Акафист петру могиле

Детально: акафист петру могиле - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

акафист петру могиле

Петр Могила – это святой православной церкви, митрополит, живший в 17 веке в Киеве. Наказ Петра Могилы – это его завещание потомкам читать Псалтырь по усопшим предкам. По легенде, святой Петр Могила пережил клиническую смерть, увидел мучащихся в аду людей, впал в состояние ужаса и получил от Бога откровение, что если за какую-либо душу, томящуюся в аду, прочитать Псалтырь по усопшим 20 раз, то Бог милосердием своим выводит сию душу из ада. Разумеется, тот, кто прочитает эту самую Псалтырь и поможет томящейся душе, сам тоже получит массу “плюшек”. Давайте попробуем реализовать наказ Петра Могилы на практике и посмотрим, что будет…

Для реализации наказа Петра Могилы будем использовать систему молитвы по соглашению “Доброуст”. Почему “Доброуст”? Потому что в этом проекте есть единственная в своем роде

Псалтырь

по усопшим по соглашению. Зацените алгоритм – участники из разных городов читают псалтырь за поданные имена, а умный алгоритм так все разруливает, чтобы поданное имя было помянуто на каждой кафизме Псалтыри и так до полного прочтения всей псалтыри за имя. После завершения цикла алгоритм начинает все заново. То есть, система идеально подходит для реализации Наказа.

Итак… регистрируемся… подаем имя за упокой.

Кстати, есть мнение, что если собрать всех своих усопших предков до третьего колена (пра-бабушки, пра-дедушки), узнать их имена (должно получиться 4 имени второго колена, бабушки-дедушки и 8 имен третьего колена) и всех их подать на Псалтырь и прочитать 20 раз, можно рано или поздно проснуться совсем другим человеком. В том смысле, что “здоровее, удачливее, успешнее”. Это объясняют тем, что на человека перестают “давить” родовые грехи.

Данное утверждение нуждается в проверке, благо это не сложно сделать. Смотрите. Подали имена. Если сделали это на компьютере (не на сотовом) имена будут выглядеть примерно так:

акафист петру могиле

Допустим, мы хотим выделенное имя (Владимира) подать на Псалтырь. Открывается вот такое вот окно. В окне можно указать дату смерти Владимира. Если система увидит, что еще не прошло 40 дней, то Псалтырь за имя начнет читаться очень активно и много (реально за 40 дней вычитать все 20 Псалтырей). Если 40 дней прошло, то Псалтырь будет читаться в обычном режиме.

акафист петру могиле

Цифра 1 в данном примере означает “один круг”, то есть, за данное имя Псалтырь будет вычитана один раз. Приобрести (это бесплатно, просто очки активности нужны в “Доброусте”) можно сколько угодно кругов. Нам, по условиям задачи нужно 20 кругов.

Когда имя подано, вместо надписи “Псалтырь” появляется статистическая плашка, которая показывает, сколько именно кругов уже прочитано (левая цифра), каков прогресс текущего круга Псалтыри (в процентах), и сколько приобретенных кругов осталось прочитать (правая цифра).

акафист петру могиле

В данном примере уже прочитано 7 полных Псалтыри, прогресс 8 круга Псалтыри 45% (9 кафизм уже прочитано, проще говоря, осталось 11) и осталось еще 11 полных Псалтырей (да, итого получится даже больше 20).

Итак. Подаем всех 12 предков (если родители почили, то предков будет 14) на 20 кругов. Сразу 20 кругов для каждого имени нет необходимости приобретать, можно докупать прямо в процессе. Круги легко докупаются в любой момент времени, во время чтения имеющихся кругов.

Наша задача – подать всю родню на 20 кругов и на своей, так сказать, шкуре проверить, стало ли легче жить, изменилась ли жизнь к лучшему. Ведь вот что пишут в тексте про Наказ Петра Могилы:

Оглавление [Показать]

Из лекции Ксении Павловны Кравченко «ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА по системе сщмч. Серафима Чичагова»

Мы вышли в Киево-Печерской Лавре на известную личность митрополита Петра Могилу. Связывались с отцами из Лавры по электронной почте. Оказалось, что эта историческая личность не только как основатель Киево-Печерской Лавры известен и прославлен как святой, но еще и существует чин чтения псалтыри по Петру Могиле. Он оставил письменный завет-завещание о том, как надо отмаливать наш род, наших сродников по плоти.

То есть, обычный псалтырь: читаются все три славы за упокой, как можно больше воспоминаются имен наших усопших сродников и читается псалтырь 20 раз.

По прочтении 20-ти раз, как св. Петр говорил, что Господь прощает своим милосердием, снимает любой грех и наши родственники отпускаются с тех мест, где они мучаются.

Но самое главное, что, когда грехи эти прощаются, то очень много проблем со здоровьем снимается с нас. В первую очередь физических. Причем, эти болезни, как мы наблюдали у пациентов, не проходят постепенно, а получается так, что человек утром просыпается абсолютно здоровым. Причем по всем показаниям (УЗИ, инструментальным, мед. обследованиям) никаких следов не оставалось.

Вот на сколько важно отмаливать свой род и насколько это тесно связано с нашим физическим здоровьем.»

НАКАЗ — СВЯТОГО МИТРОПОЛИТА ПЕТРА МОГИЛЫ.
Поминовение — усопших родственников.

акафист петру могиле

Митрополи́т Пе́тр 1596 — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Благодаря трудам Могилы возобновилась — православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор.Павел Флоренский писал: «Род есть — единый организм, и имеет единый целостный образ».В этом едином Родовом организме МОЖЕТ — из поколения в поколение НАКАПЛИВАТЬСЯ — благодать Святого Духа.Укрепляющая — каждого члена этого Рода — в перенесении болезней и жизненных обстоятельств и содействующая — их спасению, ПЕРЕДАВАЯ им – крепкую веру в Бога.

А может и бездарно – РАСТРАЧИВАТЬСЯ, накапливая – НЕРАСКАЯННЫЕ Грехи, что скажется на последующих поколениях нагромождением – несчастий и бед, и даже ПРИВОДИТ — к ослаблению Рода (Рождаются Больные и Умственно-отсталые дети) и к — пресечению Рода.

Благодать в Роду НАКАПЛИВАЕТСЯ — молитвой, церковными таинствами и добрыми безкорыстными делами, благочестивой жизнью.Очень хорошо, когда в Роду – есть священник или монах – это ВЕЛИКОЕ благо для — всех членов Рода!И весь Род должен – им и их близким — ПОМОГАТЬ и защищать. Они – ОТМАЛИВАЮТ – всех и живых и мертвых!
И Благо идет на весь – РОД!
Молодая женщина, впервые пришедшая в храм, пожаловалась на исповеди — на обрушившиеся на неё несчастья: муж два года назад погиб в аварии, год назад – сын разбился на мотоцикле, но выжил. А в через год летом 12-ти летняя дочь утонула в озере …А причина оказалась в бабушке. Выяснилось, что она ЛЮБИЛА — брать ЧУЖОЕ и даже воровала у семьи с ребёнком-инвалидом.Грехи — воровства, убийства, насилия и издевательства над людьми, предательства, блуда, разврата и супружеской неверности, педерастии и секс-извращений, колдовства и гаданий — страшным проклятием ЛОЖАТСЯ — на потомков до четвёртого колена.Одна женщина приехала в монастырь с грузом несчастий, печалей и недоумений. «У меня мама умерла от рака матки, я не хочу идти по её пути».Ей ответили, что дети рождаются — либо в Род отца или в Род — матери и потому в чей Род рождены дети – то того Рода они наследуют и несут проблемы в своей жизни. «Вы несёте проблемы папы, у вас такого рака матки не будет.У вас брат есть?» Женщина удивилась: «У меня было два брата. Я средняя, был старший брат. Он был банкиром и в лихие 90-е годы его убил киллер, детей у него — не было. А младший брат погиб от шальной пули, поскольку он был школьником, то у него детей тоже не осталось, ПРОДОЛЖЕНИЕ рода — пресеклось.Мама, похоронив двух сыновей, на нервной почве из-за стресса получила — онкологию и ушла очень тяжело и этот род по этой ветви — ПРЕРВАЛСЯ». Её спросили: «А кто у вас был дедушка?» «А дедушка у меня был начальником НКВД». Ясно, что он ПОВИНЕН — в расстрелах людей и, возможно, священников.Для исцеления от груза — Наследственных болезней, существует ЧИН чтения Псалтири по свт. Петру (Могиле).Святой Петр Могила, митрополит Киевский — основатель Киево-Печерской Лавры известен и прославлен как святой.Святой Петр Могила, после смерти, когда пришел — на Тот свет и увидел, как души усопших страдают – попросил Господа воскресить его и вернуть на короткое время на землю, чтобы он, Петр, написал это ПОУЧЕНИЕ – наказ еще живущим на земле. И чтобы мы, живущие здесь, торопились и ЗНАЛИ — как спасать своих родителей и сродников.Священникам приснился сон, чтобы откопали они гроб с телом святого Петра. Они, собрались и, помолившись, решили так и сделать. И он был явлен на 40-й день по кончине отцам Киево-Печерской лавры. Они, получив благословение, его раскопали.Святой Петр, ВСТАВ — из гроба, написал этот — НАКАЗ-поучение — как нам НАДО — отмаливать наш род, наших сродников по плоти. И, вернувшись в гроб, снова ушел — в Царство Небесное. Аминь.То есть, обычный псалтирь: читаются все три славы за упокой, как можно БОЛЬШЕ — воспоминаются имен наших усопших сродников и читается этот псалтырь — 20 раз.По прочтении псалтири 20-ти раз, как св. Петр говорил, что Господь ПРОЩАЕТ — своим милосердием, СНИМАЕТ — любой грех и наши родственники — ОТПУСКАЮТСЯ с тех мест, где они мучаются.Дорогие дети, выручайте своих родных, ИЗБАВЛЯЙТЕ — их от Вечного огня и мук адских.Кто ПОДАЕТ поминовение усопших — на сорок обедней, у того в адской пропасти из родных никого — НЕТ. Господь – ПРОЩАЕТ всех умерших и СНИМАЕТ все грехи с РодаТогда у всех живущих на земле – жизнь СТАНОВИТСЯ и лучше и легче, СЕМЬИ — крепкие, и дети умные и здоровые — рождаются.Сказано Господом: «Кто — СПАСАЕТ, те и сами БУДУТ — спасены».Господи, вразуми и спаси нас! Пресвятая Богородице спаси нас!

