает установленные Церковью посты.

Советы:

Когда желание подталкивают тебя к греху объядения, обмани их той мыслью, что ты уже поел и попил и наслаждение ими уже прошло.

Никогда не забывай об ущербе от этой страсти: о потере времени и труда, провоцируемых ею болезнях, нерадении к духовному деланию, вечном голоде и жажде, которые ожидают тебя после смерти.

Сколько святых совершали поразительные чудеса и изгоняли из людей бесов благодаря молитве и посту! Эту истину подтвердил и Сам Господь, говоря, что род бесовский изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21), и Сам постившийся 40 дней в пустыне, после чего посрамил диавола.

Постящийся и воздерживающийся от еды и питья с ропотом и нежеланием не вознаграждается. Истинно трудящийся над воздержанием — весел и жизнерадостен.

Больше объедения храни себя от пьянства.

Борись с чревоугодием воздержанием — матерью всякой добродетели и святости.

Зависть

уклонись от зла и сотвори благо

Зависть — это горечь и сожаление о превосходстве, благоденствии и благе ближнего, а также радование несчастью ближнего.

Разновидность зависти – ревность. Полезна для души только духовная ревность.

Зависть порождает ненависть, хуление, осуждение, злорадство и уныние.

✦Из зависти диавол подтолкнул прародителей к ослушанию и падению, введя этим смерть в человеческий род (см.: Быт. 3: 1–7).

✦ Из-за зависти Каин стал братоубийцей (см.: Быт. 4: 8).
✦ Руководимые завистью братья возжелали смерти Иосифа (см.: Быт. 37: 5-24).
✦Из зависти распяли Иисуса Христа.

«Зависть – корень смерти, многосторонняя болезнь, неугасимое пламя, острый гвоздь, вонзенный в сердце!» (святитель Иоанн Златоуст).

Зависть отнимает у человека внутренний покой, наполняет его печалью и скорбью, делает безумным и невменяемым.

Не желай зла тому, к кому чувствуешь зависть, но молись о нем и помогай ему. Борись и победи зависть любовью. Имея в себе любовь, человек не только не огорчается при виде радости ближнего своего, но и сам испытывает равную ему радость, принося этим пользу своей душе.

Нерадение

уклонись от зла и сотвори благо

Нерадение — это своего рода уныние и безволие, овладевающее человеком и соделывающее его небрежным, ленивым и безразличным ко всякой духовной деятельности. Нерадение вызывает паралич разума и души, апатию к исполнению Божественных заповедей, но прежде всего — ненависть к молитве и церковному пению.

Нерадение рождает малодушие (когда духовная брань кажется человеку непосильной, а добродетель недостижимой) и отчаяние – наихудшее из всех беззаконий (когда человек из-за своей небрежности теряет надежду на спасение).

В борьбе с нерадением тебе поможет следующее: ✦ Никогда не забывай о страшном ответе, который предстоит держать в день Страшного Суда за данное тебе Богом время для трудов благих и спасительных.

✦ Пусть тебе будет стыдно, что торговцы тщетное богатство добывают с куда большим старанием и усилием, нежели ты истинное и вечное.
✦ Служащие и трудящиеся делают все возможное, чтобы угодить своим начальникам и хозяевам. А что же делаешь ты, чтобы угодить своему Творцу?

Чтобы заставить себя трудиться над стяжанием добродетелей, вспоминай время от времени о славных и нетленных плодах, которыми ты насладишься на небесах благодаря небольшому усилию и временному утомлению в этой жизни.

Если крестьянин возделывает землю и в зной, и в стужу, терпеливо выносит все страдания и муки даже несмотря на то, что семена часто гибнут и непомерный труд не приносит плода, то не полезно ли было бы и тебе потрудиться в этой краткой жизни в надежде на небесные блага?

Если воин пренебрегает опасностями и трудностями военного похода, оставляет жену, детей, родных и друзей ради преходящей славы, материального вознаграждения и тленного трофея, не будет разумно ли и тебе подняться на брань за славу вечную, вознаграждение небесное и неувядаемый венец?