ЗАВЕЩАНИЕ ПЕТРА МОГИЛЫ — как поминать усопших родителей.Читая Псалтирь, на всех 3-х «Славах» надо молиться — об упокоении, как можно больше поминать имён наших усопших предков и читать Псалтирь 20 раз.Вот, по прочтении 20 раз, как говорил митрополит Пётр (Могила), Господь — ПРОЩАЕТ Своим милосердием — ГРЕХИ предков.

Но, самое главное, когда ГРЕХИ эти — ПРОЩАЮТСЯ, то много проблем — СНИМАЕТСЯ с нас, и, в первую очередь, физических, физиологических, проблем, связанных с болезнями.Причём эти болезни, часто проходят не постепенно, а получается, что человек утром просыпается вдруг абсолютно здоровым. Вот, насколько ВАЖНО отмаливать — свой род, насколько это тесно связано с нашим физическим здоровьем.

Но очень ВАЖНО, чтобы вы ОТМАЛИВАЛИ своих родных и близких – из ЛЮБВИ к ним, переживая за них, из желания — помочь их душам – ПОЛУЧИТЬ прощение своих грехов и уйти в Рай к Богу.

Только, такие ваши молитвы с любовью – ПРИНИМАЕТ Господь!

Если же, вы читаете молитвы, только для того, чтобы получить облегчение от своих болезней и облегчить свою жизнь – то Бог не примет — таких эгоистичных молитв. Ибо сказано: Молитву без любви – НЕ ПРИНИМАЕТ Господь!Существуют грехи — 3-х видов:
1. — Есть ГРЕХИ — первородные от Адама с Евой, но они у нас при крещении СНИМАЮТСЯ — таинством. Крещение эти грехи — снимает.2. — Есть ГРЕХИ — наши собственные, которые СНИМАЮТСЯ — опять же таинством Исповеди и причастия. Если человек их — не повторяет.3. — И третий вид грехов — ГРЕХИ Родовые.
Господь долготерпеливый, многомилостивый, прощающий — преступления любое, если оно — РАСКАЯНО, любую вину, и грех. Если они — РАСКАЯНЫ, но, не оставляющий без наказания и наказывающий — вину отцов в детях и детях детей — до четвертого рода. У священников — по седьмой род, как старцы добавили.Если этот фактор не учитывать, то мы никогда полностью — не исцелимся. И мы не сможем — родить и дать здоровое потомство.Пример из жизни. У мамы девочка ДЦП, колясочница. Дочь родилась, муж бросил, мама одна осталась с этой девочкой. Но, благодаря этому она и пришла — в церковь, она пришла — к Богу.Сама мама заболела — раком мочевого пузыря, но девочку оставить было не с кем. Родители мамы умерли, мужа нет и девочка совершенно безпомощная оказалась у нее на руках. Мама все говорила: «Но почему её дочь такая больная? Почему это — мне»? Понятно, что девочка РОДИЛАСЬ — с этой проблемой и эта проблема — Наследственная. Не ее, не девочкина проблема, девочка родилась в материнский Род и унаследовала все проблемы — материнского рода.Мы знаем, что дети рождаются одни — в отцовский Род, другие — в Род матери. И потому, НЕСУТ — жизненные проблемы и болезни — того Рода в который — они родились.Мамочку направили в Пафнутьева-Боровский монастырь к отцу Власию. Ей сказали: «Поезжай с девочкой, правда там очередь большая, но таких людей, без очереди пропускают». Когда она туда приехала, послушник провел ее без очереди. Она заезжает с коляской и у батюшки Власия спрашивает: «За что»? Он и говорит: «Зачата — в страстную неделю пасхального Поста».Мама выяснила — свой Грех, о котором даже и не подозревала. Когда она исповедала — свои грехи и раскаялась, вы не представляете, какой скачок произошел с этой девочкой. Казалось, что она сейчас встанет, пойдет.Она была в монастыре в 12 лет. Сейчас ей 14, 15-ый год. У нее все функции — восстановились, и пишет, и рисует. Вот, они чудеса у нас на глазах проявляются. Но опять потому, что был — ВЫЯСНЕН грех – за который этот ребенок страдал. Мать – раскаялась в этом грехе и её ребенок НАЧАЛ — выздоравливать.В духовной литературе мы нашли у старца Самуила в книжечке: «Да, благословит Господь, читающих и слушающих эту благодать». Старче помер в 80-х годах. Он пишет:«Мы должны знать имена — ВСЕХ наших предков. Как можно больше — поколений назад. Еще узнать о них: от кого мы — родились, где они, как им помочь.И это наш долг. Это не просто какой-то исторический интерес. Нет. Это наш — долг Богу. Ибо, если они остаются в аде. Их поколениям — спасение трудно.Ибо для того именно и нам Бог даровал жизнь, чтобы кроме нашего спасения мы, МОЛЯСЬ — за своих предков, ДЕЛАЯ — добрые дела и подавая милостыню — ВЫВЕЛИ из ада — в рай дедов и прадедов своих.
Но кто-то скажет нам: да мы-то не виноваты, что они грешили и в ад пошли. Да, это верно, что мы за них — не виноваты, но они люто — мучаются в аде. Поэтому, человече не сердись на тех, что в ад сошли и не любопытствуй, как они мучаются во аде и за что туда попали. Наше дело – быть добрыми и им всем помочь.А лучше, исследуй Божие милосердие и узнаешь истину, что нет на людях — такого греха, которое не победило бы милосердие Божие и что через благодать Христову, кто умножит — благодать Христову в себе, можно забрать из ада — не только близких сродников, но и далекие поколения. Даже и тех, которые совсем не имели понятия о Боге. Самоубийц, разбойников, иноверцев. Не исключая всех приходящих в наш мир.И вот, неужели тебя, человече, не радует то, что Сам Бог – НЕ ХОЧЕТ, чтобы кто-то ОСТАЛСЯ мучиться — во аде. Но, чтобы все приходящие в мир БЫЛИ — спасены.Но это спасение идет только — ЧЕРЕЗ живущих на земле человеков. Так, как мы получили спасение через Бога Иисуса Христа и Господь сказал: «Я полагаю душу мою — за враги моя. А теперь, вы полагайте души свои — за своих сродников, за други своя — во Христе Господе нашем». 

ЖИЗНЬ И МУЧЕНИЯ — НЕРАСКАЯННЫХ ГРЕШНИКОВ.