Если работник целый день в поте лица трудится за скудный заработок, получить который он надеется вечером, не похвальней ли будет трудиться тебе с радостью и желанием, чтобы получить вознаграждение бесценное?

Вместе с этими мыслями, переносящими душу в рай, пусть тебя посещают и противоположные образы, напоминающие о геенне огненной, чтобы ты ощутил страшные муки нерадевших о соблюдении заповедей Христовых.

Думай также над тем, насколько велики твой долг и ответственность пред Спасителем нашим Иисусом Христом, воплотившимся и претерпевшим клевету, гонение, скорби, хулу и Крестную смерть, чтобы избавить тебя от уз смерти и ада. Если Он, Безвинный и Безгрешный, так пострадал из-за любви к тебе, виновному и грешнику, то не окажешься ли ты неблагодарным, если не заставишь себя бороться за стяжание добродетели, Его любви, собственной пользы и своего спасения?

Последним оружием и самым результативным врачевством против нерадения является следующее: верь, что сегодняшний день — твой последний день на земле и завтра ты обязательно умрешь. Верь, что только от сегодняшних трудов и борьбы зависит либо твое спасение, либо осуждение на муки, и заставь себя исполнить всякое богоугодное дело, дабы после смерти наследовать жизнь вечную.

Выборку из книги инока Агапия (Ландоса) «Как спастись» составил прот. Александр Зелененко для слушателей курса “Основы православной веры и духовной жизни” взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Часто бывает, когда человек не до конца верующий, но близкие уговаривают его креститься. Или некоторые просто придерживаются традиции – все крещеные, дай и я покрещусь, хотя веры особой не имеют и не отводят Богу в своей жизни достойного места. Как быть, креститься или не креститься?

Относительно принятия Святого Крещения есть два подхода, прослеживающихся с древности.
Одна часть христиан стоит на позиции: сначала поверь, потом пройди обучение, так называемое „оглашение“, ознакомься со Священным Писанием, познакомься с Церковью, с богослужениями и, если все это найдет в тебе отклик, если это все близкое и родное, тогда принимай Крещение.

Мнение других исходило из личного опыта и часто оправдывалось самой жизнью. Один из наших зарубежных иерархов говорил о себе, что сам бы он никогда не пришел к вере, не стал бы священнослужителем, если бы медлил с Крещением, если бы властной рукой близкие друзья не подтолкнули его к этому.

уклонись от зла и сотвори благо
Есть у кого-то из наших преподобных такая мысль: чтобы серьезно обратиться к Богу, принять на себя иноческий постриг или священство, нужен второй Моисей, который, как из плена египетского, вырвет человека из неверия, из плена страстей и соблазнов.
Душа на протяжении всей жизни человека зреет для вечности. Как в природе – нужно время, чтобы вызреть. Один плод ранний, в юности совершает обращение к Богу, другому нужно висеть до морозов, чтобы вызреть. Бог щадит наши души, дает им время напитаться соками, раскрыться для духовной жизни.
Но оба эти пути в равной мере поведут вставших на них ко спасению, лишь бы не свернули с них. Господь всех призывает к Себе, но, как сказано в Евангелии: много званых, а мало избранных. Сколько таких случаев, когда отец и мать – неверующие, атеисты, а дети церковные. Это отличительная черта нашего времени. В XIX веке в основном от родителей зависело, каким вырастет человек. Они закладывали религиозные, моральные основы в душу ребенка, открывали и развивали в нем склонность избрать духовный путь. А в наше время часто дети приводят родителей к вере и Церкви.

Например, конкретная ситуация. Парень и девушка решили пожениться, любят друг друга. Но он некрещеный, а она из верующей семьи, и ему ставят условие, чтобы он крестился, чтобы они обязательно венчались. А он говорит – как же я буду креститься, если я не верю? Но, может быть, то, что парень выбирает верующую девушку, уже есть его внутреннее движение к собственной вере?