Вопрос: «Можно ли одной обедней (литургией) избавить душу от вечных мук?»Ответ: «Иногда одной, а иногда многими – по качеству и тягости грехов»В : «Будут ли сожалеть праведники — о грешниках в будущем веке?»О : «Нет, хотя бы они и были бы самыми близкими утробами»В : «Как велики адские муки?»О : «Самые малейшие адские муки велики более чем в тысячи раз величайших мук на земле»В : «Знают ли осужденные– один другого?»О : «Знают, хотя и не видели на этом свете один другого»В : « Сожалеют ли один другому на том свете?»О : «Нет, но ужасно клянут — друг друга»В : «Привыкнут ли грешники в муках?»О : «Нет, но чем далее, тем в более жестокие мучения они будут ввергаемы»По церковному уставу, от Великого Четверга Страстной Недели до Вознесения Господня, бывают души на Святом месте, а от того дня, опять, возвращаются души — на свои места. И надлежит их поминать во все дни, кроме дня Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.А еще, как душа весьма грешна, а когда ее поминают и изведена будет от места темного — в место светлое, то тому человеку, который своих родителей поминает, Господь изобилие — ПОСЫЛАЕТ и во благоденствии много лет — поживет, и избавлен будет от многих бед и напастей, а в будущем веке наследует — Царство Небесное.

Когда поминают усопших, то у них радость БЫВАЕТ — неизреченная, и восклицают они:

«О горе нам, что НЕ ЖИЛИ — мы по Святым Писаниям и по Божественному учению.Мы не делали — добрых дел, НЕ УДЕЛЯЛИ время — на послушание Богу, на молитву, на храм. И не старались о душах наших. О, друзья наши! Нельзя нам к вам возвратиться на землю и покаяться во грехах наших. О, если бы можно было, то мы день и ночь — молились бы в келиях своих, хотя бы они и смрадными червями были наполнены, только бы не быть в вечной муке! Но нам отпущения грехов — здесь нет…О чада наши! И сродники! Кто бы выбрался из нашего рода и исправил бы годовую — за все семь колен и за своих родителей! Ждем вас! От чего бывает нам свет и радость? Когда в церкви подаете — просфору, то нам бывает свет и радость от вечера пятницы до понедельника, в весь день и ночь светящий свет душам нашим. Любимые вы наши сродники!Мы у вас моления просим, не разного украшения, а сердечного — поминовения. Кто бы из нашего рода нашелся, да узнал бы Святое Писание и постарался бы за нас. О друзья наши и сродники! Если не найдется ученого человека в нашем роде, то ищите в другом роде или стране, кто бы вам объяснил это. Глаголет Господь: «Весь след твой золотом напишу и грехи отпущу, если БУДЕТЕ искать — Святое Писание и стараться молиться — о душах своих родителей».Так, за сию милость ПОЛУЧИТЕ — оставление грехов в сем веке и ИЗБАВЛЕНЫ — будете от бед и напастей, а в будущем веке наследниками будете — Царствия Божия на Небеси.Кто о своих усопших родителях — не печется, знайте, что они несчастные, лежат вниз лицом, под землей и льют слезы кровавые. Плачут и просят они родных своих: «Любимые вы наши сестры и братья, дети наши дорогие! Постарайтесь вы — о душах наших и о всех грешниках, до будущего Страшного Суда, не оставьте нас, пока еще МОЖНО — получить прощение Божие душам нашим, пока есть еще возможность — вымолить у Господа прощение и освобождение из вечных мук, не оставьте нас!»Если кто своих родителей – НЕ ПОМИНАЕТ, то они, находясь в жестоких муках просят у Господа: «Господи! Пошли Ты на наш род — НАКАЗАНИЕ, если они имеют поле с хлебом, то грозой — побей, если скот имеют, то огнем — сожги, если богатство имеют, то отбери – пошли лихого человека». Дабы они – вразумились и покаялись, и обратились — к Богу!Все православные христиане, живущие в вере – разумейте, что мертвые у наших ворот не стоят, а свое возьмут. Если христианин своих родных — ПОМИНАЕТ, то его родители молят Господа там и восклицают: «Господи! Господи! Воздай им — радость и ПРОДЛИ — им век, и всякого благополучия даруй им седьмерицею, сто крат своим милосердием пошли им и благослови их, Господи!»Христианин, который справляет — годовую, по субботам ПОМИНАЕТ — своих усопших родителей и сродников и двадцать (20) псалтирей, и двадцать (20) канонов заупокойных — читает в год, то его родители и все семь колен его встанут — пред Господом, и молясь с усердием, и скажут о тех, кто научил их сродников на земле живущих, кто оказал им милость: «Господи! Господи! Как они вспомнили о нас! Кто научил их, кто прочитал им Святое Писание! Господи, ДАРУЙ им усердие — ко спасению, и истину веры о избавлении душ наших».Сродники, которые живут в достатке и НЕ ЗАБОТЯТСЯ — о помощи своим усопшим, те бывают одержимы — бесовской скупостью. Таковые — возрыдают, и получат наказание.А их усопшие сродники обратятся в молитве к Богу. Где теперь отыскать нам ходатаев — к Царю Небесному? Кто сможет умолить Господа избавить нас — от страшных мучений? Кто бы сию годовую исполнил? Кто бы нашелся из нашего рода и справил бы сию годовую, то мы все семь колен — молились бы за него Богу.Кто, так своих родителей — поминает, тому Господь ДАЕТ — избавление от скорбей, бед и напастей, а в будущем веке избавляет и от мук вечных.О чада наши, вспомните о муках вечных! Как они — люты! Мы ждем от вас милостыни и, если, кто научит вас молиться, то возглаголим о том: «Господи! Кто научил наших сродников, так стараться о душах наших? Господи, воздай тому человеку, продли его век и пошли — ему здоровье и благоденствие на земле!»А кто НЕ ПОМИНАЕТ — своих усопших родных, то они там, если находятся — в муках, молятся так: «Господи! Возьми у них самое — любимое их чадо, дабы они, поминая свое дорогое чадо, вспомнили бы и о нас».Человек, который сам Святое Писание – НЕ ЗНАЕТ, слушать о том – НЕ ХОЧЕТ и с ненавистью отворачивается — от тех, кто напоминает ему об этом, — горе тому человеку, беда. Лучше бы ему и на свет — не родиться.А кто исполняет в течении года двадцать (20) псалтирей, двадцать (20) канонов о упокоении и каждую субботу, на обедню ПОДАЕТ в Церкви просфору — о упокоении душ своих родителей, то какая бы грешная душа НЕ БЫЛА – будет ИЗБАВЛЕНА от тьмы и мучений, и отведена будет — в Страну Божиего света.Человек, не забывающий — родителей, милостью Божией, своим милосердием и молитвами нашей Святой Православной Церкви избавивший их страдающие души — от ярости ада, уже здесь, при этой жизни — не будет иметь никакой нужды и по окончании земного странствия наследует Царство Небесное. Аминь.

ТАИНСТВЕННЫЙ СМЫСЛ — ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.

акафист петру могиле
Одному афонскому монаху однажды было дано видеть, как происходило — поминовение усопших: была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посредине церкви).Я же, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Диакон зажег свечи, стал раздавать их присутствующим.И в это время я увидел, что много народа СТАЛО — входить в дверь храма с улицы, а затем ПРОНИКАТЬ — сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством — прозрачных ТЕНЕЙ.В этой массе я увидел — женщин, мужчин, юношей и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще.

После возгласа священника они безшумно, но чрезвычайно быстро ЗАПОЛНИЛИ — собой весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились — к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.Наконец их набралось, так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них, как будто бы преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.Но вот, диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились — рядом с ними, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами.По мере того, как прочитывалось каждое имя, из толпы теней все более выделялось радостных фигур. Они безшумно — шли и сливались с живыми молящимися. Наконец, когда записки были прочитаны, осталось много неназванных – грустных, как будто пришедших на какой-то общий праздник, но ЗАБЫТЫХ — теми, кто бы мог пригласить их на это великое для них торжество. Некоторые из душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, быть может, придет еще близкий им человек и вызовет их в свою очередь.Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними.Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину.В то время, когда произносились слова «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим» или слова «Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих», видно было, как лица живых озарялись светом с лицами отошедших, как слезы не уныния, а радости, текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, беспредельной преданностью горели глаза помянутых.При облаке дыма кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: «Со святыми упокой…», и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени и духи, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых — ЗАБЫЛИ, молились лишь за себя.Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать, и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших. Тогда, я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать.Велик, свят и отраден для усопших — обряд поминовения Православной Церковью!И как грустно бывает тем, кого ПРЕДАЮТ — забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное — обновление и получение — ПРОЩЕНИЯ их согрешений у Господа — как во время панихиды, так тем более во время — Литургии.Потому, что с каждым разом, когда священник вынимает — частицы за упокой душ, души эти ПОЛУЧАЮТ — милость, при¬ближаясь к Царствию Божию.Эту жажду усопших — чтобы ПОМНИЛИ – испытывает каждый из нас. Оттого нередко они и НАПОМИНАЮТ — о себе в наших снах накануне их дней рождения или смерти, накануне родительских суббот.Каждое наше слово, мысль, воспоминание об усопшем — моментально отзывается на нем, причем воспоминание ДОБРОМ — отрадно, воспоминание же злом – МУЧИТЕЛЬНО, ибо вызывает у него –угрызение совести. Можно себе представить, как УЖАСНЫ — загробные МУКИ для людей, которых трудно вспомнить — добром.Вот почему, законы народного милосердия требуют – НЕ ГОВОРИТЬ ничего дурного об усопших, чтобы не растравлять — их душевные раны.Всё сие должно служить нам — предостережением: в жизни поступать так, чтобы после смерти своей НЕ ЗАСЛУЖИТЬ — чувства презрения к нам, укора и ненависти или, еще того хуже, проклятия, и этим бы ЛИШИТЬСЯ — молитв наших близких.