Спаситель сказал: „Кто не против вас, тот за вас“. Если человек, далекий от религиозности, питает симпатию к человеку верующему, хочет общаться, несмотря на то, что сам он далек от веры, но проявляет уважение, доброе отношение, внимание, – все это дает основание, чтобы им не пренебрегать. Тайна человеческой души, тайна внутренней свободы совершенно сокрыта от нас.

Сейчас много людей называют себя верующими, ходят в храм на Пасху, на Рождество, но при этом считают, что чаше ходить туда не надо, что Бог у них в душе и посредники им не нужны. Нужна ли человеку Церковь?

Это недуховное отношение к той огромной области духа, которую представляют вера в Бога, заповеди Божий, церковные Таинства, да и сама жизнь. Некоторые не понимают, что такое Бог.

Бог – это не административная единица, это не начальник, который отдает распоряжения – так делай, а так не делай. Он ищет не каких-то внешних наших дел, Он ищет нас самих. Бог нас создал для Себя, и, как говорит блаженный Августин, „наша душа никогда не успокоится, пока она не познает Господа, не соединится с Ним“. Религиозная форма может быть ближе к какому-то языческому исповеданию – люди относятся к Богу как к идолу, которому надо сказать: „Я в тебя верю, не отрицаю тебя, хожу куличи освящать“. А сердце человека при этом закрыто. Об этом еще пророк Исайя говорит – о внешнем почитании при отсутствии желания познать Истину.

В наше время надо всем царит принцип индивидуализма, самодостаточности, я бы даже сказал, скрытого эгоизма, нежелания походить на кого-то, Церковь – это не организация, а организм. Если человек входит в какую-то организацию, он сразу принимает на себя те или иные обязательства. Членство предполагает участие в собраниях, взносы. А в организм надо вжиться, сродниться с ним. В себе, в своем сознании нужно развивать живое отношение к Церкви именно как к организму, частичкой которого может стать каждый. За верой стоит огромный мир, духовный, который требует от человека раскрытия его духовных сил, реализации заложенного в каждом потенциала, работы над собой, усилия. Ведь подобное стремится к подобному, и человек должен уподоблять себя Церкви, духовно перестраиваться, если он хочет неголословно именоваться верующим, христианином, быть духовно живым.

Многие сегодня не понимают: зачем нужны батюшки?

уклонись от зла и сотвори благо В любой религиозной системе есть наставники, учителя, передающие свой опыт из поколения в поколение. Учительство, духовное руководство – это один из принципов жизни Церкви. Редко, когда Сам Бог указывает, каким путем идти. А для того, чтобы не ошибиться, и нужны наставники. Все святые отцы говорят о том, что человеку самому по себе невозможно спастись, легко заблудится в лабиринтах своей души, в своей самости, войти в прелесть. Если нет рядом наставника, то нужно чаше обращаться к Священному Писанию, к творениям святых. Если человек хочет стать музыкантом – он ищет учителя, который сам уже достиг высокого уровня, занимается с ним, оттачивает технику. А чтобы струны души зазвучали в лад, им тоже нужна настройка. И редко кто сам в состоянии справиться с этим. Духовное совершенство – это искусство из искусств. Для этого нужны духовные наставники – пастыри.

Отец Георгий, как Вы считаете – правильно ли то, что в Православной Церкви женщины не становятся священниками? Женщины не заходят в алтарь, в Греции их не пускают даже на клирос – поют только мужчины, пускай даже один. Со стороны, особенно в свете современных феминистических тенденций, может показаться, что в Церкви присутствует некая дискриминация женщин.

Вопрос этот довольно острый, непростой. Мы привыкли условно делить неделимое – таков процесс нашего дискуссионного познания. Никогда не нужно женщину отделять от целого – женщина это половина сущности мужчины, так же, как и мужчина, – половина сущности женщины. Бог, создав мужа и жену, повелел им быть единым. Так и во время Таинства Венчания священник говорит: „Что Бог соединил, то человек да не разлучает“, или: „Да будут два плоть едина“.

Апостол Павел говорит: нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Разными путями, разным служением, но все мы идем в одном направлении, к одной цели, идем в соединении – женщина и мужчина рука об руку.

Часто в семье возникает вопрос – кто главнее, кто важнее. А у каждого свой крест, своя роль. И женшина должна почувствовать своим сердцем, в каких вопросах главенство принадлежит супругу, а в каких она сама вольна принимать решения. Так же и мужчина, должен сознавать, что супруге виднее – как женщине, матери. Должно быть взаимное проникновение между супругами, тогда все встанет на место.

И ни один из супругов не должен ощущать себя ущербным, ненужным.

А по поводу священства отвечу так. Не допуская возможности женщинам становиться священнослужителями, Бог щадит их. Ведь это не только царское предстояние перед Престолом, но и огромнейший каждодневный труд, которого женщине не вынести ни эмоционально, ни физически – она затрещит. В советское время атеисты говорили: „Не хочешь работать, иди в священники“. А когда те же люди после перестройки стали приходить в храм, они изменили свое прежнее представление и теперь говорят: „Какой же, батюшка, у вас труд!“

Бог устроил женскую природу для чадородия, которым она и спасется. Преподобный Нектарий Оптинский говорит, что женщина рождением детей, воспитанием их служит Святой Троице. Ведь откуда у всех наших святых истоки святости? От матерей, вскормивших их, выпестовавших. Блаженный Августин, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов – читая жития этих великих святых, мы видим, насколько благочестивы были их матери. Родители преподобного Сергия, Кирилл и Мария, вместе с сыном причислены к лику святых.

“Женщина весьма многоглаголива, и если позволить ей говорить в Церкви, то поднимется такой шум, какого и на торжище не встретить. Вот посему апостол Павел и ревнует, чтобы женщина в Церкви не учила” (Святитель Иоанн Златоуст).

Да и чисто физиологически – у женщин период очищения порой длится до 10 дней. То есть треть месяца она не сможет заходить в алтарь. А принимать исповедь? Женщина, как существо более эмоциональное, чем мужчина, вообще с ума сойдет! Женское целомудрие очень ранимо – а на исповеди порой человек открывает такие гнойники своей души, что надо обладать мужеством, чтобы выслушать, напутствовать. Здесь символично даже само слово „мужество“. Женственность тут ни к чему. Женское священство противоестественно, кощунственно.

уклонись от зла и сотвори благо У женщины великое призвание, и не нужно его игнорировать, искать чего-то, что тебе не дано. Мать – корни человека, питающие, дающие силы. Не будет корней, не будет и дерева. Мать, как никто, близка к своему ребенку. И если в женщине сильна вера, она ее обязательно передаст своим чадам. Матери, бабушки закладывают в детское сердечко зернышко веры, лелеют его, взращивают. Бывает, с детства живут в сердце смутные воспоминания о том, как бабушка водила в храм, говорила о Боге. Они как бы дремлют – и вдруг раскрываются в чувствах искренней веры.

В лице Богородицы женщина, женский пол так вознесен, что говорить о каком-то умалении просто абсурдно. Ни один мужчина не почитается так, как почитается Богородица. В Первоевангелии сказано, что семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15). Еще Спаситель не пришел в мир, еще не было пророков, еще не служили патриархи, а слова эти уже были сказаны. Призвание женщины, еще раз повторю, в чадородии, в воспитании, в целомудрии. В этом счастье, в этом радость, в этом оправдание женщины.

Самое высокое, самое святое для женщины – это материнство. Посмотрите на иконографию Богородицы – редко, два-три канона, где Она без Младенца. Материнство воплощено в самой иконографии Пречистой Девы. Посмотрите на Владимирскую – и вам открывается красота материнской любви, умиление. Каких бы высот в своей карьере не достигла женщина, всегда, в конце жизни, если у нее не было детей, она будет ощущать себя несчастной.