Вот почему, так особенно ВАЖНА неустанная, горячая родительская молитва в этот ОПАСНЫЙ – подростково-молодёжный период за своих детей.


Поэтому, те дети, у которых родители — МОЛЯТСЯ за детей, если родители – НАУЧИЛИ детей Православию и молитве – БЕЗОПАСНО проходят свои молодые годы.А если, родители — НЕВЕРУЮЩИЕ или к Богу – РАВНОДУШНЫ, заняты — своей карьерой и построением собственного благополучия – вот они то и ТЕРЯЮТ часто своих детей и ХОРОНЯТ их — молодыми.

— Геронда, тогда почему наша Церковь молится “и о Еже сохрани́тися на́м” от — ВНЕЗАПНОЙ смерти?

— Это дело другое. Церковь просит Бога, чтобы смерть НЕ ЗАСТАЛА — нас неподготовленными.

— Геронда, одна мать приходит сюда и безутешно скорбит, потому что она послала своего ребёнка по делам, а он был — сбит машиной насмерть. — Спросил её: “Водитель сбил твоего ребёнка — по злобе? Нет. Ты послала его по делам, для того, чтобы его сбила машина? Нет. Значит, скажи “Слава Тебе, Боже”, потому что, если бы машина его не сбила, он мог бы пойти — по кривой дорожке и погибнуть для вечности. Бог забрал его к себе вовремя.

Сейчас он находится — на Небе. Что ты плачешь? Неужели ты не знаешь, что ты своим плачем МУЧАЕШЬ — ребёнка? Что ты хочешь: чтобы твой ребёнок мучился или чтобы он радовался?

Лучше ПОЗАБОТЬСЯ помочь — другим своим детям, которых ты НЕ НАУЧИЛА — вере и благочестию, и потому, они живут вдали — от Бога и НЕ ИМЕЮТ — над собой Божьей защиты. О них тебе — надо плакать, а не о том, который убился”.Да вот и вчера сюда приходила одна заплаканная мать. “Бог забрал моего единственного сына”, — плакала она, — и обвиняла в этом Бога. “Если ты как следует подумаешь о том, что с тобой произошло, — сказал ей я, — то придёшь к выводу, что Бог оказал тебе честь. Он забрал к Себе маленького Ангела, забрал ребёнка крещёным, не попустив ему — ПРИОБРЕСТИ грехи и страсти. Бог взял к Себе Ангела, а ты Его за это ещё и ругаешь? Очень скоро ты ощутишь, как твой умерший сын молится — о тебе Богу”.

Знаете, сколько матерей молятся и просят, чтобы их дети жили с Богом! “Я не знаю, что Ты сделаешь, Боже мой, — говорят эти женщины, — я хочу, чтобы мой ребёнок спасся, чтобы он был с Тобой”.

Однако, если Бог видит, что ребёнок СОБЬЁТСЯ — с правильного пути, что он катится к погибели и нет — другого способа его спасти, Он берёт его — к Себе неожиданной смертью. Причина этому одна – родители сами живут — МИРСКОЙ, грешной жизнью и детей к Богу — не приводят. И даже и не думают.И вот, чтобы спасти ребенка от вечной погибели, а его смертью – ПРОБУДИТЬ родителей к Духовной жизни, к Покаянию – Господь и попускает это несчастье.

К примеру, Он попускает пьяному водителю — сбить ребёнка и забирает его к Себе. Если бы для ребёнка была возможность стать лучше, то Бог помешал бы произойти несчастному случаю. Потом хмель выветривается из головы и у того, кто сбил ребёнка. Человек приходит в чувство и всю последующую жизнь его МУЧАЕТ — совесть. “Я совершил преступление”, — говорит такой человек и РАСКАИВАЕТСЯ, постоянно просит у Бога, чтобы Он его — простил. Таким образом этот человек тоже — спасается.

А мать погибшего ребёнка, мучаясь от душевной боли, НАЧИНАЕТ жить — более ДУХОВНО, собранно, задумывается — о смерти и ГОТОВИТСЯ — к жизни иной, молится, в церковь ходит, грехи исповедует, причащается. Так спасается — и она. Видите, как Бог за молитвы матери устраивает так, чтобы СПАСАЛИСЬ — человеческие души?Однако, если матери этого не понимают, то они НАЧИНАЮТ — обвинять Бога!
Чего же только не приходится Богу — от нас слышать!
Если человек ПЕРЕСТАЕТ относиться к вещам — по-мирски, то его душа находит покой. Как человек может обрести утешение, если он не верит в Бога — в жизнь после смерти? Когда я был в монастыре Стомион, рядом в Конине жила вдова, которая постоянно ходила на кладбище и долго рыдала там навзрыд. Она билась головой о могильную плиту! Она давала на кладбище выход всей своей боли. Это продолжалось годы. Муж этой женщины был убит немцами, а её дочь через несколько лет после смерти отца, едва ей исполнилось девятнадцать, умерла от сердечной болезни. Так эта несчастная женщина осталась одна.

Если кто-то посмотрит на происшедшее с ней внешне, то скажет: “Почему Бог попустил это?” И сама женщина, относясь к происшедшему именно так — не могла утешиться. Однажды, когда я тоже пришёл на кладбище, чтобы посмотреть, что происходит, она начала мне говорить: “Почему Бог сделал всё так? Мой муж убит на войне. У меня была дочь. Бог забрал у меня и её…” Она всё говорила, и обвиняла Бога. Дав ей выговориться, я сказал: “Я тебе тоже кое-что скажу. Мужа твоего я знал. Человек он был хороший. Он погиб на войне за Отечество, выполняя свой долг, а такие люди — в Рай попадают.

Потом, после смерти твоего мужа, Бог на несколько лет — оставил тебе дочь. Она жила с тобой, и ты имела какое-то утешение.

Однако потом, Бог видя, что девушка – к вере НЕ ПРИУЧЕНА, никто о ней – НЕ МОЛИТСЯ, а значит, Божьего покрова над ней — НЕТ, и потому, эта девушка МОГЛА – наделать много грехов в жизни, СБИЛАСЬ бы с ПРАВИЛЬНОГО пути, вот Господь и забрал её в том — Добром устроении, в котором она — находилась. Он сделал это, чтобы её спасти”.Эта вдова, хотя муж её был тихим человеком, сама БЫЛА — немножко МИРСКОЙ и к Богу — равнодушной. Вот по этой — причине и УМИРАЮТ от болезней или ПОГИБАЮТ — дети от несчастных случаев у таких мирских, РАВНОДУШНЫХ — к Богу родителей.

Если родители за своих детей — НЕ МОЛЯТСЯ, к вере – не приучают, как Господь будет — их ХРАНИТЬ?

Конечно, я не сказал ей об этом, не сказал ей “ты была мирским человеком”, но спросил её: “О чём думаешь сейчас ты сама? Ты любишь мир?” — “Я не хочу никого и ничего видеть”, — ответила она. “Вот видишь, — сказал я ей, — мир умер и для тебя тоже и ничто мирское тебя не интересует. Таким образом, скоро все вы вместе будете в Раю. Кому ещё Бог оказал такую честь, как тебе? Ты это понимаешь?”

После этой беседы несчастная ПЕРЕСТАЛА — каждый день ходить на кладбище. Она начала — МОЛИТЬСЯ, стала ЧАЩЕ — ходить в церковь. Как только — с чужой помощью — она смогла уловить глубочайший смысл жизни, так сразу же — успокоилась.

— Геронда, я слышала, что если человек умирает насильственной смертью, то он расплачивается за свои грехи, потому что его грехи берёт на себя убийца.– У человека убитого, если можно так выразиться, есть смягчающие вину обстоятельства. Он может сказать Богу так: “Я бы покаялся, но он меня убил”. Таким образом, тяжесть  ПАДЕТ — на убийцу. Однако некоторые, у которых не хватает соображения, говорят: “Если бы Бог был, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников”.

Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День Суда им было НЕЧЕМ — оправдаться в том, что они – НЕ ПОКАЯЛИСЬ в своем зле, хотя Он дал им для этого – годы жизни. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже — не оставит.

Бу­ду­щий свя­ти­тель Петр (Мо­ги­ла) ро­дил­ся 21 де­каб­ря 1596 го­да в Су­ча­ве, тре­тьим сы­ном в бла­го­че­сти­вом се­мей­стве вы­со­ко­род­ных мол­дав­ских бо­яр Мо­ги­ла (в совре­мен­ной ру­мын­ской тран­скрип­ции – Мо­ви­лэ), ко­то­рые в то вре­мя за­ни­ма­ли гос­по­дар­ские пре­сто­лы Ду­най­ских кня­жеств. В Кре­ще­нии был на­ре­чен в честь свя­ти­те­ля Пет­ра Мос­ков­ско­го, так как ро­дил­ся в день его па­мя­ти. Его отец Си­ме­он Мо­ги­ла был в 1600–1602 го­дах гос­по­да­рем Ва­ла­хии, а с 1606 го­да до сво­ей кон­чи­ны в 1607 го­ду – гос­по­да­рем Мол­да­вии. В 1612 го­ду Мо­ги­лам, по­сле по­ра­же­ния их Кан­те­ми­ром Мур­зою, за­няв­шим гос­по­дар­ство, при­шлось бе­жать в Поль­шу, где у них бы­ли силь­ные и бо­га­тые род­ствен­ни­ки.
Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил во Львов­ском брат­ском учи­ли­ще в стро­го пра­во­слав­ном ду­хе, враж­деб­ном унии. Про­дол­жил свое об­ра­зо­ва­ние пу­те­ше­стви­ем за гра­ни­цу, где слу­шал лек­ции в раз­ных уни­вер­си­те­тах – в част­но­сти, вы­слу­шал курс сло­вес­ных на­ук и бо­го­сло­вия в Па­риж­ском уни­вер­си­те­те.
Слу­жил в поль­ских вой­сках и от­ли­чил­ся в бит­ве под Хо­ти­ном. Од­на­ко, ве­ро­ят­но, под вли­я­ни­ем Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Иова (Бо­рец­ко­го), ре­шил оста­вить во­ен­ную служ­бу и при­нять ду­хов­ный сан. Око­ло 1624 го­да он по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру чтобы раз­де­лить судь­бу го­ни­мых поль­ской вла­стью пра­во­слав­ных ино­ков. В то вре­мя здесь со­бра­лось нема­ло вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ных и де­я­тель­ных мо­на­хов, шел пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских книг, со­став­ле­ние и пуб­ли­ка­ция тру­дов в за­щи­ту пра­во­сла­вия. В та­кой сре­де он до­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние.
С бла­го­сло­ве­ния мит­ро­по­ли­та Иова и ар­хи­манд­ри­та Лав­ры За­ха­рии (Ко­пы­стен­ско­го), на свои сред­ства от­пра­вил за гра­ни­цу несколь­ко спо­соб­ных мо­ло­дых лю­дей для усо­вер­шен­ство­ва­ния в на­у­ках.
В 1627 го­ду, по кон­чине ар­хи­манд­ри­та За­ха­рии, по на­сто­я­нию уче­ных мо­на­хов был из­бран ар­хи­манд­ри­том Лав­ры. Его по­пе­че­ни­ем бы­ла об­нов­ле­на цер­ковь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­ше­ны свя­тые пе­ще­ры, воз­вра­щен под управ­ле­ние Лав­ры древ­ний Пу­стын­но-Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь, ос­но­ва­на Го­ло­се­ев­ская пу­стынь, на его счет устро­е­на бо­га­дель­ня.
Под его ру­ко­вод­ством со­сто­я­лось в 1628 го­ду осуж­де­ние «Апо­ло­гии» Ме­ле­тия (Смот­риц­ко­го).
Бу­дучи но­ми­наль­но под­чи­нён на­пря­мую Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху как став­ро­пи­ги­аль­ный «ве­ли­кий ар­хи­манд­рит», был непод­вла­стен Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту. Петр был бли­зок с мит­ро­по­ли­том Иовом (Бо­рец­ким) – по­след­ний, уми­рая, оста­вил Пет­ру свою биб­лио­те­ку и на­зна­чил его ду­ше­при­каз­чи­ком. Но с его пре­ем­ни­ком, мит­ро­по­ли­том Ис­а­и­ей (Ко­пин­ским), у Пет­ра сло­жи­лись ме­нее до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния – по мне­нию неко­то­рых ис­то­ри­ков, враж­деб­ные. Этим про­ти­во­сто­я­ни­ем, воз­мож­но, бы­ло обу­слов­ле­но то, что Петр взял­ся за ос­но­ва­ние но­во­го пра­во­слав­но­го про­све­ти­тель­ско­го цен­тра в Ки­е­ве, невзи­рая на уже су­ще­ству­ю­щее Ки­ев­ское брат­ское учи­ли­ще.
Ар­хи­манд­рит Петр мно­го сил по­ло­жил и на ос­но­ва­ние но­во­го выс­ше­го ду­хов­но­го учи­ли­ща при Лав­ре – пер­во­го в сво­ем ро­де в во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. По воз­вра­ще­нии по­слан­ных за гра­ни­цу юно­шей он по­ста­вил их учи­те­ля­ми, а так­же взял уче­ных из Львов­ско­го брат­ства. Ор­га­ни­зо­вал в Лав­ре пер­вое об­ще­жи­тие для бед­ных уче­ни­ков, дав для со­дер­жа­ния учи­ли­ща несколь­ко де­ре­вень из сво­е­го име­ния и Лавр­ских во­ло­стей. Но­вое учи­ли­ще «для пре­по­да­ва­ния сво­бод­ных на­ук на гре­че­ском, сла­вян­ском и ла­тин­ском язы­ках» от­кры­лось в 1631 го­ду. Вско­ре, ко­гда ки­ев­ские брат­чи­ки при­зна­ли его блю­сти­те­лем и опе­ку­ном сво­ей шко­лы и под­чи­ни­ли ее ис­клю­чи­тель­но вла­сти Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, Петр со­еди­нил свою Лавр­скую шко­лу с брат­ской. Это де­ло бла­го­сло­ви­ли пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ки­рилл (Лу­карь), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ис­а­ия (Ко­пин­ский-Бо­ри­со­вич), пись­мен­но одоб­ри­ли пра­во­слав­ные епи­ско­пы и знат­ней­шее ду­хо­вен­ство и Лавр­ское брат­ство.
К то­му вре­ме­ни поль­ский пре­сто­ло­на­след­ник ко­роле­вич Вла­ди­слав по­ка­зал се­бя го­то­вым дать пра­во­слав­ным пра­во ле­галь­но­го су­ще­ство­ва­ния, вы­ра­бо­тав со­от­вет­ствен­ный за­ко­но­про­ект в ко­мис­сии сей­ма. Ар­хи­манд­рит Петр, на­хо­див­ший­ся то­гда в Вар­ша­ве, пи­сал от­ту­да ко всем рус­ским, чтоб они не со­гла­ша­лись на при­ня­тие из­ло­жен­ных в про­ек­те усло­вий, и убеж­дал их вос­поль­зо­вать­ся вы­бор­ным сей­мом для до­сти­же­ния пол­но­го удо­вле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний. Ко­гда при­шёл сейм, на ко­то­ром Вла­ди­слав был 8 но­яб­ря 1632 го­да из­бран ко­ро­лём, бы­ли при­ня­ты но­вые усло­вия уза­ко­не­ния пра­во­сла­вия, по ко­то­рым в пер­вый раз по­сле за­клю­че­ния Брест­ской унии в Ре­чи Поспо­ли­той бы­ло на го­судар­ствен­ном уровне тор­же­ствен­но при­зна­но су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­ной Ки­ев­ской мит­ро­по­лии и че­ты­рех епар­хий. Од­ним из усло­вий ле­га­ли­за­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло от­ре­ше­ние мно­гих преж­де из­бран­ных епи­ско­пов и вы­бор но­вых. То­гда же на сей­ме мит­ро­по­лит Ис­а­ия был объ­яв­лен ли­шен­ным са­на и пра­во­слав­ные де­ле­га­ты из­бра­ли но­вым мит­ро­по­ли­том Пет­ра (Мо­ги­лу), с со­хра­не­ни­ем за ним Лавр­ско­го ар­хи­манд­рит­ства. Это бы­ло сде­ла­но в усло­ви­ях но­вой вой­ны с Мос­ков­ским го­су­дар­ством, в ко­то­рой Вла­ди­слав нуж­дал­ся в под­держ­ке пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­се­ле­ния Ре­чи Поспо­ли­той, а преж­няя пра­во­слав­ная иерар­хия, пе­ре­нес­шая тя­го­ты го­не­ний про­тив пра­во­сла­вия в Ре­чи Поспо­ли­той, скло­ня­лась на сто­ро­ну Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Моск­вы. Кро­ме то­го, ар­хи­манд­рит Петр по­ста­вил на вид пра­во­слав­ным де­ле­га­там сей­ма то что борь­ба с уни­а­та­ми те­перь толь­ко раз­го­ра­ет­ся, а дрях­лый мит­ро­по­лит Ис­а­ия не смо­жет ве­сти ее до­ста­точ­но энер­гич­но.
Тут же на сей­ме, уже как из­бран­ный мит­ро­по­лит, Петр на­чал хо­да­тай­ство­вать о пре­об­ра­зо­ва­нии устро­ен­ной им Брат­ско-Бо­го­яв­лен­ской шко­лы в ака­де­мию. Ри­мо-ка­то­ли­че­ское и уни­ат­ское ду­хо­вен­ство, а так­же неко­то­рые из знат­ней­ших чле­нов сей­ма ре­ши­тель­но вос­про­ти­ви­лись это­му. Но ко­роль не ре­шил­ся вос­ста­нав­ли­вать про­тив се­бя пра­во­слав­ных и по неот­ступ­но­му хо­да­тай­ству Пет­ра дал ему при­ви­ле­гию, где вме­сто ака­де­мии учи­ли­ще бы­ло на­зва­но кол­ле­гией с про­стран­ным кур­сом бо­го­сло­вия и фило­со­фии.