В последнее время само понятие материнства очень ущемлено. Современные женщины на первое место ставят карьеру, благополучие, прикрываясь новомодным термином „планирование семьи“: я сначала выучусь, заработаю себе на квартиру. Зачем плодить нишету?

Хорошо. Выучился? Заработал? Рожай.

– А мне уже тридцать!

Ну и что, что тридцать? До сорока еще можно пятерых успеть родить. А если нет желания – то это уже никакое не планирование семьи. Ведь семья – это не муж и жена, живущие в свое удовольствие, а это отец, мать и дети, разделяющие радости и тяготы друг друга.
Карьера, стремление к цели – это хорошо. Но если не забыто истинное предназначение. Как человек сам получил бесценный дар жизни от своих родителей, так он должен его передать и своим потомкам.

А как смотреть на современную ситуацию „гражданских браков“, когда молодые люди, живя вместе, не имеют никакого желания ни расписываться, ни венчаться?

Подобные отношения нельзя называть даже какой-то формой брака – никакого брака здесь нет. Будем называть вещи своими именами – это блуд, прикрывающийся фиговым листом. Так же, как наши согрешившие прародители хотели от Бога укрыться фиговым листом, как их рисуют наши иконописцы.

Брак – это событие, которое никогда в истории человечества не совершалось в тайне от всех. Это торжественное объявление о соединении двух судеб, двух сердец, двух родов, принятие ответственности не только друг перед другом, но и перед родными и близкими, перед обществом. С древних времен не было такого: захотели – будем жить вместе как муж и жена, расхотели – разбежались, и никто никому ничего не должен.

Чтобы узнать друг друга, существует период жениховства. Пожалуйста, встречайтесь, общайтесь. Раньше девушки ждали своих женихов из армии по несколько лет, в царской России срок рекрутства доходил и до 15, и до 20 лет… На мой взгляд, это просто недомыслие, что родилось такое понятие – „гражданский брак“. Гражданский брак – через регистрацию отношений в государственном учреждении – признается обществом и Церковью.

Дух нашего времени покрывает распутство, называя браком то, что, по сути, является блудом. О том, что это неправильно, можно судить по плодам. Брак предполагает рождение детей, а так называемые гражданские браки нередко приводят к безотцовщине или уничтожению зарождающихся детских жизней. Сколько искалеченных судеб, брошенных на произвол детей. Это дает ложное представление о том, что по сути является не браком, а беззаконием.

Нередки случаи, когда молодые люди решают создать семью, но им негде жить, негде создать свое семейное гнездышко, чтобы не быть обузой родителям. Насколько нужно не бояться трудностей? Может быть, лучше повременить с созданием семьи?

Главное, чтобы человек нашел того, кого чаяла его душа. А если условия не благоприятствуют, то следует набраться терпения, оказывать друг другу поддержку.
Раньше существовала хорошая практика обручения. Период от обручения до брака мог продлиться годы, при этом два существа уже принадлежали друг другу. Они жили с мыслью, что их судьба определена, но необходимо немного подождать того момента, когда будет возможно зажить своим домом. Иаков 14 лет ждал, пока Рахиль станет его женой. Он работал на ее отца, выполнял трудную работу, был обманут, но дождался, чтобы любимая стала его женой.
В момент обручения брак уже состоялся, слово верности дано друг другу – но должно пройти время, пока брак этот вступит в свою полную силу. Душа свой выбор уже сделала, а обстоятельства переменятся, Бог даст, настанут благоприятные времена. Лучше конечно, потерпеть, лишний раз убедиться в правильности своего выбора.

В нашей стране продолжает расти количество разводов. Причем нередки они и в православной среде. Очень много примеров, когда разводятся люди, прожившие много-много лет. Как избежать подобного финала тем, кто только начинает строить свои отношения?