Сме­ще­ние мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии бы­ло уза­ко­не­но цер­ков­но тем, что Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Ки­рилл (Лу­карь) при­слал из­бран­но­му вла­ды­ке Пет­ру ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние на мит­ро­по­лию. Од­на­ко сре­ди пра­во­слав­ных оста­ва­лись и сто­рон­ни­ки уда­лён­но­го мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии, ко­то­рые ви­ни­ли Пет­ра в лич­ном че­сто­лю­бии. По­это­му Петр устро­ил свою хи­ро­то­нию не в Ки­е­ве, а во Льво­ве. Здесь на Фо­ми­ной неде­ле 28 ап­ре­ля 1633 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па с воз­ве­де­ни­ем в сан мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, а преж­ний мит­ро­по­лит Ис­а­ия был «де­гра­до­ван». Ру­ко­по­ло­же­ние воз­гла­вил Львов­ский епи­скоп, поль­зу­ясь пол­но­мо­чи­я­ми эк­зар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. За­тем но­во­по­став­лен­ный мит­ро­по­лит от­пра­вил­ся в Ки­ев, где его при въез­де встре­ти­ли дву­мя из­вест­ны­ми па­не­ги­ри­ка­ми – от Лавр­ской бра­тии и брат­ской шко­лы. По въез­де в Ки­ев ему при­шлось за­пре­щать и низ­ла­гать свя­щен­ни­ков, сто­яв­ших за Ис­а­ию, а са­мо­го быв­ше­го мит­ро­по­ли­та на­силь­но пе­ре­вез­ти в Лав­ру.
По вступ­ле­нии на мит­ро­по­ли­чий пре­стол при­сту­пил к устро­е­нию Ки­ев­ской кол­ле­гии, ко­то­рая неиз­мен­но поль­зо­ва­лась его осо­бым вни­ма­ни­ем и по­лу­чи­ла в его честь на­зва­ние Мо­ги­лян­ской. Она бы­ла вполне устро­е­на и обес­пе­че­на, хо­тя и пре­тер­пе­ва­ла при­тес­не­ния ки­ев­ско­го во­е­во­ды. Ки­е­во-Мо­ги­лян­ская кол­ле­гия ста­ла пер­вым выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем на во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. Чтобы про­ти­во­стать совре­мен­ной ри­мо-ка­то­ли­че­ской уче­но­сти на том же уровне, мит­ро­по­лит Петр по­за­им­ство­вал весь строй но­вой шко­лы с ла­ти­но-поль­ских об­раз­цов, ко­то­рые та­ким об­ра­зом при­вил в юж­но­рус­ской пра­во­слав­ной сре­де. Впо­след­ствии мит­ро­по­лит за­вел еще и низ­шее учи­ли­ще в Вин­ни­це.
Вер­нул и вос­ста­но­вил ряд древ­них ки­ев­ских свя­тынь. Он воз­вра­тил за­хва­чен­ные ра­нее уни­а­та­ми Со­фий­ский со­бор и Вы­ду­биц­кий мо­на­стырь. Вос­ста­но­вил и устро­ил храм Спа­са на Бе­ре­сто­ве и храм Трех свя­ти­те­лей – по­след­ний от­дал Брат­ско­му ма­сты­рю. В 1635 го­ду бы­ли от­ры­ты и очи­ще­ны от раз­ва­лин остат­ки Де­ся­тин­ной церк­ви, под раз­ва­ли­на­ми ко­то­рой об­ре­ли мо­щи рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Близ ру­ин мит­ро­по­лит Петр в том же го­ду по­са­дил ли­пу. Сред­ства для вос­ста­нов­ле­ния церк­вей и мо­на­сты­рей по­сту­па­ли из Лав­ры, из лич­но­го иму­ще­ства мит­ро­по­ли­та, из по­жерт­во­ва­ний бла­го­че­сти­вых лю­дей, из по­жа­ло­ва­ний Мос­ков­ско­го ца­ря.
Боль­шое вни­ма­ние об­ра­щал на из­да­ние цер­ков­ных книг, при­чем тре­бо­вал, чтобы ни­ка­кие кни­ги не пе­ча­та­лись без сли­че­ния их с гре­че­ски­ми под­лин­ни­ка­ми. Бы­ли зна­чи­тель­но пе­ре­смот­ре­ны, по­пол­не­ны и из­да­ны Слу­жеб­ник, Цвет­ная Три­одь и Треб­ник с важ­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Бо­же­ствен­ные служ­бы при мит­ро­по­ли­те ста­ли со­вер­шать­ся осо­бо тор­же­ствен­но и бла­го­леп­но. Мит­ро­по­лит Петр де­я­тель­но вво­дил и вос­ста­нав­ли­вал в сла­вян­ской сре­де гре­че­ские мо­лит­вы и чи­но­по­сле­до­ва­ния. В его Треб­ни­ке, на­при­мер, вве­де­на мо­лит­ва свя­ти­те­ля Со­фро­ния Иеру­са­лим­ско­го на Ве­ли­кое во­до­освя­ще­ние, в его Пост­ной Три­о­ди впер­вые в сла­вян­ском ми­ре по­явил­ся пол­ный Си­но­дик в Неде­лю пра­во­сла­вия – один из са­мых зна­чи­тель­ных ве­ро­учи­тель­ных до­ку­мен­тов Пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко в то же вре­мя бы­ли вве­де­ны под ри­мо-ка­то­ли­че­ским вли­я­ни­ем ряд но­вых для Пра­во­слав­ной Церк­ви чи­но­по­сле­до­ва­ний, наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ные из ко­то­рых – ве­ли­ко­пост­ные пас­сии в вос­по­ми­на­ние о Стра­стях Хри­сто­вых и от­чит­ка, вве­ден­ная в Треб­ник.
При вла­ды­ке Пет­ре бы­ла про­слав­ле­на пра­вед­ная Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская. При­ла­гал уси­лия к об­ще­цер­ков­но­му про­слав­ле­нию Пе­чер­ских свя­тых, при нём был со­став­лен Па­те­рик Пе­чер­ский.
Сре­ди мно­го­чис­лен­ных бо­го­слов­ских тру­дов мит­ро­по­ли­та Пет­ра осо­бое ме­сто за­ня­ла за­щи­та пра­во­слав­ных от об­ви­не­ний в про­те­стан­тиз­ме и вы­ра­же­ние вер­но­го уче­ния в ка­те­хи­зи­че­ской фор­ме. По­яв­ле­ние в 1629 го­ду каль­ви­нист­ско­го «Ис­по­ве­да­ния ве­ры» под име­нем Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла (Лу­ка­ря) вы­зва­ло сму­ще­ние в пра­во­слав­ной сре­де, обост­ри­ло по­ле­ми­ку ри­мо-ка­то­ли­ков про­тив пра­во­сла­вия и по­бу­ди­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра к от­ве­ту. Осо­бым по­во­дом ста­ло об­ли­че­ние со­чи­не­ния от­ступ­ни­ка от пра­во­сла­вия Кас­си­а­на Са­ко­ви­ча, ко­то­рый об­ви­нял пра­во­сла­вие в усво­е­нии ре­фор­ма­тор­ских мне­ний. В от­вет на этот на­вет мит­ро­по­лит Петр при­нял де­я­тель­ное уча­стие в со­став­ле­нии об­ли­чи­тель­но­го сбор­ни­ка «Λίθος, или Ка­мень», а так­же в под­го­тов­ке ве­ро­ис­по­вед­но­го трак­та­та – т.н. «Ис­по­ве­да­ния Пет­ра Мо­ги­лы» (см. по­дроб­нее).
В 1640 го­ду мит­ро­по­лит Петр со­брал в По­мест­ный Со­бор в Ки­е­ве, на ко­то­ром бы­ло опро­верг­ну­то со­чи­не­ние Са­ко­ви­ча и при­ня­то, по­сле неко­то­рых пра­вок, под­го­тов­лен­ное пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры. На Яс­ском Со­бо­ре в 1642 го­ду это ис­по­ве­да­ние бы­ло да­лее скор­рек­ти­ро­ва­но и на­прав­ле­но на пе­ре­вод и про­вер­ку к во­сточ­ным пат­ри­ар­хам. В 1645 го­ду мит­ро­по­лит опуб­ли­ко­вал од­ну из ре­дак­ций «Ис­по­ве­да­ния» в Ки­е­ве, по­сле че­го ряд но­вых из­да­ний по­яви­лись на раз­ных язы­ках и по­лу­чи­ли ши­ро­кое хож­де­ние как важ­ный ве­ро­учи­тель­ный до­ку­мент Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Мит­ро­по­лит Петр вполне вла­дел ла­тин­ским и гре­че­ским. Жизнь вёл стро­го ас­ке­ти­че­скую. Бла­го­го­вел пе­ред Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­рой и счи­тал ее ме­стом осо­бен­но­го при­сут­ствия Бо­жье­го.
Пе­ред смер­тью за­ве­щал Ки­ев­ской кол­ле­гии свою биб­лио­те­ку, при­об­ре­тен­ную для нее недви­жи­мую соб­ствен­ность и зна­чи­тель­ную сум­му де­нег, а на­став­ни­ков ее обя­зал, чтобы они жи­ли по его пра­ви­лам и каж­дый чет­верг со­вер­ша­ли о нем по­ми­но­ве­ние. Мно­го за­ве­щал он Лав­ре и дру­гим мо­на­сты­рям и церк­вам, воз­двиг­ну­тым им из раз­ва­лин. Скон­чал­ся 31 де­каб­ря 1646 го­да, в ночь на 1647 год. Со­глас­но за­ве­ща­нию, был по­гре­бен в скле­пе Успен­ской ве­ли­кой церк­ви Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, под ле­вым кли­ро­сом в сред­ней ча­сти хра­ма.
Те­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра по­чи­ва­ло на ме­сте по­гре­бе­ния вплоть до Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. В но­яб­ре 1941 го­да Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь взо­рва­ли, при­чем взрыв­чат­ку за­ло­жи­ли имен­но воз­ле ме­ста по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля. Гроб с остан­ка­ми ока­зал­ся пол­но­стью уни­что­жен, со­хра­ни­лись лишь се­реб­ря­ные пла­сти­ны с ро­до­вым гер­бом и эпи­та­фи­ей, ко­то­рые в 1982 го­ду бы­ли най­де­ны при рас­коп­ках ар­хео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ци­ей под ру­ко­вод­ством В. Хар­ла­мо­ва.

Акафист Петру Могиле
Кондак 1Возбранному воеводе и пастырю, славному сыну славнаго известнаго рода володарей Молдовлахии святителю Петру составим похвалу, яко во дни лютых гонений отстоявшему и в Богодухновенных трудах своих запечатлевшему чистоту веры святыя Православныя. И ныне молитвами твоими спасай нас от бед и напастей, да с любовию зовем ти:Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Икос 1Ангелам по ревности в защите веры и спасения душ человеческих подражая пожил еси. Трудами твоими Богодухновенными ниву церковную оплодоносил еси. Сего ради исполненныя духа любви к тебе с благодарностию вопием таковая:Радуйся, святителю отче Петре, ради служения Церкви Христовой богатство, знатность рода и почести земныя оставивый.Радуйся, заблуждения латинства в письменах своих обличивый.Радуйся, Киево-Могилянскую Коллегию в духовное просвещение основавый.Радуйся, униатами поруганныя храмы и обители своими средствами восстановивый.Радуйся, святителю отче Петре, Богослужебныя книги написавый.Радуйся, Православное исповедание веры Собором вселенских Патриархов и святителей утвердивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 2Видяще благочестивыя родители воевода Симеон и княгиня Маргарита чадо свое мудростию и многоразличными познаниями с детства Всевышним одаренное и крепкою любовию к Христовой Церкви озаренное, в радости воспели о нем Богу: Аллилуиа.Икос 2Разум свой Божественными ученьми просветил еси, святителю отче Петре, отвергнув еси почестей мира сего суету, православное исповедание веры своей защитил еси. Сего ради Богомудрым наследником не токмо царскаго престола, но и делания монашескаго явился еси. Мы же в тебе избранный сосуд благодати Божия видяще во умилении вопием сицевая: Радуйся, рождением своим праздник рождества Христова предваривый.Радуйся, в год рождения твоего род Могил на престол Молдавский вступивый.Радуйся, в день памяти святителя Петра родивыйся.Радуйся, и сам достойным подражателем покровителя небеснаго явивыйся.Радуйся, любви ради к Церкви и святыням ея с усердием потрудивыйся.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 3Сила Божия благодати укрепляше тя, егда в окружении униатов и католиков веру свою Православную безбоязненно исповедал и защитил еси, и пред королями польскими свободы и прав ей исходатайствовал еси. Мы же ведуще сия о силе духа и ревности твоей поем Богу: Аллилуиа.Икос 3Имея веру несумненную и помысл чист на ниве церковней ради духовнаго пресвещения и спасения душ неутомимо трудился еси. Мы же в приносимых духовных плодах твоих самоотвержению и подвигам твоим удивляясь и в них поучаясь благодарно вопием ти таковая: Радуйся, в смутное премя архимандритом Киево-Печерския Лавры нареченный.Радуйся, многая имения и земли обители Киево-Печерския из плена возвративый.Радуйся, блага земныя и духовныя в обители святей приумноживый.Радуйся, преподобным и Богоносным отцам Киево-Печерским усердно потрудивыйся.Радуйся, обитель Киево-Печерскую молитвою к Богородице от напасти оградивый.Радуйся, в благодарность за помощь Пресвятей Владычице молебное пение сотворивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 4Бурю злословия и мятежа людскаго претерпел, но не убоялся еси, святителю отче Петре, Божественною любовию все козни врагов и злых человек побеждая, на всяцем месте и всяк час славя Бога воспевал Ему: Аллилуиа.Икос 4Слыша и видя многую твою добродетель, веру крепку и несумненну, чистоту непорочну, любовь нелицемерну, иерархи православныя единогласно избра и торжественно посвяти тя в митрополиты Киевския. Видяще тя пастыреначальником Богомудрым и строителем дому Божия добрым и непорочным, с надеждою на молитвы твоя взываем тебе таковая:Радуйся, царский скипетр на митрополичий жезл сменивый.Радуйся, быстрым шествием по лестнице церковного чина духовнаго восхождения не затмивый.Радуйся, интересы Церкви Христовой выше всего земнаго всегда возносивый.Радуйся, православное исповедание Апостольской Церкви в трудах своих запечатливый.Радуйся, род твой истинным благочестием даже польских королей к себе преклонивый.Радуйся, достойным потомком лучших сынов легендарного рода Могил себя явивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 5Боготечное светило явился еси всем христианом, святителю отче Петре, Божественный небосклон и доныне ученьми своими просвещая, верным показуя правыя стези и научая всех в духе любви и истины Триединому Богу воспевати: Аллилуиа.Икос 5Видяще православнии людие великия подвиги твоя во всяцем благочестии и чистоте Богу приносимыя и труды до кроваваго пота в просвещении омраченных страстьми полагаеми, познают в тебе, святителю отче Петре, крепкий щит и забрало и во дни скорбных обстояний и блуждания греховнаго припадающе вопиют ти таковая:Радуйся, благословением твоим служити пассии, тобою составленныя, в Посту Великом утвердивый.Радуйся, Богослужебные чины в «Требнике» своем изложивый.Радуйся, и доныне правило твое – по средам служити Акафист Успению Божией Матери в Лавре Печерской – Господь сохранивый.Радуйся, книгоиздательской деятельностью много народа просветивый.Радуйся, по всей земле книги Богослужебныя распространивый.Радуйся, молитвами твоими и потомков своих служителями Богу сотворивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 6Проповедником православнаго вероучения был еси, святым Апостолам в ревности подражая, храмы Божии и обители созидая, православныя пресвитеры мудро поставляя, братолютию и христианскому житию люди добре научая, да вси единым сердцем и усты воспоют с тобою Богу: Аллилуиа.Икос 6Возсиял еси в Боголюбивой душе твоей немеркнущий свет Богопознания, вознося тя на высоту духовнаго совершенства. Тем же светом и мы от тебя просвещаеми благодарно вопием сицевая:Радуйся, монашеский скит в Голосиево основавый.Радуйся, в основание его духовное начало положивый.Рауйся, церковь в нем святому мученику Иоанну Сочавскому создавый.Радуйся, в церкви той много частиц святых мощей и Креста Господня положивый.Радуйся, в скит сей для подвигов монашеских приходивый.Радуйся, сад духовный в нем заложивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 7Хотяй невозбранно духом в горняя селения возноситися, святителю отче Петре, в бущующем мире душею надмирно пожил еси, подвигом добрым до конца подвизаясь, труды к трудам прилагая, неустанно достойно и праведно поя Богу: Аллилуиа.