Основополагающая сила в браке – это любовь. Ведь сказано: когда охладевает любовь, рождается беззаконие. Сегодня – люблю, завтра – не люблю. Значит, за годы, проведенные вместе, людей соединяла какая-то естественная потребность, а не любовь. Люди не понимают истинного смысла любви, потому что никто им его не раскрыл.

Любовь – это дар благодати, одно из Божественных свойств. Это – способность принимать человека таким, каков он есть, впустить его и к себе в душу, стать с ним неразлучным. Иоанн Богослов хорошо раскрыл суть любви, сказав во всеуслышание, что, Бог есть любовь. Это открылось и на Кресте, когда Господь отдал Свою жизнь за грехи людей. Любовь – это Жертва, это Самоотдача, это Страдание. Мы далеки от этого.

В тот момент, когда люди встречаются, произносят заветные слова: „Я тебя люблю“, – это ещё не любовь. Это увлеченность, влюбленность, естественная расположенность, симпатия – много можно подобрать слов. А любовь надо еще выпестовать в себе, дать ей развиться из тех симпатий, которые связали вначале. Любовь не знает рациональности. Перед тем, как соединять свою жизнь с жизнью другого человека, нужно ощутить внутреннее родство душ, нужно дать другому познать свою душу. Увидеть внутреннюю красоту, найти свою общность, которая обоим даст счастье. Люди настолько разные, и не нужно стремиться исправить другого человека по своим меркам. А когда появляются дети, родители обязаны уже жить не для себя, а для детей. И женщине надо стараться укреплять семью изнутри, опять же, рожать детей.

Как быть женщине, если она верующая, а ее муж – неверующий?

Эти вопросы должны оговариваться в период знакомства юноши и девушки – за кого я выхожу замуж, с кем хочу связать свою жизнь. Нужно четко уяснить для себя наиболее важные для дальнейшей жизни моменты. И вопрос, верующий ваш избранник или не верующий, должен прозвучать одним из первых. Не надо скрывать и своей религиозности, чтобы с самого начала отношения строились по-честному, открыто. Взяв мужа таким, какой он есть, можно попытаться его перевоспитать только примером добра, но ни в коем случае не принуждением и не упреками. И дети будут святы, если жена искренне верит, а муж ей не препятствует ходить в храм, не унижает ее религиозных чувств. Если супруги принимают друг друга такими, какие они есть, при всей своей разности, то надо жить дружно, стараться всегда видеть в супруге те качества, за которые вы его избрали. Нередки такие случаи, когда терпеливая, разумная жена своим примером приводила и мужа на путь веры, путь покаяния.

А как быть, если женщина знает, что муж ей изменяет, ведёт двойную жизнь? А она – христианка, и пытается сохранить свой брак. Ведь это серьезная духовная проблема – простить или не простить, принять или не принять, оправдать оступившегося супруга или третировать всю оставшуюся жизнь.

Апостол Павел ещё в первые века говорил христианам, что неверный муж освящается верной женой. Сегодня внутреннее растление сплошь и рядом, мужчина, заводя внебрачную связь с женщиной, чаще молодой, приезжей, не задумывается ни о том, что причинит боль законной супруге, ни о том, что будет страдать его ребенок, что будет страдать, в конце концов, его новая возлюбленная. А как итог будет страдать и он сам. Творя тайное, человек растрачивает свое достоинство.

Общих слов тут не скажешь. Нужно видеть конкретного человека, его характер. Насколько он имеет веру, насколько он духовно крепок. Многие духовники при разборе семейных неурядиц требуют, чтобы пришли оба супруга. Обязательно нужно выслушать обе стороны для того, чтобы разобраться в сложившейся конфликтной ситуации. Нужно просто прийти в духовную лечебницу, переломить свою гордыню, эгоизм, жалость к себе. А где есть воля и желание наладить отношения в семье, там открывается и возможность.

Непросто найти духовника в наши дни, особенно в больших городах. Опытные наставники имеют множество духовных чад, у них огромная нагрузка. А идти к „простому батюшке“ люди не хотят, оставаясь в итоге вообще без духовного окормления.

Господь, призывая учеников Своих на служение, сказал: „Жатвы много, а делателей мало. Переживание о том, кто может окормлять, вести, быть пастырем не ново. Духовных наставников всегда не хватает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил об этом ещё в XVIII веке: „оскуде преподобный“. В то же время он призывал не унывать, а вооружаться знанием Закона, заповедей Господних, искать ответ в Священном Писании, творениях святых Отцов и на все запросы, тайны сердца своего получать ответ через духовные книги – ведь в них дышит Дух Божий. Представьте, ведь это – век Оптинских старцев, преподобного Серафима Саровского и многих духоносных руководителей, и „оскуде преподобный“.

На вопрошение верующего сердца Господь отвечает. Когда возникает какое-то затруднение – помолишься: „Господи! Помоги мне!“ Начнешь читать Священное Писание, и Господь Сам подскажет. Бог жив и Слово Его живое, действенное.

Иное дело, конечно, опыт, который должен быть у духовника. Человеку свойственно искать готового ответа. Он думает: Приду, упаду к ногам старца, а он, провидец, сразу подскажет мне, как быть. Но если душа жива, она получит от Бога ответ. Перед тем, как идти к священнику за советом, человек должен искренне помолиться, и тогда он получит ответ такой, какой необходим именно ему. Даже не очень опытный в духовном врачевании священник, по горячей молитве, просящему даст именно тот ответ, которого ждет душа – Господь Своей благодатью вложит его ему в уста.

Искание старцев – это ещё одна болезнь нашего времени. Куда только люди не едут. А это не что иное как недоверие Богу – искание знамений, осужденное Христом Спасителем.
Нужно духовно работать над собой. Можно прийти к старцу со своим сокровенным вопросом, а в ответ услышать: „Спасайся, чадо, спасайся. Иди с Богом, все у тебя будет хорошо“. И придется искать еще кого-то, чтобы успокоил душу.
Люди не понимают, чего ищут. Как говорится, „по Сеньке и шапка дается“. Можно получить от высокодуховного человека такой ответ, что не сможешь его понять, не сможешь его применить в своей жизни. Если ты духовно настроен, то Господь найдет, через кого тебе ответить, как вразумить. А если ты не готов, то твое вопрошение будет тебе в суд: „К этому не пойду, к тому тоже не пойду – этот молод, этот стар“… Да ты к Богу идешь, милый мой, а не к отцу Иоанну или отцу Петру!

А в современной жизни многое утрировано, у нас сейчас нет культуры духовного воспитания. Ко мне, бывает, приходят – говорят: „Батюшка, вы – старец?“ А я отвечаю: „Да. Я – старик!“ .
Некоторые вообще ищут встречи со старцами просто, чтобы посмотреть, проверить Бога на духовность. Так, однажды к ученику преподобного Варсонофия Великого Иоанну-Пророку пришел человек с вопросом. Не удовлетворившись ответом, на следующий день он пошел к старцу Варсонофию, на что тот ему ответил: „Разве Христос, который во мне, есть другой Христос, чем в Иоанне? Почему же ты не послушал Его?“

Отец Георгий, какой совет, какое напутствие Вы бы дали нашим читательницам – современным женщинам в современном мире?

Каждому христианину с древнейших времен заповедано Духом Божиим: Внимай себе, то есть всем мыслям, чувствам, побуждениям, действиям – старайся увидеть, что лежит в их основе: доброе или злое. Отойди от зла и – сотвори благо!

С отцом Георгием беседовали диакон Тимофей Куропатов и Ирина Машкова, руководитель психологической консультации „Благо“ при православном центре „Живоносный Источник“ в Царицыно.

Опубликовано в журнале Славянка: май–июнь 2006

Оценка 3.4 проголосовавших: 19
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here