Икос 7В новой обители, в месте пустыннем, подвигам древних отшельников подражая, подвизался еси, святителю отче Петре, тем же и нас научи тихого пристанища от житейских плаваний достигнути, тебе зовущим таковая:Радуйся, святителю отче Петре, пример монашескаго воздержания показавый.Радуйся, Божественные Литургии ежедневно совершавый.Радуйся, Господь воду по молитвам твоим в подтверждение силы Православия в вино обративый.Радуйся, много земных поклонов Богу и святым Его сотворивый.Радуйся, безсонные ночи в молитвах своих проводивый.Радуйся, тайно вериги на теле своем носивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 8Странником и пришельцем в жизни сей скоротечней себе помышлял еси, святителю отче Петре, мысленно в горняя душу свою возводя. Мы же, видя смирение и подвиги, побеждати мир, плоть и диавола на примере твоем поучаясь, всегда вспомоществующему тебе в Троице славимому Богу поем: Аллилуиа.Икос 8Весь исполнен быв любви к Богу и ближним, святителю отче Петре, спасение всем устрояя, не иский себе, но многих пользы пожил еси и о Господе свято и праведно почил еси. И ныне у Престола Всевышняго ходатайства твоего о пастве не оставляеши. Мы же, приемля помощь твою, прославляюще тя, благодарно зовем таковая:Радуйся, тяжелую ношу защиты Православия от католиков и униатов подъявый.Радуйся, многая труды, скорби и напасти не единожды претерпевый.Радуйся, клевету и поношения даже от единоверных имевый.Радуйся, мужество и самоотверженность в трудных обстояниях сохранивый.Радуйся, чистоту веры Православныя отстоявый.Радуйся, неколеблющееся благочестие и твердость исповедания Православныя веры до конца сохранивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 9Всяк возраст и всяко сословие видя ревность твою и труды, святителю отче Петре, молит тя всякия беды, скорби и напасти избавити в нынешнем веце. И в будущем, любовию твоею побеждаеми, чаем в селении праведных с тобою купно пети Богу: Аллилуиа.Икос 9Ветии многовещанные многою духовною силою слова твоего превзошел еси. Божии мудрость, величие и силу неведущим открыл еси, на путь спасения наставляя. Людие же, видяще твое неусыпное попечение о них, непрестанно вопиют ти таковая:Радуйся, многочисленные труды по восстановлению Киевской митрополии понесший.Радуйся, о пастве твоей ревностно болезновавший.Радуйся, святую Софию Киевскую от униатского пленения свободивый.Радуйся, святый храм ея иконами украсивый и обновивый.Радуйся, и по смерти твоей святую Софию от чуждых посягательств защитивый.Радуйся, в храме Софийском более двух месяцев непогребенный нетленно пребывый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 10Спасение вечное наследовал еси, святителю отче Петре, положив душу за словесныя овцы твоя. Сего ради освятился еси и неизреченныя милости сподобился еси со Ангелы и всеми святыми в небесном Царствии пети Богу: Аллилуиа.Икос 10 Стена необоримая нам явился еси, святителю отче Петре, от враг видимых и невидимых всех прибегающих к твоему небесному заступлению надежно защищая. И ныне обители, грады и страну нашу православную от волков в шкурах овечьих и всякаго лукавствия, коварства и губительства огради. Да ведуще ревность и силу твою в защите веры Православныя в надежде на всегдашнюю помощь твою, дерзновенно вопием таковая:Радуйся, у родителей твердому стоянию в вере и благочестии научивыйся.Радуйся, благотворителем и покровителем бедных храмов и обителей явивыйся.Радуйся, в благоустроении Успенския Киево-Печерския обители усердно потрудивыйся.Радуйся, в Киевские митрополиты в Успенском храме града Львова рукоположенный.Радуйся, и земное упокоение в Успенском храме Киево-Печерския обители обретший.Радуйся, оставшееся от родителей наследство духовным школам завещавый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 11В пениях наших всеумиленных восхвалим Господа Бога, даровавшего нам тя, веры святыя Православныя поборника и учителя, о спасении душ наших зело поревновавшего. Наученные тобою, святителю отче Петре, право веровати истинам Евангельским воспоем в Троице славимому Богу: Аллилуиа.Икос 11Светоноснаго светильника неугасаема видим тя, святителю отче Петре, на Божественном небосклоне ярко горящего. Наслаждаяся блаженства неизреченнаго, Божественных милостей благодатные лучи сокровенно и нам, сущим во тьме неразумия, изливаеши. Сего ради уповая на молитвы твоя, во умилении глубоцем почитаем тя, святителю Божий, звании сицевыми:Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный.Радуйся, воине Христов непобедимый.Радуйся, к сонму святых сопричтенный.Радуйся, людьми и Богом прославленный.Радуйся, почитающих тя молитвенниче неусыпный.Радуйся, яко во славе святых пребывающий.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 12Благодать данную ти от Бога добре ведуще, святителю отче Петре, знаем тя – усерднаго молитвенника и ходатая спасения душ наших. Сего ради просим и молим тя: испроси у Всемилостиваго Бога даровати согрешениям нашим прощения, веры Православныя утверждение, во всяком благом деле вспоможения, домовом, обителям, градом и весям благословение, да всегда в радости поем прославляющему тя Богу: Аллилуиа.Икос 12Воспевая многая твоя и предивныя добродетели, почитаем память твою, добрый пастырю и угодниче Христов, святителю отче Петре, непрестанно поминай нас у Престола Господня да всегда с любовию вопием ти таковая:Радуйся, непрестанною молитвою на высоту Богомыслия возносимый.Радуйся, в посте и молитве непрестанно пребывавый.Радуйся, неутомимый проповедниче правды Евангелия.Радуйся, веры Православныя столпе непоколебимый.Радуйся, яко словесное свое стадо от душепагубных волков сохранивый.Радуйся, и на кафедре святительской подвигов иноческих не оставивый.Радуйся, святителю отче Петре, ревностный защитниче веры Православныя.Кондак 13О всехвальный и предивный угодниче Божий и воине Христов, святителю отче Петре, приими от нас грешных и непотребных сие усердно приносимое тебе наше моление и твоим непрестанным благоприятным к Богу ходатайством избави нас от внезапныя смерти, от всяких бед и напастей и вечныя муки.Защити храмы, обители, веси и страну нашу православную от лукавства и злобы иноплеменников, от коварства раскольников, безбожников и еретиков, да сподобимся купно с тобою и всеми святыми во веки пети Богу: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Приложенные файлы

  • 14623823
    Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

Оценка 3.5 проголосовавших: 8
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here